УДК: 82-92; 070
DOI: 10.51965/20767919_2022_1_1_114
Симакова С.И., Васильева С.Д., Исакова Т.Б.
СПОСОБЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЛОНГРИДОВ ПОРТАЛА «ТАКИЕ ДЕЛА»
Simakova S.I., Vasilyeva S.D., Isakova T.B. METHODS OF VISUALIZATION OF LONG-READ PORTAL "SUCH MATTERS"
Ключевые слова: лонгрид, визуализация, СМИ, мультимедийность, форматы СМИ, способы визуализации, тренды коммуникации, медиаландшафт.
Keywords: longread, visualization, media, multimedia, media formats, visualization methods, communication trends, media landscape.
Аннотация: На сегодняшний день в сознании укоренилось сомнение в том, насколько актуален формат лонгрида. У сомнения есть причина: а именно распространившаяся среди современных потребителей медиапродукта тенденция к пролистыванию объёмных текстовых блоков. Предложенная статья направлена на поиск и анализ способов визуализации формата, способных увлечь читателя и разнообразить, казалось бы, скучный процесс «долгого чтения».
Цель исследования: рассмотреть данный вопрос в совокупности обозначенных тематических полей - визуализация и медиаформат лонгрид - их взаимодействие и взаимовлияние. Эмпирической базой исследования послужили лонгриды, созданные и размещенные на портале «Такие дела».
Авторы приходят к выводу, что портал «Такие дела» использует в своих лонгридах такие способы визуализации как изображения, анимационная графика, мрачные тона. Отмечают, что визуальный контент, выбранный редакцией портала «Такие дела» способствует реализации миссии, заявленной изданием.
Abstract: To date, a doubt has taken root in the minds of how relevant the longreadformat is. There is a reason for doubt: namely, the tendency to scroll through large text blocks that has spread among modern consumers of a media product. The proposed article is aimed at finding and analyzing format visualization methods that can captivate the reader and diversify the seemingly boring process of "long reading".
The purpose of the study: to consider this issue in the totality of the designated thematic fields - visualization and longrid media format - their interaction and mutual influence. The empirical basis of the study was the longrides created and posted on the portal "Such cases".
The authors come to the conclusion that the portal "Such things" uses in its longreads such visualization methods as images, animated graphics, gloomy tones. It is noted that the visual content chosen by the editors of the portal "Such things" contributes to the implementation of the mission stated by the publication.
В условиях современного ритма жизни, состоящего из постоянной спешки, когда внимание адаптировалось к быстрой смене объекта, на который оно направлено, тема визуализации журналистского контента, в частности, визуализации лонгридов представляется достаточно актуальной. В рамках данной статьи мы акцентируем внимание на таких приемах формирования ме-диаландшафта как лонгриды, рассмотрим такой тренд коммуникации как визуализа-
ция контента и на конкретном примере пронаблюдаем как эти два направления представлены в конкретном издании - на портале «Такие дела».
При словосочетании «мультимедийный формат» у большинства людей возникает ассоциация с компьютерными технологиями. Есть мнение, что предпосылки муль-тимедийности появились ещё до появления первого компьютера. Согласно этому мнению с отсылкой на Вагнера, предпосылкой
мультимедииности стала квинтэссенция разнообразных видов искусства1. Иными словами, мультимедиа предлагается расшифровать как многие среды . С появлением новых медиа информация приобрела форму мультимедийного продукта. Важную роль в этом сыграли ключевые свойства СМИ: передача через интернет, интерактивность, гипертекстуальность, мультиме-дийность, изменяемость3. Одним из наиболее перспективных мультимедийных ме-диапродуктов стал лонгрид. По мнению А.М. Анюхиной мультимедийный лонгрид относится к новому способу представления больших массивов данных4.
На сегодняшний день, несмотря на существующие многочисленные исследования и попытки теоретического осмысления рассматриваемого феномена, нет четкого понимания ни понятийного аппарата, ни единодушия в определении места лонгрида в системе жанров и форматов журналистики. Как отмечает Д. В. Шпилёва «лонгрид -один из самых популярных методов подачи информации в СМИ, который не перестает видоизменяться и давать новые возможности при его использовании. Это влияет на различные каналы коммуникации, в том числе публичную коммуникацию и медиа»5.
