Научная статья на тему 'Девиантное конфликтное поведение подростков'

Девиантное конфликтное поведение подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1935
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IN-SCHOOL RECORD / DEVIANT TEENAGERS / CONFLICT SEEKING DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS / ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕТ / ПОДРОСТКИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ / ДЕВИАНТНОЕ КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова Н. В., Дейнега Е. В.

В статье определяются объем и содержание понятия «девиантное конфликтное поведение подростков». Определение атрибутивных признаков основывается на особенностях девиантного поведения подростков и на характеристике деструктивных конфликтов, жестких тактик конфликтного взаимодействия. Уровень девиации в поведении подростков связывается с различными проявлениями социальной дезадаптации, в том числе школьной. Нарушения устава школы, правил поведения учащихся, частота случаев правонарушений являются основанием для постановки на внутришкольный учёт. Педагогическая перспектива описания феномена девиантного конфликтного поведения подростка как вида школьной дезадаптации и педагогической запущенности состоит в своевременном влиянии на предпочитаемый способ разрешения конфликтов, с агрессивно-деструктивного способа на конструктивный способ урегулирования конфликта. Наблюдаемое конструктивное конфликтное поведение рассматривается как выполненное условие и основание для снятия подростка с внутришкольного учета и, следовательно, успешной профилактической работы в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGE CONFLICT SEEKING DEVIANT BEHAVIOR

The article defines the extension and scope of the concept ‘Teenage Conflict Seeking Deviant Behavior’. The definition of attributes is based on the teenage deviant behavior pattern and the characterization of destructive conflicts, hard tactics in conflict interaction. The level of deviation in teenagers’ behavior is associated with various manifestations of social maladaptation, including the school environment. Violations of the School Charter, the Rules of Student Behavior, as well as the frequency of offenses are grounds for starting of an In-School Record. The pedagogical perspective in describing the phenomenon of teenage conflict seeking deviant behavior as a kind of school maladaptation and pedagogical neglect consists in influencing, in a timely manner, the preferred method of conflict resolution: from an aggressively destructive to a constructive way of resolving the conflict. The observed constructive shift in the conflict seeking behavior is considered as a fulfilled condition and grounds for closing of teenager’s In-School Record and, consequently, as an evidence of successful preventive work in school.

Текст научной работы на тему «Девиантное конфликтное поведение подростков»

УДК 37.048

Samsonova N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia), E-mail: NSamsonova@kantiana.ru

Deinega E.V., postgraduate, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia), E-mail: zhenekd@mail.ru

TEENAGE CONFLICT SEEKING DEVIANT BEHAVIOR. The article defines the extension and scope of the concept 'Teenage Conflict Seeking Deviant Behavior'. The definition of attributes is based on the teenage deviant behavior pattern and the characterization of destructive conflicts, hard tactics in conflict interaction. The level of deviation in teenagers' behavior is associated with various manifestations of social maladaptation, including the school environment. Violations of the School Charter, the Rules of Student Behavior, as well as the frequency of offenses are grounds for starting of an In-School Record. The pedagogical perspective in describing the phenomenon of teenage conflict seeking deviant behavior as a kind of school maladaptation and pedagogical neglect consists in influencing, in a timely manner, the preferred method of conflict resolution: from an aggressively destructive to a constructive way of resolving the conflict. The observed constructive shift in the conflict seeking behavior is considered as a fulfilled condition and grounds for closing of teenager's In-School Record and, consequently, as an evidence of successful preventive work in school.

Key words: In-School Record, deviant teenagers, conflict seeking deviant behavior of teenagers.

Н.В. Самсонова, д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград, Е -mail: NSamsonova@kantiana.ru

Е.В. Дейнега, соискатель, Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград, Е-mail: zhenekd@mail.ru

ДЕВИАНТНОЕ КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

В статье определяются объем и содержание понятия «девиантное конфликтное поведение подростков». Определение атрибутивных признаков основывается на особенностях девиантного поведения подростков и на характеристике деструктивных конфликтов, жестких тактик конфликтного взаимодействия. Уровень девиации в поведении подростков связывается с различными проявлениями социальной дезадаптации, в том числе школьной. Нарушения устава школы, правил поведения учащихся, частота случаев правонарушений являются основанием для постановки на внутришкольный учёт Педагогическая перспектива описания феномена девиантного конфликтного поведения подростка как вида школьной дезадаптации и педагогической запущенности состоит в своевременном влиянии на предпочитаемый способ разрешения конфликтов, с агрессивно-деструктивного способа на конструктивный способ урегулирования конфликта. Наблюдаемое конструктивное конфликтное поведение рассматривается как выполненное условие и основание для снятия подростка с внутришкольного учета и, следовательно, успешной профилактической работы в школе.

