Научная статья на тему 'Конфликт интересов в налоговой сфере'

Конфликт интересов в налоговой сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1770
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТАГОНИЗМ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / НАЛОГОВАЯ СФЕРА / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестакова Екатерина Владимировна

Сегодня часто можно услышать о конфликте интересов в сфере налогообложения. Это и конфликт между налогоплательщиками и налоговыми органами в части неуплаты налогов, вывода капитала из России, дефиците бюджета. Однако конфликт интересов обусловлен вполне объективными причинами: это и пробелы в законодательстве, и недостаточно эффективная работа в налоговом администрировании, и ошибки в расчетах в отношении реализации социальны-х программ и пополняемости бюджета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONFLICT OF INTERESTS IN THE TAX SPHERE

Today, you can often hear about the conflict of interests in the field of taxation. This conflict between taxpayers and tax authorities regards tax evasion, capital outflow from Russia, the budget deficit. However, a conflict of interest due to objective reasons: they are gaps in the legislation, and the lack of effective work in tax administration, and calculation errors in relation to the implementation of social programs and augmentable budget

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов в налоговой сфере»

Шестакова Е. В.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

2.3 КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

Шестакова Екатерина Владимировна, кандидат юридических наук, генеральный директор Место работы: ООО «Актуальный менеджмент»

[email protected]

Аннотация: Сегодня часто можно услышать о конфликте интересов в сфере налогообложения. Это и конфликт между налогоплательщиками и налоговыми органами в части неуплаты налогов, вывода капитала из России, дефиците бюджета. Однако конфликт интересов обусловлен вполне объективными причинами: это и пробелы в законодательстве, и недостаточно эффективная работа в налоговом администрировании, и ошибки в расчетах в отношении реализации социальны-х программ и пополняемости бюджета

Ключевые слова: антагонизм, конфликт интересов, налоговая сфера, налогоплательщик

THE CONFLICT OF INTERESTS IN THE TAX SPHERE

Shestakova E. V., PhD in law, CEO

Place of employment: JSC «Aktualny management»

[email protected]

Abstract: Today, you can often hear about the conflict of interests in the field of taxation. This conflict between taxpayers and tax authorities regards tax evasion, capital outflow from Russia, the budget deficit. However, a conflict of interest due to objective reasons: they are gaps in the legislation, and the lack of effective work in tax administration, and calculation errors in relation to the implementation of social programs and augmentable budget

Keywords: antagonism, conflict of interest, the tax sphere, the taxpayer

Антагонизм в налоговой сфере

Антагонизм переводится с греческого как «противник», «соперничество», «борьба». Вопрос антагонизма в налогообложении не получил научного развития. Причина этого кроется в том, что изначально в налогообложении антагонизм не наблюдается, поскольку налогообложение существует столько же, сколько государственная система управления. Система налогообложения изначально основывается на «общественном договоре», когда налогоплательщики отдают часть своего дохода с целью эффективного функционирования государственной машины.

Некоторые авторы полагают, что правоотношения в налоговой сфере изначально конфликтны1.

Вместе с тем, антагонизм возникает в следующих случаях:

- когда государство устанавливает непомерные налоги и сборы;

- когда государства не осуществляет должным образом контроль за уплатой налогов;

- в законодательстве имеются коллизии, позволяющие налогоплательщикам либо не уплачивать часть налогов и сборов, либо вызывает судебные споры в связи с различной трактовкой законов.

Антагонизм может проявляться в следующем:

- налогоплательщики не уплачивает налоги, используя различные внутригосударственные механизмы;

- налогоплательщики не уплачивают налоги, используя оффшорные территории, низконалоговые территории,

- налогоплательщик не может вести бизнес в современных условиях и принимает решение о закрытии бизнеса.

Некоторые налогоплательщики даже решают сменить гражданство с целью снижения налогов, реализации антагонистических задач, поставленных конкретным налогоплательщиком. В частности, примеры такие находили отражение в таких странах, как США, Франция, Германия, которые устанавливают высокие налоги для состоятель-

1 Сапрыкина И.А. Юридические факты, опосредующие налоговые процессуальные отношения // Финансовое право. 2012. N 12. С. 18 - 22.

ных граждан.

