УДК 327
Черных А.А., аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия).
РОССИЯ ПРОБЛЕМА ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ В СИРИЙСКОМ КОНФЛИКТЕ
(2013 г.).
Статья посвящена сложной и актуальной проблеме: действиям России на международной арене по урегулированию кризиса, возникшего в 2013 г. вокруг вопроса о применении химического оружия в гражданской войне в Сирийской Арабской Республике. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения по ряду причин. Во-первых, тема сирийского химического оружия на сегодняшний день не закрыта, и продолжает обсуждаться мировым сообществом, поскольку представляет собой угрозу для международной безопасности. Во-вторых, Россия с самого начала приняла активное участие в разрешении данного кризиса, и сумела добиться дипломатического успеха. В-третьих, пути решения вопроса о сирийском химическом оружии еще не найдены окончательно и идет поиск доказательств по его предположительному применению в Сирии силами различной политической ориентации. Автор прослеживает целый ряд разнообразных аспектов данной темы. Показаны международно-правовые стороны проблемы химического оружия. Прослеживается взаимосвязь вопроса о химическом оружии с политическими интересами различных государств, вовлеченных в сирийский кризис, и другими международными событиями. Автор приходит к выводу, что данный вопрос стал для России важным опытом участия в ближневосточной политике, и сыграл определенную роль в последующей активизации политики РФ в этом неспокойном регионе.
Ключевые слова: Россия, Сирия, химическое оружие, США, урегулирование, внешняя политика DOI: 10.22281/2413-9912-2018-02-02-246-254
Статья посвящена сложной и актуальной проблеме: действиям России на международной арене по урегулированию кризиса, возникшего в 2013 г. вокруг вопроса о применении химического оружия в гражданской войне в Сирийской Арабской Республике. Актуальность поставленной проблемы состоит в следующем. Во-первых, тема сирийского химического оружия на сегодняшний день не закрыта, и продолжает обсуждаться мировым сообществом, поскольку представляет собой угрозу для международной безопасности. Во-вторых, Россия с самого начала приняла активное участие в разрешении данного кризиса, и сумела добиться дипломатического успеха. В-третьих, пути решения вопроса о сирийском химическом оружии еще не найдены окончательно и идет поиск доказательств по его предположительному применению в Сирии силами различной политической ориентации. В статье рассматривается целый ряд разнообразных аспектов данной темы. Показаны международно-правовые стороны проблемы химического оружия. Прослеживается взаимосвязь вопроса о химическом оружии с политическими интересами различных государств, вовлеченных в сирийский кризис, и другими международными событиями. Можно с уверенностью утверждать, что данный вопрос стал для России важным опытом участия в
ближневосточной политике, и сыграл определенную роль в последующей активизации политики РФ в этом неспокойном регионе.
Химическое оружие появилось в XX в. и впервые было применено на полях сражений Первой Мировой войны. Пагубные последствия применения «иприта» побудили незамедлительно искать пути его запрета. Химическое оружие было приравнено к оружию массового уничтожения (ОМУ), и уже в 1925 г. был подписан Женевский протокол, запрещавший странам-подписантам применять химическое оружие [1]. Даже во Второй мировой войне использование боевых отравляющих веществ было скорее исключением. Однако его создание и накопление не прекратилось.
В 1993 г. был сделан следующий шаг. Была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. Была создана ОЗХО - Организация по запрещению химического оружия, к которой присоединились страны-подписанты [2].
В XXI в. сам факт наличия ОМУ у диктаторских режимов, особенно у так называемых «государств-изгоев», стало восприниматься как серьезная угроза мировой безопасности. Так, крайнее противодействие мирового сообщества вызывали работы над ядерным оружием ОМП в Иране, Северной Корее, а примирение Каддафи с Западом
включало в себя отказ от программ производства ОМУ Гипотетическое наличие ОМУ у Саддама Хуссейна в Ираке стало предлогом для американского вторжения в Ирак.
Сирийская Арабская Республика (САР) подписала лишь первый из вышеназванных документов (1968 г.). Производство же химических боеприпасов велось там, начиная с 1970-х гг. Страна находилась в постоянной готовности к войне с Израилем - более богатым, технически развитым, способным позволить себе даже атомную бомбу. А отравляющие вещества были относительно бюджетным способом обзавестись собственным ОМУ.