Ключевые слова: внутришкольный учет, подростки с девиантным поведением, девиантное конфликтное поведение подростков.

Современное качество школьного образования связано с достижением социально и личностно значимых результатов в обучении и воспитании учащихся. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучения, к которым относятся компетенции, связанные с урегулированием конфликтов в жизнедеятельности подростка. Учащиеся основного общего образования, подростки 5- 9 классов, овладевают компетенцией сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками, учатся находить общее решение и урегулировать конфликты на основе учета интересов и согласования позиций, аргументировано отстаивать свое мнение и позицию [1]. Учащиеся, имеющие устойчивое отклонение от стратегий сотрудничества и компромисса с учителями и учащимися, не стремящиеся учитывать интересы всех сторон, разрешающие конфликты стратегией противоборства всегда, везде и за все, должны быть включены, по нашему мнению, в профилактическую работу школы с девиантным поведением учащихся.

Профилактическая работа школы направлена на преодоление социально-психологической дезадаптации и педагогической запущенности учащихся с девиантным поведением. Внутришкольный учет является средством ранней профилактики девиантного поведения обучающихся. В качестве оснований для постановки на внутришкольный учет выступают различные ситуации школьной дезадаптации и социально-опасного положения: систематические пропуски уроков без уважительных причин (прогулы), неуспеваемость и неаттестация по предметам, участие в неформальных объединениях и организациях антиобщественной направленности. Среди оснований для постановки на внутришкольный учет специальное внимание уделяется ситуациям противоправных действий и неоднократное нарушение устава образовательной организации и Правил поведения обучающегося.

Какое место в обосновании девиантного поведения подростков и постановки на внутришкольный учет имеет их участие, направленность и характер поведения в школьных конфликтах?

Навигатором профилактики, разработанным Центром защиты прав и интересов детей Министерства образования и науки РФ, девиантное поведение оценивается в логике социально-психологической дезадаптации. О наличии у подростка состояния неуспешной социализации свидетельствуют такие признаки, как «отказ ходить в школу», «внезапное снижение успеваемости», «проблемы в межличностных отношениях», а также «конфликтное, агрессивное отношение к окружающим». К девиантному поведению относятся такие виды как: раннее проблемное (отклоняющееся), рискованное, суицидальное, зависимое, агрессивное и делинкветное [2].

Отметим, что среди признаков социально-психологической дезадаптации конфликтность отношений указывается, однако конфликтное поведение как вид подростковой девиации авторами Навигатора профилактики не выделяется. Вместе с тем проведенное нами изучение конфликтов подростков со статусом внутришкольного учета в школах г Калининграда и Калининградской области (215 чел.) однозначно констатирует участие в конфликтах до 70% подростков.

Конфликтное поведение относится к активному типу социального поведения активного субъекта; это «пространственно-временная организация активности субъекта, регуляция которого опосредована образом конфликтной ситуации» (Н.И. Леонов), активность субъекта выражается в доминантном, агрессивном, недружелюбном, напряженном, психозащитном типах конфликтного поведения (М.М. Главатских) [3, с. 10].

По нашему мнению, конфликтное поведение подростка может являться признаком девиантного поведения подростков, если имеет специфические особенности деструктивного конфликта и свойственных ему стратегии «соперничество» и жестких тактик конфликтного взаимодействия. Выделение таких признаков и их систематизация позволит качественно дополнить диагностический и технологический компоненты профилактики правонарушений и формирование позитивной социализации учащихся со статусом внутришкольного учета.

