УДК 151.8 ББК 88.53
И.Л. Федотенко, И.А. Югфельд, А.А. Яковлева
конфликтность личности будущих учителей как психологический фактор их профессионального самоопределения
В статье анализируются психологические проблемы профессионального самоопределения студентов. Рассматривая конфликтность личности как стратегию поведения, авторы выявили взаимосвязь между копинг-стратегиями и выбором профессиональной деятельности. Проведено исследование доминирующих стратегий совладания у студентов, выявлена их корреляция с профессиональным выбором. Студенческий инфантилизм рассматривается как препятствие ответственного профессионального выбора.
Ключевые слова: самоопределение, выбор профессиональной деятельности, конфликтность, копинг-стратегии, студенческий инфантилизм.
I.L. Fedotenko, I.A. Yugfeld, A.A. Yakovleva
conflictness of future teachers personality as a psychological factor of their professional self-determination
The article analyzes students4 psychological problems of professional identity. Considering the conflict of identity as a strategy, the authors found relationships between coping strategies and career choices. The study of students' dominant coping strategies reveals their correlation with the professional choice. Students' infantilism is regarded as an obstacle to a responsible professional choice.
Key words: self-determination, career choices, conflict, coping strategies, student infantilism.
ro
ca ф
c;
ca о
К <
< .0
0
1 Ф I-
o
<u В
Актуальность исследований психологических аспектов профессионального самоопределения, как процесса выбора личностью профессии, самоосуществления и саморазвития в ней, обусловлена комплексом объективных и субъективных факторов. Среди них незавершенность многих образовательных реформ, слабая взаимосвязь между запросами рынка труда и системой профессиональной подготовки кадров, отсутствие четких ориентиров, гарантирующих выпускнику университета стабильную профессиональную перспективу.
Современная социальная действительность детерминирует развитие субъектных качеств личности. Субъектность понимается как активность, самостоятельность, инициативность личности, включающая такие характеристики, как креативность, критичность, избирательность, готовность ставить цели, оцени-
вать свои ресурсы, выбирать и корректировать пути достижения, анализировать полученные результаты. Профессиональное самоопределение связано с самодетерминацией личности: выбор выступает как составная часть процессов планирования и принятия решения.
Д.А. Леонтьев подчеркивает, что в ситуации профессионального самоопределения личность сталкивается с необходимостью экзистенциального выбора, не имеющего критериев для сравнения и «фиксированного набора альтернатив» [2, с. 57]. В этой ситуации молодой человек выстраивает свои временные перспективы, планирует будущее, выбирает варианты, которые в наибольшей степени соотносятся с его видением себя в будущем, меняясь в соответствии с тем, что и как он выбрал. Таким образом, осуществление выбора требует внутреннего принятия на себя ответственности за его осу-
ществление. Для современного студенчества характерен так называемый «студенческий инфантилизм», мешающий ответственному принятию решений. Этот актуальный сегодня феномен обусловлен ситуацией неподготовленности студентов к обучению в университете, низким уровнем их мотивации, случайным, несамостоятельным и не вполне осознанным выбором будущей профессии.
Первокурсники, а зачастую и студенты старших курсов, не готовы к учебной деятельности психологически, эмоционально, технологически, когнитивно (не готовы к поиску, выбору, переработке необходимой информации, к самостоятельной работе с учебной литературой, к анализу, представлению полученных результатов, к осмыслению изучаемого материала и др.). Инфантилизм оправдывает «уход» студента от проблем, от трудностей в учебной, квазипрофессиональной деятельности, объясняет доминирующий гедонизм современного студенчества.
В процессе профессионального самоопределения человек может неоднократно сталкиваться с ситуацией выбора. Возросшие требования к профессиональной мобильности специалистов предполагают возможность переподготовки, и даже смены профессиональной деятельности. Сама вероятность такого предположения требует от личности формирования в себе целого ряда потребностей и способностей, которые помогают ей обрести психологическую готовность к возможной переквалификации, поиску нового места работы, определяя точку опоры в собственной субъектности.
