ВОПРОС - ОТВЕТ
КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА
Подборка по материалам ИПК «КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»
Вопрос. В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ в п. 1 ст. 318 НК РФ, просим разъяснить следующее.
С какого момента организация вправе изменять свою учетную политику для целей налогообложения прибыли в части самостоятельного определения перечня прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг)?
Ответ. Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон № 58-ФЗ) внесены дополнения в п. 1 ст. 318 НК РФ, в соответствии с которыми налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
При этом изменения, внесенные Законом № 58-ФЗ в п. 1 ст. 318 НК РФ, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного Федерального закона (с 15 июля 2005 г.) и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Следовательно, организации начиная с 1 января 2005 г имеют право самостоятельно определять перечень прямых и косвенных расходов, закрепив это в своей учетной политике для целей налогообложения.
В этой связи налогоплательщики вправе внести изменения в учетную политику, утвержденную на 2005 г.
В случае если налогоплательщик принимает решение о неизменности учетной политики для целей налогообложения прибыли в 2005 г., то, учитывая положения ст. 313 НК РФ, он имеет право внести в нее изменения и учесть изменения, внесенные Законом № 58-ФЗ, начиная с налогового периода 2006 г.
Основание: письмо Минфина России от 21.10.2005 № 03-03-02/117.
Вопрос. Пункт 24 ст. 270 НК РФ запрещает уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму оплаты дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей. Распространяется ли этот запрет и на сумму денежной компенсации взамен таких отпусков?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 252 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 24 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.
Таким образом, расходы, связанные с предоставлением денежной компенсации взамен дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей, также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Основание: письмо Минфина России от 18.10.2005 № 03-03-04/1/284.
Вопрос. Согласно письму Минфина России от 19.07.2005 № 03-03-04/1/91, если договор лизинга предусматривает, что амортизацию по предмету лизинга начисляет лизингополучатель, лицо, ко-
торому переданы в результате перенайма права и обязанности прежнего лизингополучателя, принимает предмет лизинга к налоговому учету по остаточной стоимости, определяемой по данным налогового учета у прежнего лизингополучателя.
Полагаем, что данное разъяснение не учитывает требования ст. 256 — 259 НК РФ, не предусматривающих определение размера амортизационных отчислений исходя из остаточной стоимости основного средства. Такая возможность предоставлена положениями ст. 322 НК РФ только в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2002.
При этом порядок определения стоимости амортизируемого имущества установлен ст. 257НК РФ. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
Таким образом, поскольку при перенайме предмета лизинга собственник имущества не меняется, то у лизингополучателя указанное имущество принимается к учету по первоначальной стоимости, определенной лизингодателем в налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 НК РФ.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, указанное письмо Минфина России дает расширительное толкование положений гл. 25 НК РФ в случае перенайма предмета лизинга в части принятия к учету для целей налогообложения прибыли лизингополучателем предмета лизинга по остаточной стоимости, определяемой по данным налогового учета прежнего лизингополучателя.
В этой связи просим дать разъяснения по указанному вопросу.
Ответ. В соответствии со ст. 625 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к отдельным видам договора аренды и договорам аренды отдельных видов имущества (прокат, аренда транспортных средств, аренда зданий и сооружений, аренда предприятий, финансовая аренда) применяются общие положения о договоре аренды, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих договорах.
Пунктом 2 ст. 615 ГК РФ предусмотрено, что арендатор вправе с согласия арендодателя передать свои права и обязанности другому лицу (перенаем).
Положения § 6 «Финансовая аренда (лизинг)» ГК РФ не ограничивают право сторон договора лизинга заключить соглашение о перенайме предмета лизинга.
В результате перенайма происходит замена арендатора в обязательстве, возникшем из договора аренды, поэтому перенаем должен осуществляться с соблюдением норм гражданского законодательства об уступке права требования и переводе долга. В соответствии со ст. 391 ГК РФ такая сделка совершается по волеизъявлению прежнего и нового должников и кредитора с соблюдением требований к форме, предъявляемой к основной сделке.
В соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик, у которого данное основное средство должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3.
