УДК 316:48
П. С. Старыгина Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
Организационно-управленческие механизмы регулирования социальных конфликтов: нормативно-правовой аспект
В статье автор поднимает проблемы управления социальными конфликтами с помощью нормативно-правовых механизмов. Затрагивается вопрос влияния правовых норм на социальный конфликт, его структуру и динамику. При исследовании проблем применения права при разрешении конфликтов автором проводится анализ реальных конфликтных ситуаций в контексте данной проблематики, выделяются возможности преодоления различных конфликтных ситуаций и показываются перспективы развития права в качестве конструктивной основы для разрешения социальных конфликтов. В статье представлено обоснование важнейшей роли права как универсального механизма регулирования социальных конфликтов, анализируются альтернативные методы разрешения конфликтов. Выделяются и практически обосновываются возможности и перспективы применения правовых норм в рамках посредничества, медиации и арбитража. Вопрос применения правовых норм в социальных конфликтах является дискуссионным. Изучая проблемы разрешения конфликтов, автор анализирует практические ситуации и представляет возможности преодоления социальных конфликтов.
Ключевые слова: социальный конфликт, правовые нормы, юридические средства разрешения социальных конфликтов, альтернативные средства разрешения социальных конфликтов.
История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. Веками люди мечтали об идеальном, гармоничном обществе добра и справедливости. С древнейших времен они пытались решить возникающие противоречия и создать бесконфликтное общество.
В XIX и XX вв. проблема управления социальным конфликтом стала предметом изучения со стороны ряда гуманитарных наук. На Западе уже в течение многих десятилетий наблюдается усиленный процесс формирования науки конфликтологии, предметом которой является изучение социальных причин, структуры, динамики, функций конфликта, а также разработка механизмов их разрешения. Двадцатый век поставил проблематику конфликтологии на одно из первых мест в ряду гуманитарных и социальных наук.
Значительный вклад в развитие конфликтологии как науки сделали видные российские ученые
A. В. Дмитриев, А. Г. Здравомыслов, Г. И. Козырев,
B. Н. Кудрявцев, Ю. Г. Запрудский, В. И. Сперанский и другие.
Вопросы управления социальным конфликтом затронуты, в частности, в статьях А. Н. Чумико-ва, М. М. Лебедевой, Д. С. Клементьева и других.
Большой вклад в развитие конфликтологии как науки, изучение проблем взаимодействия права и социального конфликта внесли сотрудники Центра конфликтологии Института социологии РАН во главе с Е. И. Степановым.
Проблемами применения права в рамках управления социальными конфликтами занимаются также такие ученые, как В. С. Жеребин из Владимирского государственного университета; О. В. Бойков, Н. Н. Варламова. Представляют интерес работы М. В. Афонина, диссертации по данной проблематике Т. В. Худойкиной, М. Т. Литвинцева, несмотря на то, что их исследования были проведены в рамках юриспруденции, а также работы некоторых других ученых [3].
Большой теоретический и практический материал по применению основных способов регулирования и разрешения конфликтов, использованию в этой области права, получен из специализированных журналов «Третейский суд» и «Конфликтология».
Нельзя не отметить и ряд зарубежных авторов. Это в первую очередь Р. Дарендорф, Л. Козер, авторы практических разработок по урегулированию и разрешению конфликтов С. Карпентер, У. Кеннеди, Р. Фишер, У. Юри, Э. Берн.
Управление существующим конфликтом подразумевает урегулирование, разрешение или даже подавление последнего в интересах общества
в целом либо его отдельных субъектов. Рациональное управление придает конфликтному процессу формы, способные обеспечить минимизацию потерь различного рода.
Если в качестве социального конфликта берется рассогласованность целевых установок или ценностных представлений субъектов, то под понятием «разрешение конфликта» можно понимать процесс трансформации всей системы действий противоположных сторон в такое состояние, при котором элементы противостояния утрачивают свое значение, преобразуются и ослабевают. Методы достижения такого состояния различны - выбор общей цели, достижение консенсуса и компромисса и др. Главное условие при этом - устранение рассогласованности интересов сторон.
Одним из важнейших общественных институтов, действие которого может быть направлено на урегулирование и разрешение конфликта, является право.
В этой связи анализ и осмысление механизмов урегулирования социальных конфликтов с участием права представляется весьма актуальным. Кроме того, представляется важным провести анализ действия правовых норм на процесс урегулирования или разрешения социального конфликта любого вида, исследовать способы регулирования (управления) и разрешения конфликтных ситуаций, в том числе таких, как переговоры, участие посредника, арбитраж, третейские суды. Также представляется важным показать перспективы развития правовых институтов в качестве конструктивной основы для разрешения социальных конфликтов.