В статье «Лонгрид как формат визуализации контента в современных интернет-СМИ» ее автор - А. А. Градюшко - отмечает существование тенденции вытеснения аналитической журналистики с просторов средств массовой информации6. При этом, по мнению исследователя, наблюдается развитие веб-журналистики крупного формата.
1 Марченко А.В. Лонгрид как форма представления информации в интернет-журналистике. С. 12.
2 Там же. С. 11.
3 Автаева Н.О., Бейненсон В.А., Болдина К.А., Коданина А.Л., Савинова О.Н. Мультимедийные технологии СМИ: учебное пособие. - Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 2020. С. 40.
4 Анюхина А.М. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. - № 2 (24). С. 149.
5 Шпилёва Д.В. Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации // Медиасреда. - 2019. - № 1. С. 103.
6 Градюшко А.А. Лонгрид как формат
визуализации контента в современных интернет-
СМИ. - Минск : Изд. центр БГУ, 2015. С. 44.
И объясняет этот факт желанием журналистов не просто сохранить, но и развивать качественную аналитику в медиасфере, в том числе на пространстве интернета: «привычный для аудитории текст становится многомерным образованием, квинтэссенцией видео, фото, аудио, инфографики, 3Б-анимации, с помощью чего читатели могут
7
полностью погрузиться в историю» .
Отметим, что сами по себе приемы визуализации и лонгриды (с английского «долгое чтение»)8 - тема не новая в науке о журналистике. К вопросам визуализации журналистского контента по различным аспектам обращались Е.В. Выровцева9, А.А. Градюшко10; Е.Н. Ищенко11; С.А. Па-нюкова12; С.И. Симакова13; И.В. Топчий14 и
Градюшко А.А. Лонгрид как формат визуализации контента в современных интернет-СМИ. - Минск : Изд. центр БГУ, 2015. С. 45-46.
8 Ермоленко, И.С. Мультимедийный лонгрид как новейшая форма репрезентации контента. - ВКР. -НИУ «БелГУ». С. 6.
9 Выровцева Е.В., Симакова С.И. Инфографика как вид публицистического текста // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2019. - № 18 (6). С. 104-114; Визуальный поворот в массовых коммуникациях : коллективная монография / С.И. Симакова, С.С. Рас-попова, Е. В. Выровцева ; под ред. С. И. Симаковой. - Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2017. - 112 с.
10 Градюшко А.А. Тенденции визуализации медиаконтента в интернет-СМИ Республики Беларусь // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сборник статей II Международной научной конференции. - Казань : Издательство Казанского (Приволжского) федерального университета, 2016. С. 315-319.
11 Ищенко Е.Н. Философский анализ «визуального поворота» // Личность и Культура. - 2017. -№ 1. С. 57-64.
12 Панюкова С.А. Научно-популярная журналистика и ее визуализация в Интернете: обзор исследований по теме // Медиасреда. - 2018. - № 1. С. 139-143.
13 Медиаэстетический компонент современной коммуникации : коллективная монография / научный редактор М. В. Загидуллина, А. К. Киклевич. -Челябинск : Челябинский филиал РАНХиГС, 2020. -293 с.
14 Топчий И.В. Визуальная культура как доминанта коммуникативно-культурной памяти современности // Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 23-
другие исследователи. О. Е. Килина в своей статье «Лонгриды в реализации культурно-образовательной функции журналистики» отмечает, что визуализация получила распространение и стала основой многих форматов, в частности лонгридов1. По мнению Л. Мановича одним из самых давних способов визуализации, используемом в том числе в лонгридах по сей день, является своеобразный архив из видео, рассказывающий определённую историю2. Сегодня создатели лонгридов используют следующие визуальные мультимедийные средства: видеоиллюстрация, видеосюжет, инфографика, статичная иллюстрация, фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи, слайд-шоу, интерактивный видеосюжет, мультискрипт, 3D-модель и другие. Одна из важнейших задач для создателей мультимедийного лонгрида -спроектировать комбинации визуальных элементов и текста, при которой материал получится цельным, где лишь совокупность всех элементов и являет собой рассказанную историю. Другими, достаточно известными и распространенными приемами визуализации являются карты, облако слов, таймлиния, интерактивная графика.