Антагонистический характер может приводить к различного рода последствиям: это и противостояние государства налогоплательщикам с помощью судебноадминистративной машины, и сотрудничество налогоплательщиков с государством, выражающееся в общественном обсуждении законопроектов, подписании «мировых соглашений» налогоплательщиков и налоговых органов. Также антагонистический характер налогов может привести к отмене тех налогов, которые показали свою несостоятельность, проводя историческую аналогию к таким налогам можно отнести налог на глаза, налог на бездетность, соляной налог. К современным проявлениям антагонистического характера можно отнести отмену принятых поправок, ведущих к повышению налогов, забастовки работников.

Вместе с тем, антагонизм может иметь неосознанные проявления, например, налогоплательщик может не обладать познаниями, может не владеть информацией о необходимости уплаты налогов.

Следует также обратить внимание, что некоторые авторы видят антагонизм налоговой системы несколько в ином свете. В.Полежаев представляет антагонизм в действии самой налоговой системы, в том, что налоги проявляют антагонизм по отношению друг к другу2. Однако с данной точкой зрения нельзя согласиться по следующим основаниям. По мнению автора, различные налоги входят в единую налоговую систему, дополняют друг друга на различных уровнях: федеральном, уровне субъекта федерации и местного налогообложения, различные налоги образуют целостную систему и применяются в привязке друг к другу, так косвенные налоги тесно связаны с прямыми и наоборот. Нельзя говорить о антагонистическом характере самих налогов.

Конфликт интересов в налогообложении

Вопрос конфликта интересов несмотря на то, что «на слуху» у многих, изучен не достаточно. Так, Иванов А.Е.,

2 http://tztver.ru/articles/detail/73

31

Социально-политические науки

32014

Лушпина Е.В3 4. связывают конфликт интересов с разновекторными взглядами главного бухгалтера и руководителя. «Возникает конфликт интересов руководителя, нацеленного на снижение налогового бремени, и главного бухгалтера, заинтересованного в уменьшении объема работы». Вильям Петти рассматривал конфликт интере-

4

сов с точки зрения недовольства налогоплательщиков . Поленова С.Н. ищет причины конфликта в налоговой сфере в конфликте, возникающем в связи с конфликтом государственных и частных интересов собственников5.

В.А. Рязановский приходит к выводу, что конфликт интересов в сфере налогообложения связан с тем, что «закон не может предусмотреть всех случаев, регламентировать все действия административной власти»6. Однако законодательство в области налогообложения и не требует урегулирования всех налоговых правоотношений, строгой регламентации всех шагов налогоплательщика, в этой связи в России большинство норм разъясняется исполнительными органами власти, а правомерность той или иной позиции налогоплательщика часто подтверждается в судебном порядке. Но это не означает изначально антагонистические правоотношения между налогоплательщиком и налоговыми органами.

А вот международные организации представляют конфликт интересов в несколько ином свете, так по мнению ОЭСР, конфликт видится в конфликте налоговых администраций и его причиной является законодательство об избежании двойного налогообложения7.

Вместе с тем, по мысли автора, определяя понятие «конфликта интересов в налогообложении» необходимо исходить из этимологии слов «интерес» и «конфликт».

Слово «интерес» происходит из латыни и имеет значение «социальный», «реальная причина социальных действий, событий»8. Понятие «конфликт» означает наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия9.

В этой связи автор представляет конфликт интересов в области налогообложения как способ разрешения противоречий между публичными и частными интересами в социальной и имущественной сфере.

Кроме того, автором выдвинуто предположение о различных уровнях конфликта налоговых интересов.

Уровень 1 - конфликт на международном уровне заключается в конфликте репатриации прибыли, оттока капитала в низконалоговые юрисдикции.

Например, головная компания расположена в Ирландии, имеет филиал во Франции, который получает 20 миллионов евро прибыли после уплаты местных налогов. Французское подразделение должно было бы уплатить 6,6 миллион корпоративного налога, то есть третью часть прибыли французским налоговым органам. Но во-первых, французское подразделение перечисляет 10 миллионов в Ирландию, что снижает прибыль на 10 мил-

3 Иванов А.Е., Лушпина Е.В. Проблемы и тенденции развития аутсорсинга учетных функций в России // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 5. С. 9 - 14.

4 Петти В., Смит А., Рикардо Д. и др. Классика экономической мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000

5 Поленова С.Н. Институционализм в регулировании бухгалтерского учета и отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 23. С. 13 - 18.

6 Рязановский В.А. Единство процесса. М., 2005. С. 43.

