Научная статья на тему 'Конфликтные ситуации в организациях и пути их устранения'

Конфликтные ситуации в организациях и пути их устранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА / CONFLICT SITUATIONS / ORGANIZATION MANAGEMENT / STRATEGY AND TACTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Л. С.

Рассмотрены способы управления конфликтными ситуациями в организации, выявлена сущность конфликтной ситуации, а также определена взаимосвязь между стратегией управления персоналом и конфликтной ситуацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways of managing conflict situations in the organization are considered, the essence of the conflict situation is revealed, and the relationship between the personnel management strategy and the conflict situation is determined

Текст научной работы на тему «Конфликтные ситуации в организациях и пути их устранения»

новый дискурс культуры - постмодернистский способ упаковки смыслов, форму реализации мифологической разновидности мировоззрения.

Наконец, нельзя пренебречь историческим значением и экспрессивной функцией комикса «Казаки» как нового образца массовой коммуникации и популяризации беллетристики, стоящего у истоков этого нового жанра в Югославии. Графическая адаптация шолоховского романа-эпопеи состоялась при активном содействии художников русской эмиграции, которые, тем самым, выстраивали своеобразный культурный мост между двумя близкими славянскими народами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казачьи станицы и хутора в Сербии // Новое время. Белград. - 1923. - 18 мая. - №319 (без имени автора).

2. Антанасиевич И. Русская классика в картинках. — Белград: Филолошки факултет, 2015.

3. Арсеаев А. Донски козаци у Томащевцу // Наше слово. - Нови Сад, 1999. - №5.

4. Арсеаев А. Самовари у равници: Руска емиграцща у Воjводини. Нови Сад: Зма^ Футог: Завештаае, 2011.

5. Из та^их архива УДБЕ. Руска емиграцща у Jугославиjи // Политика. Београд, 3.Х11.2017-18.1.2018.

6. Jовановиfi М. Доселаваае руских из бег-лица у Кралевину СХС: 1919-1924. Београд: Стубови културе, 1996.

7. Кундрюцков Б. Казак Иван Ильич Гамор-кин. - Белград: Типография Феникс, 1930.

8. Маевский Вл. Русские в Югославии 19201945 гг. - Нью-Йорк, 1966.

9. МиловановиЙ С., ПетщевиЙ А. Бела Русща: Руска емиграцща у Воjводини. Нови Сад: Музеj Воjводине, 2014.

10. Соловев С. Козаци: Роман из живота донских Козака, део 1-111 // Мика Миш - забавни лист у стрипу. Београд, 1938-1939.

11. Тесемников В., Косик В. Русский Белград.

- М. : Изд-во МГУ, 2008.

12. Удодов А. Четыре экранизации «Тихого Дона»: взгляд из XXI столетия // Мир Шолохова.

- 2016. - №1 (5). С. 68-73.

Косанович Богдан Раевич, доктор филологических наук, профессор Новисадского университета (Сербия). Автор монографии «Tragicno и ёвЫ БоЬИоуа» (1988), статей и монографий, посвя-щённых русско-сербским литературным и культурным связям. Сопредседатель открытого Международного сообщества «Русская словесность: духовно-культурные контексты». Переводчик и редактор «Полного православного богословского словаря» ( перевод с русс. яз. на сербский) т. 1-2, 2001-2010.

Поступила 24.09.2018 г.

УДК 331.104.2 Л. С. КОЗЛОВА

КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Рассмотрены способы управления конфликтными ситуациями в организации, выявлена сущность конфликтной ситуации, а также определена взаимосвязь между стратегией управления персоналом и конфликтной ситуацией.

Ключевые слова: конфликтные ситуации, управление организацией, стратегия и тактика.

Конфликты существуют с древнейших времен, поскольку возникают они в процессе общения людей. Основную часть своего времени люди проводят на работе. В результате этого происходит взаимодействие с руководством орга-

© Козлова Л. С., 2018

низации и подчинённым личным составом, а также осуществляется совместная деятельность с партнёрами организации. Не всегда результат данного взаимодействия имеет положительный характер. Таким образом, существуют различные причины возникновения конфликтных ситуаций.

Одним из основных способов устранения конфликтов является профилактика конфликтов. Профилактика конфликтов - это совокупность направлений, методов управления организацией, которая уменьшает вероятность возникновения конфликтных ситуаций [1 ].

Профилактика конфликтов эффективно себя зарекомендовала при устранении различных причин возникновения конфликтов, а также при управлении поведением сотрудника в соответствии с принятыми нормами в организации. Основные направления профилактики конфликтных ситуаций состоят в эффективном построении системы управления организацией и её личным составом, с учётом перспектив и стратегических подходов в совместной деятельности. С одной стороны, данные направления напрямую не связаны с конфликтными ситуациями, но, с другой стороны, практика реализации этих направлений показала, что их внедрение позволяет значительно увеличить уровень образования персонала, увеличить процесс управления коллективом, что в конечном итоге приводит к снижению конфликтных ситуаций в организациях. К наиболее эффективным способам управления персоналом организации относят следующее: разработка стратегий и тактик поведения персонала в организации, управление компетенцией сотрудника, привлечение руководителей высшего и среднего звеньев управления к принятию решений, а также изменения в структурах управления.

В современных условиях отечественные и международные организации большое внимание начинают уделять работе с коллективом, при котором персонал рассматривается как основной ресурс организации. Данным ресурсом управляют эффективно, благодаря правильно разработанной стратегии и тактики управления персоналом в конфликтной ситуации.

