Educational Technology & Society 9(2) 2006 ISSN 1436-4522
Компьютерно-опосредованная коммуникация в учебных
курсах университета
Нилова С.В. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Ивановского государственного университета www.ivanovo.ac.ru/distant nilova@ivanovo .ac.ru
Аннотация
В статье представлены различные дистанционные технологии и особенности организации учебных курсов в Ивановском государственном университете. Автор рассматривает учебную компьютерно-опосредованную коммуникацию как синоним дистанционным технологиям. На основе практического опыта раскрыты правовые и педагогические аспекты проблемы. В статье используются авторские программы учебных курсов «Основы дистанционного обучения», «Образование и бизнес», некоторые исследовательские задания и подходы к организации учебных курсов в университете.
In the article various remote technologies and features of the organization of training courses at the Ivanovo State University are presented. The author considers the educational computer-mediated communications as a synonym to remote technologies. On the basis of practical experience legal and pedagogical aspects of a problem are opened. In the article author's programs of training courses of " The Basis of remote learning", " Education and business ", some research tasks and approaches to the organization of training courses are used in.
Ключевые слова
Дистанционные технологии, университет, учебный курс, дистанционное обучение, образование и бизнес, исследовательские задания, проект.
Компьютерно-опосредованная коммуникация как элемент учебных курсов в университете может быть раскрыта через индивидуальную сетевую работу преподавателя со студентами, электронные семинары, сетевые практические занятия, организацию общих телеконференций, деятельность локальных сетевых сообществ и т. д. Позиция автора статьи на теорию этого феномена была отражена в специальном выпуске «Современные подходы к педагогической компьютерно-опосредованной коммуникации: теория, практика, перспективы» (Нилова С.В., 2005). Практика использования компьютерно-опосредованной коммуникации в учебных курсах и инновации на их основе имеют правовое и педагогическое обоснование, которое может быть представлено студентам, кафедре, факультету, образовательному учреждению в целом.
Профессиональное мастерство преподавателя - основной потенциал совершенствования системы образования. Использование дистанционных технологий в образовательном процессе существенно меняет преподавание в вузе. В современных условиях преподаватель, который призван обеспечить достойное качество образования стоит перед выбором - не заниматься или заниматься качеством образования на основе своего альтруизма и возможности «спонсировать» образовательное учреждение затратами своего личного времени, не получая за это никакого материального вознаграждения со стороны работодателя. В менеджменте есть принцип: «Делается то, что вознаграждается!» Заявления о повышении заработной платы преподавателям остаются обычной декларацией, никак не меняя положение дел. Несмотря на это в российском образовании есть энтузиасты, которые развивают современные образовательные методики, в том числе, и на основе творческого использования ИКТ.
Рассмотрим несколько вариантов правового обоснования использования дистанционных технологий в учебном процессе. В данном случае мы будем использовать как возможные синонимы понятия «компьютерно-опосредованная коммуника-
ция» и «дистанционная технология» и пока оставим без обоснования это утверждение.
Любой вузовский преподаватель должен составить рабочую программу своих учебных курсов, опираясь на требования Государственного образовательного стандарта и локальные нормативы, которые определяют количество часов на изучение учебных дисциплин (со стороны студента) и планирования нагрузки на преподавателя, согласно принятой трудоемкости по учебному курсу.
В рабочей программе учебного курса преподаватель должен представить, что будут использованы дистанционные технологии. «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием" (Федеральный закон РФ "Об образовании" в ред. 2003).
Приказ Минобрнауки РФ № 137 от 6 мая 2005 года (Об использовании дистанционных образовательных технологий, 2005) определил порядок использования дистанционных образовательных технологий: «Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестаций обучающихся. Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением. Образовательные учреждения профессионального образования при подготовке по профессиям и специальностям, получение которых в очнозаочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната не допускается, могут использовать ДОТ в очной форме при реализации профессиональных образовательных программ по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам».
В отдельных случаях в уставах образовательных учреждений уже могут быть включены статьи о возможностях использования дистанционных технологий в образовательном процессе и этот факт уже на локальном уровне (уровне образовательного учреждения) подчеркивает принятие этого способа обучения и дает право преподавателю использовать в своих учебных курсах дистанционные технологии.