Практическую ценность составляют практические рекомендации по дальнейшему изучению возможностей применения права в организационно-управленческих механизмах регулирования и разрешения социальных конфликтов.
Наши суды, которые, можно сказать, являются самым распространенным способом разрешения конфликта, подчас перегружены множеством самых различных дел, в том числе и таких, где обязательства ответчика не выполняются по каким-то причинам (например, типичная в наших условиях причина неисполнения - нехватка денег). Но даже если суд признает вину ответчика, обяжет его исполнить свое обязательство, наложит штрафные санкции, это отнюдь не гарантирует исполнение судебного решения. В результате появляется правовой нигилизм у людей, прошедших через громоздкие процедуры судебных разбирательств, усугубляется экономическая нестабильность в обществе.
В настоящее время делается все, чтобы разрешить подобные проблемы, поэтому в данный период должна возрасти роль альтернативных процедур, направленных на устранение и преодоление конфликтов.
Во всем мире существует практика применения альтернативных средств разрешения споров с помощью переговоров, посредника, арбитража. Эти средства во многих случаях являются реальным выходом из создавшегося положения, так как они не требуют, по сравнению с обычным судом, значительных финансовых и технических затрат.
Однако и здесь существуют некоторые особенности применения таких методов. Для успешного развития третейских судов и других форм и методов альтернативного судопроизводства пока не хватает законодательной базы, финансовых средств, и, на наш взгляд, самого важного - позитивного отношения в обществе в целом и в юридическом сообществе в частности. Так, порой данные средства расцениваются как необоснованное уклонение от юрисдикции государства.
Между тем, нормы Конституции РФ, закрепляющие свободу экономической и предпринимательской деятельности, свободу договора, в известной степени предполагают и свободу в урегулировании разногласий между субъектами такого рода правоотношений. Можно сказать, что альтернативные средства разрешения конфликтов применимы ко всем без исключения гражданским делам, а также возможно их применение по некоторым уголовным делам.
Таким образом, целью исследования является изучение возможностей и перспектив применения права в организационно-управленческих механизмах регулирования и разрешения социальных конфликтов.
Достижение указанной цели подразумевает решение следующих задач:
- определение социальной природы права как регулятора общественных отношений, его основных признаков и функций с этой точки зрения;
- выявление правового механизма управления общественными отношениями;
- определение сфер и пределов правового регулирования во взаимоотношениях индивидов;
- выявление природы и сущности конфликта как явления общественной жизни;
- отслеживание механизмов управленческого воздействия права на все стороны конфликта;
- раскрытие основных правовых способов управления конфликтами, существующих в российском законодательстве;
- характеристика альтернативных способов разрешения конфликтов, практика применения которых существует в России и за рубежом;
- выделение основных проблем применения альтернативных правовых средств разрешения конфликтов, которые существуют в стране;
- рассмотрение возможных путей решения указанных проблем и перспектив дальнейшего развития альтернативных правовых средств разрешения конфликтов в Российской Федерации.
Основную гипотезу исследования составили следующие вопросы:
1. Право является одним из важнейших средств управления социальными конфликтами.
2. Понятие «управление социальным конфликтом» должно включать в себя выявление, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование и разрешение конфликтов; связывание данного термина только лишь с юридическими средствами регулирования конфликтов делает его слишком зауженным.
3. Применение права в рамках процедур разрешения и урегулирования конфликтов приводит к тому, что последние формализуются, выполняются в точном соответствии с законом. В результате этого субъективизм принятия решений сведен к минимуму.
4. Проблемами, возникающими при разрешении социальных конфликтов с помощью права, являются:
а) проблема эффективности управленческой деятельности руководителя;
б) отсутствие достаточных знаний о таких способах разрешения конфликта, которые позволяют не выносить конфликт за пределы организации и на рассмотрение государственных органов;
в) отсутствие специальных знаний о возможностях и порядке применения таких средств;
г) проблема психологии в конфликте - негативные эмоции, настороженность друг к другу;
д) сложившийся стереотип о том, что суд - это единственный орган, который может принимать справедливые решения по сложившемуся спору.
5. Путями преодоления указанных проблем являются:
а) улучшение подготовки управленческих кадров и специалистов, непосредственно работающих с участниками социальных конфликтов (например, юристов);
б) усовершенствование нормативной базы по вопросам применения средств разрешения конфликтов;
в) ознакомление общества о том, как быстро и с минимальными потерями разрешить возникший социальный конфликт и как грамотно в качестве основы для этого применить правовые нормы;
г) научная систематизация знаний о возможностях и практике применения средств разрешения конфликтов, о возможностях применения правовых норм, обмен соответствующим опытом с зарубежными партнерами.
