вопрос - ответ
КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА
Подборка по материалам ИПК «КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»
Вопрос. Некоммерческая организация применяет УСН (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов). Расходы, производимые организацией, оплачиваются как за счет средств от предпринимательской деятельности, так и за счет полученных членских взносов. Просим разъяснить, включаются ли в налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, расходы, оплаченные средствами, полученными в виде членских (вступительных) взносов в некоммерческой организации.
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщиками, применяющими УСН, при определении налоговой базы учитываются доходы, указанные в ст. 249 и 250 НК РФ, и не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ членские (вступительные) взносы, поступающие некоммерческим организациям, не учитываются при определении налоговой базы.
Как указывается в п. 2 ст. 346.16 НК РФ, расходы налогоплательщиков, применяющих УСН, учитываемые при определении налоговой базы, должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что расходы, учитываемые при определении налоговой базы, признаются при условии, что они произведены для деятельности, направленной на получение дохода.
В связи с тем, что суммы поступивших членских (вступительных) взносов должны расходоваться некоммерческими организациями строго по целевому назначению, не связанному с их коммерческой деятельностью, осуществленные за счет этих взносов расходы не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Основание: письмо Минфина России
от 18.04.2006 № 03-11-04/2/80.
Вопрос. Вправе ли организация при применении УСН (объект - доходы, уменьшенные на расходы) учесть расходы по оформлению договора выкупа из государственной собственности участка земли, арендуемого предприятием, такие как работы и услуги земельной и регистрационной палат управления земельными ресурсами, бюро технической инвентаризации, а также расходы по приватизации земельного участка?
Ответ. В соответствии с подп. 29 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, налогоплательщики могут учитывать расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков).
В связи с этим организация может учесть расходы по оформлению договора выкупа из государственной собственности земельного участка.
В то же время стоимость земельного участка для целей налогообложения учитываться не должна, так как согласно п. 4 ст. 346.16 НК РФ в состав основных средств, стоимость которых учитывается при применении упрощенной системы налогообложения, включается только амортизируемое имущество. Как указывается в п. 2 ст. 256 НК РФ, земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) не подлежат амортизации.
Основание: письмо Минфина России
от 18.04.2006 № 03-11-04/2/84.
Вопрос. Закрытое акционерное общество, являясь инвестором и заказчиком-застройщиком торгового комплекса, приступая к строительству, понесло расходы в связи с выкупом права на заключение договора долгосрочной аренды земли в течение 49 лет.
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.
Относится ли выплаченная сумма на первоначальную стоимость объекта строительства полностью в момент получения этого права или же она должна учитываться в доле, приходящейся на момент окончания строительства, исходя из срока действия договора, т.е. 49лет, на основании п. 1 ст 272 НК РФ, где изложено следующее: расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст 318 - 320 НК РФ?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
Расходы по оплате стоимости права на заключение договора долгосрочной аренды земельного участка и по арендной плате за земельный участок, осуществляемые до начала строительства административного здания, а также во время его строительства, связаны исключительно со строительством объекта основных средств.
Указанные расходы в виде арендной платы, а также расходы по оплате стоимости права на заключение договора долгосрочной аренды земельного участка подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств. В результате они будут списываться в составе расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном ст. 259 НК РФ.
Основание: письмо Минфина России
от 17.04.2006 № 03-03-04/1/341.
Вопрос. Разъясните, может ли организация, получившая в качестве вклада в уставный капитал основное средство, единовременно списать 10% от его первоначальной стоимости, как это предусмотрено в п. 1.1 ст 259 НК РФ.
Ответ. В соответствии с п. 13 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ (далее — Закон) ст. 259 НК РФ дополняется п. 1.1, согласно которому налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ. Указанное положение вступило в силу с 01.01.2006.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» капитальными вложениями признаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыска-тельские работы и другие затраты.
Таким образом, для того чтобы воспользоваться амортизационной премией, налогоплательщику необходимо произвести затраты на капитальные вложения.
Учитывая изложенное, организация, получившая основные средства в качестве вклада в уставный капитал, не произвела расходов на их приобретение и поэтому не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной п. 1.1 ст. 259 НК РФ.
Основание: письмо Минфина России от 17.04.2006 № 03-03-04/1/349.