Стратегия и тактика управления персоналом организации представляет собой перспективное направление в работе с людьми, оно предполагает разработку определённого поведения для достижения системой управления персоналом поставленных целей и задач в организации. Ведь именно данное направление создаёт условия для принятия эффективных решений, позволяющих развиваться организации.

Стратегии управления персоналом и конфликтные ситуации взаимосвязаны. Разработка и внедрение в действие стратегии управления персоналом повышает уровень конфликтных ситуаций, поскольку затрагиваются личные интересы персонала в организации. Только благодаря правильно выстроенной стратегии работы с персоналом можно преодолеть конфликтные ситуации.

Стратегии поведения персонала в конфликтных ситуациях представляют собой комплекс мер, направленных на определённое поведение человека в конфликтной ситуации. Данное поведение включает в себя сотрудничество, соперничество, компромисс, уклонение от конфликта или приспособление к конфликтной ситуации. Эти стратегии осуществляются через различные тактики (корректное обращение, убеждение оппонента, заключение сделок) поведения персонала в конфликтных ситуациях. Стратегия является набором целей, а тактика - средством достижения этих целей. Например, тактика образования союзов относится к стратегии сотрудничества, тактика морального и физического ущерба относится к соперничеству, тактика заключения сделок - к компромиссу, тактика выхода из конфликтной ситуации - к уклонению от конфликта, а тактика выполнение требований оппонента в его целях - к стратегии приспособления. Таким образом, различные тактические приёмы поведения персонала в конфликтной ситуации соответствуют определённой стратегии.

Ещё одним из основных способов управления персоналом является управление компетенцией сотрудников, т. е. умения людей общаться друг с другом, работать в группе.

Для определения сущности компетенции необходимо проанализировать все виды деятельности, осуществляемые на занимаемой должности, а также выявить составляющие требуемых знаний и навыков. Кроме того, необходимо построить иерархию компетенции с учётом развития всех её составляющих и выявить составляющие компетенции для различных направлений деятельности [2].

Для эффективного владения компетенцией требуется постоянное развитие навыков и знаний. Направление данного развития задаёт выбранный вид стратегии управления персоналом. Компетенция состоит из следующих циклов: внедрение, развитие и угасание. Поддержание компетенции на высоком уровне определяет необходимость управления ею [1].

В целях устранений конфликтных ситуаций в организации необходимо применять структурные методы. Эти методы воздействуют на участников организационных конфликтов, которые возникают из-за неэффективного распределения функций, прав и обязанностей, низкого уровня организации труда, а также отсутствия системы мотивации и стимулирования сотрудников. К таким методам относят: разъяснение условий и требований к работе, разработку или уточнение организационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения [3].

Сбалансированные действия руководителей высшего и среднего звеньев управления позволяют разрешить конфликтные ситуации. В случае отсутствия этих действий в организациях, где руководители отвечают за процесс производства, особенно в условиях кризисных состояний организаций, возникают значительные сложности при управлении персоналом, что в конечном итоге ведёт к возникновению внутри-личностных конфликтов, которые могут перерасти в другие виды конфликтов.

Особое внимание следует уделить управлению поведением персонала в организации. Данное направление представляет совокупность мер по образованию принципов, норм поведения людей в организации, которые позволяют достичь поставленных целей и задач в определённые сроки с минимальными затратами. Правила и нормы поведения задаются занимаемой должностью сотрудника. Организация в соответствии со своими целями и задачами, стратегией и тактикой развития, особенностью деятельности осуществляет набор специалистов на определённые должности для выполнения конкретных функций и получения необходимых результатов. Сотрудник в соответствии со своими навыками вступает в договорные отношения с организаци-

ей, стремясь сыграть в ней определённую роль, выполнить поставленные задачи и получить денежное вознаграждение.

Таким образом, применение на практике вышеуказанных способов устранения конфликтных ситуаций в организации позволяет усовершенствовать процесс взаимовыгодного сотрудничества организации и сотрудника при выполнении поставленных целей и задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Громова О. Н. Конфликтология: курс лекций. - Москва : ЭКМОС, 2000. - 320 с.

2. Обозов Н. Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми. - Киев : МАУП, 2004. - 228 с.

3. Уткин Э. А. Конфликтология: теория и практика. - Москва : ЭКМОС, 2000. - 272 с.

Козлова Людмила Сергеевна, магистрант УлГТУ третьего года обучения.

Поступила 29.10.2018 г.

УДК 821.161.1 "1991/2006" Т. В. КУДРЯКОВА

О ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА ГЕННАДИЯ АЙГИ

Рассматриваются некоторые аспекты изучения организации художественного пространства в поэзии Геннадия Айги.

Ключевые слова: поэзия Г. Айги, художественное пространство, топология.

Геннадий Николаевич Айги (1934-2006) - известный больше за рубежом, чем в России, -русский и чувашский поэт, переводчик. Его поэтическое творчество практически с самого момента появления первых публикаций (70-е гг. XX века) привлекает внимание учёных-филологов по всему миру - от Франции до Японии. В современных исследованиях русскоязычной поэзии Айги особое значение приобретает поэтическое выражение пространства, которое рассматривается с самых разных позиций: с по-

© Кудрякова Т. В., 2018

зиции объединения сакрального, мифического с реальным, с позиции движения от предметного мира к объективной реальности бытия, метафизике вечной жизни и т. д.

По общему мнению пишущих о поэзии Айги (Г. А. Ермакова, А. Хузангай, А. В. Никитина, К. М. Корчагини др.), основным пространственным образом в поэзии Айги является архе-типический образ поля. Поле Айги представляет собой «национально обусловленную модель мира» (поэт был неразрывно связан с родной чувашской культурой): это священное место молитв, мировая ось и - в представлении древних чувашей - опора для столбов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.