и информационные
технологии
B.К.ГАСНИКОВ, В.И.ЗЛАТКИС,
C.Г.ШАДРИН, В.Н.САВЕЛЬЕВ,
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Ижевская государственная медицинская академия
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РЕГИОНА В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К БЮДЖЕТНО-СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЕ
Начало активного внедрения системы медицинского страхования в здравоохранении Удмуртской Республики было положено в 1993 году. В то время степень развития компьютерных технологий информатизации управления здравоохранением Удмуртской Республики характеризовалась следующими показателями: общее число персональных ЭВМ в отрасли составляло 320 единиц; среднее число ЭВМ, приходящееся на одно учреждение районного, городского и республиканского уровней, - 2,6; охват компьютеризацией органов и учреждений здравоохранения - 59%. Количество используемых в органах и учреждениях здравоохранения Республики программных средств - 380, среднее число программных средств, использующихся в одном учреждении, - 3,7.
К середине 1993 года в Республике уже был сформирован пакет типовых программ, которые могли широко использоваться во всех структурах и на всех уровнях управления здравоохранением: в поликлиниках, стационарах, у руководителей органов и служб, в оргметодкабине-тах, бухгалтериях, статистических и кадровых подразделениях и т.д. Наибольший интерес среди программных средств представляли те, которые автоматизировали наиболее интенсивные и часто используемые информационные потоки в здравоохранении, - «Поликлиника» и «Стацио-
© В.К.Гасников, В.И.Златкис, 2004 г. © С.Г.Шадрин, В.Н.Савельев, 2004 г.
нар». Вышеперечисленные программные комплексы обеспечивали получение утвержденных государственных учетно-отчетных документов и значительного объема оперативной аналитической информации.
Программный комплекс «Поликлиника» был внедрен в 32 лечебных учреждениях Республики, «Стационар» - в 28. Следует отметить, что большое внимание вопросам автоматизации в то время уделяли лишь самые инициативные руководители лечебных учреждений.
В 1994 г. перед руководителями органов и учреждений здравоохранения встали новые задачи и требования в связи с началом внедрения медицинского страхования. Это послужило мощным толчком к внедрению компьютерных технологий во всех учреждениях Удмуртской Республики в соответствии с принципами «объективной необходимости» и «новых задач».
Необходимо отметить, что в условиях перехода к обязательному медицинскому страхованию проблема развития компьютерных технологий информатизации управления здравоохранением встала особенно остро. Прежде всего это касалось персонального учета застрахованных контингентов, оценки объемов и качества оказываемой медицинской помощи, динамики состояния здоровья, а также проводимых внешних и внутренних взаиморасчетов.
гчшш
www.idmz.nu ЦП
№11, 2004
Больше всего перечисленным требованиям отвечали программы «Поликлиника» и «Стационар». Однако появилась объективная необходимость дополнить эти программные комплексы экономическим модулем, который использовался бы для представления необходимой информации в исполнительную дирекцию УТФОМС. Этот модуль должен был обеспечить ведение персонифицированных данных на пролеченных больных, формирование реестров, получение экономических документов, отражающих объем и стоимость медицинской помощи и дополнительных медицинских услуг, которые могут использоваться в системе медицинского страхования. Такой модуль был оперативно разработан в короткие сроки. Кроме того, этот модуль позволил получать различные отчеты и счета на оплату медицинской помощи в системе ОМС по единой информационной технологии во всех лечебно-профилактических учреждениях Республики на основе первичных документов - талона на прием к врачу и карты выбывшего из стационара. Дополнительно был предусмотрен режим передачи в Фонд персонифицированных сведений на магнитных носителях об объемах оказанной в ЛПУ медицинской помощи, что позволяет снизить трудоемкость контроля и анализа отчетов.
Функционирование программного комплекса «Поликлиника» становится ориентированным на создание базы данных на обслуживаемое население. В программном комплексе создается возможность вводить полные персонифицированные данные о пациенте (фамилия, имя, отчество пациента, паспортные и адресные данные, реквизиты места работы, места медицинского обслуживания, медицинского страхования и диспансеризации), а также сведения о полученном им лечении, выполненных исследованиях и диспансерном наблюдении.
Входные данные программного комплекса «Стационар» дополняются такими реквизитами, как страховая компания, серия и номер страхового полиса, категория сложности курации, ка-
тегория сложности операции, медико-экономический стандарт и его стоимость, уровень качества лечения.
Достоинством вышеперечисленных программных продуктов является комплексный подход в решении задач здравоохранения и ОМС, а также возможность формирования отчетно-статистических сведений для проведения медико-экономического анализа на региональном уровне.
