Научная статья на тему 'Комплексный подход к подготовке курсантов к вооруженному противоборству на базе межкафедрального полигона'

Комплексный подход к подготовке курсантов к вооруженному противоборству на базе межкафедрального полигона Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
122
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Печунов А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к подготовке курсантов к вооруженному противоборству на базе межкафедрального полигона»

ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО. ИННОВАЦИИ. .

ш

комплексный подход к подготовке курсантов к вооруженному

противоборству на базе межкафедрального полигона

А.ю. ПЕЧУНОВ,

кандидат технических наук, доцент (БелЮИ МВД России)

Существует множество видов подготовки к вооруженному противоборству, именуемых комплексно боевой или слу-жебно-боевой подготовкой, отличающихся по силовым структурам (в которых они проводятся), формам вооруженной борьбы, решаемым боевым задачам, типу используемого оружия, экстремальным ситуациям, категориям обучающихся и т.д. Однако в них есть и общее.

В настоящее время ощущаются ограниченные возможности существующей системы огневой подготовки в рамках учебного процесса. Можно выделить объективные и субъективные причины этого. Научить метко стрелять, выполнять нормативы вполне возможно, однако воссоздать реальную обстановку, а следовательно, сформировать необходимые в будущей служебной деятельности навыки и умения, которая может возникнуть в жизни - не всегда.

Для сотрудников правоохранительных органов умение поражать неподвижные мишени - всего лишь небольшая часть необходимых навыков. Главное на сегодняшний день - умение адекватно и грамотно мыслить в той или иной сложившейся ситуации, правильно и без ошибок реагировать на нее, в первую очередь за счет навыков, полученных при изучении тактико-специальной, огневой и физической подготовки.

В целом тактико-специальная подготовка представляет собой педагогический процесс, направленный на овладение профессионалами вооруженной борьбы тактическим мастерством, обеспечивающим их эффективные действия в экстремальных ситуациях с наименьшими потерями.

Обязательной составной частью подготовки сотрудников к вооруженному противоборству выступает их огневая подготовка.

Происходящие перемены в правоохранительной деятельности и криминальной среде, развитие терроризма обязывают непрерывно совершенствовать подготовленность сотрудников к их использованию с учетом специфики экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности. Так,статистически установлено [1,2], что использование ручного стрелкового оружия происходит в большинстве случаев на расстоянии до 10 м, а нередко в 1,5-2 м до преступника, однако большинство упражнений действующее «Наставление по огневой подготовке для сотрудников ОВД», предусматривают дистанцию для стрельбы не менее 15-20 метров.

Случаи ранения гибели сотрудников связаны преимущественно с запаздыванием в использовании оружия или отсутствием бдительности во время проверки документов (причем зачастую они поражаются из собственного оружия, выхваченного преступником у них или у напарника по патрулю). Применять оружие в 80% случаев приходится в условиях плохой видимости - сумерках или даже в темноте, исключающих классическую прицельную стрельбу. Успех нередко достигается после предупредительных выстрелов, использующихся для подавления воли и активности преступника. Стрелять в выпрямленной стойке, свойственной классической стрельбе, - значит подставляться, когда кругом свистят пули. Нужна поза, минимально отличающаяся от естественной, обычной, не требующая лишних долей секунды на изготовку к стрельбе и уменьшающая площадь возможного поражения. Необходимо уметь стрелять в бронежилетах, пользоваться подходящим прикрытием, прибегать к определенной тактике действий, использовать приемы уклонения от поражения. Нужно

уметь применять оружие на бегу, на улицах, в помещениях и т.п., где могут мешать находящиеся поблизости люди, автомашины, мебель и др. Поэтому ныне характерным стало обучение стрельбе при максимальном приближении учебных условий к реальным [3]: положения - сидя, с колена, стоя на коленях, лежа, сидя за столом и т.д.