«Арабская весна» не обошла Сирию стороной. Беспорядки и протесты против режима Башара Асада к лету 2012 г. переросли в полноценную гражданскую войну. Тогда и встал вопрос о возможном применении сирийского химического оружия. Летом 2012 г. сирийское правительство в ответ на опасения, высказываемые мировым сообществом, объявило, что применит ОМУ только при внешней интервенции [3].
США поддерживали антиправительственные силы в Сирии, но влезать в очередную дорогостоящую войну на Ближнем Востоке не желали. Тогдашний президент США Б. Обама объявил, что ситуация в Сирии не представляет угрозы жизненным интересам США, но «если мы заметим передвижения химического оружия или попытку применить его, то это станет для нас последней каплей и заставит действовать по-иному» [3].
Применение химического оружия, таким образом, стали так называемой «красной чертой», за которой должны были взлететь американские ракеты.
Не меньшие опасения американцам внушала возможность того, что сирийские власти потеряют над контроль над своими запасами ОМУ К тому времени все попытки США найти среди сирийских оппозиционных группировок хоть кого-то минимально похожего на демократов, провалились, и в США не испытывали по их поводу никаких иллюзий. Химическое оружие в руках «борцов за свободу», в том числе из «Аль-Каиды» было гораздо опаснее, нежели в руках Асада. В Иордании и Турции в конце осени 2012 г. были развернуты отряды американского спецназа, чьей задачей было в случае чего
быстро поставить под свой контроль арсеналы с ОМУ [4].
Официальные лица США, включая министра обороны, открыто заявляли, что не желают попадания химоружия «не в те руки». Уже в 2013 г. через иорданскую разведку удалось установить контакты с сирийскими спецслужбами [5]. Американцев интересовало, надежно ли контролируются химические боеприпасы.
Впервые применение химоружия было зафиксировано 23 декабря 2012 г. Однако резонанс получила лишь атака, произошедшая 19 марта 2013 г. в сирийской провинции Халеб. Погибло 25 человек, из которых 16 - военнослужащие сирийской армии.
На следующий день с просьбой о расследовании этого инцидента в ООН обратилось правительство САР, а 21 марта 2013 г. была создана комиссия ООН по расследованию инцидента, которую возглавил шведский ученый Оке Сельстрем. Идею всестороннего расследования полностью поддержала Россия [3], поддерживавшая режим Б. Асада.
США не желали напрямую ввязываться в конфликт. Однако «красная черта» была пересечена. К тому же Америку к вмешательству активно подталкивали ее союзники в регионе - Катар и Саудовская Аравия. Эти страны вложили огромные силы и средства в поддержку антиправительственных сил в Сирии, и очень хотели, чтобы американские крылатые ракеты расчистили их клиентам дорогу к власти.
США, подталкиваемые Катаром и Саудовской Аравией, начали собирать коалицию на случай интервенции[6], которая должна была бы произойти в обход ООН. 1 - 2 апреля 2013 г. в Аммане, а 24 - 25 апреля 2013 г. - в Вашингтоне - произошел ряд встреч представителей стран, которые планировалось привлечь к интервенции. Расследование ООН практически остановилось.
Чтобы снизить вероятность интервенции, в Москве применили старый как мир, но очень действенный прием - шантаж.
Известно, что в 2012 г. Россия сильно сократила поставки оружия в Сирию - из-за неустойчивой ситуации и привычки западных партнеров проверять российские суда, идущие к сирийским берегам. За это время
она нарастила в Средиземном море группировку военных кораблей. И в ответ на планы интервенции допустила утечку информации о возможной поставке САР зенитно-ракет-ного комплекса (ЗРК) С-300.
ЗРК С-300 считается одним из лучших в мире, и его возможное наличие у сил сирийской ПВО делало любую операцию на территории САР крайне рискованной. Уничтожать же их при разгрузке было безумием - ее неизбежно прикрывали бы корабли ВМФ РФ [7].
Результат не замедлил проявиться: в Москву поспешили британский премьер-министр Д. Кэмерон и Госсекретарь США Дж. Керри. 8 мая 2013 г. в Москве Дж. Керри провел переговоры с С. Лавровым и встретился с В.Путиным, после чего было объявлено о согласии держав на проведении международной конференции по мирному урегулированию в Сирии. По аналогии с Женевской конференцией июля 2012 г. грядущая встреча получила название «Женева-2».