Наряду с этим, в законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (О высшем и послевузовском профессиональном образовании, 1996) в статье 20 представлены права и обязанности преподавателей, которые могут быть обоснованием возможности использования дистанционных технологий.
Научно-педагогические работники высшего учебного заведения имеют право: «определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования» (§ 4, п. 4);. «выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса» (§ 4, п. 5).
Научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны: «обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов» (§ 5, п. 1); «систематически заниматься повышением своей квалификации» (§ 5, п. 5).
Кроме этого, в постановлении Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы» предусмотрено совершенствование содержания и технологий образования в целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах и возможность участия российских
студентов и преподавателей в системе международного непрерывного образования уже невозможно без дистанционных технологий. Отдельные пункты программы напрямую подчеркивают роль дистанционных технологий, а значит и необходимость развития компьютерно-опосредованных коммуникаций, которые возможны в направлениях:
• взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;
• организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;
• совершенствования системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства.
Однако развитие этих направлений зависит от образовательного учреждения в целом, но понимание возможной стратегии развития вуза отдельным преподавателем помогает в совершенствовании своего педагогического мастерства. (До сих пор существует педагогическая проблема, что достаточно часто вузовские преподаватели игнорируют знание педагогики высшей школы и не всегда понимают, что от способов преподавания зависит качество образования. Некоторые вузовские преподаватели считают, что достаточно знания своей науки для того, чтобы эффективно обучать).
Федеральная программа предусматривает опережающее развитие «общенациональных университетов и системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для подготовки высокопрофессиональных кадров». При этом предполагается, что удельный вес численности студентов высшего профессионального образования обучающихся в этой категории вузов в 2006 г должен составлять 35 процентов, а к 2010 г. уже 50 процентов. Уместно задать вопрос: как будет определяться судьба и статус других вузов.
Удельный вес численности выпускников учреждений профессионального образования, освоивших образовательную программу с использованием методов дистанционного обучения к 2010 году, должен быть 20 процентов. Очевидно, что этот показатель никак не связан со статусом вуза и может быть ориентиром для вузовских преподавателей в использовании дистанционных технологий в своих учебных курсах.
Таким образом, на федеральном и локальном уровне уже есть правовое обоснование и возможность отдельного преподавателя совершенствовать свою методику на основе компьютерно-опосредованных коммуникаций.
Рассмотрим несколько вариантов использования дистанционных технологий на примере авторского учебного курса «Основы дистанционного обучения», который практически был реализован в 2005 г. на историческом факультете Ивановского государственного университета (за счет вузовского компонента стандарта) и учебный модуль «Образование и бизнес» (как элемент учебного курса «Основы организации бизнеса»), некоторые практические результаты которого получены уже в 2006 году.
Пример 1. Учебный курс «Основы дистанционного обучения» для специальности 020700 - история (4 курс, 11У семестр). Общая трудоемкость дисциплины (в часах по учебному плану дневной формы обучения) - 50 часов. В том числе: лекции
- 18 часов, практические занятия - 16 часов, самостоятельная работа - 16 часов. Рабочая программа принята на заседании кафедры педагогики ИвГУ.
Объяснительная записка
Новые информационные технологии, дистанционное обучение - важные составляющие современной образовательной среды. Использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий относится к компетенции образовательного учреждения. Курс «Основы дистанционного обучения» предполагает познакомить студентов с образовательными возможностями Интернета и создать представление у каждого студента о перспективах использования форм телекоммуника-
ций и развития дистанционного обучения. Курс имеет практическую направленность и ориентирован на студентов, которые имеют опыт работы с персональным компьютерном в качестве пользователя. По окончанию курса каждый студент должен уметь использовать основные формы телекоммуникаций в Интернете (почта, рассылки, сайты, форумы, чаты) и возможности дистанционного обучения для личного и профессионального развития.
Формы и особенности организации учебного процесса
Интернет является той инфраструктурой, существование которой позволяет человеку в виртуальном пространстве решать свои реальные задачи, использовать возможности новых форм общественной коммуникации (сетевые сообщества) и вносить изменения в распределении личного времени.
В качестве инновационной основы преподавания курса используется очнодистанционное обучение и опора на различные формы телекоммуникаций. Актуальность подобной методики обусловлена развитием единого европейского образовательного пространства (Болонский процесс). Подобная модель курса работает на качество преподавания и обучения в вузе, обеспечивает перенос части урочного времени в сеть, позволяет минимизировать потери времени на контроль знаний, путем автоматизации труда педагога.
