УДК 159.9
Игорь Григорьевич ЗАЗУЛИН,
заслуженный тренер РСФСР, мастер спорта СССР по пулевой стрельбе
Ольга Анатольевна ЧУДИНОВА,
доцент кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук
Кирилл Андреевич ГРАЧЕВ,
преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Военного инженерно-технического института (г. Санкт-Петербург)
СТРЕЛКОВЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ К ПРИМЕНЕНИЮ ТАБЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
SHOOTING COMPETITIONS AS MEANS OF THE PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING OF THE LAW ENFORCEMENT OFFICERS FOR THE USAGE OF SERVICE WEAPON DURING THEIR SERVICE
В статье рассматривается развитие стрелкового спорта в России, описываются современные негативные тенденции, проявляющиеся в разработке упражнений стрельб, выполняемых сотрудниками силовых ведомств на соревнованиях.
The article considers the development of shooting in Russia. The authors of the article also describe the negative tendencies in the creating of shooting exercises performed by the law enforcement officers during the competitions.
Ключевые слова: стрелковая подготовка, психологическая подготовка, упражнения стрельб из пистолета, соревнования.
Keywords: shooting training, psychological training, gunfire exercises, competitions.
В 1922 г. Ф.Э.Дзержинский, говоря об особенностях сложившейся в стране криминогенной обстановки, поставил перед чекистами важную задачу - улучшить их физическую и стрелковую подготовку. Причиной такого решения стали жалобы чекистов на беспомощность в борьбе с преступниками - не могут догнать, побороть, попасть в цель.
В то время решением проблемы могло стать создание спортивного общества, которое в короткий срок путем привлечения лучших специалистов создало бы
мощную эффективную систему подготовки сильных, ловких и метких.
18 апреля 1923 г. в доме №13 на Большой Лубянке состоялось собрание (присутствовали 64 человека), учредившее общество, которому было дано название «Московское спортивное пролетарское общество ''Динамо''».
В числе первых тренеров в «Динамо» пришел замечательный стрелок А.А.Смирнс-кий, призер Олимпийских игр в Стокгольме, автор нового прогрессивного метода обучения стрельбе.
Вестник Сибирского юридического института МВД России —
Сущность динамовского метола обучения стрельбе заключалась в следующем:
- к обучению стрельбе допускаются инструкторы, умеющие хорошо стрелять;
- учеба начинается с практической стрельбы с последующим освоением основ теории стрельбы и материальной части оружия. Стрельба должна произволить-ся с руки без использования искусственного упора;
- к обучаемым применяется индивидуальный подход;
- оружие закреплено за каждым стрелком персонально;
- начальное обучение проводится по круглым мишеням из малокалиберного оружия с последующим переходом на оружие крупного калибра и разные мишени.
«Динамо» оценило прогрессивный метод А.А.Смирнского и создало все условия для его широкого применения, совершенствования и теоретически доказало его ценность и актуальность.
Проводя большую работу по созданию материальной базы стрелкового спорта в стране, динамовцы стали вести непримиримую борьбу с примитивными методами обучения стрельбе. Теоретические и практические споры еще долго продолжались в печати и на стрельбищах.
В 1925 г. вышла в свет книга Н.Бу-лыгина «Сущность и значение стрелкового спорта», в которой он обобщил опыт динамовских методов подготовки стрелков. Книга стала настольным пособием для всех стрелков, а «Динамо» - настоящей лабораторией стрелкового спорта, создав эффективный метод обучения и тренировки стрелков, приносивший ежегодно государству многомиллионную экономию средств. Метод подготовки стрелков в «Динамо» полностью себя зарекомендовал как правильный, наиболее дешевый и увлекающий стрелков вид обучения.
Подводя итоги первых лет развития стрелкового спорта в «Динамо», секретариат ВСФК при ВЦИК, заслушав 29 июня 1927 г. доклад ЦС «Динамо», признал необходимым, чтобы методы преподава-
ния стрелкового спорта, разработанные «Динамо», целиком были приняты всеми организациями, пропагандирующими стрелковый спорт.