Ситуация такого экзистенциального выбора оказывается для многих очень напряжённой. Для реализации профессиональной мобильности личность должна обладать гибкими механизмами саморегуляции и самоорганизации. Д.А. Леонтьев к механизмам саморегуляции и самоорганизации личности относит стратегии поведения, проявляющиеся в осознанном выборе определенного, устойчивого способа поведения при наличии альтернативы [3]. Стратегии всегда могут быть осознаны и выступают объектом личностного выбора. Стратегии - это устойчивая направленность поведения
индивида, которая, однако, может быть в данной ситуации и иной. В качестве одной из стратегий представляется значимым рассмотреть конфликтность личности. Конфликтность - интегративная личностная характеристика, в первую очередь связанная с психологическими особенностями личности [5]. При этом в современной школе практика взаимодействия субъектов образовательной среды приобретает негативный характер, наблюдается высокая напряженность во взаимоотношениях между учениками и учителями. Можно утверждать, что уменьшение количества деструктивных конфликтов путем перевода их в конструктивную педагогическую ситуацию выступает реальным механизмом создания психологически безопасной образовательной среды и установления позитивных взаимоотношений с учащимися. Таким образом, важным инструментом учителя в содействии улучшения качества коммуникации является развитие навыков управления конфликтами, а осознанное применение соответствующих методов, приемов и технологий позволяет повысить психологическую безопасность образовательной среды, помогает развивать личностные характеристики каждого ребенка, формирует конфликтологическую компетентность современного педагога [4, с. 138].
Выделим факторы, определяющие конфликтность личности:
• психологические (социально-психологические особенности темперамента, уровня агрессивности, психологической устойчивости и саморегуляции, актуального эмоционального состояния, ценностных установок, развитие коммуникативных навыков и др.);
• социальные (особенность социальных условий среды, деятельности, ближайшее окружение, уровень развития культуры и др.).
Образовательное пространство педагогического вуза - сложная социальная среда, в которой ежедневно встречаются и взаимодействуют сотни людей - студентов, преподавателей, лаборантов, программистов, методистов, библиотекарей. Широкий спектр противоречивых ценностей, потребностей, мотивов,
а
о ф
т ^
о с; о
X ^
о
с
^
го
X
ф
^ ф
ч ф
^
с
о
* го о
ю
с; го
X
о
■ о
: о ^
I- о о с
Е х £
#! ъ^-В-
го
ш
ф
с; ш
о ¡£
К <
<
.а
2 <
о
X
Ф
н о ч <и В
установок, интересов приводит к высокой потенциальной конфликтогенности образовательного пространства вуза.
Было проведено лонгитюдное исследование, направленное на изучение взаимосвязи конфликтности личности студентов педагогического вуза, и их готовности к профессиональному самоопределению.
Мы предполагаем, что измеряемые нами характеристики конфликтности в структуре личностного потенциала студентов влияют на отношение к ситуации выбора профиля обучения в целом и на конкретные параметры этого выбора.
Исследование проводилось на I курсе очного отделения факультетов Искусств, социальных и гуманитарных наук (ФИ-СиГН) и Физической культуры (ФФК) ТГПУ им. Л.Н. Толстого. В исследовании принимало участие 98 студентов, средний возраст 19 лет. Использовался следующий диагностический инструментарий: опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман [6], тест Томаса, опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши.
Диагностика выявила следующие результаты: у студенток факультета искусств, социальных и гуманитарных наук доминирует такие формы совла-дающего со стрессом поведения, как преодоление негативных переживаний, контроль собственного эмоционально-психологического состояния, планирование способов и технологий решения проблем, поиск социальной поддержки, дистанцирование и откладывание решения проблемы. В меньшей степени представлены «бегство-избегание» и «принятие ответственности».
У студентов факультета физической культуры выявлены следующие
преобладающие формы совладающего со стрессом поведения: «конфронтация», «бегство-избегание», «дистанцирование», «поиск социальной поддержки», в меньшей степени представлены «принятие ответственности», «положительная переоценка», практически не представлен «самоконтроль» и планирование способов и технологий решения проблем.
Анализ результатов исследования способов совладания студентов с конфликтными ситуациями (методика Р. Ла-заруса и С. Фолкман) показал преобладание в их поведении конструктивных и эффективных копинг-стратегий, таких как: планирование решения проблемы (13,1 балл), самоконтроль (11,2 балла), поиск социальной поддержки (10,6 балла). Данной группе испытуемых также характерны: конфронтация - 8,2 балла и дистанцирование - 7,1 балла, что обусловлено возрастными психологическими особенностями личности. Наблюдаемая тенденция показывает, что студентам характерен аналитический подход при решении проблем.