Существенной особенностью курса является возможность выбора студентом личного образовательного маршрута и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта. Используя метод проектов, студент учиться распоряжаться своим свободным временем, мобилизовывать дополнительные ресурсы, вести поисковую деятельность.
Метод проектов - система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Кооперативный проект — способ соорганизации совместной деятельности партнеров, направленной на достижение согласованного результата в рамках общей идеи, согласованных методов и сроков. В образовательном проекте в качестве согласованных результатов выступают различные «продукты» решения образовательных задач, а партнерами, как правило, выступают преподаватели, студенты (а также многие другие субъекты), имеющие общие проблему и цель, и согласующиеся методы и способы своей деятельности.
Теория методов проектов, тесно связанная с именами американских философа и педагога Д. Дьюи и В. Килпатрика, получила в последние годы широкое распространение в мировой образовательной практике в идеях «кооперативного обучения» (Cooperative Learning). Использование метода проектов в учебном процессе предполагает его соответствие некоторым основным требованиям:
1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. значимость предполагаемых результатов для участников учебного процесса (практическая, теоретическая, познавательная);
3. возможность для самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся;
4. учебный материал и организация работы, предполагающие структурирование (с указанием поэтапных результатов);
5. необходимость использования исследовательских методов (Полат Е.С., 2001).
Курс имеет практическую направленность. Варианты студенческих проектов реализуются на основе содержания курса. Выбор проекта и направлений его реализации зависит от инициативы и предприимчивости студентов. Проект начинает действовать после согласования его начала с преподавателем и коллективом студентов. К концу курса каждый студент должен иметь «портфель достижений», включающий почасовой отчет о проведенной работе и предоставленный преподавателю по электронной почте. Количество часов «портфеля достижений» должно быть не менее количества часов, которые запланированы на самостоятельную и практическую работу по курсу.
Промежуточный контроль осуществляется систематически посредством обратной связи через электронную почту, рефлексию студентов и сетевые отчеты руководителей проектов. Итоговый контроль включает индивидуальную и коллективную рефлексию курса (предусмотрена форма off-line). Форма зачета зависит от содержания «портфеля достижений студента», в который включаются различные проекты и виды деятельности, которые осуществил студент за время курса согласно своему индивидуальному образовательному маршруту. Текущая работа студентов будет отражена в электронной ведомости на сайте «Дистанционное сотворчество» (www.ivanovo.ac.ru/distant) с учетом европейских оценок: "А" - "отлично"; "В" -"очень хорошо"; "С" - "хорошо"; "D" - "удовлетворительно"; "Е" - "посредственно"; "FX" ("F") - "неудовлетворительно".
Содержание учебного материала
1. Разработка и описание модели курса. Информационное обеспечение курса с помощью интернет-ресурсов. Особенности очно-дистанционного обучения. Практические использование on-line и off-line телекоммуникации. Телеконференция, форум, чат, е-mail, ICQ, списки рассылки. Особенности поиска информации в Интернете.
2. Информатизация системы образования. Факторы, способствующие становлению дистанционного обучения в России и за рубежом. Международные тенденции развития образования. Болонский процесс. Единое европейское образовательное пространство.
3. Нормативное обеспечение дистанционного обучения. Федеральные программы «Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)" и "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг." Приказы Минобразования России: "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации" (от 18 декабря 2002 г. N 4452 зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2002 г., регистрационный N 4071) и "Об использовании дистанционных образовательных технологий" (№ 137 от 6 мая 2005 года. Зарегистрировано в Минюсте РФ 02 августа 2005 г. Регистрационный N 6862).
4. Реализация федеральных программ информатизации образования в Ивановской области. Региональные особенности. Областная целевая программа «Информатизация системы общего образования Ивановской области». Проектирование роли ИвГУ в ее реализации. Проблемы программного обеспечения и технического обслуживания компьютерных классов. Альтернативное программное обеспечение.