Стоит заметить, что рассказывание истории считается одной из основных функций лонгрида. По этой причине многие путают формат лонгрида с приемом сторител-линга, а некоторые намеренно ставят знак равенства между этими наименованиями. Но всё же digital storytelling выступает, скорее, в роли феномена, который наполняет формат лонгрида . Событийный сюжет или проблема названы признаком, без которого не существовало бы лонгрида в полноцен-
24 апреля 2020 г.). / сост. О. Ф. Автохутдинова. -Екатеринбург: Издательство Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - 2020. С. 237-239.
1 Килина О.Е. Лонгриды в реализации культурно -образовательной функции журналистики. - ВКР. -АлтГУ. С. 11-12.
2 Манович Л. Визуализация медиа: техники изучения больших медиаколлекций // Философско-литературный журнал «Логос». - 2015. - № 2 (104). С. 70.
3 Шпилёва Д.В. Лонгрид как актуальный
журналистский метод подачи информации //
Медиасреда. - 2019. - № 1. С. 105.
ном его понимании . Объёмному материалу необходимо воздействовать на эмоции. Это позволяет удерживать читателя в напряжении и в стремлении к получению всей информации, содержащейся в материале. Этого возможно достигнуть как через вербальный, так и визуальный текст.
Для нас же стало важным рассмотреть данный вопрос в совокупности обозначенных тематических полей - визуализация и медиаформат лонгрид - их взаимодействие и взаимовлияние.
Эмпирической базой исследования послужили лонгриды, созданные и размещенные на портале «Такие дела».
Интернет-издание «Такие дела» было запущено в 2015 году в рамках работы фонда «Нужна помощь», который занимается развитием некоммерческого сектора в России. «Нужна помощь» позиционирует себя как «фонд фондов» и старается изменить мнение граждан о социальных проблемах, чтобы они имели возможность не только получить помощь, но и участвовать самим в развитии благотворительности в стране. Издание запускалось под слоганом «Мы вернём в журналистику человека» и ставило перед собой цель поднимать социальные проблемы, описывать способы их решения и то, как читатели могут в этом поучаствовать. Планировалось, что это будет интересная для читателей медиаплощадка, которая бы «не вызывала отвращения» и помогало бороться с чувством беспомощности5.
Мы проанализировали наполнение рубрики «Спецпроекты» за 2018-2020 годы. Всего 14 материалов. Во-первых, мы выделили тематические поля. Это экология - 4 проекта; трагические события (катастрофы, теракты, боевые столкновения и т. п.) - 6; социальная проблема (проблема прав людей с ментальными особенностями и т. п.) - 2; культура - 1; патриотизм - 1.
На следующем этапе анализа, с целью выявления приемов визуализации методом
Горшкова М.С. Юферева А.С. Мультимедийные лонгриды как формат в интернет-журналистике: анализ специфических особенностей // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2018. - № 1 (27). С. 107.
5 Нужна помощь [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нужна_помощь (дата обращения 18.02.2022).
случайной выборки мы отобрали спецпроекты, относящиеся к различным тематическим группам: экология, культура и патриотизм. В центре нашего внимания оказались три спецпроекта.
Проект, созданный в ходе совместной экспедиции «Таких дел» и Силамедиа -«Дельта»1 - проект об Астраханской области, о ее жителях, истории, природе, небе, земле и воде.
Первое, что встречает читателя, - это анимационная графика. Посредством данного способа визуализации передана живость картинки: фон заголовка распадается, затем исчезает и сам заголовок, на его месте появляется часть цитаты, за ней - вторая и, наконец, автор строк. Так, в использовании анимационной графики скрывается ещё и интерактивный элемент. Читатель прокручивает колесико мышки, происходит движение - создаётся эффект увлекательной игры. Начинается текстовая полоса. На фоне - приглушённый контур географической карты. Отмечены точки, при наведении курсора на которые, появляется карточка с краткой информацией о месте и ссылкой на подробный материал о нём. При дальнейшем пролистывании с другой стороны появляется помещенная поэтапно тремя слоями в ромб фотография героя, - Владимира Хлебникова. Далее - цитата Владимира, оформленная отличным от основного текста шрифтом. В завершение лонгрида помещены ссылки на интересные местоположения, информационные карточки на которые были расположены на фоновой интерактивной карте. Здесь также использована анимационная графика, представленная в виде постепенно формирующегося ромба, что можно назвать основополагающим элементом в композиции рассматриваемого лонгрида.