После осуществления перенайма предмета лизинга договор лизинга продолжает действовать, в силу чего стороны договора лизинга могут применять положения НК РФ об амортизации основных средств, которые являются предметом договора лизинга.
При этом лизингополучатель является также правопреемником в отношении начисления амортизации по переданному ему предмету лизинга.
Таким образом, при замене лизингополучателя в договоре лизинга (перенайме предмета лизинга) налогоплательщик, у которого предмет лизинга учитывается на балансе в соответствии с условиями договора лизинга, вправе применять при амортизации данного основного средства специальный коэффициент, предусмотренный п. 7 ст. 259 НК РФ.
Лизингополучатель принимает предмет лизинга к налоговому учету по остаточной стоимости, определяемой по данным налогового учета прежнего лизингополучателя. При этом, поскольку собственником предмета лизинга остается лизингодатель, при передаче предмета лизинга в порядке его перенайма изменения первоначальной стоимости предмета лизинга не происходит.
Таким образом, перенаем предмета лизинга, учитываемого на балансе лизингополучателя, остаточная стоимость которого менее 10 000 руб., не является основанием для признания данного имущества не-амортизируемым и включения лизингополучателем его стоимости в состав материальных расходов.
Основание: письмо Минфина России от 15.10.2005 № 03-03-02/114.
Вопрос. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ с 2006 г. налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, вправе перейти на исчисление суммы налога на прибыль, подлежащей уплате
в бюджет этого субъекта РФ, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта РФ, и уплату налога на прибыль организаций производить через одно из этих обособленных подразделений.
Просим разъяснить порядок уплаты в 2006 г. налога на прибыль с налоговой базы переходного периода, исчисленного в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ, налогоплательщиками, принявшими решение об уплате налога в бюджет субъекта РФ через одно из обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта РФ.
Ответ. Сумма налога на прибыль с налоговой базы переходного периода, подлежащая уплате в 2006 г. в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, отражена в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за I полугодие 2002 г. в целом по организации.
Согласно разд. 7 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585, с учетом внесенных в него изменений и дополнений (зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2002 № 3196), распределение сумм налога с налоговой базы переходного периода между организацией без входящих в нее обособленных подразделений и обособленными подразделениями производится исходя из доли на конец отчетного периода текущего налогового периода налоговой базы (в %) организации без входящих в нее обособленных подразделений и каждого ее обособленного подразделения в налоговой базе в целом по налогоплательщику.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ с 2006 г. налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, вправе перейти на исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет этого субъекта РФ, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта РФ, и уплату налога на прибыль организаций производить через одно из этих обособленных подразделений.
В данном случае распределение сумм налога с налоговой базы переходного периода для уплаты в соответствующие бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований производится исходя из доли налоговой базы, исчисленной согласно абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ в ранее указанном порядке. Соответственно, и суммы налога с налоговой базы переходного периода, приходящиеся на обособлен-
ные подразделения, расположенные на территории одного субъекта РФ, уплачиваются в бюджеты субъекта РФ и муниципального образования по месту нахождения обособленного подразделения, через которое производится уплата авансовых платежей и налога на прибыль в текущем налоговом периоде.
Основание: письмо Минфина России от 13.10.2005 № 03-03-02/105.
Вопрос. Предприниматель применяет систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по продаже электротоваров в розницу. При этом в июне 2005 г. деятельность осуществлялась только с 1 по 6 июня. С 6 июня 2005 г. помещение, в котором велась торговля, предприниматель сдает в аренду другому предпринимателю. Как начислить единый налог на вмененный доход за II квартал 2005 г., в частности за июнь, - полностью или только за те дни, когда осуществлялась деятельность?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Статьей 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
При этом следует учитывать, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора, согласно положениям ст. 44 НК РФ, возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора только с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и прекращается при возникновении обстоятельств, предусмотренных данной статьей НК РФ.
Обстоятельством, с которым НК РФ связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате ЕНВД, является осуществление таким налогоплательщиком видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.
При отсутствии (прекращении существования) указанного обстоятельства у налогоплательщика не возникает (прекращается) и обязанность по уплате данного налога (подп. 2 п. 3 ст. 44 НК РФ).
