Подопригора Марина Геннадиевна
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: marina_p_life;@mail.ru.
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 8(8634)371-704, 8-908-518-48-41.
.
.
Podoprigora Marina Gennadievna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: marina_p_life;@mail.ru.
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: 8(8634)37-17-04, 8-908-518-48-41.
Department of Management.
Assistant.
УДК 159.922.7/.8
ИЛ. Кибальченко
-
«СКАЗКА-ЗАГАДКА». ВСЕ КАК У ТЕБЯ»: ПРОВЕРКА ВАЛИДНОСТИ
В статье рассматривается процесс разработки и проверки валидности авторской рефлексивно-развивающей методики: «Сказка-загадка «Все как у тебя». Она предназначена для диагностики и развития рефлексии у дошкольников и младших школьников. В процедуре участвуют дети и взрослые члены .
другими членами семьи. В статье предлагается краткое описание методики и обзор основных результатов ее валидизации.
Рефлексивно-развивающая методика; рефлексия, разработка методики; .
I.A. Kibalchenko
PROCESS OF ELABORATION AND CHECKING AUTOR'S REFLECTIVE-DEVEPOLING TECHNIGUE: "FAIRY TALE-RIDLE". ALL AS AT YOU": VALIDITI IS CONSIDERED
In article the process of elaboration and checking author's reflective-developing technique: "Fairy tale-riddle” "All as at you” validity is considered. The technique is intended for diagnostics and development of a reflexion in preschool children and younger schoolboys. Children and adult members of a family participate in procedure. The technique reveals indirect signs of relations between chil-
dren and other members of a family. In article the summary of the technique and the review basic statistical results validity is offered.
Reflective-developing technique, reflexion; process of elaboration technique; checking validity is considered.
Опора каждого на собственный рефлексивный опыт играет далеко не последнюю роль в развитии личности [4]. В современных исследованиях отмечается нехватка эффективных психодиагностических методик, способных обеспечить не только изучение рефлексивных умений, но и выступающих средством их развития. В рефлексивном действии человека обнаруживается .
как череде поступков, т.е. она актуализируется (ревизуется) в поступке [1]. В настоящее время показано, что культуросообразуемая рефлексия является основой социокультурного развития, становления субъектности и в той или иной форме представлена на разных ступенях возрастного развития. Один из основных взглядов на формирование рефлексивных процессов в американской психологии - это рассмотрение рефлексии в структуре самооценки и в структуре личности [6].
Рефлексия в различных ее формах присуща человеку на всех ступенях его развития, но всегда нуждается в развитии [1. С. 16]. Средством решения этой задачи, а, следовательно, и средством развития рефлексии и субъектности является текст во всех его формах. Пространство текста, в силу его особенностей актуализирует явления ответчивости и рефлексии, как механизмов .
Каждому возрасту соответствуют свои типы текстов, которые, отвечая задачам возраста и специфике соответствующей детской субкультуры, обращаясь к человеческому началу в личности, выполняют работу по развитию , -ну. Причем, освоение материала идет исключительно в игровой форме, прежде всего в процессе работы со сказками, где необходимое для освоения содержание вплетено в сюжет в форме задач, загадок, которые задает один из героев сказки другим; в форме правил, по которым должны действовать герои ( ), , по ходу их путешествий и т.д. Практически любое действие, совершаемое ребенком в контексте сказки, имеет социокультурный контекст. Дети не просто догадываются о решении загадки, трудной ситуации и т.д. (что уже само по
), , , -вием совершают конкретные дела [1]. Поэтому знания, приобретенные и осмысленные в контексте игры, не локальны, не отчуждены от ребенка, но становятся достоянием его внутреннего мира, его опыта и переносятся им в другие ситуации как игровые, так и ситуации реальной жизни, т.е. становятся технологическим оснащением его жизни.
В раннем возрасте рефлексия наблюдается в виде обнаружения своего
- , . качестве текстов в этом возрасте выступают потешки, игрушки, кумулятивные сказки. В предметно-манипулятивной деятельности как освоении предметного
, , -
нок актуализирует поступок в форме детских способов проявления сочувствия и сопереживания.