7 http://taxfoundation.org/blog/apportioning-future

8 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_phNosophy/2369/%D0%98% D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%95%D0%A1

9 https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%F4%EB%E8%EA%F2

лионов. С этой выручки во Франции филиал ничего не платит, а компания в Ирландии заплатит 1,25 миллиона евро, поскольку налог в Ирландии составляет 12,5%. Французский же филиал заплатит налогов на сумму 3,33 миллиона евро французским налоговым органам. Таким образом, экономия на налоге в Европе составит 2 миллиона евро.

С одной стороны, это законная схема снижения налога, но с другой, - государство недополучает налоговых поступлений, в данном случае, мы рассматриваем такую страну как Франция.

Уровень 2 - конфликт на уровне государства, представляет собой конфликт на уровне политических и экономических элит, такой конфликт выражается в разработке законов, которые по своей сути противоречат интересам государства.

Уровень 3 - конфликт на уровне государства и чиновников, интересы чиновников и государства не всегда совпадают, подобный конфликт выражается в различной трактовке законодательных норм различными ведомствами, принятии противоречивых судебных решений по одному и тому же вопросу в сфере налогообложения.

Уровень 4 - конфликт на уровне государства и юридических лиц, юридические лица не всегда готовы платить налоги, используют необоснованно налоговые льготы и преференции, вместе с тем, подобный конфликт может произойти по незнанию, например, налогоплательщик может превысить лимит выручки и по незнанию продолжать применять специальный налоговый режим.

Уровень 5 - конфликт на уровне государства и физических лиц, физические лица по незнанию или с умыслом могут уплачивать меньше налогов, чем это предусмотрено законодательно.

Почему же возникает конфликт интересов в налоговой сфере?

Причины конфликта интересов зависят от уровня, на котором происходит конфликт. На международном уровне причины кроются в наличии более льготных налоговых режимов, офшорных и оншорных юрисдикций, которые позволяют бизнес-сообществу сэкономить на налогах и одновременно направить средства на развитие бизнеса. Кроме того, такие юрисдикции позволяют обезопасить имущество от рейдерских захватов. Также причиной конфликта на государственном уровне могут явиться политические предпосылки, такие как санкции, эмбарго, недружественные правоотношения между странами, когда страны предусматривают дополнительные налоги, разрывают дипломатические отношения и ранее достигнутые договоренности в отношении налогообложения на уровне соглашений об избежании двойного налогообложения. Обратным процессом является упрощение режима налогообложения, отмена таможенных тарифов. Примером такого процесса является установление нулевой ставки по выплаченным дивидендам в Евросоюзе или таможенные тарифы, а также установление единообразных правил взимания косвенных налогов в Таможенном союзе.

Причины конфликта на уровне государства и политических, а также экономических элит связаны с желанием получение дополнительных преференций от государства для тех или иных отраслей экономики, например, льготы по налогу на добавленную стоимость для почтовых отправлений, льгот для железнодорожной отрасли, льгот для экспортно-импортных операций. Еще одной причиной конфликта может быть непомерное налоговое бремя, установленное для какой-либо сферы, например, для IT-технологий или сельского хозяйства, что повлечет

32

Шестакова Е. В.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

снижение производительности, снижения темпов развития конкретной отрасли экономики. Так, в XIX веке во времена Наполеона, Россию называли «Россия - колос на глиняных ногах!», во многом данное название было продиктовано неэффективным налогообложением.

Причиной конфликта является несовпадение интересов государства и чиновников, например, когда чиновники не соблюдают интересы государства, нарушают законодательство. Причем это нарушение также может быть как осознанным, так и бессознательным, связанным с непониманием государственных интересов, незнанием законодательства. Также проблема в разрезе конфликта интересов государства и чиновников является в отсутствии контроля государства над действиями чиновников. В результате, чиновники часто выражают противоречивую позицию по одним и тем же вопросам, связанным с регулированием налогообложения. Только одним примером является вопрос осуществления зачета и возврата налоговых платежей. Зачет и возврат излишних платежей в бюджет осуществляет та инспекция по месту вашего учета, которая выявила переплату (письмо Минфина России от 12.07.2010 N 03-02-07/1-315). Существует и иная позиция, согласно которой зачет проводится по месту нахождения такого обособленного подразделения или же в налоговый орган по месту нахождения головной организации (письмо ФНС России от 19.11.2010 N ЯК-37-8/15939). Также причина конфликта часто связана с изменениями в законодательстве. В законодательстве детально не установлен порядок действий налоговых органов и налогоплательщиков на переходный период. Так, при отмене единого социального налога и введения страховых взносов налогоплательщики допускали множество ошибок, которые приводили к переплате налогов, но при этом взыскивать переплату приходилось исключительно в судебном порядке. Конфликт интересов может быть связан и с недостаточной информативностью вопросов налогообложения, отсутствие четкого алгоритма действий вызывают ошибки рядового чиновника в трактовке норм налогового законодательства. Некоторые нормы, применяемые в международном законодательстве, носят оценочный характер, к таким нормам можно отнести правило «вытянутой руки», которое применяется для оценки сделок с взаимозависимостью. В результате, чиновники в различных странах понимают данное правило различным образом, что может вызвать конфликтную ситуацию в части налогообложения идентичных сделок в различных странах.