Говоря о пропаганде стрелкового спорта, вспомним и о знаменитых значках «Ворошиловский стрелок», которые, к слову сказать, все с гордостью носили, в 30-е годы прошлого столетия их значение было очень важным в огневой подготовке. В соревнованиях, в присущей человеку увлекательной форме борьбы за первенство люди приучались к военному делу. С точки зрения подготовки к войне лучше ничего и придумать нельзя. Значок «Ворошиловский стрелок» был упразднен в 1941 г. в связи с начавшейся Великой Отечественной войной. Однако работа по сдаче норм продолжалась до конца войны.
Если мы проследим историю стрелкового спорта, то увидим, насколько большие изменения произошли в условиях выполнения упражнений, в требованиях к разрядным нормам, в правилах соревнований. Эти изменения закономерны, ведь совершенствуются методика стрелковой подготовки, техническая подготовка стрелков, оружие, боеприпасы и т.д. Если 55 лет назад норма мастера спорта в упражнении «олимпийка» (МП-8 - скоростная стрельба из малокалиберного пистолета) была 57 попаданий по ростовой мишени «силуэт», то сегодня необходимо показать результат не менее 592 очков по круглой мишени, которая почти вдвое меньше прежней. В стрельбе из малокалиберной винтовки также сократился размер мишени: в 1950-х гг. стреляли по мишени, у которой диаметр десятки был 20 мм, сейчас - вдвое меньше.
Четверть века назад были разработаны и утверждены правила соревнований по стрельбе из боевого оружия. У сотрудников органов правопорядка появилась возможность соревноваться в стрельбе из разных видов боевого оружия. В Единой Всероссийской Спортивной Классификации (ЕВСК) есть раздел «Стрельба из табельного оружия». Каждое упражнение, включенное в этот раздел основано
на многолетнем опыте и преследует определенные цели при обучении стрельбе. Например, в стрельбе из пистолета Макарова были разработаны такие упражнения, как ПМ-1, ПМ-2, ПМ-3. В каждом упражнении идет нарастание нагрузки, увеличивается число зачетных выстрелов. В этих упражнениях значительны требования к выносливости стрелка, качеству выполнения выстрелов. Они предназначены для подготовки стрелка к выполнению скоростных упражнений, на которые необходимо перенести правильную технику обработки спуска, но в более быстром темпе.
Упражнения ПМ-4, ПМ-5 и ПМ-6 разрабатывались как прикладные для подготовки к несению службы. В ПМ-4 важными являются многие элементы: психологическая готовность перед стартом, старт, передвижение, техника финиша, извлечение оружия и досылание патрона, изготовка и ведение стрельбы по нескольким целям с переносом огня по фронту в ограниченное время.
В ПМ-5 необходимо отработать реакцию на раздражитель - появление мишеней за спиной, а также умение быстро принять правильную изготовку и, в момент направления оружия в цель не теряя времени на лишние движения, четко отработать технику воздействия пальца на спусковой крючок. Дается всего 8 секунд на три выстрела по трем мишеням.
Изначально упражнения ПМ-4 и ПМ-5 не имели разделения на «мужские» и «женские», и соответственно, их выполняли и мужчины и женщины на соревнованиях по стрельбе из табельного оружия. Позднее по неизвестным причинам упражнение ПМ-5 «Стрельба по внезапно появляющимся целям за спиной» стало вдруг чисто «женским», хотя службу на охране объектов несут, как правило, мужчины и нелогично отнимать у них возможность приобретать навыки стрельбы по целям, появляющимся за спиной.
Упражнение ПМ-6 предусматривает преодоление дистанции 100 м с препятствиями и выполнение стрельбы на дистанции 50 м по мишени «силуэт» - 2 серии
по 6 выстрелов за 100 секунд. Несмотря на то, что выполнение этого упражнения дает возможность приобрести стрелку необходимые качества, в последнее время оно не включается в программу соревнований. Вместе с тем на всех уровнях говорят о том, что необходимо приближать содержание обучения по огневой подготовке к условиям оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Различные виды спорта и спортивная пулевая стрельба в частности совершенствуются. В то же время в боевой стрельбе отмечается застой и даже засилье вредных «заморских» методик.
