Медицинские информационные системы
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
ib
В.К.ГАСНИКОВ, д.м.н., профессор,
Н.Н.БУШМЕЛЕВА, Л.Н.ОБУХОВА,
В.Н.САВЕЛЬЕВ, д.м.н., профессор,
Ф.К.ТЕТЕЛЮТИНА, д.м.н., профессор,
Н.А.МИХАЙЛОВА, к.м.н.,
Е.Л.ШЕШКО, к.м.н.,
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Ижевская государственная медицинская академия, Республиканский медицинский информационно-аналитический центр МЗ УР, г.Ижевск
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ АБОРТОВ В РЕГИОНЕ
Центральным направлением демографической политики государства объективно выступает деятельность в соответствии с современной концепцией репродуктивного здоровья как одного из параметров, определяющих качество жизни. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья приобрели особую актуальность в последние годы в связи с резко обострившейся проблемой качественного и количественного воспроизводства населения, неуклонно ухудшающихся характеристик здоровья детей и матерей. Одно из основных направлений в решении проблемы охраны репродуктивного здоровья женщин связано со снижением репродуктивных потерь, среди которых аборт занимает значительное место.
С целью научного обоснования мер по повышению эффективности управления деятельностью по снижению распространенности абортов как одного из ведущих факторов улучшения репродуктивного здоровья женщин проведено изучение причин и факторов их высокого уровня в Удмуртии. Для получения более углубленных сведений о качественных процессах в управляемых подсистемах было принято решение о более широком использовании компьютерных технологий. С этой целью, Республиканским медицинским информационно-аналитическим центром МЗ УР совместно с Центром планирования семьи и репродукции был разработан программный комплекс «АРМ главного специалиста Республики по планированию семьи». Этот программный комплекс предназначен в помощь главному специалисту для получения и анализа интересующей его информации, подготовки проектов решений, направленных на повышение эффективности работы по основным направлениям деятельности всей службы в целом. Комплекс построен по модульному принципу и включает в себя следующие задачи:
♦ мониторинг абортов на региональном уровне;
♦ социологическая оценка оказания медицинской помощи при прерывании беременности;
© В.К.Гасников, Н.Н.Бушмелева, Л.Н.Обухова, В.Н.Савельев, 2006 г. © Ф.К.Тетелютина, Н.А.Михайлова, Е.Л.Шешко, 2006 г.
Медицинские информационные системы
♦ экспертная оценка оказания медицинской помощи при прерывании беременности;
♦ автоматизированная система информации руководителя.
Модульный принцип построения программного комплекса «АРМ главного специалиста Республики по планированию семьи» допускает как изолированное использование отдельных программ, так и их произвольные комбинации в зависимости от производственной необходимости.
Выходная информация программного комплекса может быть получена в разрезе административных территорий Республики или внутри каждого района (города) в разрезе лечебных учреждений с периодичностью месяц, квартал, год.
Пользователями выходной информации являются руководители различного уровня, главные специалисты, статистические службы.
Программа «Мониторинг абортов на региональном уровне» разработана для организации учета и анализа показателей абортов по срокам прерывания беременности, возрастным группам, социальным группам, видам абортов, выявление причин высокой распространенности абортов и разработки мер по их снижению.
Программное обеспечение «Мониторинг абортов на региональном уровне» является программным модулем программного комплекса «АИС стационарная помощь» (региональный уровень). Программное обеспечение «АИС стационарная помощь» организационно и информационно связано с программой учрежденческого уровня «Стационар».
Входом для программного комплекса «АИС стационарная помощь» является учетная форма №066/у «Карта выбывшего из стационара», которая формируется в программе «Стационар» как входная. Ежемесячно эта информация поступает на вышестоящий уровень. В зависимости от технической оснащенности региона информация может поступать как по модемной связи, так и на магнитных носителях. Обрабатываться эта информация может как в Республиканском медицинском информационно-аналитическом центре, так и в
www.idmz.ru 2006, №6
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
условиях бюро медстатистики, оргметодкабине-та или любого структурного подразделения органа управления здравоохранением, оснащенного ПЭВМ.