Таким образом, у налогоплательщиков, временно приостановивших в течение налогового периода по единому налогу осуществление пред-
принимательской деятельности, подпадающей под действие гл. 26.3 НК РФ, отсутствует (утрачивается) обязанность по уплате единого налога за те налоговые периоды (календарные месяцы налогового периода), в течение которых такая предпринимательская деятельность ими не велась.
Вместе с тем исходя из норм гл. 26.3 Кодекса указанные налогоплательщики не освобождаются от обязанности представлять за налоговые периоды, в течение которых ими предпринимательская деятельность временно не велась, налоговые декларации по ЕНВД.
Временное приостановление предпринимательской деятельности в течение налогового периода фиксируется налогоплательщиками в налоговых декларациях по единому налогу путем проставления прочерков по соответствующим кодам строк (050 — 070 и 120 — 140) разд. 2 декларации, а также по всем кодам строк разд. 3 декларации (если деятельность не осуществлялась в течение всего налогового периода и являлась единственной облагаемой единым налогом для налогоплательщиков).
При этом осуществление налогоплательщиками деятельности в течение неполного календарного месяца налогового периода не может служить основанием для проставления ими прочерков по соответствующим данному календарному месяцу кодам строк разд. 2 декларации.
Согласно вопросу предприниматель осуществлял розничную торговлю электротоварами во II квартале 2005 г., при этом в июне 2005 г указанная предпринимательская деятельность велась только с 1 по 6 июня. С 6 июня 2005 г помещение, в котором осуществлялась указанная предпринимательская деятельность, было передано в аренду другому предпринимателю.
Учитывая ранее изложенное, при исчислении суммы ЕНВД за II квартал 2005 г. в отношении осуществляемой розничной торговли электротоварами предприниматель обязан учитывать все три календарных месяца II квартала 2005 г.
В случае временного приостановления деятельности, подлежащей обложению ЕНВД по тем или иным торговым точкам, налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, подтверждающие данный факт, например, в случае если торговая точка была передана в аренду, то налогоплательщик представляет в налоговые органы договор аренды на данное помещение.
Основание: письмо Минфина России от 10.10.2005 № 03-11-05/78.
Вопрос. Разъясните, как поступить бухгалтеру в следующей ситуации. При строительстве жилого дома по договорам долевого участия с
физическими лицами меняется дольщик. При расторжении договора ему возвращаются деньги, внесенные ранее. Договор заключается с другим дольщиком. Учитывается ли в составе расходов организации-застройщика, применяющей УСН, возврат указанных взносов?
Ответ. Из информации, изложенной в вопросе, следует, что организация осуществляет строительство жилого дома с участием физических лиц по договорам долевого участия. При расторжении договора физическому лицу возвращаются ранее внесенные средства.
Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации включают в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому при применении УСН, доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав и внереализационные доходы. Доходы определяются соответственно исходя из положений ст. 249 и 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования, в том числе в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов, и, следовательно, эти средства не учитываются при налогообложении.
Соответственно, расходы, связанные с возвратом дольщику ранее внесенных средств и осуществляемые организацией-застройщиком, не учитываются при определении налоговой базы при применении УСН.
Организации, применяющие УСН, ведут книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в которой в хронологической последовательности на основе
первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.
Основание: письмо Минфина России от 10.10.2005 № 03-11-04/2/100.
Вопрос. Рекламное агентство занимается размещением рекламы на принадлежащих ему стендах. Как правило, заказчик обращается в агентство с уже готовым рекламным материалом. Но нередки случаи, когда клиенты обращаются с просьбой не просто разместить рекламу, но и подобрать информацию о рекламируемой продукции, нарисовать эскиз и т.д. Применяется ли в отношении указанной деятельности система налогообложения в виде ЕНВД, ведь этот спецрежим применяется только в отношении услуг по распространению и размещению наружной рекламы, а не в отношении деятельности по созданиюрекламных материалов?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщиками ЕНВД признаются организации, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен ЕНВД, предпринимательскую деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы.
При этом согласно ст. 346.27 НК РФ под предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы понимается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.