Далее тема химического оружия всплыла на саммите «Большой восьмерки» в Лох-Эрне: участники встречи в совместном заявлении подтвердили приверженность идее созыва «Женевы-2», осудили терроризм и химическое оружие, но дальше общих фраз дело не пошло.
На протяжении лета 2013 г. ситуация вокруг Сирии медленно, но неуклонно обострялась. Сначала болезнь вынудила оставить власть эмира Катара Хамада Аль Тани, одного из наиболее последовательных и энергичных врагов режима Асада. 3 июля 2013 г. дружественное Катару исламистское правительство М. Мурси в Египте было свергнуто военными под руководством генерала ас-Сиси. Между тем на стороне сирийского режима в гражданскую войну вступила «Хизбалла» - военизированная организация ливанских шиитов. 30 июля 2013 г. боевики потеряли г. Хомс.
Знамя борьбы против Б. Асада перехватила Саудовская Аравия. У Эр-Рияда были деньги и люди, но не оружие, которое мог дать Запад. Однако усилия главы саудовской разведки принца Бандара бин Султана добиться этого провалились. Саудиты, в отличие от Катара, не гнушались прямых контактов с сирийскими отделениями «Аль-Ка-иды», и этим сильно отталкивали западные
державы. Неудачей закончилась и попытка принца наладить диалог с В.Путиным [8].
В этих непростых условиях возобновить расследование ООН по химическим атакам удалось лишь 19 августа 2013 г. Однако через три дня о нем все забыли.
Ночью 21 августа 2013 г. в пригороде Дамаска Восточной Гуте произошла химическая атака. Количество погибших оценивалось от 300 до 1400 чел, а также более 3000 пострадавших. В то же день МИД РФ, вслед за сирийскими властями, обвинил сирийскую оппозицию, а Запад - сирийские власти [9]. Столь оперативная реакция (невозможно за день объективно, с учетом крайней ангажированности источников, установить истину) говорит лишь об одном: всех интересовали последствия этого события для их интересов, а вовсе не истинные виновники трагедии.
Кто бы это ни сделал - правительственные войска для облегчения наступления, боевики или саудовские агенты, дабы спровоцировать столь нужное внешнее вторжение - последствия могли быть самые серьезные. США не были заинтересованы в очередной затратной и непопулярной войне на БСВ. Но оставить без реакции нарушение грозного предупреждения президент США Обама также не мог. Началась подготовка к операции.
Британцы быстро составили проект резолюции СБ ООН, предусматривавшей «принятие необходимых мер для защиты гражданского населения» и 28 августа 2013 г. вынесли ее на обсуждение пятерки постоянных членов. Российский и китайский представители демонстративно ушли, не желая обсуждать документ, формулировки которого до боли напоминали резолюцию по Ливии 2011 г., приведшую к военной интервенции НАТО [10].
Позиция России заключалась в том, что вторжение недопустимо. Российские дипломаты обращали внимание на согласие САР на расследование трагедии в Гуте (игнорируя то, что Дамаск тянул с допуском миссии ООН) [11].
По факту химической атаки в российском руководстве придерживались мнения, что это провокация оппозиции или сил, стоящих за ней. Это мнение выразил и сам президент РФ В. Путин [12]. При этом официально Россия не возражала непосредственно против наказания, но только по выводам расследования ООН, до
окончания которого было еще далеко.
Вторжение в Сирию после двух лет поддержки Сирии стало бы для РФ дипломатическим поражением. Во-первых, был бы в очередной раз создан прецедент удара в обход ООН. Во-вторых, Россия предстала бы слабой державой, неспособной защитить союзников. И, наконец, падение сирийского режима означало потерю партнера и рост угрозы терроризма.
Самое прискорбное было в том, что «воздушный» характер[13] планируемой операции не обеспечивал вывоз ОМУ, а бомбить склады означало устроить серию выбросов химикатов. Вместо этого американские военные при консультации с ССА включали в список целей аэродромы, базы, арсеналы, объекты ПВО, что никак не способствовало выводу химоружия из игры. Зато такая операция, как и в Ливии, приближала повстанцев и террористов к власти. В Эр-Рияде были в восторге. Саудиты даже соглашались взять на себя финансирование операции [14].