5. Дистанционная педагогика. Понятие дистанционного образования; сущность и специфические особенности. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. Особенности взаимодействия преподавателя и учащихся в условиях дистанционных технологий. Особенности дистанционного урока. Сравнительный анализ традиционного и дистанционного урока. Формы сетевого педагогического взаимодействия. Дистанционный педагогический совет. Информационные системы в оценочной деятельности (ЕГЭ, централизованное тестирование). Формы учебных занятий в Интернете. Особенности проведения сетевых занятий: преподавание и учение. Трудозатраты и нормирование труда преподавателей. Виртуальная кафедра как организационная основа интернет-обучения.
6. Проектная деятельность. Индивидуальные исследовательские интернет-проекты. Самоопределение в проектах. «Портфель достижений» студента. Организационная и управленческая деятельность. Подготовка, реализация, оценка проектов. Практическая подготовка и реализация проектов.
Возможные направления для реализации проектов:
• Создание и развитие электронного журнала.
• Особенности развития компьютерного класса для дистанционного обучения.
• Проблемы трудоустройства на основе использования форм телекоммуникаций.
• Электронное право.
• Нормативно-правовое обеспечение интернет-обучения.
• Организация телеконференции на факультете.
• Динамическая поддержка сайта.
• Рынок образовательных услуг: взгляд покупателя через Интернет.
• Интернет-имидж сферы образования.
• Болонский процесс и развитие регионального образовательного пространства.
• Дистанционное образование для бизнеса.
• Система дистанционного профильного обучения.
7. Интернет-имидж образовательного учреждения, региона, сообщества. Региональная система образования и представительство органов управления образованием в Интернете. Сайт как элемент системы образовательной деятельности школы и вуза. Особенности сайтов, структура, содержание, воспитательный потенциал. Интернет-имидж бизнес сообществ. Сравнительный анализ.
8. Сетевые сообщества. Сетевые сообщества в образовании и бизнесе. Дистанционные проекты. Организация и проведение. Работа в сетевых сообществах. Электронные учебные семинары и телеконференции. Сетевые сообщества на основе электронных СМИ, образовательных порталов, электронных библиотек, музеев, политических партий и т. д. Особенности электронных журналов и газет. Структура электронного журнала. Возможности развития.
9. Интернет в построении личной образовательной стратегии. Самообразование и Интернет. Дистанционное повышение квалификации. Актуальность разработки системы дистанционного повышения квалификации (ДПК). Предпосылки и концептуальные положения ДПК. Особенности учебного процесса в ДПК. Принципы ДПК (наличие образовательного продукта, соответствие внешнего образовательного продукта участника его внутренним личностным приращениям, принцип индивидуальной образовательной траектории, эвристичность, принцип открытой коммуникации и т.д.). Способы организации учебных занятий в ДПК. Сетевые сообщества. Формы сетевого педагогического взаимодействия. Дистанционный педагогический совет.
10. Особенности участия школы в дистанционных проектах. Дистанционная олимпиада. Организация и проведение. Социальное партнерство в дистанционных проектах. Методические проекты на основе дистанционных образовательных технологий.
11. Система дистанционного профильного обучения. Телекоммуникации и электронные средства в профильном обучении. Дидактическая модель дистанционного профиль-класса. Телекоммуникации в условиях пред-профильной подготовки школьников.
12. Подросток и Интернет. Интернет как возможность досуга и решения актуальных информационных потребностей личности. Психологические и педагогические особенности использования интернет-ресурсов. Компьютер и здоровье.
13. Интернет и социальная мобильность личности. Рынок труда и Интернет. Электронные биржи труда, поиск работы. Особенности работы через Интернет. Прогнозирование возможностей развития рабочих мест на основе работы через Интернет.
14. Партнерство образования и бизнеса. Позитивное развитие деловых контактов между бизнес-сообществом и образовательными учреждениями. Фандрайзинг. Рынок образовательных СБ-КОМ. Поставщики учебных программ. Вариативность электронных ресурсов на СБ-ЯОМ, специфика их использования в учебном процессе. Роль и место обучающих про-
грамм и компьютерных технологий обучения в образовательном процессе. Сравнительный анализ.
15. Образовательный продукт обучения. Рефлексия совместной деятельности в курсе.