Таким образом, доходы, полученные от таких видов предпринимательской деятельности, как деятельность по изготовлению (созданию) рекламных материалов и самих рекламоносителей, а также деятельность по их монтажу, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.
Основание: письмо Минфина России от 10.10.2005 № 03-11-04/3/108.
Вопрос. При модернизации основных средств амортизационные отчисления в бухгалтерском учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому
учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, пересчиты-ваются исходя из увеличенной остаточной стоимости и оставшегося срока полезного использования основного средства. Можно ли приведенный порядок расчета амортизационных отчислений в бухгалтерском учете применять для расчета амортизационных отчислений в налоговом учете при определении налоговой базы по налогу на прибыль?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в том числе в случае модернизации.
Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.
Таким образом, гл. 25 НК РФ в том случае, если после модернизации основного средства произошло увеличение срока его полезного использования, предоставляет налогоплательщику право увеличить срок его полезного использования. Ранее изложенная норма ст. 258 НК РФ не содержит в себе обязанности производить такое увеличение.
Учитывая изложенное, налогоплательщик, производящий модернизацию основного средства, после ввода его в эксплуатацию, увеличив первоначальную стоимость модернизированного основного средства, вправе срок его полезного использования оставить неизменным, при этом норма амортизации, установленная при введении в эксплуатацию этого основного средства, не пересчитывается.
Основание: письмо Минфина России от 10.10.2005 № 03-03-04/1/264.
Вопрос. Организация просит разъяснить следующий вопрос. Организация-продавец выдала покупателю при продаже товара кассовый чек, накладную и счет-фактуру. Сможет ли покупатель принять к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров за наличный расчет, при отсутствии квитанции к приходно-кассовому ордеру?
Ответ. На основании ст. 172 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, предусмот-
ренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм данного налога.
Согласно ст. 5 Федерального закона от22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» все юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, в момент оплаты обязаны выдавать покупателю-клиенту кассовые чеки, отпечатанные контрольно-кассовой машиной.
В связи с изложенным при приобретении товаров за наличный расчет основанием для принятия к вычету уплаченных сумм налога является счет-фактура и выданный покупателю кассовый чек с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость независимо от наличия квитанции к приходно-кассовому ордеру.
Основание: письмо Минфина России от 04.10.2005 № 03-04-04/03.
Вопрос. Увеличивается ли налоговая база по НДС на суммы не оплаченных покупателем штрафных санкций за нарушение сроков оплаты товаров (работ, услуг) и других условий, предусмотренных договорами?
Ответ. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные суммы, полученные от покупателей товаров (работ, услуг) за нарушение сроков оплаты и других условий, предусмотренных договорами, в целях применения НДС следует рассматривать как денежные средства, связанные с оплатой товаров (работ, услуг). Поэтому указанные суммы подлежат включению в налоговую базу по НДС.
Что касается денежных средств, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в том числе штрафных санкций за нарушение сроков оплаты и других условий, предусмотренных договорами, но не полученных налогоплательщиком, то для увеличения налоговой базы по НДС на суммы таких денежных средств оснований не имеется.
Основание: письмо Минфина России от 03.10.2005 № 03-04-11/259.
Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью применяет УСН (объект — доходы минус расходы). В 2005 г. ООО оформило в собственность земельный участок, который будет использоваться под производственную базу по переработке лесоматериалов. На территории базы находятся металлический ангар и пилорама.
Пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, земельные участки включены в состав основных средств. При эксплуатации земельного участка выполняются единовременно следующие условия:
а) использование в производстве продукции;
б) использование в течение длительного времени (более 12 месяцев);
в) не предполагается последующая перепродажа;
г) способность приносить экономические выгоды (доход) в дальнейшем.
Просим разъяснить, правомерно ли на основании подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при расчете единого налога включить в состав расходов на приобретение основных средств стоимость земельного участка, которая оговорена в договоре купли-продажи.
Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие УСН, уменьшают полученные доходы на расходы по приобретению основных средств.