Конфликт государства и юридических лиц имеет различные причины. Основу конфликта носят бессознательные причины, такие как незнание законодательства, ошибки, не влияющие на размер уплаченного налога, неправильное оформление документации или утеря документов. Причина конфликта может скрываться в сознательном несоблюдении налогоплательщиком законодательных норм, использовании льготы, которые не предусмотрены для данной категории налогоплательщиков. Однако большинство налогоплательщиков изначально являются добросовестными. Вместе с тем, данный принцип несколько искажен в правоприменительной практике. Саков К.А. основывается на концепции добросовестности налогоплательщика10, обращая внимание на определение КС РФ от 25 июля 2001 г. N 138-О, в котором суд ввел презумпцию добросовестности налогоплательщика.

Вместе с тем, автор обращает внимание, что налоговые органы часто руководствуются другим более поздним Постановлением ВАС РФ (Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53), в котором дано определение необоснованной налоговой выгоды. Государство часто исходит не из презумпции добросовестности и невиновности налогоплательщика, а с позиции полученной необоснованной налоговой выгоды. Такая налоговая выгода может быть связана с тем, что компания не провела достаточно детальную проверку своего контрагента, однако порядок такой проверки не прописан в налоговом законодательстве, что фактически является правовой коллизией. Налогоплательщик должен выполнять действия, не установленные законодательно, неисполнение данных действий говорит о субъективной вине налогоплательщика, выразившейся в получении необоснованной налоговой выгоды. Однако налогоплательщик может и не знать о получении такой выгоды.

Конфликт интересов со стороны физических лиц также можно наблюдать на практике:

- отсутствие налоговой грамотности населения в вопросах налогообложения;

- попытки ухода от налогообложения, например, в случае сдачи в аренду имущества или заключения договоров с работодателем с одновременным установлением незначительной заработной платы.

Еще одной причиной возникновения конфликта интересов физических лиц и государства могут являться излишние бюрократические процедуры, связанные с необходимостью подачи деклараций, уплаты налогов, проведения сверки с налоговым органом.

В заключение необходимо отметить, что конфликт интересов в налоговой сфере не связан с антагонизмом налогоплательщика и государства. Вместе с тем, конфликт интересов очень часто возникает. Способами борьбы с конфликтом интересов является установление регламентирующих норм в сфере налогового законодательства, урегулирование внешнеполитических конфликтов, повышение правовой грамотности населения и юридических лиц.

Список литературы:

1. Сапрыкина И.А. Юридические факты, опосредующие налоговые процессуальные отношения // Финансовое право. 2012. N 12. С. 18 - 22.

2. http://tztver.ru/articles/detail/73

3. Иванов А.Е., Лушпина Е.В. Проблемы и тенденции развития аутсорсинга учетных функций в России // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 5. С. 9 - 14.

4. Петти В., Смит А., Рикардо Д. и др. Классика экономической мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000

5. Поленова С.Н. Институционализм в регулировании бухгалтерского учета и отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 23. С. 13 - 18.

6. Рязановский В.А. Единство процесса. М., 2005. С. 43.

7. http://taxfoundation.org/blog/apportioning-future

8. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2369/%D0 %98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%95%D0%

9 .https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%F4%EB%E8 %EA%F2

10. Сасов К.А. Налоговое правосудие в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: монография. М.: Норма, 2013. 256 с.

10 Сасов К.А. Налоговое правосудие в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: монография. М.: Норма, 2013. 256 с.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.