30 августа 2013 г. британский парламент отказал премьер-министру Великобритании Д. Кэмерону в поддержке военной операции [15]. США остались в одиночестве. Поэтому Б. Обама отложил военную операцию до 9 сентября 2013 г., передав вопрос на голосование в Конгресс США, хотя имел полномочия этого не делать [16].
Переговоры с Россией возобновились на саммите «^-20», проводившийся в Санкт-Петербурге 5-6 сентября 2013 г. В его повестку даже включили изначально не предусмотренную встречу Путина и Обамы, оказавшуюся напряженной. США, несмотря на колебания, готовилась к интервенции, подталкиваемые саудитами, а в Париже ждали, что скажет Вашингтон. Позицию России разделяли в основном, развивающиеся страны, а также Генсек ООН и Папа Римский. Однако этот внушительный «антивоенный клуб» никак не мог прямо повлиять на решения, принимаемые в Конгрессе США или в Елисей-ском дворце.
Однако Путин объявил, что не покинет своего союзника даже в случае начала войны, и продолжит поставлять ему оружие. А это уже означало неизбежную конфронтацию России и Запада. Ситуация принимала все более опасный оборот [17].
После саммита и Кэмерон, и Обама заявили, что вероятность интервенции не снижается, а президент США прямо обвинил СБ ООН в бездействии, оправдывая войну в обход ООН [18].
Американские военные уже определяли список целей для «Томагавков», однако дипломаты продолжали искать мирное решение проблемы. И оно нашлось.
9 сентября 2013 г., Госсекретарь США Джон Керри вскользь обмолвился, что у Асада остается способ избежать вторжения: в течение недели передать химическое оружие мировому сообществу. Это произошло около часа дня. Спустя два часа Госдеп заявил, что речь шла о «риторическом аргументе», но МИД РФ уже ухватился за идею, и в устах Лаврова она обрела очертания конкретного плана. План тут же поддержал оказавшийся с визитом в Москве глава МИД Сирии Валид Муаллем [19].
10 сентября 2013 г. в 6 утра Обама уже назвал российское предложение «потенциально прорывным» [20], а заседание Конгресса США было перенесено на 11 сентября [21]. В тот же день идею Лаврова поддержали генсеки ООН и ЛАГ, лидеры ЕС, Китая, Ирана.
Обращает на себя внимание неожиданная и нетипичная координация усилий российской и американской дипломатии. Это не может не навести на мысль, что «риторический аргумент» Керри был отнюдь не риторическим, а являлся частью продуманного плана.
Сопоставим факты. 5-6 сентября 2013 г. в Санкт-Петербурге проходит саммит «С-20». Едва ли высшее руководство США и России могло не обсуждать столь острую тему. «Двадцатка» - клуб экономический, Сирия в повестку дня не входит, но самые судьбоносные решения нередко принимаются в перерывах между официальными встречами. Вероятно, именно тогда снова была поднята идея химического разоружения, теперь ставшая единственным выходом из, казалось, безвыходной ситуации [22].
Последующие дни Лавров и Керри контактируют по телефону [23]. Кроме того, нельзя забывать про неформальные переговоры, которые, скорее всего, станут известны спустя много лет Голосование в Конгрессе отодвигается [24]. В это же время Россия ведет переговоры с иранским руководством
[25], а в Москву приезжает глава МИД САР, и объявляет, что намерен сделать важное заявление, касающееся американской интервенции [26]. И, наконец, 9 сентября 2013 г. Керри допускает «оговорку», которую за несколько часов превращают в план мирного урегулирования!
Этот план устраивал Россию, поскольку позволял избежать интервенции и создавал ей ореол «миротворца». Он устраивал США, позволяя избежать нежелательной войны, «сохранить лицо» и выглядеть инициатором (пусть и случайным) мирного процесса. Для Сирии это означало потерю серьезного козыря, но спасало от неминуемого вторжения.
14 сентября 2013 г. С. Лавров и Дж. Керри на встрече в Женеве подписали Рамочную договоренность об уничтожении химического оружия, производственного оборудования, прекурсоров и материалов разработки. В тот же день Сирия стала 190-м членом ОЗХО.
27 сентября 2013 г. ОЗХО одобрила план уничтожения сирийского химоружия, что было подкреплено единогласно принятой в тот же день резолюцией СБ ООН номер 2118. Помимо этого, резолюция подтверждала приверженность сторон Женевскому коммюнике и планам созыва «Женевы-2», а в случае применения ОМУ «кем бы то ни было» предусматривала меры в соответствии со ст. VII Устава ООН (санкции либо военная операция) [27].