В дошкольном возрасте появление рефлексии и неосознаваемая рефлексия проявляется в виде образа «светлого» (хорошего) как противоположного «темному» на основе сказки как особого социокультурного текста, становление ответчивости социокультурным образцам, представленным в сказке, появление выбора и поступка (выбор действий в соответствии с социокультур) -( , ) ,
.
Содержание текста должно быть небольшое с задачей включения ребенка в сотворчество, диалог с рассказчиком и самим собой, то есть включения в реф.
( ),
функция интуитивного - созидание нового, а функция рефлексивного - его выявление [2].
Работа со сказкой - это попытка создания условий для видения совместной жизни с ребенком в "рефлексивном зеркале" [2].
В нашей работе выделяется рефлексивно-инновационный аспект в сотворчестве ребенка и взрослого, что представляет собой осмысление, переосмысление и преобразование субъектом содержаний своего сознания, деятельности, общения, . . .
рефлексивно-инновационный процесс способствует расширению сферы проявления его уникальности.
Поэтому одной из актуальных научных проблем в выделенной тематической сфере является изучение рефлексивных умений дошкольников. В целях предложения средств решения поставленной проблемы нами разработана развивающая методика в виде рефлексивной сказки-загадки для дошкольников.
Предлагаемая методика - это средство рефлексивно-инновационного процес,
, ,
.
, , -,
.
Краткое описание методики
Работа проводится в три этапа.
1 этап - работа с детьми непосредственно по тексту.
Инструкция для детей «Давай прочтем сказку-загадку и ответим на вопросы».
2 этап - работа со взрослыми.
Инструкция для взрослых «Вашему ребенку предлагалась сказка-загадка. Как Вы думаете, что он (а) ответил (а) на предложенные вопросы?»
Результаты взрослых и детей заносят в таблицу.
.
(Желательно, чтобы обследование проходило с минимальным разрывом в
сроках (0 - 1 день)!
3 этап - обработка и интерпретация результатов.
Сказка предназначена для развития рефлексивной оценки у ребенка дошкольного возраста в процессе совместной работы со взрослыми над текстом.
Текст сказки Жил был(а) мальчик (девочка), его(ее) звали, как и тебя.
Он(а) любил(а) играть игрушками.
Как же звали мальчика (девочку)? Подскажи!...
(Цри необходимости повторить!)
У мальчика (девочки) было много игрушек.
Они были такие же, как у тебя: яркие, разноцветные, мягкие и , .
Расскажи, какие игрушки были у мальчика (девочки)...
(Цри необходимости повторить!)
( ) ( ) , ,
, ( ) ( ).
Ему (ей) говорили хорошие слова.»
А что говорят тебе?
(Цри необходимости повторить!)
Обработка результатов
1. При полном совпадении - присваивается 1 балл.
2. При несовпадении - 0 баллов.
3. При частичном совпадении - указывается часть. (Например, мама назвала 5 игрушек, а ребенок 4. Из них совпали 2 игрушки. В этом случае складываем количество названных игрушек 5 + 4 =9 и вычисляем часть 2 от 9, т.е. 2/9 - примерно 0,22).
При несовпадении перечня игрушек детьми и взрослыми рекомендуется уточнить у взрослых наличие указанных ребенком игрушек.
4. . Но кроме этого проводится качественная обработка по содержанию фразы:
оценка ребенка в прямой и косвенной форме. Оценка может быть позитивной, негативной или амбивалентной, с большей или меньшей етепе-
.
Результаты и их интерпретация:
3 балла - высокая степень развития рефлексивной оценки.
Рефлексия ребенка характеризуется следующими показателями:
♦ «рефлексивный выход»;
♦ признаки социокультурной и культуросообразной рефлексии, ответ-чивость социокультурным основаниям. Это свидетельствует о признаках развития субъектности;
♦ сформированность такого критерия рефлексии, как осознанность;
♦ направленость рефлексии на вн утренний мир и взаимоотношения;
♦ обнаружение своего Я, отличного от других людей и от предметного
;
♦ единства интуитивного и логического (рефлексивного), где функция интуитивного - созидание нового, а функция рефлексивного - его выявление.