Вопрос. Организация в 2006 г. планирует заключить договор аренды торгового зала площадью 148 м2 на первом этаже здания для осуществления розничной торговли, которое по правоустанавливающим и инвентаризационным документам (техническому паспорту здания) не является магазином (павильоном). Это здание склада подсобного блока (назначение: складское), часть конструктивно обособленных площадей которого
предназначена для организации торговли, где производятся выкладка и демонстрация товаров, проводятся денежные расчеты и обслуживание покупателей, и по инвентаризационным документам (техническому паспорту здания) отнесена к торговым залам.
Будет ли данный вид деятельности являться объектом торговли, осуществляемой через магазины (павильоны) с площадью торгового зала не более 150 м2?
В перспективе организация предполагает ввести дополнительные площади для осуществления розничной торговли, заключив договор аренды торгового зала на втором антресольном этаже здания площадью 140 м2, с установкой отдельного контрольно-кассового аппарата и раздельным учетом реализации по подотчетным лицам каждого зала.
Если данный вид деятельности подпадает под розничную торговлю, осуществляемую через магазин (павильон) с площадью торгового зала не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли, будут ли считаться организация розничной торговли на первом этаже и втором антресольном этаже отдельными объектами без суммирования площадей данных торговых залов, подлежащих налогообложению в виде единого налога на вмененный доход?
Ответ. Исходя из норм ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли, а также в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
В соответствии со ст. 346.27 НК РФ к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подп. 6 — 10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упа-
ковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления).
Статьей 346.27 НК РФ определено, что под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
Под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты.
Нестационарная торговая сеть — торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые гл. 26.3 НК РФ к стационарной торговой сети.
Согласно ст. 346.29 НК РФ при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, исчисление единого налога на вмененный доход производится с использованием физического показателя базовой доходности «площадь торгового зала» (в квадратных метрах).
Исчисление единого налога на вмененный доход производится с использованием физического показателя базовой доходности «торговое место» только в том случае, если розничная торговля осуществляется через объекты нестационарной торговой сети и объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала.
При этом в соответствии со ст. 346.27 НК РФ под «торговым местом» понимается место, используемое для совершения сделок купли-продажи, а под «площадью торгового зала» — часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь
контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Согласно ситуации, изложенной в вопросе, организация в 2006 г. планирует заключить договоры аренды на помещения площадью 148 и 140 м2, находящиеся на первом и втором этажах здания, которое является складом подсобного блока (назначение: складское).
При этом часть конструктивно обособленных площадей указанного здания предназначена для торговли, где производятся выкладка и демонстрация товаров, проводятся денежные расчеты и обслуживание покупателей. Данные площади по инвентаризационным документам (техническому паспорту здания) являются торговыми залами.
Из этого следует, что помещения, на которые организация планирует в 2006 г. заключить договоры аренды, относятся к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы.
В связи с этим при осуществлении розничной торговли в указанных помещениях, являющихся торговыми залами, организация должна будет исчислять единый налог на вмененный доход с использованием физического показателя «площадь торгового зала» (в м2).
При этом в случае если для осуществления розничной торговли оформлено несколько отдельных правоустанавливающих документов на приобретенные (арендуемые) помещения, в каждом из которых площадь торгового зала не превышает 150 м2, и в каждом зале предполагается установить отдельный контрольно-кассовый аппарат, то данные помещения рассматриваются как отдельные объекты организации торговли и, соответственно, площадь торгового зала в целях применения гл. 26.3 НК РФ должна определяться отдельно по каждому объекту организации торговли.
В случае если для осуществления розничной торговли оформлен один правоустанавливающий документ на все помещения и их общая площадь не превышает 150 м2, то в целях применения гл. 26.3 НК РФ указанные помещения рассматриваются как один объект организации торговли и при определении площади торгового зала суммирует-
ся площадь всех помещений, используемых для торговли.
Основание: письмо Минфина России
от 14.04.2006 № 03-11-04/3/200.
Вопрос. Закрытое акционерное общество применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». В феврале 2006 г. произошла регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг со следующими условиями:
- способ размещения - закрытая подписка;
- круг потенциальных приобретателей - физическое лицо;
- условия и порядок оплаты акций по дополнительной эмиссии - физическое лицо оплачивает банковскими векселями на сумму, превышающую 20 000 000 руб.
Возникает ли доход у ЗАО при предъявлении векселей банку к погашению по их номинальной стоимости? Утратит ли ЗАО при предъявлении векселей к погашению по их номинальной стоимости право на применение упрощенной системы налогообложения?