Примечательно, что Россия тогда впервые допустила теоретическую возможность военного вторжения в Сирию. Ведь резолюция, по-сути, юридически закрепляла идею Обамы о «красной линии». Но она получала международно-правовое оформление и необходимость консенсуса в СБ ООН, и не могла быть приведена в действие без согласия России.
15 ноября 2013 г. ОЗХО приняла детальный план уничтожения сирийского химического оружия, а 17 декабря 2013 г. был принят план ликвидации наиболее опасных компонентов за пределами САР [28].
К концу октября 2013 г. инспекторы ООН и ОЗХО опломбировали все сирийские склады и хранилища с химическим оружием и компонентами, используемыми для его производства.
ОЗХО предложила частным компаниям принять участие в ликвидации арсеналов сирийского химического оружия. Речь идет о 19
типах веществ, в большинстве своем - промышленных химикатов, всего около 800 т. На эти цели организация согласилась выделить порядка 40 млн евро. Большую часть средств выделили страны ЕС и Япония. Россия и США выделили всего по 2 млн евро, но они взяли на себя логистическое обеспечение операции.
На российских бронированных грузовиках сирийское ОМУ было вывезено в порт Латакия, откуда его перевезли в разные страны под прикрытием российских и американских военных кораблей, и там их ликвидацией занялись частные компании. 600 т. наиболее токсичных химикатов вывезли в итальянский порт Джойя Тауро и там погрузили на американский корабль Cape Ray (Кейп Рэй). 3 июля 2014 г. судно вышло в международные воды, и там, в специальных установках ядовитые вещества разложили путем гидролиза. Так было уничтожено сирийское химическое оружие [29].
Впоследствии выяснится, что не все химические боеприпасы были уничтожены, но никого это не взволнует. Сирийская пустыня превратится в кровавый ад. Возникнет террористическое государство ИГИЛ. В сирийском небе все же замелькают звездно-полосатые самолеты, а русский спецназ пройдет по руинам древней Пальмиры. Война изменит свое лицо.
Суть решения, предложенное РФ для урегулирования вопроса с сирийским химическим оружием, заключалась в том, чтобы отделить вопрос химического оружия от проблемы урегулирования сирийского кризиса. Нет оружия - нет интервенции, а кто за что воюет, и кто виноват - второй вопрос. Это был дипломатический успех. Вторжение, направленное на свержение режима Б. Асада, не состоялась.
Дипломатический успех показал российскому руководству, что Россия может и должна активно защищать свои международные интересы. Уже 27 сентября 2013 г. С. Лавров заявил, что России нужна «сильная светская Сирия», обозначив безоговорочную поддержку Б. Асада. Затем, в 2014 г. последовала активизация российской внешней политики. А спустя два года после напряженных переговоров над химическим оружием с сирийского аэродрома Хмеймим российская авиация начнет наносить удары по врагам террористам.
Таким образом, решительные дипломатические шаги России в 2013 г. относительно
ликвидации сирийского химического оружия, несомненно, можно считать дипломатическим прорывом. Инициатива в решении сирийского кризиса перешла к России: путем переноса акцента на вопрос о ликвидации сирийского химоружия Россия сумела предотвратить ракетно-ядерный удар США по Си-
рии, что могло привести к эскалации конфликта и перерастанию его в глобальный. Однако до окончательное решения вопроса по сирийскому химоружию не найдено до сих пор. Убедительных доказательств реального применения химоружия нет ни у одной из сторон, вовлеченных в конфликт.
