Научная статья на тему 'Комплексный подход к обеспечению занятости в Узбекистане'

Комплексный подход к обеспечению занятости в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амбарцумян А. А., Таирова А.

В условиях трансформации экономической системы, перехода к рыночным механизмам организации хозяйственной деятельности, особую актуальность приобретает проблема формирования трудовых отношений нового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к обеспечению занятости в Узбекистане»

Амбарцумян А.А.,

к.э.н., и.о. доцента кафедры «Региональная экономика и менеджмент» НУУз им. Мирзо Улугбека, Таирова А. магистрант

комплексный подход к обеспечению

занятости в узбекистане

В условиях трансформации экономической системы, перехода к рыночным механизмам организации хозяйственной деятельности, особую актуальность приобретает проблема формирования трудовых от -ношений нового типа.

Рассмотрение данной проблемы, безусловно, предполагает обращение к проблеме занятости населения, которая остается одной из актуальных в теории и практике экономических реформ в Узбекистане. В этой связи Президент Узбекистана И. А. Каримов подчеркнул: «Не будет большим преувеличением сказать, что в силу специфических особенностей нашей страны и, прежде всего демографических особенностей, проблемы занятости населения продолжают сохранять свою актуальность и остроту»1.

Переход на рыночные отношения обусловливает разработку и реализацию новой модели занятости, учитывающей различные аспекты формирующихся на новой экономической и правовой основе трудовых отношений. За годы независимости в Узбекистане были осуществлены важные преобразования в системе трудовых отношений. Были разработаны и осуществлены комплексные меры, которые учитывали как опыт прошлых лет, в т. ч зарубежную практику, так и особенности конкретного этапа экономических реформ в республике. Безусловно, важ-

1 Каримов И.А. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год. // Народное слово . - 2012. - 20 января.

нейшим условием формирования современных трудовых отношений в условиях перехода к рыночному механизму хозяйствования, является создание соответствующей нормативно-правовой базы.

Одним из базовых документов в данной сфере является Закон Республики Узбекистан «О занятости населения», в котором определено, что «занятость - это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы»2.

Одной из особенностей модели занятости Узбекистана является важная роль государства. При этом государственное вмешательство не только не препятствует развитию рыночных механизмов обеспечения занятости, но и обеспечивает своевременность и адекватность предприни-

2 Закон Республики Узбекистан «О занятости населения» (новая редакция) от 13.01.1992 г №510-Х11. Утверждена Законом Республики Узбекистан от 01.05.1998 г.

Рис.1. Рынок труда Узбекистана1

Рынок труда Узбекистана

5

О -

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

—^Численность постоянного населения (в среднем за период) млн. чел. -■-Численностьнаселения в трудоспособном возрасте млн. чел. -^-Численность занятого населения, (в среднем за период) млн. чел.

Рис.2.Количество созданных рабочих мест в Узбекистане2

1200

Количество созданных рабочих мест

1000

800

600

400

200

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011 2012*

-Созданные новые рабочие места, шс.ед.

маемых мер сложности и масштабам решаемых в данной сфере проблем.

За годы независимости тщательно отслеживалась динамика изменений таких важных показателей, как численность постоянного населения, численность населения в трудоспособном возрасте, а также численность занятого населения (рис.1).

При этом следует подчеркнуть, что процесс реформирования системы занятости в стране осуществлялся с учетом социально-экономических, демографических, этнопсихологических и др. аспектов ее формирования. Основными направлениями обеспечения занятости в услови-

в т.ч. в сельской местности, тыс.ед.

ях перехода Узбекистана к рынку были определены3:

• формирование социально ориентированной занятости, которая предоставляет право каждому человеку на добровольный и свободный труд, а также усиливает значимость человека в системе производства, с учетом его интересов как личности. Это предполагает необходимость максимального учета специфики труда каждой группы населения, с акцентом на молодежь, женщин, инвалидов, пенсионеров.