Как известно, ведущим атрибутивным признаком девиантного поведения выступает агрессивность подростка. Агрессивное поведение в школе проявляется в физическом и психологическом насилии, которое направлено на других учеников, педагогов, персонал, родителей. В ответ на конфликтную ситуацию учащиеся с девиантным поведением устраивают драки, толкаются, наносят удары различной тяжести. Физическое насилие всегда сопровождается угрозами, насмешками, коллективным игнорированием. Согласно Навигатору профилактики, распространение слухов также относится к психологическому насилию, поскольку имеет целью причинить человеку моральные страдания.

По данным А.А. Реан и Л.М. Семенюк, типичными формами агрессии подростков выступают физическая агрессия, вербальная агрессия и негативизм, использование которых в конфликтных ситуациях движется от физической агрессии к вербальной [4, с. 388]. Негативизм как форма агрессивного поведения подростков проявляется в активной борьбе или пассивном сопротивлении всем действующим правилам, нормам и школьным обычаям. Систематическое нарушение Правил поведения учащегося и Устава школы является обоснованием для постановки на внутришкольный учет.

Подростки с девиантным поведением чаще других идут на открытое столкновение и противоборство в конфликтных ситуациях. Их конфликтное поведение характеризуется использованием жестких тактик воздействия на оппонента. В конфликтологии систематизированы и описаны виды и приемы жестких тактик воздействия на оппонента: физическое насилие (физическое воздействие, блокирование деятельности другого, нанесение телесных повреждений, причинение боли), психологическое насилие (грубость, оскорбление, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, клевета, обман, унижение), давление (предъявление требований, указания, ультиматумы, шантаж) [5].

Школьная дезадаптация также характеризуется признаками враждебности ко взрослым и детям, которые испытывают и проявляют подростки в конфликтных ситуациях. Враждебность по отношению к учащимся, независимо от их возраста, младшим, сверстникам или старшеклассникам, проявляется в таких деструктивных формах, как создание помех в играх, стремление испугать, насмешки, нанесение оскорбления и обиды, намеренное создание трудностей. Враждебное отношение ко взрослым проявляется в вульгарном обращении, негативном отно-

шении к любым замечаниям, непослушание и нарушение учебной дисциплины, в криках, а иногда и в прямых угрозах [6, с. 171]. Приведенные признаки школьной дезадаптации, таким образом, соотносятся с пониманием деструктивного конфликтного поведения, что может служить обоснованием выделения отдельного вида девиантного поведения подростков - девиантного конфликтного поведения.

Как показали наши исследования об использовании приемов жестких тактик в конфликте с учащимися, подростки со статусом внутришкольного учета (212 чел. школ г Калининграда) чаще всего разрешают конфликт с помощью грубости (73%), оскорбительных жестов (66%), физического воздействия (54%), негативной личностной оценки (52%), предъявления требований (34%).

Девиантное конфликтное поведение подростка - это отклоняющееся от нормы конструктивного конфликтного взаимодействия со взрослыми и детьми поведение с использованием стратегии конфронтации, соперничества в сочетании с жесткими тактиками, физического и психологического насилия, разрешения конфликтов.

Отличие между агрессивными и неагрессивными детьми, заключается в том, что у агрессивных детей не сформирован опыт разрешения конфликта с использованием мягких и нейтральных практик. Психологи устанавливают прямую связь между проблематикой агрессии и изучением конфликтов и предлагают оценивать выбор стратегии и тактики конфликтного поведения как результат социального научения моделям конфликтного взаимодействия [7, с. 66].

Библиографический список

Важно не только трансформировать агрессивную реакцию на преодоление причины конфликта, но и расширить набор приемлемых, мягких или нейтральных тактик разрешения конфликта. Способность подростка с девиантным поведением при конфликтных ситуациях использовать аргументы, логику и факты для подтверждения своей позиции (тактика обозначения своей позиции); готовность к компромиссу, диалогу, способность принести извинения и попросить прощение (тактика сделки); готовность к сотрудничеству, желание решать возникшую проблему и предложение помощи, стремление поиска общего, а не различий (тактика дружелюбия). В структуре педагогических целей коррекционно-разви-вающих программ профилактической работы в школе, реализуемые школьным психологом или социальным педагогом, представителем службы школьной медиации (примирения), необходимо, следовательно, включать цели формирования конструктивной конфликтной позиции, мотивации конструктивного конфликта, компетенции договороспособности. Основу индивидуальной программы саморазвития подростка и программы групповых занятий, учащихся, стоящих на профилактическом (внутришкольном) учете, будут составлять упражнения, задания по обучению конструктивному поведению в конфликте.