Список литературы
1. Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Женева, 17 июня 1925 года URL: http://www.memo.ru/prawo/hum/zhen1925.htm
2. Конвенция о химическом оружии. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.opcw.org/ru/konvencija-o-khimicheskom-oruzhii/
3. К вопросу о применении сирийского химического оружия. Досье//ИТАР-ТАСС. 25.04.2014. [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/info/675474
4. Щегловин Ю.Б. О развитии ситуации в Сирии//Институт Ближнего Востока. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.iimes.ru/?p=16433
5. Щегловин Ю.Б. О развитии ситуации в Сирии//Институт Ближнего Во-стока.17.03.2012. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.iimes.ru/?p=17029
6. Мелкумян Е.С. Декларация ЛАГ в Дохе//Институт Ближнего Востока. 29.03.2012. [Электронный ресурс]. - URl: http://www.iimes.ru/?p=17151
7. Щегловин Ю.Б. О развитии политической ситуации в Сирии//Институт Ближнего Востока. 13.05.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.iimes.ru/?p=17441
8. Щегловин Ю.Б. О развитии ситуации в Сирии//Институт Ближнего Востока. 26.07.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.iimes.ru/?p=17987
9. Войной на Сирию идут в обход ООН//Коммерсант. 23.08.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/2261100
10. В СБ ООН началось осуждение британского проекта резолюции по Сирии//РИА-Но-вости. 28.08.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/arab_riot/20130828/959220252.html
11. Гатилов Г.: применение силы в Сирии в обход СБ ООН будет грубейшим нарушением международного права//ИТАР-ТАСС. 28.08.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/667828
12. Путин назвал провокацией заявления о применении химоружия властями Сирии//РИА-Новости. 31.08.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/arab_riot/20130831/959916024.html Лавров: ситуацию по применению химоружия 21 августа срежиссировали//РИА-Новости. 09.09.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/arab_riot/20130909/961886546.html
13. СМИ: операция Запада в Сирии может продлиться несколько дней//РИА-Новости. 28.08.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/arab_riot/20130828/959253200.html
14. Щегловин Ю.Б. О развитии ситуации в Сирии//Институт Ближнего Востока. 09.09.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.iimes.ru/?p=18185
15. Британский парламент отклонил резолюцию о необходимости «гуманитарной интервенции» в Сирию//ИТАР-ТАСС. 30.08.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/mezhdu-narodnaya-panorama/668720
16. Конгресс США обсудит возможность операции в Сирии не ранее 9 сентября//РИА-Но-вости. 31.08.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/arab_riot/20130831/959927668.html
17. Путин В.: РФ поможет Сирии в случае нанесения по стране военного удара//РИА-Но-вости. 06.09.2013. [Электронный ресурс]. - URL:http://ria.ru/arab_riot/20130906/961344791.html
18. США уважают СБ ООН, но по Сирии он бездействует, заявил Обама//РИА-Новости. 06.09.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/arab_riot/20130906/961359505.html
19. США скептически относятся к предложению России по химоружию в Сирии//РИА-Но-вости. 09.09.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/arab_sy/20130909/962031784.html
20. Обама назвал предложение России по химоружию в Сирии «позитивным»//РИА-Но-вости. 10.09.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/arab_riot/20130910/962062022.html
21. Голосование в сенате США по Сирии перенесено//ИТАР-ТАСС. 10.09.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/674647
22. Щегловин Ю.Б. О развитии ситуации в Сирии//Институт Ближнего Востока. 18.09.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.iimes.ru/?p=18235
23. Лавров и Керри провели 40-минутный телефонный разговор по Сирии//РИА-Ново-сти. 06.09.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/arab_riot/20130906/961403541.html
24. Голосование в палате представителей США по Сирии могут отложить//РИА-Ново-сти. 07.09.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/arab_riot/20130907/961434175.html
25. Российские и иранские дипломаты обсудят в Москве сирийский вопрос//РИА-Ново-сти. 09.09.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/arab_riot/20130909/961921146.html
26. Источник: глава МИД Сирии сделает в Москве специальное заявление//РИА-Ново-сти. 09.09.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/arab_riot/20130909/961989360.html
27. Резолюция 2118 (2013), принятая Советом Безопасности на его 7038-м заседании 27 сентября 2013 года. [Электронный ресурс]. - URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N13/489/25/PDF/N1348925.pdf?OpenElement
28. Доклад ОЗХО об осуществлении Конвенции в 2013 году. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.opcw. org/index.php? eID=dam_frontend_push&docID=18171
29. Хроника противостояния в Сирии. Досье//ИТАР-ТАСС. 23.07.2014. [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/spravochnaya-informaciya/669066
RUSSIA THE PROBLEM OF CHEMICAL WEAPONS IN THE SYRIAN CONFLICT (2013).