На протяжении нескольких лет в нарушение действующих правил соревнований по стрельбе из боевого оружия происходит внедрение неутвержденных официальными спортивными организациями изменений в условия и порядок выполнения упражнений стрельб. На соревнованиях среди образовательных учреждений МВД России, чемпионатах МВД разрешили выполнять спортивные упражнения ЕВСК с двух рук, причем даже в упражнениях ПМ-2 и ПМ-3, хотя правила соревнований это запрещают. Если изменены условия выполнения упражнений стрельб, то почему же не изменились разрядные требования ЕВСК?
Стрельба с одной руки основана на богатом опыте ведущих стрелков, на опыте многих войн (вспомните фильмы военных и послевоенных лет о Великой Отечественной войне, ни немцы, ни наши бойцы никогда не стреляли с двух рук). «Двуручная» изготовка приносит вред методике стрелковой подготовки: фронтальная стойка увеличивает площадь поражения стреляющего, появляется скованность движений, занятость левой руки и многое другое.
В критической ситуации использование свободной от оружия второй руки возможно при сильном физическом утомлении, при ранении, то есть по необходимости, но никак не в процессе обучения,
Вестник Сибирского юридического института МВД России —
иначе не приобретаются правильные навыки выполнения выстрела.
Человека, которого научили стрелять с руки, не нужно долго учить стрелять с двух рук, он это сможет сделать, а вот тот, кого учили стрелять с двух рук, вряд ли сможет с одной руки выполнить стрельбу так же качественно. В бою, как известно, считаются только те пули, которые попадают в цель! Кроме того, существует еще и статистика, которая говорит о том, что в большинстве случаев применения оружия сотрудниками правоохранительных органов выстрел производится с одной руки.
Почему человек, которого учили стрелять с двух рук, в экстремальной ситуации стреляет с руки? Наверное, здесь на уровне подсознания срабатывает рефлекс - оттолкнуть от себя опасность, выбросив руку вперед. Почему сейчас многие стреляют с двух рук? Потому что их так научили, а не потому, что так лучше.
В последние годы на чемпионатах МВД России, соревнованиях среди образовательных учреждений МВД взамен упражнений ПМ-4 и ПМ-5 введены новые, не включенные в ЕВСК упражнения ПМ-4м и ПМ-5м, которые предусматривают ведение огня сдвоенными выстрелами по каждой цели.
Чему учат эти упражнения? Один из недостатков упражнения ПМ-4м - стрелок полностью разряжает оружие «до нуля», ведь он выполняет серию из 8 выстрелов, то есть расходует весь магазин. Можно было бы понять разработчика нового упражнения, если бы после обстрела целей предусматривалась смена магазина и повторный обстрел целей.
Приобретенный навык стрельбы так называемыми сдвоенными выстрелами будет вредить при применении оружия на службе. Если на вас одновременно нападает четверо преступников, то, наверное, ваша задача - как можно быстрее поразить каждого из них, быстрее дойти до четвертой цели. Дублируя выстрелы, стрелок нарабатывает вредный навык повторять стрельбу по каждой цели дважды, а это тактически невыгодно. Стреляя сдво-
енными выстрелами, вряд ли возможно успеть поразить в реальном бою нескольких преступников, а самому при этом оставаться невредимым: одного, максимум двоих можно успеть поразить, остальные не дадут вам такого шанса. В бою логичнее было бы как можно быстрее поразить каждого из нападающих на вас и если уж случился промах - вернуть оружие на эту цель и выстрелить.
Также хочется сказать и о расходе боеприпасов в упражнениях ПМ-4м и ПМ-5м, в которых предусматривается выполнение 16 и 18 выстрелов соответственно. Дефицит боеприпасов для ПМ остается проблемой для многих подразделений органов правопорядка, нормы поло-женности оставляют желать лучшего, увеличивать расход боеприпасов на обучение и выполнение упражнений в этих условиях кажется нелогичным.