В настоящее время будущих сотрудников необходимо учить применять оружие [4, 5]:

• с мгновенной оценкой правомерности его применения в конкретных ситуациях;

•с исходной стойки с быстрым выхватыванием оружия из кобуры (и разных специальных видов ее) и с позы ожидания;

•с близких дистанций методом неприцельной;

• с позиций стоя, от бедра, от пояса, с колена, лежа, на спине, на боку, сидя;

• с левой и правой руки;

• с двух рук;

• при обычном хвате, со сваливанием на 90 градусов, двумя руками с поддержкой под рукоятку, за запястье, сбоку;

• стоя во фронтальной стойке, правосторонней, левосторонней;

• с опорой и без опоры;

• в движении и удержании оружия на уровне подбородка (обеспечивающем лучший обзор и немедленную готовность к стрельбе);

• скоростной стрельбе, с жестким ограничением времени;

• методом двойного (спаренного) выстрела;

• с поражением внезапно появляющихся одиночных и движущихся целей;

• по нескольким внезапно появляющимся целям с переносом огня по фронту;

• на открытой местности, улице, лестничной площадке, в подъезде, помещении, лесу, парке, магазине, из окон и пр.;

• в любую погоду;

• в условиях слабой освещенности, при использовании приборов ночного видения, светящихся насадок, патронов с трассирующими пулями;

• на свет и звук без прицеливания;

• с поиском укрытия и из-за укрытий («баррикадная» стрельба, обеспечивающая большую защищенность стрелка);

• с одновременным применением приемов уклонения от поражения противником;

• в бронежилетах;

• в условиях, имитирующих преследование противника, в движении;

• из салона движущейся автомашины по

неподвижной и движущейся цели, вперед, вправо, влево, назад;

• сразу после бега или иной физической нагрузки;

• в паре с прикрытием и перемещением партнера;

• с быстрой сменой условий и использованием нескольких способов стрельбы.

В связи с необходимостью комплексной подготовки назрела необходимость создания современной полигонной базы.

Для повышения качества комплексной подготовки обучаемых предлагается создание межкафедрального полигонного комплекса тактико-специальной, боевой физической подготовки.

Данный комплекс должен воплотить последние достижения в области подготовки сотрудников правоохранительных органов, как «классической» огневой подготовки, так и к действиям в экстремальных ситуациях.

Комплекс предназначен для подготовки как курсантов института, так и для совершенствования профессиональных навыков сотрудников правоохранительных органов, в том числе и сотрудников специальных подразделений. Это позволит обогатить как теорию, так и практику экстремальной подготовки.

Методологической основой при разработке проекта послужил анализ условий применения и использования огнестрельного оружия [2] и требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов [1].

Межкафедральный полигонный комплекс тактико-специальной, боевой и физической подготовки предлагается реализовать на базе закрытого стрелкового тира. В состав комплекса предлагается включить, помимо жизнеобеспечивающих, следующие помещения:

1 - кабинет стрелковых тренажеров СКАТТ (10 х 5 м);

2 - кабинет изучения материальной части оружия (8 х 5 м);

3 - блиндаж;

4 - стрелковая галерея 105 метров (движущаяся мишень, установки поворотных и падающих мишеней, огневые рубежи 100, 50, 25, 20, 15, 10, 5 м);

5 - специальная тренировочная (психологическая) полоса.

Оборудование тиров достаточно стандартно и зависит в основном от финансовых возможностей владельца. Особый интерес представляет специальная тренировочная

полоса. Достаточно большой опыт комплек- ния по его совершенствованию.

сной экстремальной подготовки накоплен в Специальная тренировочная полоса пред-

ВИПК МВД России и его Обнинском фили- ставляет комплекс различных по сложности

але. В связи с этим предлагается обсудить составляющих (рис 1.). проект и внести конструктивные предложе-

Рис.1. Схема специальной тренировочной полосы

45 м

1 * 11 м п. 2 1,8 м < 17м J 3 3 м 4 3,5 м 5 3,5 м 6 1 м

7 1,4 м

Т 1,8 м - 8 3,5 м 9 4 м 10 3,5 м

< ->

Тренировочная полоса включает: 1. Ситуационный мультимедийный тир, позволяющий совершенствовать навыки скоростной стрельбы в ситуациях приближенных к реальным. На базе интерактивного лазерного тира «Рубин» ИЛТ-110-3 (рис. 2).