The article is devoted to a complex and topical problem: the actions of Russia in the international arena to resolve the crisis that arose in 2013 around the issue of the use of chemical weapons in the civil war in the Syrian Arab Republic. The relevance of this article is beyond doubt for a number of reasons. First, the topic of Syrian chemical weapons is not closed to this day, and continues to be discussed by the world community, as it poses a threat to international security. Secondly, Russia from the very beginning took an active part in resolving this crisis, and managed to achieve diplomatic success. Thirdly, the ways to resolve the issue of Syrian chemical weapons have not yet been found and there is a search for evidence on its alleged use in Syria by forces of different political orientations.The author traces a number of various aspects of this topic. The international legal aspects of the problem of chemical weapons are shown. The interrelation of the issue of chemical weapons with the political interests of the various states involved in the Syrian crisis and other international events is traced. The author comes to the conclusion that this issue has become an important experience for Russia in the Middle East politics and played a certain role in the subsequent activation of Russian policy in this troubled region. Keywords: Russia, Syria, chemical weapons, US, settlement, foreign policy
References
1. Protokol o zapreshhenii primenenija na vojne udushajushhih, jadovityh ili drugih podobnyh gazov i bakteriologicheskih sredstv. Zheneva, 17 ijunja 1925 goda [Protocol for the Prohibition of the Use in War of Asphyxiating, Poisonous or Other Gases, and of Bacteriological Methods of Warfare. Signed at Geneva: 17 June 1925 ] Available at: http://www.memo.ru/prawo/hum/zhen1925.htm
2. Konvencija o himicheskom oruzhii. [Chemical Weapons Conwention] Available at:: http://www.opcw.org/ru/konvencija-o-khimicheskom-oruzhii/
3. K voprosu o primenenii sirijskogo himicheskogo oruzhija. Dos'e [On the question of the use of Syrian chemical weapons. Dossier] ITAR-TASS. 25.04.2014. Available at: http://tass.ru/info/675474
4. Shheglovin Ju.B. O razvitii situacii v Sirii [On the development of the situation in Syria] Institut Blizhnego Vostoka. Available at: http://www.iimes.ru/?p=16433
5. Shheglovin Ju.B. O razvitii situacii v Sirii [On the development of the situation in Syria] Institut Blizhnego Vostoka. 17.03.2012. Available at: http://www.iimes.ru/?p=17029
6. Melkumjan E.S. Deklaracija LAG v Dohe [Declaration of the Arab League in Doha] Institut Blizhnego Vostoka. 29.03.2012. Available at: http://www.iimes.ru/?p=17151
7. Shheglovin Ju.B. O razvitii politicheskoj situacii v Sirii [On the development of the political situation in Syria] Institut Blizhnego Vostoka. 13.05.2013. Available at: http://www.iimes.ru/?p=17441
8. Shheglovin Ju.B. O razvitii situacii v Sirii [On the development of the situation in Syria] Institut Blizhnego Vostoka. 26.07.2013. Available at: http://www.iimes.ru/?p=17987
9. Vojnoj na Siriju idut v obhod OON [The war against Syria is bypassing the UN] Kommer-sant. 23.08.2013. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2261100
10. V SB OON nachalos' osuzhdenie britanskogo proekta rezoljucii po Sirii [The United Nations Security Council began condemning the British draft resolution on Syria] RIA-Novosti. 28.08.2013. Available at: http://ria.ru/arab_riot/20130828/959220252.html
11. Gatilov G.: primenenie sily v Sirii v obhod SB OON budet grubejshim narusheniem mezhdunarodnogo prava [Gatilov G: the use of force in Syria bypassing the UN Security Council will be a gross violation of international law] ITAR-TASS. 28.08.2013. Available at: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/667828
12. Putin nazval provokaciej zajavlenija o primenenii himoruzhija vlastjami Sirii [Putin called provocation statements about the use of chemical weapons by the Syrian authorities] RIA-Novosti. 31.08.2013. Available at: http://ria.ru/arab_riot/20130831/959916024.html Lavrov: situaciju po primeneniju himoruzhija 21 avgusta srezhissirovali [] RIA-Novosti. 09.09.2013. Available at: http://ria.ru/arab_riot/20130909/961886546.html