Таблица 1. Тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов, тем Всего часов (общая трудоемкость) Аудиторные занятия Самостоятельная работа
я и В е л семинары, прак-тич. зан. е ск е акт пра
1 Разработка и описание модели курса. 2 2
2 Информатизация системы образования. 2 2
3 Формы телекоммуникаций в Интернете. Сетевые сообщества. 2 2
4 Нормативное обеспечение дистанционного обучения. 2
5 Реализация федеральных программ информатизации образования в Ивановской области. Региональная система образования в Интернете. 2
6 Дистанционная педагогика. Понятие дистанционного образования; сущность и специфические особенности. Дистанционный педагогический совет. 2
7 Сайт как элемент системы образовательной деятельности школы, вуза. 2 2
10 Формы учебных занятий в Интернете. 2 2
11 Особенности дистанционного урока. Сравнительный анализ традиционного и дистанционного урока. 2 2
12 Интернет в построении личной образовательной стратегии и как возможность досуга. 2 2
13 Особенности электронных журналов и газет. Электронные библиотеки. 2 2
14 Методические проекты на основе дистанционных образовательных технологий. Особенности участия школы в дистанционных проектах. Дистанционная олимпиада. 2 2
15 Система дистанционного профильного обучения. 2 2
16 Рынок труда и Интернет. 2 2
17 Подросток и Интернет. 2 2
18 Партнерство образования и бизнеса. 2 2
20 Проектная деятельность. 16 16
21 Образовательный продукт обучения. Рефлексия совместной деятельности в курсе. 2 2
итого 50 18 16 16
В организации преподавания курса мы хотим отметить существенное противоречие, которое основано на отборе форм учебной работы при факультетском планировании его трудоемкости, как для преподавателя, так и для студентов. На протяжении всего учебного курса преподаватель проводит дистанционную индивидуальную работу со студентами и создает условия для активизации самостоятельной работы. В планировании учебной нагрузки это никак не выражено. Более того, времени на организацию подобного курса не достаточно. Очень часто к моменту проведения курса студенты исторического факультета ИвГУ находятся на уровне «компьютерной безграмотности» и это существенно ограничивает возможности качества обучения. Таким образом, мы считаем, что на факультете должна быть программа использования ИКТ во время всего обучения студента в университете с учетом использования возможностей различных учебных курсов и самостоятельной работы студента.
Наряду с этим, вопрос введения учебных курсов, где используются дистанционные технологии, должен учитывать трудоемкость деятельности преподавателя, которая становится выше, чем просто при очном проведении занятий. Мы считаем, что одним из нормативов планирования на учебный очно-дистанционный курс в 50 часов (учебная трудоемкость на студента) обязательно должна быть предусмотрена индивидуальная сетевая работа от 1 часа на одного студента при планировании нагрузки на преподавателя. Например, при количестве учебного курса студентов около 50 человек преподаватель фактически работает и обеспечивает курс за счет личного времени. И тратит на индивидуальную сетевую работу со студентами от 1 часа и более (зависит от содержания работы). При этом все базовые компоненты дистанционного курса практически подготовлены заранее и преподаватель имеет достаточный сетевой опыт работы.
Например, в локальном акте ИвГУ предусмотрено положение, что: «проверка, консультации и прием контрольных работ, рефератов, индивидуальных заданий, предусмотренных рабочей программой и включенных в факультетский график контроля самостоятельной работы студентов» предусматривает в нормах времени «до
0,4 часа на одну работу (задание), но не более 1 часа на одного студента на дисциплину в семестр» (Приказ ИвГУ. 2004). Очевидно, что этот приказ составлен на основе соответствующих вышестоящих документов Министерства. Однако ввести подобное положение в практику расчета нагрузки на преподавателя оказывается достаточно сложно. Это зависит от позиции ректората и учебного управления вузом. Достаточно часто опыт использования дистанционных технологий в образовательном процессе становится личным делом преподавателя и выражением его личного желания совершенствовать методику учебных курсов в этом направлении.
Рассмотрим другой вариант развития дистанционных технологий в рамках инициативного проекта преподавателей разных кафедр и возможности почасовой оплаты для преподавателя.
Пример 2. Учебный модуль «Образование и бизнес» в рамках организации учебного курса «Основы организации бизнеса» (общая трудоемкость курса 144 часа). Специальность 351400 «Прикладная информатика в экономике» (1 курс, II семестр). Общая трудоемкость модуля для студентов - 44 часа, в том числе, лекции - 8 часов, практические занятия - 18 часов, самостоятельная работа - 18 часов.