6. В качестве перспектив развития средств разрешения конфликтов и использования в качестве основы для этого права предложены:
а) создание и дальнейшее развитие организаций, оказывающих услуги посредничества как физическим, так и юридическим лицам при разрешении социальных конфликтов любых видов;
б) увеличение роли третейских судов при разрешении экономических споров;
в) увеличение роли трудового арбитража, комиссий по трудовым спорам, профсоюзных органов при разрешении конфликтов в организациях;
г) переориентация деятельности юридических консультаций, фирм, частных юристов на досудебное разрешение возникающих конфликтов;
д) уменьшение роли суда и административных органов власти в регулировании социальных конфликтов и больший упор на развитие всей системы альтернативного разрешения конфликтных ситуаций.
Методологическую основу исследования составляют два основных ориентира:
1) анализ общих проблем и достижений современной конфликтологии и их конкретизация применительно к избранной теме;
2) содержательный анализ проблем, связанных с раскрытием поставленных в работе задач исследования и затем, - технологические выводы из этого анализа, выявляющие и обосновывающие его практическую значимость.
В качестве методов исследования были использованы функциональный подход к пониманию права как регулятора общественных отношений и субъектный подход к пониманию сущности социального конфликта.
В соответствии с этим был изучен и проанализирован большой теоретический и практический материал, литературные источники, публикации по проблеме исследования, нормативные правовые акты РФ.
Практический материал, необходимый для подтверждения теоретических выводов, был получен методами включенного наблюдения, опроса,
анализа юридических документов и статистических данных.
Анализ различных трактовок права, даваемых зарубежными и российскими учеными, показывает, что проблема понимания права очень сложна. Несмотря на все многообразие этого общественного явления, можно выделить наиболее важные, необходимые признаки права, составляющие его основу, определяющие внутреннюю природу, сущность.
Право представляет собой обусловленную условиями жизнедеятельности социума общую, формально определенную волю членов этого социума, полученную в результате согласования частных и специфических интересов, выраженную в виде общих правил в законе или иным способом, признаваемую государством, что обеспечивает ее соблюдение государственным принуждением, и выступающую мерой поведения и деятельности людей.
Функции права рассматриваются в системе социального управления и в неразрывной связи с экономическими, собственно социальными, политическими и идеологическими факторами общественного развития. Ведущей, основной и определяющей является функция интеграции социальных образований (групп, классов, наций и народностей, всего общества). Правовая система является также фундаментом взаимодействия смежных социальных систем: политической, моральной и других. Основной же функцией права будет социальное регулирование деятельности людей, обеспечения и защиты их интересов, а тем самым - и всего общества.
Право существует постольку, поскольку оно действует и может оказывать реальное воздействие на деятельность и поведение людей, а также осуществлять прогрессивные изменения в обществе, утверждать во взаимоотношениях людей начала социального партнерства. Этот механизм представляет собой процесс правового регулирования. Правовое регулирование - это специальное юридическое воздействие на поведение субъектов; это совокупность юридических средств, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений. К таким средствам относят нормы права, субъективные права и обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационную деятельность государства и его органов. Достаточность этих средств и их качество являются условиями эффективного действия права.
Указанные свойства права как регулятора общественных отношений позволяют ему оказывать определенное управленческое воздействие на них.
Конфликт - это столкновение двух или более сторон, осознающих рассогласованность своих целей. Среди всех возможных видов конфликтов необходимо особо выделить социальный конфликт. Под социальным конфликтом понимают такой тип социального взаимодействия людей, причиной которого являются противоречия между потребностями, интересами, целями, социальным статусом, ролями, функциями социальных объектов.
Таким образом, можно сделать вывод, что при определении понятия «социальный конфликт» чаще всего происходит попытка подвести данную категорию под более широкую категорию противоречий, что оставляет в стороне изучение специфики собственно конфликтных отношений. В теории и на практике часто допускается и другая ошибка: за конфликт принимается его завершающая стадия, «взрыв», после которого наступает или стабилизация, или распад системы, объединяющей конфликтующие стороны. В конфликте происходит столкновение не интересов, целей или мотивации сторон, а столкновение реальных субъектов - взаимодействующих сторон.
В этой связи актуален субъектно-деятель-ностный подход к пониманию конфликта, предложенный авторами книги «Конфликты в современной России» [1, с. 33-34].