В поведении студентов факультета физической культуры преобладают доминирующие стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией, такие как: бегство-избегание - 11,4 балла, дистанцирование - 9,4 балла, конфронтация - 8,9 балла, то есть, в данной группе преобладают неэффективные стратегии, хотя студенты могут использовать и эффективные стратегии, такие как, например, принятие ответственности - 7,2 балла, положительная переоценка - 6,4 балла.
Результаты изучения склонностей к различным сферам профессиональной деятельности студентов представлены в таблицах 1-2.
табл. 1. результаты изучения склонностей к различным сферам профессиональной деятельности студенток фисигн
Виды деятельности Уровень выраженности качества
высокий выше среднего средний ниже среднего низкий
1 2 3 4 5 6
Склонность к работе с людьми 66 32 25 6 0
Склонность к умственным видам работ 0 15 46 18 4
1 2 3 4 5 6
Склонность к работе на производстве 22 17 18 17 7
Склонность к эстетике и искусству 95 34 15 15 0
Склонность к подвижным видам деятельности 11 27 15 27 4
Склонность к планово-экономическим видам работ 0 0 54 18 2
табл. 2. результаты изучения склонностей к различным сферам профессиональной деятельности студентов ффК
Виды деятельности Уровень выраженности качества
высокий выше среднего средний ниже среднего низкий
Склонность к работе с людьми 47 36 18 12 1
Склонность к умственным видам работ 11 8 33 30 0
Склонность к работе на производстве 35 54 29 12 0
Склонность к эстетике и искусству 12 9 18 30 2
Склонность к подвижным видам деятельности 120 54 11 0 0
Склонность к планово-экономическим видам работ 11 17 16 27 3
Анализ результатов изучения склонностей к различным сферам профессиональной деятельности показал, что у испытуемых ФИСиГН максимальные значения выявлены по позициям: «склонность к работе с людьми» и «склонность к эстетике и искусству», что адекватно профессиональной направленности факультета. У студентов ФФК максимальные значения выявлены по позициям: склонность к активным видам деятельности и склонность к работе с людьми, высокие значения представлены по шкале «склонность к работе на производстве», что также подтверждает соответствие выбору факультета. Однако обе группы испытуемых представили низкие показатели по шкале «склонность к умственным видам работ», непопулярной оказалась также позиция «склонность к планово-экономическим видам работ», что, на наш взгляд, свидетельствует о низком уровне интереса испытуемых к учебной деятельности и подчеркивает недооценку ими значения теоретической подготовки к будущей профессии.
Для определения связи между выбором способов преодоления трудностей в различных сферах психической дея-
тельности (методика 1) и уровнем склонностей к различным сферам профессиональной деятельности (методика 2) был проведен корреляционный анализ. В качестве меры тесноты такой связи используется коэффициент корреляции.
Результаты корреляционного анализа по методикам «Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман» и «Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши» показали, что коэффициент корреляции равен 0,6501. Такой результат указывает на то, что зависимость между выбором способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности и уровнем склонностей к различным сферам профессиональной деятельности испытуемых прямо пропорциональная, а теснота связи средняя.
Таким образом, для успешного самоопределения студентов в сфере будущей профессиональной деятельности целесообразно исследовать и учитывать доминирующие копинг-стратегии их поведения в стрессовых, кризисных ситуациях, а также осуществлять целенаправленную адресную работу по развитию их конфликтологической компетентности
а
о ф
т
[1, с. 108]. Формирование конфликтологической компетентности будущего педагога предполагает приобретение знаний, умений и навыков конструктивного
поведения в конфликтах, т.е. управления конфликтами, включающее прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение конфликтов.
Библиографический список
1. Кипурова, С.Н. Сущность профессионального самоопределения студента вуза [Текст] / С.Н. Кипурова, Д.В. Малий // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4-2. - С. 108-117.
2. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-65.