Отдельные педагогические элементы методики этого модуля использованы на основе приведенного ранее материала учебного курса «Основы дистанционного обучения», поэтому представим лишь некоторые компоненты рабочей программы учебного модуля.
Объяснительная записка
Основными областями профессиональной деятельности выпускника (специальность 351400 «Прикладная информатика в экономике) являются: организационноуправленческая, проектно-технологическая, маркетинговая, экспериментальноисследовательская, консалтинговая, аналитическая, эксплуатационная деятельность. Для системы высшего образования чрезвычайно важна подготовка специалистов на основе «опережающего образования», способности личности обеспечить свое непрерывное образование в условиях динамично развивающегося общества и готовности
действовать согласно будущему развитию, а не получать образование «для вчерашнего дня».
В результате образовательного процесса выпускник должен обладать соответствующими знаниями, способностями и умениями. Если знания по отдельным предметам можно приобрести за сравнительно короткий срок, то сформировать готовность выпускника решать профессиональные задачи, ориентированные, в том числе, и на смежные предметные области, возможно через учет согласованных междисциплинарных связей. Для этого необходим соответствующим образом организованный образовательный процесс, в котором учебный контроль осуществляется через образовательные циклы в ходе всего обучения в вузе.
Цель учебного модуля:
Создать условия для творческого развития и взаимодействия студентов на основе современных дистанционных технологий.
Задачи
1. Дать представление студентам о современных дистанционных и проектных технологиях.
2. Освоить содержание учебного модуля.
3. Создать условия для развития у студентов умений коллективнотворческой, проектной, рефлексивной, информационно-технической, организационной и управленческой деятельности.
Учебный модуль является междисциплинарным и организуется с учетом изучения студентами предметов «Основы организации бизнеса» (Пирогов К.М., Темнова Н.К., Гуськова И.В. 2004) и курсов, направленных на компьютерную компетентность студентов.
Рассмотрим вариант тематического планирования учебного модуля.
№ п/п Наименование разделов, тем Всего часов (общая трудоемкость) Аудиторные тия заня- Самостоятельная работа
лекция .н а з акт ар п Дист. семинар
1. Разработка и описание учебного модуля. 2
2. Информационное обеспечение модуля с помощью интернет-ресурсов. 2
3. Информатизация системы образования. 2
4. Проектная деятельность. Телеконференция «Самоопределение в проектах». 2 2 10
5. Дистанционный семинар «Обсуждение концепций бизнес-планов». 2 2
6. Практическое занятие «Интернет как источник информации развития бизнеса в Ивановской области». 2 2
7. Дистанционный семинар «Интернет-имидж образовательного учреждения, региона, сообщества». 2 2
8. Практическое занятие «Дистанционная педагогика. Модели дистанционных занятий» (оп-Ипе-контроль). 2
9. Телеконференция «Электронное право. Альтернативное программное обеспечение». 2 2
10. Практическое занятие «Интернет и социальная мобильность личности». 2
11. Образовательный продукт обучения. Рефлексия совместной деятельности в курсе. Индивидуальный отчет «Портфель достижений». 2 2
44 8 10 8 18
Учитывая общую информатизацию общества и образования, развитие системы качества образования может эффективно развиваться в рамках образовательных циклов, обеспечивающих преемственность контроля за развитием будущего специалиста. Цикл (от гр. куЫоБ, круг) - 1) совокупность, взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующий законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени; 2) определенная группа наук, дисциплин1. В государственных стандартах вузов представлены: цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социальноэкономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины; цикл ДС - дисциплины специализации; цикл ФТД - факультативы. Понятие «цикл» опирается на идею межпредметных связей. Воспринимая цикл как нормативную совокупность предметов (ГСЭ, ЕН ОПД, ДС, ФТД), в практике преподавания мы можем обнаружить, что отдельные курсы одного цикла никак не согласуются между собой и не обеспечивают преемственность развития будущего специалиста. В большинстве случаев можно найти согласование отдельной информации, а не согласованное развитие умений, способностей, компетенций студентов. Хотя в стандарте на выходе из университета они представлены, но не являются предметом последовательного контроля в текущем образовательном процессе.