Субъектно-деятельностный подход основан на учете понятия деятельности в специфике общественного бытия, в том числе и в конфликтологическом аспекте.
Деятельность есть выражение активности того или иного социального субъекта по отношению к его окружению. Связь субъекта с этим окружением является вариативной. Это обстоятельство дает возможность человеку или сообществу людей возможность самоопределения и требует от него установить такую связь с окружением, которая в полной мере обеспечивала бы его существование. Эта необходимость проявляется в моменты рассогласования, несоответствия субъекта с его окружением. Когда в качестве действительности данному субъекту в его реальном бытии противостоит другой субъект, эта противоречивая связь со своим объективным окружением принимает форму конфликта.
С этой точки зрения социальный конфликт может быть определен как противоборство (активное противодействие) самоопределяющихся субъектов.
Субъектно-деятельностный подход позволяет избежать трактовки конфликта, при которой на место сторон подставляются социальные или природные факторы, а не реальные субъекты. С другой стороны, удается избежать зауженного понимания, когда конфликт считается начавшимся с момента вступления субъектов в открытое физическое противоборство, оставляя без внимания самоопределение, эмоциональные переживания и идейные расхождения субъектов, предваряющие их последующие конфликтные действия.
Если взять во внимание все точки зрения на природу социального конфликта, то можно вывести главные моменты, характеризующие конфликт. Во-первых, конфликт представляет собой борьбу между людьми или их группами. Во-вторых, истоки борьбы - несовпадение целей и интересов разных групп, а также различия в способах достижения поставленной цели, то есть социальное противоречие, при этом осознанное и оцененное субъектами конфликта. Конфликт представляет собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого выступают индивиды, группы и организации. Конфликт - это своего рода часть социального бытия, одна из форм общественных отношений между субъектами социальной жизни, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Главной ценностью права является то, что оно способно определенным образом управлять поведением людей в обществе, оказывать реальное воздействие на их деятельность, а соответственно, и на социальный конфликт.
Среди существующих видов социальных конфликтов необходимо в первую очередь выделить так называемый юридический (юридически оформленный) конфликт. Таковым следует признать любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями) и, следовательно, субъекты, либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия [1, с. 177].
Однако хотелось бы еще раз отметить, что правовой конфликт является видом социального конфликта, помимо него существуют и другие его разновидности, которые непосредственно не связаны с правоотношениями сторон, в которых право не лежит в основе развертывающегося спора. Конфликт может не быть юридическим с самого начала, но при этом может иметь юридическое
завершение. И здесь представляется актуальным рассмотреть то, каким образом право может воздействовать на развертывающийся в действительности социальный конфликт.
Правовую природу могут иметь практически все элементы конфликта. Это мотивация конфликта, участники конфликта, конфликтная ситуация, объект и предмет конфликта.
Первым действием по управлению социальным конфликтом при помощи права следует считать его институализацию. Она предполагает наличие или разработку определенных правил, на которых строится процесс поиска совместного решения и урегулирования на его основе возникшего конфликта. Эти правила включают различные нормы, процедуры, санкции, которые легитимны при определенных условиях. Конфликтная ситуация поддается нормативному регулированию в том смысле, что нормы определяют дозволенные формы конфликтного взаимодействия и запрещают другие, выходящие за принятые в качестве допустимых, пределы. То есть регулирование конфликта будет полностью институализированным, если все основные правила поведения в нем нормативно или законодательно оформлены, контролируются санкциями и интернализированы его участниками [1, с. 57-58]. При институализа-ции конфликт становится как минимум предсказуемым. Но говоря об этом, нельзя не задать вопрос, а насколько хороши или плохи эти нормы и правила, выступающие в виде нормативно-правовых актов. То есть следующим этапом управления конфликтом можно назвать его легитимизацию. Здесь необходимо отметить, что если какой-то закон или иной нормативный акт перестал быть легитимным, перестал отвечать реалиям общественной жизни, а другой нормативный акт, не являющийся законным с точки зрения юриспруденции, но при этом предлагающий эффективную управленческую процедуру и стороны согласны применить этот документ, то последний может быть взят за основу при разрешении конфликта (например, устаревший документ или официально признанный утратившим силу закон).
Структурирование конфликтующих также является этапом управления конфликтом. Если управление - это деятельность, направленная на приведение несовместимых интересов в соответствие с некоторыми нормами, то необходимо поставить вопрос и о носителях этих интересов, то есть о субъектах конфликта. С правовой точки зрения важно выявить права и обязанности сторон конфликта, их количественные и качественные признаки.