13. SMI: operacija Zapada v Sirii mozhet prodlit'sja neskol'ko dnej [Media: the operation of the West in Syria may last several days] RIA-Novosti. 28.08.2013. Available at: http://ria.ru/arab_riot/20130828/959253200.html
14. Shheglovin Ju.B. O razvitii situacii v Sirii [On the development of the situation in Syria] Institut Blizhnego Vostoka. 09.09.2013. Available at: http://www.iimes.ru/?p=18185
15. Britanskij parlament otklonil rezoljuciju o neobhodimosti «gumanitarnoj intervencii» v Siriju [The British Parliament rejected a resolution on the need for "humanitarian intervention" in Syria] ITAR-TASS. 30.08.2013. Available at: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/668720
16. Kongress SShA obsudit vozmozhnost' operacii v Sirii ne ranee 9 sentjabrja [US Congress will discuss the possibility of an operation in Syria no earlier than 9 September] RIA-Novosti. 31.08.2013. Available at: http://ria.ru/arab_riot/20130831/959927668.html
17. Putin V.: RF pomozhet Sirii v sluchae nanesenija po strane voennogo udara [Putin V: Russia will help Syria in case of a military strike across the country] RIA-Novosti. 06.09.2013. Available at: http://ria.ru/arab_riot/20130906/961344791.html
18. SShA uvazhajut SB OON, no po Sirii on bezdejstvuet, zajavil Obama [US respects the UN Security Council, but it is inactive in Syria, Obama said] RIA-Novosti. 06.09.2013. Available at: http://ria.ru/arab_riot/20130906/961359505.html
19. SShA skepticheski otnosjatsja k predlozheniju Rossii po himoruzhiju v Sirii [US skeptical of Russia's proposal on chemical weapons in Syria] RIA-Novosti. 09.09.2013. Available at: http://ria.ru/arab_sy/2013 0909/962031784.html
20. Obama nazval predlozhenie Rossii po himoruzhiju v Sirii «pozitivnym» [Obama called the proposal of Russia on chemical weapons in Syria "positive"] RIA-Novosti. 10.09.2013. Available at: http://ria.ru/arab_riot/20130910/962062022.html
21. Golosovanie v senate SShA po Sirii pereneseno [Voting in the US Senate for Syria postponed] ITAR-TASS. 10.09.2013. Available at: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/674647
22. Shheglovin Ju.B. O razvitii situacii v Sirii [On the development of the situation in Syria] Institut Blizhnego Vostoka. 18.09.2013. Available at: http://www.iimes.ru/?p=18235
23. Lavrov i Kerri proveli 40-minutnyj telefonnyj razgovor po Sirii [Lavrov and Kerry held a 40-minute telephone conversation on Syria] RIA-Novosti. 06.09.2013. Available at: http://ria.ru/arab_riot/20130906/961403541.html
24. Golosovanie v palate predstavitelej SShA po Sirii mogut otlozhit' [Voting in the US House of Representatives on Syria may be postponed] RIA-Novosti. 07.09.2013. Available at: http://ria.ru/arab_riot/20130907/961434175.html
25. Rossijskie i iranskie diplomaty obsudjat v Moskve sirijskij vopros [Russian and Iranian diplomats will discuss the Syrian issue in Moscow] RIA-Novosti. 09.09.2013. Available at: http://ria.ru/arab_riot/20130909/961921146.html
26. Istochnik: glava MID Sirii sdelaet v Moskve special'noe zajavlenie [Source: Foreign Minister of Syria will make a special statement in Moscow] RIA-Novosti. 09.09.2013. Available at: http://ria.ru/arab_riot/20130909/961989360.html
27. Rezoljucija 2118 (2013), prinjataja Sovetom Bezopasnosti na ego 7038-m zasedanii 27 sentjabrja 2013 goda. [Resolution 2118 (2013), adopted by the Security Council at its 7038th meeting, on 27 September 2013.] Available at: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UN-DOC/GEN/N13/489/25/PDF/N1348925.pdf?OpenElement
28. Doklad OZHO ob osushhestvlenii Konvencii v 2013 godu. [Report of the OPCW on the implementation of the Convention in 2013]. Available at: http://www.opcw.org/index.php?eID= dam_frontend_push&docID=18171
29. Hronika protivostojanija v Sirii. Dos'e [Chronicle of confrontation in Syria. Dossier] ITAR-TASS. 23.07.2014. Available at: http://tass.ru/spravochnaya-informaciya/669066
Об авторе
Черных Александр Александрович - аспирант кафедры истории России XX-XXI вв., исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Россия), E-mail: tchernykh.iskander@yandex.ru
Chernykh Alexandr Alexandrovich - postgraduate, History faculty, Department of Russian history XX-XXI centuries, Lomonosov Moscow State University (Russia), E-mail: tchernykh.iskander@yandex.ru