Согласно подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ указанные расходы, осуществленные организацией в период применения УСН, учитываются на дату ввода основных средств в эксплуатацию.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от
21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, применяющие УСН, ведут учет основных средств в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете. Пунктом 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, в состав основных средств включены земельные участки, находящиеся в собственности организаций.
Право собственности на земельные участки подлежит обязательной государственной регистрации на основании ст. 4 Федерального закона от
21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Поэтому стоимость приобретенного в собственность и переданного в эксплуатацию земельного участка может быть учтена в отчетном периоде
государственной регистрации права собственности на этот участок.
Основание: письмо Минфина России от 29.09.2005 № 03-11-04/2/92.
Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью применяет УСН, избрав в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Оказывая посреднические услуги по агентскому договору, ООО заключает с собственниками торговых мест договоры аренды и сдает указанные места в субаренду третьим лицам. Денежные средства, полученные ООО от сдачи в субаренду торговых мест, перечисляются в полном объеме принципалу. За оказанные услуги принципал выплачивает ООО агентское вознаграждение.
Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации при применении УСН должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по единому налогу, доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав и внереализационные доходы.
Учитывая изложенное, просим разъяснить, что будет являться доходом ООО, оказывающего услуги по агентскому договору.
Ответ. В соответствии с положениями гл. 52 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.
При этом принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и порядке, установленных в агентском договоре.
Согласно п. 1 ст. 346.15 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ при применении организацией УСН в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.
На основании подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и
(или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
Таким образом, при определении объекта налогообложения единым налогом доходом организации-агента является сумма полученного агентского вознаграждения.
Основание: письмо Минфина России от 28.09.2005 № 03-11-04/2/90.
Вопрос. Просим разъяснить следующий вопрос. Новая редакция НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2006 г., предусматривает возможность смены объекта налогообложения по истечении трех лет с начала применения УСН. Статья 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ, которым внесена данная поправка, разрешает организациям, уплачивающим налоги по упрощенной системе с 2003 г. по объекту «доходы», изменить объект налогообложения уже с 2006 г., подав соответствующее заявление в инспекцию до 20 декабря 2005 г.
Вправе ли подобным образом поступить организация, которая работает по упрощенной системе с 2003 г. с использованием объекта налогообложения «доходы минус расходы»?
Ответ. Пунктом 2 ст. 346.14 НК РФ в настоящее время предусматривается, что налогоплательщик не вправе менять объект налогообложения в течение всего срока применения УСН.
Подпункт «а» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внес изменения в п. 2 ст. 346.14 НК РФ, согласно которым объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиками, применяющими УСН, в течение трех лет с начала применения указанной системы налогообложения.
В связи с этим налогоплательщики, применяющие УСН с 1 января 2003 г. и выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы за вычетом расходов», могут изменить объект налогообложения на «доходы» с 1 января 2006 г., о чем они должны уведомить налоговый орган до 1 января 2006 г.
Основание: письмо Минфина России от 28.09.2005 № 03-11-04/2/88.
Вопрос. Просим разъяснить, должны ли бланки строгой отчетности, утверждаемые Минфином России в соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171, в обязательном порядке изготавливаться типографским способом.
Ответ. В пп. 5 и 6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 (далее — Положение), перечислены обязательные реквизиты, которые следует проставить на бланках строгой отчетности, в том числе сведения об утверждении бланков строгой отчетности, наименование, шестизначный номер и серию, сведения об утверждении формы бланка, наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций, идентификационный номер налогоплательщика, вид услуг, стоимость услуги в денежном выражении и другие.
Кроме того, согласно п. 7 Положения на бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж).
В связи с указанным для соблюдения всех ранее указанных требований бланки должны изготавливаться типографским способом.
Основание: письмо Минфина России от 27.09.2005 № 03-01-20/5-193.
Вопрос. Фирма продала другой фирме земельный участок, который находится в Московской области. Новые собственники свидетельство о праве собственности еще не оформили. Кто должен платить налог на землю в период с момента продажи до даты регистрации сделки (получения свидетельства)?
Ответ. В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
С 1 января 2005 г. вступила в силу гл. 31 «Земельный налог» НК РФ, согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Статьей 3 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено, что при принятии представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 г земельного налога в соответствии с гл. 31 НК РФ Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (далее — Закон), за исключением ст. 25, не применяется.