Образовательный цикл может быть охарактеризован преемственностью контроля со стороны преподавателей за развитием определенных составляющих образовательного процесса и может быть представлен совокупностью учебных видов деятельности из разных нормативных циклов стандарта. Обеспечение этого на практике требует согласованной стратегии развития вуза, отдельного факультета, кафедры, а иногда просто инициативной деятельности отдельного преподавателя. Можно создать условия для последовательного развития некоторых качеств будущего специалиста, если он достаточно долго взаимодействует с группой студентов или обеспечивает образовательную преемственность своей деятельности через цикл учебных дисциплин.
Опыт использования дистанционных технологий и компьютерноопосредованных коммуникаций показывает, что путь межкафедрального взаимодействия в организации отдельных курсов может дать качественные результаты в подготовке будущих специалистов.
Достаточно интересным может стать реализация на практике идеи цикла меж-факультетских курсов (за счет вузовского компонента стандарта), которые обеспечивают мобильность студентов. Так, например, курсы «Электронное право», «Администрирование компьютерных классов» «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач), «Сравнительная педагогика» и др. могут быть прочитаны как межфакультет-ские только на основе дистанционных технологий или очно-дистанционного взаимодействия.
Одной из особенностей организации междисциплинарного модуля или учебного курса может быть использование информации по развитию региона, отдельного образовательного учреждения, в котором обучается студент. Если преподаватель в своей работе умет выбирать социально-значимые задачи в развитие региона и готов к сотворчеству, то подобное направление можно достаточно быстро перенести в различные области и учебные курсы.
Аналитическую деятельность в области образования на основе применении компьютерно-опосредованной коммуникации мы видим одной из перспективных направлений развития личной профессиональной деятельности. Ключевое значение для образовательной аналитики играет «владение четырьмя логиками (мыслительными действительностями и позициями) или логическими фокусами анализа образовательной деятельности: дидактическая, антропологическая, методическая, культурологическая» (Крупнов Ю.В., 2005).
1 Современный словарь иностранных слов. - М.: Изд-во "Рус. язык", 1993. -
С .680.
Представим некоторые варианты исследовательских заданий, которые способствуют развитию аналитических способностей на основе оптимального использования дистанционных технологий.
Задание для студентов: «Дайте оценку качества управления системой образования Ивановской области, учитывая представленные факты. Дополните эту информацию своими аналитическими материалами».
Вариант 1. Проблема «Рейтинг ивановских вузов. Мониторинг проблемы».
Воспользовавшись поиском информации в Интернете мы получили следующие результаты по четырем университетам Ярославской, Костромской, Владимирской и Ивановской области. В 2002 г. Ярославский государственный университет (ЯрГУ) занимал 30 место, Ивановский государственный университет (ИвГУ) - 32, Владимирский государственный университет (ВлГУ) - 41, Костромской государственный университет (КГУ) 42. С 2003 г. вузы представлены в рейтинговых таблицах уже по подгруппам на основе близких показателей. ЯрГУ вошел в подгруппу, которая занимает 23-30 ранговые места, ИвГУ - «31-39», ВлГУ и КГУ «40-50». В 2004 г. ЯрГУ уже был в подгруппе «18-27», ИвГУ «38-47», ВлГУ и КГУ «48-53». На март 2005 г. Из 86 классических университетов ЯрГУ сохранил свое положение в подгруппе «19-26», КГУ вошел в подгруппу «36-52» (отметим, что в нее входит 17 вузов), а ИвГУ оказался в подгруппе «53-58» вместе с ВлГУ.
Ситуация снижения рейтинга ИвГУ за последние четыре года подтверждает необходимость стратегического менеджмента и качества управления, влияющего на усиление положения нашего университета относительно своих соседей. Дайте оценку менеджменту университета, опираясь на критерии отбора инновационных вузов (http://www.mon.gov.ru/contest/tender/kriterii.doc)
Вариант 2. Проблема «Развитие образования в 2006-2010: федеральные и региональные особенности».
Правительством РФ принята Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. «Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования».
Проанализируйте ситуацию в направлении разработки субъектом Российской Федерации собственной региональной программы, финансируемой за счет средств своего бюджета, с аналогичным названием и применением классификационных признаков, применяемых для Программы, или отдельных региональных проектов. Для реализации Программы могут привлекаться средства внебюджетных источников.
