Научная статья на тему 'Конфликтное поведение подростков, как фактор социальной дезадаптации'

Конфликтное поведение подростков, как фактор социальной дезадаптации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1130
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / CONFLICT BEHAVIOR / ADOLESCENCE / MALADAPTIVE BEHAVIOR / SOCIAL MALADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Качанова О. А.

В данной статье предлагается рассмотреть конфликтное поведение, как один из факторов социальной дезадапации. Описаны три основных вида дезадаптации подростков. Также рассмотрены типы дезадаптивных подростков и предоставлена краткая характеристика по каждому типу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT BEHAVIOUR AS A FACTOR OF SOCIAL EXCLUSION

In this paper we propose to consider the conflict behavior as a factor in social dezadapatsii. Describes the three main types of maladjustment adolescents. Also examined the types of maladaptive adolescents and provided a brief description of each type.

Текст научной работы на тему «Конфликтное поведение подростков, как фактор социальной дезадаптации»

УДК 339.004 ББК 88.5

КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ

ДЕЗАДАПТАЦИИ

О. А. КАЧАНОВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: kachanova_olga92@mail. ru

Аннотация

В данной статье предлагается рассмотреть конфликтное поведение, как один из факторов социальной дезадапации. Описаны три основных вида дезадаптации подростков. Также рассмотрены типы дезадаптивных подростков и предоставлена краткая характеристика по каждому типу.

Ключевые слова: конфликтное поведение, подростковый возраст, дезадаптивное поведение, социальная дезадаптация.

За последние несколько десятилетий появилось многочисленное количество публикаций, рассматривающих влияние социокультурных факторов на проблему дезадаптации [1, 4, 5]. Проблемы социальной дезадаптации были актуальными во все времена, не будет являться исключением и современное общество. В последнее время все чаще приходится сталкиваться с агрессивностью, конфликтностью, особенно со стороны подростков. Подростки попадающие в неформальные группы, переживают

разрушение прежних стереотипов поведения, происходит изменение ценностных ориентаций. Не соответствие мироощущения и миропонимания с явлениями окружающей среды, являются сутью социальной дезадаптации. Противоречивая ситуация в которой оказывается подросток, способствует проявлению делинкветного поведения. Подростки, участвующие в конфликте, действуют в соответствии со своими установками, приобретенными в семье, в окружении сверстников, обществе, что не всегда позволяет им эффективно разрешать конфликтные ситуации.

Упоминание о социальной дезадаптации подростков встречается в исследованиях отечественных и зарубежных психологов, но не смотря на свою популярность множество проблем остается нерешенными.

В своих работах А.Я Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение конфликта: "Под конфликтом понимается

наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в

противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями" [1]. Любая конфликтная ситуация в которую вступает подросток, это прежде всего противоречие или несоответствие, которое может выражаться как внешне, так и внутренне. Вне зависимости от своего проявления, наличие конфликта будет деструктивно влиять на поведение подростка, что приведет в результате к дезадаптации.

Социальная дезадаптация - это поведение, которое можно считать неадекватным или несоответствующим, если сравнивать его относительно норм и требований той системы общественных интересов, в которую индивид пытается включиться человек по мере своего социального развития.

Можно выделить три основных вида дезадаптации подростков:

1. Патогенная дезадаптация - данный вид можно рассмотреть, как результат психический и нервно-психических заболеваний, в основе которых лежат органические поражения центральной нервной системы.

2. Психолого-социальная дезадаптация, вид дезадаптации, которая связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями подростка, которые обусловливают его нестандартность, своеобразие и уникальность, требующие в свою очередь индивидуального педагогического

подхода и специальной психолого-педагогической программы.

3. Социальная дезадаптация, которая проявляется в стремлении подростка нарушить нормы морали и права. Именно данный вид дезадптации рассматривает педагогическую и социальную запущенность подростков.

На данный момент не существует единого типа социально дезадаптированного подростка. Ведь у каждого ребенка - существует свои причины, приводящие к изменению личности, а соответственно и к изменению в его поведении. Однако можно утверждать, что все типы подростков - неустойчивые.

Рассмотрим несколько типов дезадаптивных подростков.

Подростки попадающие в разряд "трудных" за компанию, чаще всего не имеют собственных убеждений, четких моральных принципов, не способный четко и ясно сформулировать свои желания и вербализовать их, поэтому и плывут по течению - идут на поводу у более самостоятельных сверстников. Данную категорию подростков принято считать, конформными.