2 балла - средняя степень развития рефлексивной оценки
, -
.
1 балл - низкая степень развития рефлексивной оценки.
Показатели, характеризующие рефлексию ребенка, в основном, не .
Качественная обработка сопровождает все уровни и заключается в определении оценки и самооценки ребенка: позитивная, негативная или амбивалентная оценка ребенка.
Создание психодиагностического инструментария всегда предполагает проверку валидности (содержательную, эмпирическую, конструктивную и др.) Содержательная валидность (корректно ли определен материал, ис).
оценки 10 экспертами - 4 воспитателя ДОУ, 3 кандидата педагогических наук (1 из них - методист по дошкольному образованию); 3 кандидата психологи, . -тельные отзывы и посоветовали расширить качественную обработку результа-, .
Очевидная валидность (какое впечатление производит на испытуемых
).
этом мы спросили у испытуемых, принимающих участие в диалоге на основе ( 120 : 60 , 60 -). , то, что в процессе чтения сказки «нужно вернуться в ситуацию общения с ребенком». Дети отметили необычность сказки; что эта сказка «как будто про меня»; что они «разгадали загадку». В результате 50 взрослых дали (отметив на шкале) 100 % оценку валидности, 7 человек - 95 %, 1 человек - 87%; 1 человек - 85%; 1 человек - 80% оценку валидности.
Общий показатель очевидной валидности значим (50x1+7x0,95+1x0,87+1x0,85+1x0,8): 60 = 0,986.
Конструктивная валидность. После проведенных вычислений мы получили коэффициент «адьфа» Кронбаха ак=0,781132118 - это достаточно высо-.
Экспертная эмпирическая валидность. Особое значение имеет эта ва,
. -
мена: гК=0,5264.
.
данной методики с результатами других схожих тестов.
В настоящее время нет методики для изучения рефлексии у дошкольни-, , а потом уже по соотношению с результатами детей.
Оценим силу корреляционной связи между двумя профилями по результатам предлагаемой методики и результатам методики рефлексивности Кар-
пова А.В.[3] Мы воспользовались коэффициентом ранговой корреляции Спирмена. В нашем случае коэффициент корреляции Спирмена rs= 0,546104.
Коэффициент свидетельствует о средней силе связи между результатами, значимость на уровне p < 0,05 (по t-критерию Стьюдента t>^
(4,745868>2,000).
Ретестовая надежность (временной интервал - 7 дней) по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена составила rs= 0,546104, не смотря на новые , .
,
о высокой внутренней однородности методики и достаточной степени репрезентативности содержания методики такой измеряемой области, как рефлексивность детей дошкольного возраста. В целом, нами подтверждена валидность предлагаемой методики - рефлексивно-р^вивающей сказки-загадки «Все как у тебя». Таким образом, полученные статистические результаты свидетельствуют о высокой внутренней однородности методики и достаточной степени репрезентативности содержания методики такой измеряемой области, как рефлексивность детей дошкольного возраста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Болыиунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - Новосибирск, - 2007, - 47 с.
2. . . -
инновационном процессе: Автореферат дисс. ... к. психол. наук. - М., - 1997. - 25 с.
3. Карпов А.В. Обучаемость как характеристика умственного развития // Вестник Московского ун-та. - Серия 14. Психология. - 1990. - № 2. - С. 3-16.
4. . .
// Рефлексивные процессы и управление. - 2001. - № 1. - 122 с.
5. . .
: . . . . - . - 2006. - 19 .
6. Wellman H.M. Metamemory revisited // Contributions to Human Development. - 1983. - Vol.9.P. - 31-51.
Кибальченко Ирина Александровна
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
. , . . , . 170.
Тел.: 8 (8634) 312-016.
Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности.
.
Kibalchenko Irina Alekcandrovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”
E-mail: [email protected].
170, L. Thaykinoy street, Taganrog, Russia.
Department of Psychology and Safety of Existence.
Associate professor.