В программу «Мониторинг абортов на региональном уровне» должны поступать данные, сформированные в результате работы программы «АИС стационарная помощь» в виде файлов, передаваемых на дискетах или по модемной связи.
Решение данной задачи обеспечивает выполнение следующих функций:
♦ сбор и дальнейшее накопление информационной базы с входного документа формы №066/У «Карта выбывшего из стационара» на определенный контингент женщин (рожениц, женщин, обратившихся за медицинской помощью с целью прерывания беременности);
♦ поиск в картотеке информации о конкретной женщине;
♦ формирование и печать формы №13 «Отчет об абортах» по Республике, территории, лечебно-профилактическому учреждению;
♦ формирование относительных показателей (абортов на 1000 женщин 15-49 лет, удельный вес абортов у первобеременных, удельный вес поздних абортов, абортов на 1-е роды, абортов на 100 родившихся живыми и мертвыми и т.д.);
♦ формирование и печать справок в разрезе городов, районов, лечебных учреждений Республики.
Программа «Социологическая оценка оказания населению медицинской помощи с целью прерывания беременности» предназначена для автоматизации обработки и анализа данных с целью выявления причин высокой распространенности абортов и разработки мер по их снижению.
Кроме того, программное обеспечение позволит определить:
♦ отношение женщин к аборту и контрацепции;
♦ знание женщин о контрацепции;
♦ знание женщин о последствиях аборта;
♦ причины, не позволяющие иметь еще детей;
43
Медицинские информационные системы
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
|Ь
♦ условия, при которых женщина сохранила бы беременность;
♦ качество оказанной медицинской помощи при прерывании беременности;
♦ причины неиспользования контрацепции;
♦ причины наступления нежелательной беременности;
♦ причины абортов;
♦ выявление факторов, влияющих на частоту абортов (социально-гигиенические, медико-биологические, семейные) и т.д.
Входными потоками информации являются данные анкет «Женской консультации», которые включают в себя вопросы и возможные варианты ответов.
Изучение мнения населения во всех его видах наиболее целесообразно применять на этапе выявления проблем, так как этот этап дает начало управляющему процессу и от него зависит результативность всего управления в целом. Повторное изучение мнения населения может служить одним из критериев для оценки эффективности используемых решений.
Хранение информации о предыдущих опросах дает возможность анализировать динамику причин высокой распространенности абортов.
Программа «Экспертная оценка оказания медицинской помощи при прерывании беременности» предназначена для сбора, обработки и хранения информации, представленной в «Карте экспертной оценки медицинского обслуживания женщин при прерывании беременности», в которой оценивается качество обследования, диагностики консультативной помощи, проведения послеабортной реабилитации, лечения осложнений после аборта и работы по профилактике аборта.
Программа обеспечивает:
♦ автоматизированное ведение «Карт экспертной оценки медицинского обслуживания женщин при прерывании беременности»;
♦ поиск в картотеке информации о конкретной женщине;
♦ формирование и печать справок в разрезе городов, районов, лечебных учреждений Республики;
♦ оценку своевременности и качества диагностики, лабораторно-диагностического обследования, лечебной помощи и работы по профилактике аборта в разрезе территорий.
Программа «Автоматизированная система информации руководителя» предназначена для повышения эффективности управления на всех уровнях. Общеизвестно, что эффективное управление невозможно без объективного оценивания результатов функционирования управляемых подсистем по достижению стоящих перед ними целей, что обычно производится на основании тех или иных показателей, включаемых в схемы информационного обеспечения руководителей.
Для эффективного использования появляющихся возможностей, необходима разработка систем представления управленческой информации для руководителей здравоохранения в удобном виде. Такие системы целесообразно строить на концепции информационных потоков, которые начинаются в местах возникновения или хранения информации и заканчиваются в местах принятия решений. Рациональное построение и использование информационных потоков являются ключевым условием четкого функционирования систем и эффективного управления ими. На основе формализации информационных потоков целесообразно развивать комплексные технологии информационного обеспечения руководителей.