Последний этап управления конфликтом - перевод его на другой уровень (редукция).
Механизм и формы воздействия правовой нормы на поведение участников конфликта достаточно хорошо изучены.
Это, во-первых, такое воздействие, когда индивидууму или группе людей предлагаются варианты поведения, одобряемые или запрещаемые государством.
Во-вторых, определяются в соответствии с правовой нормой ценности, признаваемые обществом и государством (так называемое «воспитательное действие права»).
В-третьих, правовая норма обладает возможностью применения государственного принуждения в отношении тех, кто нарушает ее условия. При нарушении нормы вступает в действие правоприменительный механизм, начинают функционировать учреждения и должностные лица, занятые применением права.
Таким образом, право оказывает воздействие на причины конфликта, на его развитие, результаты и на последствия завершения конфликта.
Правовое регулирование конфликтов делает систему более стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов и тем самым является наиболее эффективным для стабильных общественных систем.
Современные технологии регулирования конфликтов, их конструктивного разрешения, опираются на понимание конфликта как противоборства сторон, осознающих противоположность своих интересов.
Понятие регулирования связывают с подходом, применяемым для прекращения конфликта, когда происходит противоборство сторон с целью достижения определенных односторонних преимуществ. В результате такого противоборства возможен только проигрыш одной из сторон. Постконфликтные отношения не могут быть прочными.
Разрешение конфликта представляет собой его определенное завершение. В отличие от урегулирования, при разрешении конфликта он прекращается в результате прямого воздействия сторон или с участием третьей стороны, а также на основе анализа причин и содержания разногласий, направленного на максимальное сближение позиций и достижение соглашения относительно наилучших способов удовлетворения своих основных потребностей и интересов, снижения уровня конфронтации, сокращения материальных и моральных издержек. В этом случае ни одна из сторон
не получает преимуществ и их постконфликтные взаимоотношения могут развиваться на прочной основе.
Понятие регулирования конфликтов прежде всего связано с процедурами юридического разбирательства. Здесь также применяется понятие «управление». Оно может быть осуществлено в таких формах, как принятие решений в административных органах: милиция, налоговая инспекция; арбитраж, гражданское и уголовное судопроизводство; парламентские и иные конституционные процедуры.
С процедурой разрешения конфликта связано все чаще используемое понятие «альтернативное разрешение конфликтов». Это понятие применяется когда говорят о до- или неюридических способах решения проблемы. К таким формам относятся прямые переговоры, примирение, посредничество. Сейчас указанные процедуры и их подвиды стали активно применяться и при разрешении конфликтов с помощью права, стало возможным их эффективное использование наравне с судебными процедурами, администрированием.
Альтернативные способы разрешения конфликтов предполагают, что стороны самостоятельно или при участии посредников прилагают определенные усилия для преодоления возникшего противоречия прежде, чем его развитие приведет к необходимости обращения в суд.
Условиями успешного регулирования и разрешения конфликтов выступают институализация конфликта, то есть правовое и организационное закрепление процедур урегулирования конфликтов и признание каждой из сторон равного с ней права другой стороны на существование, отстаивание собственной позиции и понимании проблемы.
Применение правовых норм в рамках процедуры разрешения конфликта приводит к тому, что эта процедура формализуется, она выполняется в точном соответствии с предписаниями закона. В связи с этим и конфликт приобретает четкие очертания. В этом случае субъективизм при принятии решения сведен к минимуму, поэтому оно более действенно для конфликтующих сторон.
При разрешении конфликтов, возникающих в политической сфере, используются конституционные процедуры. Такие способы зафиксированы прежде всего в Конституции РФ [2] и иных нормативных актах. В разрешении конфликтов этой сферы активно действующим субъектом является государство в лице государственных органов. Конфликты данной сферы, как правило, затрагивают различные социальные интересы.
Поэтому и способы их разрешения предполагают привлечение разных политических сил. Разрешение конфликтов должно осуществляться преимущественно правовыми методами либо иметь юридическое закрепление.
Способы разрешения конфликтов между ветвями власти следующие:
1. Переговоры - в виде специальных комиссий (согласительные комиссии, комиссии для урегулирования разногласий между палатами парламента, комиссии с участием представителей правительства и профсоюзов и др.).
2. Применение властных полномочий.
3. Возможность для партий, профсоюзных объединений, объединения предпринимателей, общественных организаций поиска согласованных решений.
4. Возможности реорганизации взаимоотношений ветвей власти и изменение статуса государственных и общественных институтов.