Ответ. Согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ при превышении по итогам отчетного (налогового) периода доходов, определяемых в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, в 20 млн руб. налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны осуществить возврат на общий режим налогообложения с начала квартала, в котором допущено это превышение.
В соответствии со ст. 346.15 НК РФ указанные налогоплательщики учитывают доходы от реализации в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы — ст. 250 НК РФ. При этом не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученные в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации.
В связи с этим при оплате акционером организации дополнительного выпуска акций банковскими векселями после 1 января 2006 г. на сумму, превышающую 20 млн руб., с их последующим погашением по номинальной стоимости организация не утрачивает права на применение упрощенной системы налогообложения.
Основание: письмо Минфина России от 14.04.2006 № 03-11-04/2/79.
Вопрос. Промышленная площадка, на которой расположены предприятия, входящие в лесопромышленный комплекс (ОАО), расположена за пределами города, на расстоянии свыше 20 км от населенного пункта.
Пассажирским транспортом общего (в том числе городского и районного) пользования маршрут от города до промышленной площадки лесопромышленного комплекса не обслуживается. ОАО заключило гражданско-правовые договоры с транспортными организациями, обеспечивающими доставку работников до места работы и обратно.
По гражданско-правовым договорам, заключенным с транспортными организациями, оплата производится за единицу предоставляемого транспортного средства, а не за количество перевезенных работников. Таким образом, определить стоимость проезда одного работника не представляется возможным.
Облагаются ли ЕСН суммы, уплаченные по договорам оказания транспортных услуг по доставке работников организации к месту работы, расположенному за пределами населенного пункта, и обратно?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника.
Как указано в вопросе, предприятие расположено за пределами города и данное направление транспортом общего пользования не обслуживается. В связи с этим и на основании Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах, утвержденных постановлением Министерства труда и социального
развития РФ от 21.03.1997 № 15, в данной ситуации доставка работников на работу и обратно обеспечивается предприятием.
Учитывая, что доставка сотрудников до места работы и обратно связана с производственной необходимостью, оплата такой бесплатной доставки не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенных для работника, т.е. оплата такой доставки будет считаться обычными производственными расходами организации.
Таким образом, оплата указанной доставки работников не является объектом налогообложения единым социальным налогом на основании п. 1 ст. 236 НК РФ.
Основание: письмо Минфина России
от 14.04.2006 № 03-05-02-04/46.
Вопрос. Организация заключила договор участия в долевом строительстве, по условиям которого в собственность организации переходят 16 квартир в многоквартирном доме.
За государственную регистрацию договора была уплачена государственная пошлина в сумме 7 500 руб., однако регистрирующий орган не принял документы на регистрацию договора, мотивируя отказ тем, что госпошлина была уплачена не в полном объеме. По мнению регистрирующего органа, госпошлина должна уплачиваться в зависимости от количества объектов (квартир), указанных в регистрируемом договоре.
Просим разъяснить, в каком размере должна уплачиваться госпошлина при регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного между юридическими лицами.
Ответ. На основании ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 214-ФЗ) по договору участия в долевом строительстве (далее — договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства учас-
тнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену (цена договора долевого строительства) и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственная регистрация прав) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 12 Закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Статьей 25.1 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что запись о договоре участия в долевом строительстве (о его изменении, о расторжении, об уступке прав требования по этому договору), государственная регистрация которого установлена федеральным законом, вносится в содержащий записи о сделках подраздел III раздела, открытого на земельный участок, на котором возводится объект недвижимого имущества в порядке долевого строительства, Единого государственного реестра прав.
Пунктом 14 приказа Минюста России от 09.06.2005 № 82 «Об утверждении Инструкции об особенностях государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества в связи с долевым строительством объектов недвижимого имущества», зарегистрированного в Минюсте России 23.06.2005 № 6749, установлено, что при внесении в подраздел III-4 ЕГРП записи о договоре участия в долевом строительстве:
в графе «Лицо, права которого ограничиваются (обременяются)» указываются предусмотренные п. 18 Правил ведения ЕГРП сведения о стороне договора — застройщике (п. 55 Правил ведения ЕГРП);
в графе «Лицо, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права» указываются предусмотренные п. 18 Правил ведения ЕГРП сведения
о стороне договора — участнике долевого строительства (п. 55 Правил ведения ЕГРП);
в графу «Особые отметки регистратора» вносятся слова: «Земельный участок (право аренды земельного участка), создаваемый объект недвижимого имущества, в состав которого входит объект долевого строительства, на основании федерального закона находится в залоге у...», далее указываются фамилия, имя и отчество физического лица (наименование юридического лица), являющегося участником долевого строительства по регистрируемому договору участия в долевом строительстве.