При анализе информации следует учитывать, что Федеральная программа предполагает:
- повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;
- введение новых форм управления в системе образования;
-концентрация средств федерального бюджета на развитии системообразующих "точек роста" в сфере образования и т.д.
Среди важных проблем выделено, что «низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления».
В целях привлечения общественности к управлению федеральной Программой создается научно-координационный совет Программы. В его состав входят ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества, общественных, в том числе молодежных, объединений, а также представители государственного заказчика-координатора, государственных заказчиков Программы и других органов исполнительной власти.
«Основными задачами научно-координационного совета Программы являются: рассмотрение тематики программных мероприятий; рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы; выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и раз-
работка предложений по их решению. Для текущего управления Программой может быть создана дирекция в виде государственного учреждения или в иной организационно-правовой форме».
Федеральная программа предполагает расширение системы программноцелевого финансирования образования (рост числа регионов, финансирующих развитие образования на основе среднесрочных и долгосрочных целевых программ, рост удельного веса федеральных образовательных учреждений, финансируемых на основе среднесрочных и долгосрочных целевых программ). Проанализируйте возможности нашего региона.
Вариант 3. Проблема «Расширение социального партнерства в области образования». Проанализируйте ситуацию на примере нашего образовательного учреждения и системы образования в целом.
Оцените подобные возможности в нашей области, учитывая, что Правительством РФ рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2006- 2010 годах региональных целевых программ развития образования учитывать положения Федеральной целевой программа развития образования на 2006-2010 годы.
В федеральной программе представлены следующие направления:«1) развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (увеличение удельного веса образовательных учреждений, имеющих попечительские, управляющие общественные советы); 2) развитие общественно-гражданских форм управления в системе профессионального образования (увеличение доли учреждений профессионального образования, имеющих институты общественно-гражданского участия в управлении образованием); 3) развитие общественно-гражданских форм управления в системах регионального образования (увеличение удельного веса субъектов Российской Федерации, имеющих общественно-гражданские институты, участвующие в управлении образованием); 4) развитие системы общественной экспертизы, государственно-общественных консультаций, общественного мониторинга состояния и развития образования (доля органов власти субъектов Российской Федерации, использующих процедуры общественно-гражданской экспертизы образовательных программ и проектов, систем консультаций в образовании, доля субъектов Российской Федерации, осуществляющих мониторинг развития образования и представляющих данные в открытый доступ, доля федеральных учреждений образования, регулярно представляющих отчеты в открытый доступ)».
Использование метода проектов в учебном процессе, который применяется на основе дистанционных технологий предполагает, что вышеизложенная информация может стать основой для организации дистанционной аналитической деятельности в регионе. А форма компьютерно-опосредованной коммуникации будет способствовать развитию аналитических способностей у студентов, которые смогли оценить ее возможности.
Литература
[Крупнов Ю.В., 2005] Крупнов Ю.В. Сеть лабораторий качества образования как ключевой механизм управления качеством в региональной системе образования // Образовательное общество, Институт учебника «Пайдейя», 2005
www.edusocietv.paideia.ru/
[Нилова С.В., 2005] Нилова С.В. Сотворчество как форма образовательной компьютерно-опосредованной коммуникации в университете // Educational Technology & Society, 8(2), 2005 ISSN 1436-452 http://ifets.ieee.org/russian/depositorv/v8 i2/html/7.html
[О высшем и послевузовском...,1996]О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Закон РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №5.
[О нормах времени.,.,2004] О нормах времени для расчета объема учебной работы. Приказ Ивановского государственного университета от 13 апреля 2004, № 3/108 [О Федеральной целевой...,2005] О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы // Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803
[Об использовании дистанционных...,2005] Об использовании дистанционных образовательных технологий // Приказ Минобрнауки РФ №137 от 6 мая 2005 года.
[Об образовании, 2003] Об образовании // Закон РФ в редакции от 10 января 2003 г. [Пирогов К.М. и др., 2004] Пирогов К.М., Темнова Н.К., Гуськова И.В. Основы организации бизнеса: учебник для вузов. - Иваново: Изд-во Ивановского государственного университета, 2004. - 556 с.
[Полат Е.С.] Полат Е.С. Метод проектов
http ://www.ioso. ru/distant/proj ect/meth%20proj ect/metod%20pro.htm