Изменение правил необходимо регламентировать соответствующими документами, и эти изменения следует обосновывать. Упражнения, не предусмотренные ЕВСК, не воспитывающие важных профессиональных качеств, не должны включаться в программу соревнований как обязательный вид, они могут выполняться как показательные, вне командного зачета соревнований. Предлагаемые упражнения должны быть основаны на опыте применения оружия сотрудниками правоохранительных органов. При разработке упражнений необходимо также изучать опыт ведущих специалистов в боевой стрельбе. Неэффективные, примитивные методы обучения стрельбе должны быть исключены из методики обучения сотрудников ОВД.
В Красноярске на базе тира «Динамо» уже на протяжении 11 лет проводятся семинары-соревнования по боевой стрельбе среди подразделений силовых структур города. Шесть раз в год сотрудники подразделений ГУВД по Красноярскому краю, РУ ФСБ, РУ ФСКН, СибЛУВДТ ЦТ МВД России по СФО, ОМОН, СОБР, Сибирского юридического института МВД России и других соревнуются в меткости и ловкости, стреляя по различным целям:
появляющимся, движущимся, маятниковым, падающим, затемненным. В тире есть возможность ведения огня с «пожарной» лестницы, из окна «движущегося» автомобиля, из-за различных укрытий, после передвижения, комплексные стрельбы и т.д. Эти упражнения направлены на формирование необходимых сотрудникам умений и навыков.
Участники семинаров-соревнований признают пользу и необходимость таких состязаний, ведь они могут проверить себя, получить психологическую подготовку, попробовать свои силы в ситуациях, приближенных к реалиям несения службы. Большинство упражнений разрабатывались на основе опыта участников соревнований, многие из которых побывали в горячих точках не по одному разу и, значит, не понаслышке знают, чему нужно учиться и как.
На семинарах-соревнованиях участники выполняют упражнение ПМ-4 в усложненном варианте: преодолев расстояние 25 м, выполняют серию 5 выстрелов по грудным мишеням, производят замену магазина и выполняют 5 выстрелов по 5 мишеням «ноги». Упражнение выполняется за 30 секунд. Это усовершенствование упражнения ПМ-4 помогает сотрудникам овладеть навыками быстрой смены магазина, сконцентрироваться на выполнении единой задачи - поражении всех целей.
Время выполнения упражнения - это немаловажный фактор. При проведении больших соревнований, таких как чемпионаты МВД России по стрельбе из боевого оружия, по летнему и зимнему служебному двоеборью, соревнования по стрельбе из боевого оружия среди образовательных учреждений МВД России,
выполнение упражнения ПМ-4 часто затягивается из-за большого количества участников до 22 часов.
Если принять условия выполнения упражнения ПМ-4 в новом, предлагаемом нами варианте, это позволит сократить время на проведение соревнований. Выполнение стрелком большего количества действий за 30 секунд (передвижение до огневого рубежа, быстрое приведение оружия в боевое положение, обстрел целей, ускоренная замена магазина и повторный обстрел целей) позволит воспитывать у сотрудников правоохранительных органов психологическую готовность к действиям, приближенным к реальным ситуациям служебной деятельности.
При изменении условий выполнения упражнения ПМ-4 нет необходимости в изменении разрядных норм в ЕВСК (норма мастера спорта в ПМ-4 - 95 очков), усложнение упражнения будет стимулировать сотрудников правоохранительных органов совершенствовать навыки обращения с оружием.
В настоящее время существуют множество тренажеров, компьютерных программ, современных методических приемов для освоения техники стрельбы за небольшой период. Необходимо разработать направление, в котором целесообразно развивать и совершенствовать методику стрелковой подготовки. Нужно объединить усилия специалистов в этом направлении.
У России богатый опыт участия в войнах и вооруженных конфликтах. Сотрудники силовых ведомств сегодня борются с преступниками высокого класса, помочь им выходить победителями из вооруженных столкновений - задача специалистов по огневой подготовке.