Следовательно, договор участия в долевом строительстве регистрируется как сделка, на основании которой возникает ограничение (обременение) права застройщика на земельный участок, предназначенный для застройки, и возводимый объект с целью возникновения на него залога в силу закона в пользу участников договора долевого строительства. При этом участник долевого строительства, как заявитель о регистрации договора участия в долевом строительстве, уплачивает государственную пошлину в соответствии с налоговым законодательством.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона № 122-ФЗ за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственную регистрацию прав) взимается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством.
Статьей 333.16 гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ установлено, что государственная пошлина — сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
В целях гл. 25.3 «Государственная пошлина» выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
В соответствии со ст. 333.17 НК РФ организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 «Государственная пошлина».
ВСЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
61
Подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ предусмотрено взимание государственной пошлины, в частности за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, с юридических лиц в размере 7 500 руб., с физических — 500 руб.
Таким образом, юридически значимым действием является регистрация самого договора участия в долевом строительстве, при совершении которой применяются положения подп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ об уплате государственной пошлины, как за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.
Основание: письмо Минфина России
от 13.04.2006 № 03-06-03-04/47.
Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью просит разъяснить, подпадает ли под действие системы налогообложения в виде ЕНВДразмещение на мосту рекламной конструкции ООО, содержащей информацию об адресе и товарах общества, а также схему движения в сторону указанного адреса.
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы.
Согласно ст. 346.27 НК РФ предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы признается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.
В отношении размещаемой на средствах наружной рекламы информации об изготовителе, исполнителе или продавце (фирменное наименование организации, место ее нахождения, режим работы и т.п.) следует отметить, что исходя из норм ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1
«О защите прав потребителей», устанавливающей обязанность указанных лиц доводить данную информацию до сведения потребителей, такая информация не является рекламой и, следовательно, ее размещение на средствах наружной рекламы этих лиц не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.
В целях применения гл. 26.3 НК РФ деятельность организаций по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о своих товарах не может быть признана соответствующей установленному ст. 2 ГК РФ понятию «предпринимательская деятельность», и, соответственно, в отношении данной деятельности не может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Таким образом, осуществляемая организацией деятельность по размещению на мосту рекламной конструкции, содержащей информацию об адресе и товарах организации, а также схему движения в сторону адреса организации, не может рассматриваться в качестве предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы.
В связи с этим указанная деятельность не может быть переведена на уплату ЕНВД.
Основание: письмо Минфина России
от 13.04.2006 № 03-11-04/3/198.
Вопрос. Просим дать разъяснения по вопросу применения п. 6 ст 171 и п. 1 ст 172 НК РФ.
1. В соответствии с п. 1 ст 172 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.02.2006 № 28-ФЗ) вычеты НДС, уплаченного поставщику при приобретении оборудования к установке, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.
В какой момент производятся вычеты НДС, уплаченного поставщику при приобретении оборудования к установке, если:
- стоимость оборудования включена в смету на строительство и после окончания стройки данное оборудование будет являться частью единого основного средства;
- стоимость оборудования включена в смету на строительство и после окончания стройки данному оборудованию будет присвоен отдельный инвентарный номер?
2. Являются ли объектом налогообложения по НДС затраты по изготовлению собственными силами нестандартизированного оборудования?
3. В соответствии с п. 6 ст 171 НК РФ необходимо восстанавливать ранее принятую к выче-
ту сумму НДС по приобретенному недвижимому имуществу или построенным объектам недвижимости в случае их использования для операций, указанных в п. 2 ст 170 НК РФ. Восстановление НДС производится по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором начали амортизировать объект недвижимости. По каким объектам недвижимости (с точки зрения момента их приобретения) необходимо восстанавливать НДС?
Ответ. По вопросу вычета сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных поставщиком при приобретении оборудования к установке.
Согласно Федеральному закону от 28.02.2006 № 28-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон), вступающему в силу с 01.05.2006 (для налогоплательщиков, уплачивающих налог ежеквартально, — с 01.07.2006), суммы НДС, предъявленные продавцами при приобретении оборудования к установке, подлежат вычету в полном объеме после принятия на учет этого оборудования. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона указанная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01. 2006 г.