Совет по профилактике школы по представлению классного руководителя об имеющихся позитивных изменениях в поведении в школьных конфликтах, сохраняющихся длительное время (минимум 6 месяцев), будет иметь основания для снятия подростка с внутришкольного учета.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255

2. Методические рекомендации действий педагогов в случае выявления признаков девиантного поведения. Available at: http://www.fcprc.ru/metodicheskie-materialyi/ navigator

3. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2005.

4. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Санкт-Петербург 1996.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. Москва: ЮНИТИ, 2000.

6. Рабочая книга школьного психолога. И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. Москва: Просвещение, 1991.

7. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2.е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2008. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255

2. Metodicheskie rekomendacii dejstvij pedagogov v sluchae vyyavleniya priznakov deviantnogo povedeniya. Available at: http://www.fcprc.ru/metodicheskie-materialyi/navigator

3. Leonov N.I. Konflikiy ikonfliktnoepovedenie. Metody izucheniya: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.

4. Rean A.A. Agressiya i agressivnost' lichnosti. Sankt-Peterburg, 1996.

5. Ancupov A.Ya., Shipilov A.I. Konfliktologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: YuNITI, 2000.

6. Rabochaya kniga shkol'nogo psihologa. I.V. Dubrovina, M.K. Akimova, E.M. Borisova i dr.; Pod red. I.V. Dubrovinoj. Moskva: Prosveschenie, 1991.

7. Grishina N.V. Psihologiya konflikta. 2.e izd. Sankt-Peterburg: Piter, 2008. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/

Статья поступила в редакцию 19.11.18

УДК 378.145

Semizorov E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Agrarian University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia),

E-mail: semizorov-evgeni@mail.ru

THE VALUE AND DEVELOPMENT OF ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE STATE AGRARIAN UNIVERSITY OF NORTHERN ZAURALYE. The author of the article considers the importance and development of physical culture and sports as an academic discipline. The work finds the relationship between the discipline of physical education and sports elective subjects. The tasks of these disciplines are specified. The educational process of disciplines on physical culture and sport in an agrarian university is presented. The analysis of visiting of educational disciplines and the relation of the student to educational activity, educational and training activity is given. It is shown that today elective disciplines in physical culture and sports play an important role in the educational process of higher education. The article presents a comparative analysis of the attendance of physical education classes by students of higher educational institutions for one and a half years of educational activity. Special attention is paid to the formation of physical education of students in higher education. The purpose of development of physical culture and sports, and also elective disciplines is opened. The approach of teachers to students when choosing directions in elective subjects is studied. It is proved that these disciplines in higher agricultural educational institution play an important role in the formation of physical development of students.

Key words: physical culture and sport, elective disciplines, students, university, goals, objectives, physical education, development, teachers, comparative analysis.

Е.А. Семизорое, канд. пед. наук, доц., Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: semizorov-evgeni@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ

Автор данной статьи рассматривает значение и развитие физической культуры и спорта как учебной дисциплины. Найдена взаимосвязь между дисциплиной по физической культуре и спорту и элективными дисциплинами. Указаны цели и задачи данных дисциплин. Представлен учебный образовательный процесс дисциплин по физической культуре и спорту в аграрном университете. Приведён анализ посещения учебных дисциплин и отношения студента к учебной деятельности, учебно-тренировочной деятельности. Показано, что на сегодняшний день элективные дисциплины по физической культуре и спорту играют важную роль в образовательном процессе высшего учебного заведения. Представлен сравнительный анализ посещения учебных занятий по физической культуре студентами высшего учебного заведения за полтора года образовательной деятельности. Уделено особое внимание формированию физкультурного образования студентов в высшем учебном заведении. Раскрыта цель развития физической культуры и спорта, а также элективных дисциплин. Изучен подход преподавателей к студентам при выборе направлений по элективным дисциплинам. Доказано, что данные дисциплины в высшем аграрном учебном заведении играют важную роль в формировании физического развития студентов.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, элективные дисциплины, студенты, университет, цели, задачи, физическое воспитание, развитие, преподаватели, сравнительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.