Как следует из вопроса, земельный участок расположен в Московской области, на территории которой нормативные правовые акты о введении с 1 января 2005 г. земельного налога в соответствии с гл. 31 НК РФ представительными органами муниципальных образований не приняты, в связи с чем взимание земельного налога в 2005 г. осуществляется на основании Закона.
Согласно ст. 1 Закона налогоплательщиками земельного налога признаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. При этом за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ и п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, обязанность по уплате земельного налога у покупателя земельного участка возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок. При этом продавец земельного участка остается налогоплательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок. Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
На основании ст. 17 Закона земельный налог с юридических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. При этом в случае перехода права собствен-
ности на земельный участок в течение года от одного налогоплательщика к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли с января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому — начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок (п. 9 Инструкции МНС России от 21.02.2000 № 56 по применению Закона РФ «О плате за землю»).
В соответствии с п. 3 ст. 551 Гражданского кодекса РФ в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
Основание: письмо Минфина России от 23.09.2005 № 03-06-02-04/75.
Вопрос. Просим дать разъяснения о порядке регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и уплаты налога на игорный бизнес в случае установки игровых автоматов в поездах дальнего следования, на морских, речных и воздушных судах.
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 366 гл. 29 «Налог на игорный бизнес» НК РФ каждый объект налогообложения (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы) подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
При этом в срок не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта РФ, где устанавливается объект налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта налогообложения.
Таким образом, регистрация объектов налогообложения и постановка налогоплательщика на учет осуществляются в одном и том же налоговом органе.
На основании п. 5 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе организации или физического лица осуществляется по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств. При этом местом нахождения имущества признается:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;
2) для иных транспортных средств (в частности, поездов дальнего следования) — место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества.
В соответствии с п. 3 приказа Минфина России от 08.04.2005 № 55н «О порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес» постановка на учет осуществляется налоговым органом в срок не позднее пяти дней со дня представления заявления о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес.
Учитывая изложенное, в случае установки игровых автоматов в поездах дальнего следования, на морских, речных и воздушных судах указанные игровые автоматы подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения соответствующих транспортных средств.
Согласно порядку уплаты налога на игорный бизнес, установленному ст. 371 НК РФ, налог на игорный бизнес уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения, т. е. в рассматриваемом случае по месту нахождения соответствующих транспортных средств.
Основание: письмо Минфина России от 20.09.2005 № 03-06-05-07/30.
Вопрос. Должны ли торговые организации, имеющие на балансе транспортные средства для доставки товаров, заполнять путевые листы автомобилей по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78? Для каких целей служат эти документы с точки зрения бухгалтерского и налогового учета? Может ли организация самостоятельно разработать форму путевого листа?
Ответ. В целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (п. 2 ст. 9) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер.
Согласно указаниям по применению и заполнению указанной формы она является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю. При этом путевой лист выдается только на один день или смену. На более длительный срок он выдается в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).
Указанные положения действуют только для автотранспортных организаций. Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ, а именно:
а) наименование документа;
б) дата составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Основание: письмо Минфина России от
20.09.2005 № 03-03-04/1/214.
Вопрос. Должны ли в 2006 г. уплачивать земельный налог юридические лица, которые до 1 января 2006 г. не переоформили право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или не приобрели земельные участки в собственность на основании ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)?
Ответ. С 1 января 2005 г. вступила в силу гл. 31 «Земельный налог» НК РФ, согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога и вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» утрачивает силу с 1 января 2006 г.
Таким образом, с 1 января 2006 г. взимание земельного налога будет осуществляться повсеместно в соответствии с гл. 31 НК РФ.
В этой связи на основании ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
С учетом изложенного в случае невыполнения юридическими лицами до 1 января 2006 г. обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предусмотренной п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за данными юридическими лицами сохраняется в 2006 г. обязанность по уплате земельного налога с учетом ст. 65 Земельного кодекса РФ.
Основание: письмо Минфина России от 16.09.2005 № 03-06-02-02/82.
Е.В. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 18.11.2005