3. Леонтьев, Д.А. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] / Д.А. Леонтьев, А.Ж. Аверина // Психологические исследования. -2011. - № 2(16). - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/eng/2011n2-16/476-leontiev-averina16e.html (дата обращения: 14.06.2017)
4. Федотенко, И.Л. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей к проектированию психологически безопасной образовательной среды [Текст] / И.Л. Федотенко, Д.В. Малий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. -№ 7. - С. 138-148.
5. Яковлева, А.А. Психологические основы конфликта в педагогической деятельности [Текст]: учебное пособие / А.А. Яковлева, И.А. Югфельд. - Тула: ТППП, 2016. - 151 с.
6. Lasarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer Pablishing Company, 1984. P. 445.
References
ro
ca ф
ç
m о
о; <
< .0
о
X Ф I-
о ч ф В
1. Kipurova S.N., Maliy D.V. The essence of professional self-determination of a university student. Izvestiya oTulskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Humanitarnyie nauki, 2014. №4-2. P. 108-117.
2. Leontiev D.A. Shelobanova E.V. Professional self-determination as building of images of possible future. Voprosypsikhologii, 2001. № 1. P. 57-65. [in Russian].
3. Leontiev D.A., Averina A.J. The phenomenon of self-reflection in the context of self-regulation problem. PsikhologicheskieIssledovaniya, 2011. № 2(16). Available at: http://psystudy.ru/index.php/eng/2011n2-16/476-leontiev-averina16e.html [in Russian].
4. Fedotenko I. L., Maliy D. V. Theoretical aspects of professional preparation of future teachers to creation of safe psychologically educational environment Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2013. №. 7. P. 138-148. [in Russian].
5. Yakovleva A.A., Jugfeld I.A. Psychological basis of the conflict in pedagogical activity. Tula: TPPP, 2016. P.151. [in Russian].
6. Lasarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer Pablishing Company, 1984. P. 445.
сведения об авторах: федотенко Ннна леонидовна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики,
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула, Российская Федерация. КтаИ: Fedotenko@tsput.ru
Information about the authors: Fedotenko inna Leonidovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Professor, Department of Psychology and Pedagogy,
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia.
E-mail: Fedotenko@tsput.ru
Югфельд Ирина Александровна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры психологии и педагогики,
Тульский государственный педагогический
университет им. Л.Н. Толстого,
г. Тула, Российская Федерация.
&mail: Fedotenko@tsput.ru
Лковлева алла алексеевна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры психологии и педагогики,
Тульский государственный педагогический
университет им. Л.Н. Толстого,
г. Тула, Российская Федерация.
&mail: allayak71@mail.ru
Yugfeld Irina Aleksandrovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia.
E-mail: Fedotenko@tsput.ru
Yakovleva Alla Alekseevna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia.
E-mail: allayak71@mail.ru
УДК 151.7 ББК 88.836
М.М. Эсмурзиева
коррекция Кризисных состояний в эмоционально-личностной сфере подростков группы риска
В статье представлен обзор эмпирического исследования, направленного на коррекцию особенностей эмоционально-личностной сферы подростков группы риска развития кризисных состояний, которые рассматриваются в виде реакций на несостоявшиеся попытки преодолеть их самостоятельно. Педагог-психолог применяет профессиональное коррекционное воздействие, опираясь на принципы усиления внимания к чувствам, сосредоточения на настоящем, принятия ответственности за собственные действия, помогающие активизировать внутренний потенциал подростка.
Проведение программы психологической коррекции и развития создает условия для формирования позитивной самооценки подростка, способствует личностному росту, умению подвергать анализу собственные поступки и выработке конструктивных способов поведения в критических ситуациях. Данные условия являются важным средством работы педагога-психолога по организации психолого-педагогической поддержки.
Ключевые слова: кризисные состояния подростков, кризисные ситуации, кризис эмоционально-личностной сферы, психологическая помощь, программа психологической коррекции, формирование позитивной Я-концепции.
M.M. Esmurzieva
crisis states correction in the emotional-personal sphere of the risk group adolescents
The article presents a review of an empirical study aimed at correcting the characteristics of the emotional and personal sphere of adolescents at risk of developing crisis conditions, which are considered in the form of reactions to failed attempts to overcome them by themselves.