Другим анализируемым лонгридом выступил спецпроект о знаменитом Доме Ушаковой в Казани - «Дом Ушаковой - загадка без ответа» . Материал приурочен к зимнему книжному фестивалю «Смены» в
Дельта. [Электронный ресурс] - URL: https://delta.takiedela.ru (дата обращения 11.02.2022).
2 Дом Ушаковой - загадка без ответа // Такие дела. [Электронный ресурс] - URL: https://biblioteka.takiedela.ru (дата обращения 10.02.2022).
национальной библиотеке Республики Татарстан (2-13 декабря 2020 года).
На этот раз аудиторию встречает не название, а фраза, судя по всему, выполняющая роль эпиграфа. На фоне - затемнённое фото убранства дома. При пролистыва-нии вниз возникает следующий фрагмент текста, напоминающий историческую справку в художественном произведении. А после - само название, также представленное в формате анимационной графики. «Пульсирующая» стрелка подсказывает, что нужно листать вниз. Там одна за другой появляются фотографии загадочного дома, построенного в начале двадцатого века. Затем появляется так называемая глава и длинная линия после её названия. Текст. В конце фрагмента к нему сбоку примыкает абстрактный мужской чёрно-белый портрет и ведущая к нему белая линия. Ниже использовано очередное фото, но уже со статуэткой, а не частью интерьера. Небольшой фрагмент текста. Важное предложение, выделенное крупным полужирным шрифтом. Снова текст. И подобный предыдущему, только женский, портрет с указательной линией. Новое фото. Ещё одно - фотография женщины, сбоку - небольшая справка о ней. Затемнение фона. После появляется другое фоновое изображение, начинается новая глава, текст, фото, «крупная» фраза, обращающая на себя внимание, текст, фото, снова фраза, фото, текст. Далее по бокам расположены фотографии. Затем история с героем и дальнейшими способами визуализации повторяется три раза. Они словно выступают рассказчиками. В одном из фрагментов цитата из телеграммы выделяется курсивом, что также обращает внимание читателя. Ниже идут небольшие справки о других работниках дома Ушаковой, разделённые фотографиями. А в конце глава под названием «Новый отсчёт», символично помещённая на белый фон чёрным шрифтом. Группы фотографий чередуется с текстом, и завершает все не точка, а открытый вопрос.
Третий материал - спецпроект информационного портала «Такие Дела», приуроченный к 80-й годовщине водружения звёзд
на башни московского Кремля - документальный проект «Кремлёвские звёзды» .
На начальной странице читателя просят включить звук, что сообщает о наличии звукового сопровождения. После запуска проекта на экране появляется интерактивная звезда, которую предлагается разбить. Каждый из ее концов дает фото и небольшую справку о человеке. При нажатии на каждый из них открывается история этого человека с текстовыми блоками, фотографиями, видеофрагментами, цитатами на фоне фото или видео с героем. В середине звезды скрывается слово мэра. Здесь меньше фото и больше текста, но тоже есть герой. Вместо картинок участилось использование крупно оформленных цитат, разбавляющих однообразный текст и акцентирующих внимание на тех или иных моментах. Есть ссылка на интервью. И в самом конце
1 Кремлёвские звёзды // Такие дела. [Электронный ресурс] - URL: https://takiedela.ru/stars/ (дата обращения: 10.02.2022).
- разбитая звезда с удручающей надписью: «Разбейте звезду полностью».
Подводя итоги, стоит отметить, что портал «Такие дела» использует в своих лонгридах разнообразные способы визуализации. Особой популярностью пользуются изображения, анимационная графика, выделяющиеся на фоне остального текста цитаты. За счёт подавляющего большинства тем на тяжёлую тематику, о которых, как гласит слоган портала, «нельзя молчать», часто авторы используют мрачные тона, что также воздействует на восприятие ситуации аудиторией на уровне визуализации. Стоит отметить, что визуальный контент, выбранный редакцией портала «Такие дела» способствует реализации миссии, заявленной изданием.