Предназначен для стрельбы из пистолета на близкие дистанции. В ней установлен

экран, на который проецируется видеопроектором тактический сюжет. Обучаемые должны поражать противника, двигающегося и ведущего огонь, находящегося среди граждан. Мультимедийная мишенная обстановка позволяет моделировать различные экстремальные ситуации посредством видеосюжетов (рис. 2).

Рис. 2. Моделирование различных экстремальных ситуаций посредством видеосюжетов

2. Полоса препятствий специальной физической подготовки - приложение 2 к Программе по физической подготовке для рядового и начальствующего состава ОВД России. Включает отдельные элементы указанной полосы препятствий. Все элементы разборные - переносные, что позволяет менять конфигурацию в зависимости от уровня подготовленности обучающихся.

3. «Завалы». Прохождение нагромождения из металлических труб (швеллеров) или деревянных брусьев.

4. «Толпа». Проход через толпу, которую имитируют подвешенные на тросах автомобильные покрышки или бревна, раскачивающиеся от передвижения или раскачиваемые преподавателем.

5. «Мостик». Преодоление водной преграды по раскачивающейся подвешенной на веревках доске.

6. «Черная дыра». Лаз в стене в темное помещение, закрытый несколькими слоями резиновых лент.

7. «Коридор» Темный коридор со слабым светом на выходе, либо с прожектором, светящим в глаза.

8. «Воздуховод». Жестяная извилистая труба воздуховода. Полумрак или темнота, удары сверху по трубе, резкие запахи.

9. «Лабиринт». Переносные элементы лабиринта, позволяющие формировать различные варианты прохождения.

10. «Сквозь строй». Вращающиеся вертикально или горизонтально оси (одна или несколько) с прикрепленными обрезками резиновых шлангов, расположенных на разных уровнях. Необходимо, избегая ударов, приседая или перепрыгивая, пересечь препятствие или продержаться на месте.

Все передвижения сопровождаются криками толпы, звуками сирены, визгом тормозов. Возможно движение в бронежилете и каске. Возможны световые и звуковые эффекты, раскачивающийся в поперечном направлении маятник из боксерской груши или мяча, неожиданно льющаяся рядом струя воды и т.д.

Предлагаемый комплекс позволяет:

1. Производить стрельбы из автомата и пистолета.

2. Совершенствовать экстремальную подготовку сотрудников.

3. Производить наблюдение за действиями обучаемых, проходящих специальную полосу.

4. Совершенствовать навыки стрельбы с помощью электронных тренажеров «Скатт», «Рубин».

В рамках разрабатываемого проекта реализуется блочно-модульная технология обучения, в частности, по учебной дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников ОВД». Предусматривается проведение занятий с привлечением преподавателей кафедр тактико-специальной и боевой подготовки, управления и административной деятельности, организации и раскрытия преступлений, физической подготовки и боевых единоборств, а также практических работников ОВД.

Кроме того, учитывая тот факт, что в настоящее время ни одно подразделение УВД по Белгородской области не располагает современной учебно-тренировочной базой, появится возможность проведения специальных курсов по данному направлению для практических работников ОВД.

Литература

1 . С.А. Беличева, Л.ИБеляева, А.В. Буданов И др. Юридическая педагогика: учебник ДЛЯ студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / под ред. проф.

B.Я. Кикотя, проф. АМ Столяренко. - М:ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2004. 895 с.

2. Щипин А.И, Ковшов Н.В., Шестопалова Е.В., Дьякова Е.Ю. Огневая подготовка в органах внутренних дел: учебно-методическое пособие. - изд. 2-е, испр. и дополн. - М.: Московский ун-т МВД России, Щит-М, 2005. 238 с.

3. Торопов ВА. Огневая подготовка: учебник / под общ. ред. В.П. Сальникова. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2004. 400 с.

4. Хвастунов АА. Обучение стрельбе из пистолета с учетом особенностей практики применения оружия сотрудниками органов внутренних дел. - М., 1996.

5. Лавров В. Совершенствование стрелковой подготовки сотрудников органов внутренних дел // Профессионал. 1999. № 4 (30). С. 23-28.

6. Полянский В, Флусов Е. Стрельба после физической нагрузки // Профессионал. 2006. № 5.

C. 36-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.