Внутри каждой из ветвей власти существуют свои методы. Так, Конституция, регламенты Государственной Думы и Совета Федерации предполагают создание согласительных комиссий, специальные процедуры приема законов депутатами, нормы парламентской этики и другое.
Конституционный суд осуществляет судебную власть и рассматривает в соответствии с Конституцией РФ споры между органами государственной власти, споры об их компетенции, споры в сфере нарушения конституционных прав граждан. Суд осуществляет свои полномочия в типичных для судов формах.
Конфликт может быть разрешен также и с помощью проведения такой процедуры, как референдум - прямого волеизъявления народа.
Конституционные процедуры четко зафиксированы в законодательстве, подробно регламентированы условия и процесс их применения.
Суд - ведущий субъект преодоления конфликтов. У него есть свои особенности, преимущества и недостатки.
Суд занимает особое, независимое положение, исключающие постороннее воздействие на его деятельность. Судебная процедура обеспечивает мирное прекращение конфликтов с использованием элемента силы в виде государственного принуждения. Процедура судопроизводства подробно регламентирована нормативными актами. Разрешение конфликта производится актом суда, однако принятие его нередко еще не означает завершения конфликта, так как после этого наступает стадия исполнения принятого решения.
Несмотря на это, судебная система имеет существенные недостатки: большая загруженность; высокий размер государственной пошлины; не отработан механизм состязательности и равенства сторон; длительные сроки рассмотрения; сложная процедура рассмотрения.
Подробно рассмотрены виды судопроизводства - гражданское, уголовное, арбитражное. Выделены их возможности для мирного урегулирования конфликтов, проанализированы новеллы в процессуальном законодательстве и их влияние на деятельность судов и иных правоохранительных органов.
Отдельные категории юридических конфликтов рассматриваются специально уполномоченными на то государственными органами. В этих случаях происходит конфликт гражданина с исполнительной властью. В настоящее время все более широко применяется административный судебный порядок рассмотрения споров, закрепленный в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Однако практика показывает, что наиболее результативными являются так называемые альтернативные способы разрешения социальных конфликтов.
Переговоры - процесс, посредством которого стороны, вовлеченные в проблему, обсуждают ее друг с другом, стараясь достичь взаимоприемлемого соглашения, пытаются добиться хотя бы части желаемого, пойти на определенные компромиссы. Главное их преимущество - возможность выработать такое соглашение, которое будет удовлетворять субъектов конфликта, позволит избежать длительных процедур. Применение переговорного процесса полезно на ранних стадиях возникновения правовых коллизий и при готовности участников искать пути их согласованного разрешения.
Сутью примирения является достижение компромисса в позициях сторон, то есть их желание договориться, причем при минимальных материальных потерях. Здесь конфликтующие стороны самостоятельно осуществляют контроль за временными рамками, перечнем спорных вопросов, решением, рамками соглашения, контролем за выполнением соглашения. Согласительные процедуры являются добровольным процессом, основанным на взаимном доверии сторон.
Консенсус - представляет собой приемлемое для конфликтующих сторон решение, в выработке которого все члены группы сознательно и рационально принимают участие. Консенсус -
не единогласие, так как полного совпадения позиций всех участников процесса принятия решения здесь не требуется. Консенсус предполагает отсутствие только прямых возражений и вполне допускает нейтральную позицию и отдельные оговорки к решению. В юридическом смысле консенсус - это метод выработки и принятия решения, которое предполагает, что большинство участников поддерживают предложенное решение и ни один не выступает против его принятия, а воздержавшиеся возможны. В условиях консенсуса проблемная ситуация может быть решена окончательно.
Компромисс означает соглашение на основе взаимных уступок, это может быть уступка некоторым требованиям противоположной стороны, отказ от части своих требований. Технологии компромисса достаточно сложны. Способами согласования интересов и позиций являются консультации, диалог, дискуссии. Их использование позволяет выявить общие ценности, обнаружить совпадение взглядов, помогает уточнить позиции сторон.
Посредничество - способ вмешательства нейтральной третьей стороны, целью которого является оказание содействия процессу переговоров между конфликтующими сторонами. Главная задача посредника - организовать контакты и переговоры, помочь найти формулу согласия. В западной теории это направление носит направление конфликтного медиаторинга. Этот способ применяется тогда, когда стороны оказались неспособны самостоятельно найти решение проблемы и достичь соглашения в ходе прямых переговоров. Рассмотрены также функции посредника; качества, которыми должен обладать посредник. Дана общая характеристика таких видов посредничества, как третейский суд, обязывающий арбитраж, ограниченный арбитраж, арбитраж «окончательного предложения», рекомендательный арбитраж, посреднический арбитраж. Практика применения посредничества в конфликтных ситуациях, несомненно, подтверждает его результативность (например, статистика по странам Северной Америки показывает, что в результате проведения процедуры посредничества конфликты успешно разрешаются в 80-90 %, а оставшиеся неразрешенными 10-20 % споров рассматриваются в государственных правоохранительных органах, что позволяет разгрузить судебную систему).