Необходимо отметить, что тесное участие специалистов территориального Фонда ОМС и Министерства здравоохранения Удмуртской Республики в постановке задач для развития вышеперечисленных программных комплексов позволило обеспечить решение возникающих проблем на всех уровнях с использованием единых информационных технологий.
Начиная с 1994 года, Фонд участвует в разработке и выполнении долгосрочных целевых программ на 1994-1996гг., 1997-1999 гг., 2000-2002 гг., 2003-2005 гг. по развитию информатизации системы здравоохранения Удмуртской Республики по вопросам компьютеризации и организации автоматизированного персонифицированного учета объемов стационарной, ста-ционарозамещающей и амбулаторно-поликли-нической помощи в ЛПУ Республики.
В ходе реализации целевой программы за 1994-1996 гг. оснащенность ПЭВМ увеличилась более чем в 2 раза. Охват компьютеризацией увеличился с 59 до 93%, в том числе центральных районных больниц - с 48 до 100%. Среднее число ПЭВМ, приходящихся на одно учреждение, по Республике возросло с 2,6 до 6,4. В течение первых трех лет в лечебно-профилактические учреждения Республики для эксплуатации было передано более 700 программных комплексов.
В ходе реализации целевой программы за 1997-1999 гг. по таким основным задачам, как «Стационар», «Поликлиника», «Стоматология», «АРМ инспектора по кадрам ЛПУ», «Штатное расписание, тарификационные списки ЛПУ»,
>
гчшш
ЬЛ1
и информационные
технологии
_
|
>
«АРМ медицинской сестры прививочного кабинета детской поликлиники», достигнут охват автоматизированной обработки всей Республики.
Необходимо отметить, за десятилетний период оснащенность средствами вычислительной техники органов и учреждений здравоохранения выросла в 6 раз и общее количество персональных ЭВМ в отрасли превысило 2000 единиц. За счет различных источников финансирования в Республике в течение последних десяти лет было приобретено более 1600 ПЭВМ, из них 40% за счет средств УТФОМС. В результате этого был обновлен и расширен парк ПЭВМ для решения задач «Стационар», «Поликлиника» и др.
Существенное развитие получило программное обеспечение, в лечебно-профилактические учреждения Республики для эксплуатации было вновь передано более 2100 программных средств. Среднее число программ, использующихся в одном учреждении, увеличилось с 3,7 до 15,6 , то есть в 4 раза. В настоящее время в органах и ходятся в п программ
учреждениях здравоохранения на-эомышленной эксплуатации более 100 ных комплексов. 22 программных комплекса имеют сертификаты качества и свидетель-
ства Мин пользуютс
С 199< медицины ранения
кой академии и ИВЦ МЗ УР организован курс медицинской информатики и управления. Цель
;драва Российской Федерации и ис-в других регионах страны. года на базе кафедры социальной экономики и организации здравоох-жевской государственной медицинс-
курса - повышение качества обучения студентов-медиков основам компьютерной грамотнос-и формирование из них будущих постанов-ков задач по информатизации здравоохра-ния. За успехи в решении проблем инфор-тизации управления здравоохранением на нове компьютерных технологий коллективу нтра присуждена Премия Правительства Уд-ртской Республики 1998 года. Вместе с тем в вопросах информатизации здравоохранения Республики имеется еще ряд
нерешенных проблем. В результате реализации программ информатизации Удмуртской Республики не было достигнуто намеченное развитие оснащенности органов и учреждений здравоохранения вычислительной техникой. Не до конца отлажены вопросы сопровождения программных средств. Необходимо усилить проведение мероприятий по созданию и развитию единого информационного пространства в отрасли, организации единого ведения классификаторов и нормативно-справочной информации. Развитие компьютерных технологий направлено в основном на решение финансово-экономических и статистических задач и недостаточно используется для совершенствования лечебно-диагностического процесса.
На сегодняшний день лечебно-диагностические, консультативные системы составляют лишь 5% от общего числа используемых программных средств, тогда как финансово-экономические -40%, статистические - 30%, административно-управленческие - 25%. Недостаточными темпами идет развитие сетевых телекоммуникационных технологий. Требуется усиление взаимодействия МЗ УР и УТФОМС по организации дистанционного обучения, развитию консультативных телемедицинских систем. Активизация решения этих задач предусмотрена в новой целевой программе развития компьютерных технологий информатизации здравоохранения Удмуртской Республики на 2003-2005 гг., утвержденной Решением Коллегии МЗ УР №2 от 24 апреля 2003 г.
В связи с происходящими реформами и созданием в стране Министерства здравоохранения и социального развития возникают новые задачи по многим направлениям деятельности. В первую очередь это касается более активного формирования единого информационного пространства в условиях нового восприятия отрасли и социальной сферы в целом, а также развития телекоммуникационных и телемедицинских технологий.