Учитывая изложенное, после вступления в силу Закона суммы НДС, предъявляемые продавцами по оборудованию к установке, приобретаемому для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычету в полном объеме после принятия этого оборудования на учет независимо от присвоения такому оборудованию отдельного инвентарного номера.
По вопросу объекта налогообложения НДС при осуществлении операций по изготовлению нестандартизированного оборудования собственными силами.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 146 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, признается объектом налогообложения НДС. Таким образом, если расходы по изготовлению нестандартизи-рованного оборудования собственными силами принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, то передача такого обору-
дования для собственных нужд объектом налогообложения НДС не является.
По вопросу восстановления сумм НДС по объектам недвижимости (основным средствам), ранее правомерно принятых к вычету, в случае их дальнейшего использования для операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Согласно п. 6 ст. 171 НК РФ, на который указано в вопросе, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, принятые к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НДС, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, за исключением основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет. При этом налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года начала начисления амортизации в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму налога. Данная норма НК РФ вступила в силу с 01.01.2006.
Учитывая изложенное, указанная норма применяется в отношении объектов недвижимости, по которым начисление амортизации в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 259 НК РФ производится начиная с 01.01.2006.
Основание: письмо Минфина России
от 13.04.2006 № 03-04-11/65.
Вопрос. Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в сфере игорного бизнеса, в целях определения момента прекращения обязанности по уплате налога просит разъяснить, с какой даты объект налогообложения по налогу на игорный бизнес считается выбывшим в случае направления заявления о регистрации объекта налогообложения по налогу на игорный бизнес в налоговый орган в виде почтового отправления с описью вложения.
Ответ. В соответствии со ст. 364 гл. 29 «Налог на игорный бизнес» НК РФ игорный бизнес — это предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр, не являющаяся реализацией товаров, работ или услуг.
Организатором игорного заведения признается, в частности, индивидуальный предприниматель, который осуществляет в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе.
Глава 29 НК РФ не содержит четкой нормы о моментах возникновения и прекращения обязанности по уплате налога на игорный бизнес.
В связи с этим следует отметить, что согласно п. 1 ст. 38 НК РФобъектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами части второй НК РФ.
Принимая во внимание изложенное и учитывая ст. 44 НК РФ, возникновение обязанности по уплате налога на игорный бизнес связано с началом осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса и получения экономической выгоды в виде дохода, а момент прекращения обязанности по уплате налога на игорный бизнес связан с отсутствием деятельности в сфере игорного бизнеса, а не с датой регистрации выбытия объектов налогообложения. Указанная позиция подтверждается рядом судебных решений по данному вопросу (постановление ФАС Центрального округа от 26.01.2005 № А48-4855/04-13, постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2005 № А56-17264/2004).
Вместе с тем в силу п. 3 ст. 366 НК РФ налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества этих объектов не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения. При этом заявление о регистрации объектов налогообложения может представ-
ляться налогоплательщиком в налоговый орган в виде почтового отправления с описью вложения.
Учитывая, что вопрос, касающийся определения даты представления налогоплательщиком заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения по налогу на игорный бизнес в налоговый орган в виде почтового отправления с описью вложения, гл. 29 НК РФ, а также приказом Минфина России от 24.01.2005 № 8н «Об утверждении формы Заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес» не урегулирован, а также принимая во внимание неоднозначную практику применения, датой представления в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения по налогу на игорный бизнес в виде почтового отправления считается шестой день начиная с даты его отправки.
Одновременно п. 7 ст. 366 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком требований, предусмотренных п. 3 указанной статьи, в виде штрафа в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
Основание: письмо Минфина России
от 12.04.2006 № 03-06-05-03/12.
Вопрос. Должен ли индивидуальный предприниматель заверять у нотариуса доверенность на своего бухгалтера, который будет сдавать за него отчетность в инспекцию?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.
Пунктом 3 указанной статьи определено, что полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим НК РФ и иными федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктами 1 и 2 ст. 185 ГК РФ определено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.
Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Учитывая изложенное, бухгалтер является уполномоченным представителем налогоплательщика — индивидуального предпринимателя в налоговом органе и обязан осуществлять свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Основание: письмо Минфина России
от 10.04.2006 № 03-06-06-03/08.