В России в современный период времени данная сфера активно развивается. Проводимые социологические исследования показывают вос-
требованность альтернативных средств разрешения социальных конфликтов.
Так, данные социологического исследования, полученные путем наблюдения автором конфликтной ситуации, сложившейся в одном из образовательных учреждений города Йошкар-Олы, выделили те объективные проблемы, которые возникают или могут возникать при применении права в рамках организационно-управленческих средств разрешения конфликтов.
1. Проблема эффективности управленческой деятельности руководителя.
2. Абсолютная неинформированность общества о наличии таких форм разрешения конфликта, которые можно применить до направления проблемы в суд и государственные органы, а также отсутствие представления о том, каким образом можно использовать тот или иной альтернативный способ разрешения конфликта.
3. Психологическая сторона конфликта - обострение негативных эмоций.
4. Отсутствие организаций, как государственных, так и частных, которые могли бы принимать досудебные решения по возникающим конфликтам.
Для выделения указанных проблем был детально проанализирован сложившийся в организации конфликт, изучены действия, которые предпринял руководитель в связи с необходимостью разрешения конфликта, дан анализ действий возможных посредников, в частности, юрисконсульта организации.
Дальнейшее изучение деятельности организации, в частности, проведение социологического опроса по соответствующей проблематике среди ее сотрудников, дал возможность выявить реальные пути решения указанных проблем.
Практически все респонденты в качестве основного способа решения проблемы эффективности деятельности руководителя по управлению конфликтом высказались за то, чтобы в рамках курсов подготовки управленческих кадров, курсов повышения квалификации руководителей всех уровней велась соответствующая подготовка данного контингента. Главное внимание должно быть уделено курсу конфликтологии, где особый упор нужно делать именно на изучение способов разрешения конфликтов, практическом их применении и дальнейшем использовании в основной деятельности.
При рассмотрении второй и третьей проблем -отсутствие у широкой общественности знаний о таких способах разрешения конфликтов, которые
позволили бы не выносить последние на рассмотрение государственных органов, то есть об альтернативных средствах разрешения конфликтов и отсутствии знаний и навыков по их применению, стороны высказались практически единогласно.
Общество должно быть проинформировано о возможностях таких средств разрешения конфликтов, об опыте их применения, положительных и отрицательных чертах.
От государства, по мнению сторон конфликта, зависит такая немаловажная деталь, как совершенствование существующего законодательства по этому вопросу. Нормативная база характеризуется сторонами как такая, в которой практически отсутствует законодательное обоснование вопросов применения альтернативных средств разрешения конфликтов. Разумеется, в некоторых отраслях действующего права есть ссылки на возможности применения в отдельных случаях таких форм разрешения конфликтов, однако, этого явно недостаточно. Именно законодательным путем должны быть установлены нормы, которые позволили бы не только государственным, но и частным организациям работать в сфере альтернативного разрешения конфликтов. Это позволило бы значительно разгрузить судебные органы и тем самым дать им возможность сосредоточить больше внимания на сложных вопросах.
С альтернативными средствами разрешения конфликтов должны уметь работать широкие круги специалистов: от социологов и конфликтологов до преподавателей и юристов. Ввиду сложившейся ситуации респонденты отметили, что деятельность юристов в связи с переходом страны к стратегии правового государства и рыночной экономики в настоящее время будет претерпевать значительные изменения. Она расширится по своим масштабам и будет включать в себя качественно новые объекты и отношения. Так, представители юридических профессий должны будут приобрести следующие навыки: готовность нестандартно действовать в постоянно меняющейся правовой и социально-экономической обстановке; владение методами анализа и прогнозирования развития различных ситуаций; владение методами самоконтроля и саморазвития, умение управлять собой в различных ситуациях; знание основных способов разрешения конфликтов.
Для достижения этих целей важным будет введение спецкурсов по системам разрешения споров и грамотная организация юридической практики в юридических вузах. Ее главным моментом должно быть то, чтобы студенты действительно могли
применять на практике полученные знания и научились выступать в роли специалистов именно по разрешению конфликтных ситуаций любого вида. Ведь специфика юридической профессии и состоит в том, что каждый ее представитель всегда находится в эпицентре конфликта.