Пакет прикладных программ «Автоматизированная система информации руководителя» обеспечивает создание удобного для пользователя инструмента анализа деятельности объекта управления; использование метода сравнительного анализа показателей со всеми вариантами базовых значений; реализацию принципов целевого управления и выявления отклонений в деятельности лечебно-профилактических учреждений; ранжирование результатов; контроль эффективности управления в динамике; просмотр показателей,
Медицинские информационные системы
имеющихся в базе, в виде таблиц, графиков, диаграмм, обобщенной оценки показателей.
Для анализа функционирования управляемого объекта «Автоматизированная система информации руководителя» позволяет использовать функциональный или структурный принцип построения аналитических таблиц. При функциональном принципе анализ осуществляется в разрезе служб, производится с учетом их относительной важности. При этом наглядно видны динамика комплексного функционирования системы и те службы, которые оказывают наибольшее влияние на конечный результат, а значит, и требуют максимального внимания руководителей.
При структурном подходе ориентируются на территории (учреждения, подразделения), входящие в состав управляемой системы. Расчет в этом случае производится с учетом относительной важности выделенных структур. При таком подходе также наглядно видно, кто вносит наибольший вклад в общее функционирование системы и требует соответственно первоочередных управленческих воздействий.
Характерной особенностью «Автоматизированной системы информации руководителя» является ее универсальность. С помощью удобного меню руководитель определяет перечень структурных и функциональных подразделений управляемого объекта, набор анализируемых показателей, ряд других параметров настройки, в результате чего получает систему, настроенную на конкретного руководителя. В дальнейшем имеется возможность изменять параметры настройки, совершенствуя тем самым свою автоматизированную систему информации. На таких принципах разработаны АРМ главных специалистов Министерства здравоохранения Удмуртской Республики по планированию семьи, по педиатрии, по акушерству и гинекологии и др.
При автоматизации систем информационного обеспечения руководителей особое внимание уделяется комплексной оценке функционирования управляемых объектов. Это обусловлено тем, что обилие показателей и их явная неоднозначность
гчшш
www.idmz.ru . Щ|
2006, №6
зачастую ставят руководителей в затруднительное положение.
Исходя из принципов управления, руководитель должен пользоваться не всей имеющейся информацией, а лишь той, которая сигнализирует о возникновении проблем в управляемой системе, то есть об отклонении реального показателя ее функционирования от ожидаемого (базового) значения. Множество показателей, циркулирующих в системе здравоохранения, требует, чтобы их перечень, необходимый для управления на определенном этапе и уровне, был четким и обоснованным, а оценка рассогласований производилась бы обобщенно, в целом по подсистемам на основе отобранных показателей с учетом их неравнозначности и количественной характеристики отклонений в сторону улучшения или ухудшения. В целях получения комплексного представления о функционировании объектов управления в здравоохранении в Удмуртии разработана методика обобщенной оценки показателей. Суть методики основана на суммировании уровня отклонений фактических значений показателей от базовых (ожидаемых) с учетом неравнозначности показателей и их оптимизирующего эффекта.
С вводом в эксплуатацию автоматизированных систем информационного обеспечения руководителей появилась возможность систематизировать и упорядочить все информационные потоки, циркулирующие в системе Министерства здравоохранения Удмуртской Республики. Кроме сбора информации и ее предварительного анализа, предусмотрена возможность выявления наиболее существенных отклонений в деятельности всех служб и структурных подразделений, наличия повторяющихся отклонений в динамике, сигнального информирования руководства органов управления о структурах и должностных лицах, не выполняющих управленческих функций.
Применение всех вышеописанных подходов позволило в течение последних лет улучшить многие показатели, характеризующие распространенность абортов в Удмуртской Республике.