Подготовленная C.И. Симаковой часть статьи (50% текста) написана при финансовой поддержке Фонда перспективных научных исследований ЧелГУ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Автаева, Н.О., Бейненсон, В.А., Болдина, К.А., Коданина, А.Л., Савинова, О.Н. Мультимедийные технологии СМИ: учебное пособие. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2020. [Электронный ресурс] - URL: http://www.lib.unn.ru/students/src/Multimed_ tehnologii_SMI.pdf (дата обращения 15.02.2022).
2. Анюхина, А.М. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 2 (24). С. 146-150.
3. Визуальный поворот в массовых коммуникациях: коллективная монография / С. И. Симакова, С. С. Распопова, Е. В. Выровцева; под ред. С. И. Симаковой. - Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2017. - 112 с.
4. Выровцева, Е.В., Симакова, С.И. Инфографика как вид публицистического текста // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. -2019. - № 18 (6). С. 104-114. - DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-6-104-114.
5. Горшкова, М.С. Юферева, А.С. Мультимедийные лонгриды как формат в интернет-журналистике: анализ специфических особенностей // Знак: проблемное поле медиаобразо-вания. - 2018. - № 1 (27). С. 105-110.
6. Градюшко, А.А. Лонгрид как формат визуализации контента в современных интернет-СМИ. - Минск: Изд. центр БГУ, 2015. С. 44-48.
7. Градюшко, А.А. Тенденции визуализации медиаконтента в интернет-СМИ Республики Беларусь // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сборник статей II Международной научной конференции. - Казань: Издательство Казанского (Приволжского) федерального университета, 2016. С. 315-319.
8. Дельта // Такие дела. [Электронный ресурс] - URL: https://delta.takiedela.ru (дата обращения: 11.02.2022).
9. Дом Ушаковой - загадка без ответа // Такие дела. [Электронный ресурс] - URL: https://biblioteka.takiedela.ru (дата обращения: 10.02.2022).
10. Ермоленко, И.С. Мультимедийный лонгрид как новейшая форма репрезентации контента: ВКР. - НИУ «БелГУ». - 58 с. [Электронный ресурс] - ИКЬ: Ьйрз://паисЬ-kor.ru/uploads/documents/5c1a56377966e104f6f8 5396.pdf (дата обращения 15.02.2022).
11. Ищенко, Е.Н. Философский анализ «визуального поворота» // Личность и Культура. - 2017. - № 1. С. 57-64.
12. Килина, О.Е. Лонгриды в реализации культурно-образовательной функции журналистики: ВКР. - АлтГУ. - 105. с. [Электронный ресурс] - ЦКЬ: http://elibrary.asu.ru/ xmlui/bitstream/handle/asu/6500/vkr.pdf?sequence=1 (дата обращения 15.02.2022).
13. Кремлёвские звёзды // Такие дела. [Электронный ресурс] - ИКЬ: https://takiedela.ru/stars/ (дата обращения: 10.02.2022).
14. Манович, Л. Визуализация медиа: техники изучения больших медиаколлекций // Философско-литературный журнал «Логос». - 2015. - № 2 (104). С. 66-91.
15. Марченко, А.В. Лонгрид как форма представления информации в интернет-журналистике. - Диссертация. - СпбГУ. - 2017. -146 с. [Электронный ресурс] - ИКЬ: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/9554/1/VKR_Marchenko_A_V_Longrid_kak_forma_predst avleniya_informacii_v_internet-zhurnalistike.pdf (дата обращения: 15.02.2022).
16. Медиаэстетический компонент современной коммуникации: коллективная монография / научный редактор М. В. Загидуллина, А. К. Киклевич. - Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, 2020. - 293 с.
17. Нужна помощь. [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Нуж-на_помощь (дата обращения 18.02.2022).
18. Панюкова, С.А. Научно-популярная журналистика и ее визуализация в Интернете: обзор исследований по теме // Медиасреда. - 2018. - № 1. С. 139-143.
19. Топчий, И.В. Визуальная культура как доминанта коммуникативно-культурной памяти современности // Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 23-24 апреля 2020 г.). / сост. О. Ф. Автохутдинова. - Екатеринбург: Издательство Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - 2020. С. 237-239.
20. Шпилёва, Д.В. Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации // Медиасреда. - 2019. - № 1. С. 103-106.
Дата поступления: 19.02.2022