Исходя из полученных результатов, необходимо выделить положительные стороны применения альтернативных средств разрешения конфликтов. Так, действие указанных средств основано на принципе, что разумные стороны при наличии спора предпочтут разрешить его с наименьшими издержками. Указанные способы во всех случаях сокращают срок рассмотрения дела и позволяют разгрузить судебную систему. Альтернативные средства разрешения конфликтов отличает конфиденциальность, они не сопровождаются протоколированием, слушание дела проводится в закрытых заседаниях. Стороны сами могут контролировать процедуру разбирательства, активно участвовать в урегулировании разногласий и выполнении окончательного решения по спору.
Таким образом, альтернативные средства имеют почти универсальный характер. Они применимы практически по всем категориям дел.
Исследования показали, что суд, существовавший как единственный посредник при разрешении конфликтов, не справляется с огромным потоком споров, направляемых к нему. В связи с этим появляются широкие возможности для развития в России альтернативных средств разрешения конфликтов, при этом граждане, участники конфликта, настроены к ним весьма положительно.
В рассмотренной ранее организации велось наблюдение за процессом коллективных переговоров между руководителем и профсоюзами. Результат показал, что без независимого от сторон органа, коим мог бы быть трудовой арбитраж, сложно преодолевать разногласия, особенно в случаях, когда обстановка характеризуется крайне высокой напряженностью.
Исходя их вышесказанного, сделано предположение о возможностях адвокатских контор, юридических консультаций, частных юристов в деле применения альтернативных правовых средств разрешения конфликтов, так как профессиональные юристы, которые там работают, имеют все возможности для самостоятельного разрешения конфликта без дальнейшей передачи его в суд. Для обоснования этого был проведен опрос в рамках изучаемой организации по вопросам деятельности данной категории специалистов. Опрос опять
показал, что даже специалисты, которым по должности приходится работать с развивающимися в обществе социальными конфликтами, не знают о своих возможностях по их конструктивному разрешению, а если эти специалисты и имеют навыки досудебного разрешения споров, то в большинстве случаев не умеют их применять [4].
Таким образом, исследование сферы применения права при разрешении социальных конфликтов показало, что система альтернативных средств разрешения конфликтов должна развиваться параллельно с развитием правовой системы страны. Кардинальное реформирование судебной системы, происходящее сейчас, должно давать возможности для развития третейским судам, юридическим консультациям, службам посредничества и медиации.
1. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования. М.: Эдиториал, УРСС, 1999.
2. Конституция Российской Федерации 1993 г.
3. Прошанов С. Л. Социальные конфликты в работах русских социологов начала XX в. // Социологические исследования. 2007. № 12. С. 5-6.
4. Старыгина П. С. Организационно-управленческие механизмы разрешения социальных конфликтов: нормативно-правовой аспект: дис. ... канд. социол. наук. М.: Московский государственный педагогический университет, 2004.
1. Konflikty v sovremennoi Rossii. Problemy analiza i regu-lirovaniya, M.: Editorial, URSS, 1999.
2. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii 1993 g.
3. Proshanov S. L. Sotsial'nye konflikty v rabotakh russkikh sotsiologov nachala XX v., Sotsiologicheskie issledovaniya, 2007, № 12, pp. 5-6.
4. Starygina P. S. Organizatsionno-upravlencheskie me-khanizmy razresheniya sotsial'nykh konfliktov: normativno-pravovoi aspekt: dis. ... kand. sotsiol. nauk, M.: Moskovskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2004.
UDK 316:48
P. S. Starygina Mari State University, Yoshkar-Ola
Organizational and management mechanisms of social conflicts: legal aspects
In this article the author solves the problems of social conflicts management with the help of regulatory mechanisms. The author touches upon the impact of legal norms on social conflict, its structure and dynamics. Exploring the problem of application of law in the resolution of conflicts, the author analyzes the real conflict in the context of this problem, highlights the possibilities of overcoming various conflicts and shows the prospects for the development of law as the basis for a constructive resolution of social conflicts. The article presents the rationale for the crucial role of law as a universal mechanism of social conflicts, analyzes alternative methods of conflict resolution. The article highlighted and practically justified the opportunities and prospects of application of the law within negotiation, mediation and arbitration. The question of application of legal norms in social conflict is debatable. By studying the problem of conflict resolution, the author analyzes the practical situation and presents opportunities to overcome social conflicts.
Keywords: social conflict, rules of law, legal means of resolving social conflicts, alternative means of resolving conflicts.