Вопрос. Организация, применяющая УСН, приостановила свою деятельность в декабре 2005 г. В налоговую инспекцию представлено уведомительное письмо. Возобновить работу организация планирует в 2007 г. Значит ли это, что организация должна перейти на общий режим и, как следствие, сдать налоговые декларации по соответствующим налогам (налогу на прибыль, НДС, ЕСН, налогу на имущество)?
Ответ. Из информации, изложенной в вопросе, следует, что организация, применяющая УСН, приостановила свою деятельность в декабре 2005 г. Возобновить работу организация намерена в 2007 г.
Приостановление деятельности организации без намерения прекратить ее не может рассматриваться как прекращение деятельности (ликвидация) организации.
В случае если организация временно приостановила осуществление деятельности и в течение всего налогового периода не осуществляла ее, у такой организации не возникает обязанности по уплате налога за указанный налоговый период.
При этом организация, приостановившая на время свою деятельность, согласно положениям части первой НК РФ, остается налогоплательщиком и, соответственно, несет все предусмотренные налоговым законодательством обязанности в связи с уплатой налогов и (или) сборов, в том числе представляет налоговые декларации в сроки, установленные налоговым законодательством.
Учитывая изложенное, организация, приостановившая свою деятельность, должна представлять налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения в соответствии с требованиями гл. 26.2 НК РФ.
Основание: письмо Минфина России
от 31.03.2006 № 03-11-04/2/74.
Вопрос. Просим разъяснить порядок уплаты единого сельскохозяйственного налога в такой ситуации.
На уплату этого налога сельхозпроизводитель перешел с 01.01.2006. Раньше организация применяла общепринятую систему налогообложения, используя кассовый метод признания доходов и расходов. В период применения общего порядка налогообложения организацией была реализована продукция, оплата за которую и расходы на производство которой произведены после 01.01.2006, т.е. после перехода на ЕСХН. Как организация должна учесть полученные доходы и расходы?
Ответ. Из информации, изложенной в вопросе, следует, что организация в 2005 г. находилась на общем режиме налогообложения и использовала кассовый метод признания доходов и расходов. С 01.01.2006 организация перешла на уплату ЕСХН. Оплата за произведенную в 2005 г. продукцию получена в 2006 г.
В соответствии с п. 6 ст. 346.5 гл. 26.1 НК РФ датой получения доходов при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
Таким образом, организация, реализовавшая продукцию в 2005 г. и при этом получившая оплату за реализованную продукцию в 2006 г., в период применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитывает данные средства при расчете налоговой базы по ЕСХН. При этом налогоплательщик не учитывает доходы, полученные им до перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Согласно п. 7 ст. 346.5 НК РФ расходами у сельскохозяйственных товаропроизводителей признаются затраты после их фактической оплаты, т.е. материальные расходы, а также расходы на оплату труда должны учитываться в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета
налогоплательщика, выплаты из кассы, при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.
Таким образом, если расходы, списанные на производство продукции, оплачены организацией в 2006 г., то она может учесть данные затраты в период применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Основание: письмо Минфина России
от 06.02.2006 № 03-11-04/2/31.
Вопрос. На начало 2006 г. организация является пользователем земельного участка, находящегося в государственной собственности на праве бессрочного пользования. До конца 2005 г. организация начисляла и платила налог на землю в соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю». Однако Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 01.01.2006.
Так как организация до сих пор пользуется правом бессрочного пользования земельным участком и договор аренды земли с органами государственной власти не заключен, просим разъяснить следующее.
Какие налоги и сборы должен уплачивать налогоплательщик с начала 2006 г. при пользовании землей (находящейся в государственной собственности) на праве бессрочного пользования и какими нормативными актами они установлены?
Ответ. В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 01.01.2006 на всей тер-
ритории РФ вступила в силу гл. 31 «Земельный налог» НК РФ взамен ранее действовавшего Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю».
Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (ст. 387 НК РФ).
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом налогоплательщиками не признаются организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Как следует из вопроса, в настоящее время земельный участок находится в пользовании организации на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В этом случае необходимо учитывать положения п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны до 01.01.2008 переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность.
Таким образом, с 01.01.2006 и до момента переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды организация является плательщиком земельного налога.
Основание: письмо Минфина России от 01.02.2006 № 03-06-02-04/15.
Е.В. Зернова Проект «КонсультантБухгалтер» 19.05.2006