Следующая группа дезадаптивных подростков это истероидные. Подросткам этой группы характерно создание вокруг себя много шума. Их основная задача - привлечь к себе внимание любой ценой, заставить о себе говорить и переживать, стать центром всеобщего внимания. Они получают необходимое им внимание, прибегая к самым разнообразным мерам от инициаторов конфликтной ситуации, до самоубийства, но чаще всего - попытке суицида.

Эпилептоидые подростки чаще всего страдают от жадности или чувства мести. Данному типу свойственна склонность к дисфориям и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость. Они отличаются особой жестокостью в драках, а так же повышенной агрессивностью.

Гипертимные подростки - явные неформальные лидеры в группах. Они являются инициаторами драки, прогула урока, кражи и т. д. Их бурная энергия, не находящая применения, склонность к риску и авантюрам заставляет их искать источники реализации своих планов. У подростков данного типа явно выражены лидерские качества, развиты

коммуникативные навыки и способность вести за собой.

Подростки - одиночки или шизоидный тип. Если они встали на асоциальный путь, то долго вынашивают и разрабатывают свой план. В поле зрения взрослых они попадают намного позже, чем остальные в силу своего внешней пассивности в деятельности.

Все вышеперечисленные типы подростков относятся к тем случаям, когда у ребенка явно выражены акцентуации характера. Однако нарушения, отклонения в поведении, сложности в адаптации могут возникнуть и при относительно гармоничном характере.

Таким образом, социально

дезадаптированными подростками можно считать таких детей, которые недостаточно усвоил ценности и социальные нормы общества, начиная с такого социального института, как семья.

Подростки, имеющие те или иные формы дезадаптивного поведения, характеризуются чередой специфических нарушений и проблем. Среди них ослабленное здоровье, семейное неблагополучие, неспособность эффективно адаптироваться как школьным условиям, так и к социальному окружению, а также ряд психологических проблем, психических и психомоторных нарушений. Конфликтность и агрессивность подростка, в большинстве случаев срабатывает как защитный механизм. Результатом перечисленных проблем является отсутствие навыков, необходимых для гармоничного включения подростков в социальную среду, что в свою очередь осложняет процесс освоения новой социальные роли, подростки затрудняются устанавливать и поддерживать контакт с окружающими. Не сформированные своевременно

коммуникативные навыки, могут привести к конфликтам, которые в свою очередь деструктивно скажут на начальном этапе адаптации.

Установление продуктивного контакта с таким ребенком, основанного на доверии, даст ему возможность четкого представления о ситуации общения в целом, составляет первый, предварительный, этап психокоррекции. Достигнутая на этом пути глубина контакта существенно влияет на эффективность дальнейшей работы.

Развитие коммуникативных навыков, дает возможность эффективно преодолевать конфликтные ситуации. Умение конструктивно и безболезненно выходить из сложных,

стрессовых, жизненных ситуаций, к которым относятся и конфликтные, будет являться залогом успеха для успешной адаптации.

Список литературы

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для студ. Вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов //. - М.: ЮНИТИ, 2001. -551 с.

2. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина // - СПб.: Питер, 2001. - 464 с

3. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов // М.: Аспект-пресс, 1996. - 318 с.

4. Соболева, Е.В. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Вестник Орловского университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014. - № 2(37). - С. 84-86.

5. Уварина, Н.В. Яро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе / Н.В. Уварина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - № 4 (263). - С. 34-37.

CONFLICT BEHAVIOUR AS A FACTOR OF SOCIAL EXCLUSION

O.A. KACHANOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: kachanova_olga92@mail. ru

Abstract

In this paper we propose to consider the conflict behavior as a factor in social dezadapatsii. Describes the three main types of maladjustment adolescents. Also examined the types of maladaptive adolescents and provided a brief description of each type.

Keywords: conflict behavior, adolescence, maladaptive behavior, social maladjustment. References

1. Antsupov, A.Y. Conflict: A Textbook for students. Universities / A.Y. Antsupov, A.I. Shipilov // M. : UNITY, 2001. - 551 p.

2. Grishin, N.V. Psychology of conflict / N.V. Grishin // SPb. : Peter, 2001. - 464 p

3. Zdravomyslov, A.G. Sociology of conflict / A.G. Zdravomyslov // M. : Aspect Press, 1996. - 318 p.

4. Soboleva, E.V. Resilience as adaptation resource nonresident students / E.V. Soboleva, О.А. Shumakova // journal of Orel University. Series: New humanitarian studies. - 2014. - № 2(37). - P. 84-86.

5. Uvarina, N. In. Yaro pedagogical concepts: patterns, principles of actualization of the creative potential of students in the educational process / N. Uvarina // Bulletin of the South Ural state University. Series: Education. Pedagogical science. - 2012. - № 4 (263). - P. 34-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.