• совершенствование отраслевой и профессиональной структуры занято-

1 Данные Госкомстата Республики Узбекистан.

2 Данные Госкомстата Республик Узбекистан.

3 Узбекистан: десять лет по пути формирования рыночной экономики. / Под редакцией академика Хикматова А. Х. - Т.: Узбекистон, 2001. - С. 236-237.

Таблица 1.

Численность занятого населения Узбекистана по формам собственности1 (в %)

2007 2008 2009 2010

Занято в экономике - всего 100 100 100 100

в том числе в секторах:

Государственном 22 21,3 21 20,7

Негосударственном 78 78,7 79 79,3

в том числе:

предприятиях с иностранными инвестициями 1,4 1,3 1,4 1,3

частной собственности 67,3 68,4 69,1 69

из них:

фермерских хозяйствах 12,5 12,2 10,4 11,5

дехканских хозяйствах 13,7 13,8 13,9 14

индивидуальной трудовойдеятельности 38,9 40,2 42,9 41,3

Других 9,3 9 8,5 9

сти путем развития прогрессивных отраслей и сфер деятельности, перераспределения части занятых в сельском хозяйстве работников в другие отрасли экономики, в частности, в промышленность, сферу услуг и др.

• обеспечение продуктивной занятости населения.

Благодаря комплексным мерам, предпринимаемым в республике по обеспечению занятости населения, ежегодно по всей территории страны создаются сотни тысяч новых рабочих мест (рис.2).

Только в 2011 году в результате реализации территориальных программ занятости создано около 1 миллиона новых рабочих мест, более 68 процентов из которых приходится на сельскую местность. Программой создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2012 год предусматривается создание свыше 967 тысяч рабочих мест, из них около 600 тысяч - в сельской местности.

За последние годы улучшилась структура занятости, особенно в части распределения работников по предприятиям, организациям и учреждениям различных форм собственности.

Выросла трудовая экономическая активность населения, расширились сферы и возможности приложения труда в негосударственном секторе, увеличились масштабы самозанятости. В насто-

1 Данные Госкомстата Республик Узбекистан.

ящее время в негосударственном секторе сконцентрировано около 80 % занятого населения. Получили ускоренное развитие новые формы трудовой деятельности и предпринимательства. В структуре занятого населения сформировался и за последние годы значительно увеличился предпринимательский слой, охватывающий самые разные категории населения в городах и сельской местности.

Распределение занятого населения по различным секторам экономики представлено в табл. 1.

Неотъемлемым элементом современной рыночной инфраструктуры стал специальный Фонд содействия занятости, затраты которого направляются на финансирование мер социальной защиты населения, создание рабочих мест для социально уязвимых слоев населения, переподготовку и переобучение высвобождаемых работников.

Успешное реформирование экономики в значительной мере зависит от повышения конкурентоспособности рабочей силы, роста образовательного, профессионально-квалификационного уровня работников. В республике разработаны и реализуются комплексные меры по обеспечению позитивных качественных сдвигов в системе образования. Национальная программа по подготовке кадров нацелена на обеспечение глубоких качественных преобразований в образовательных системах, формирование ново-

го поколения по-настоящему образованных и профессионально-подготовленных людей.

В этой связи в своем выступлении на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, говоря о цели осуществляемых в стране реформ в сфере образования, подчеркнул: «Достигнуть этой цели без коренной перестройки и реформирования сложившейся за долгие годы образовательной системы было просто невозможно. Если учесть, что в Узбекистане около 35 процентов населения составляют дети в возрасте до 16 лет, свыше 62 процентов - молодежь в возрасте до 30 лет, становятся понятными и очевидными роль и значимость этих ре-форм1.

В то же время проблемы занятости населения в республике не теряют своей актуальности. В связи с этим, на наш взгляд, дальнейшие меры по развитию промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, реализация инновационных проектов, модернизация и расширение производств должны быть направлены на:

• вывод рабочей силы из теневой экономики, обеспечение эффективного использования как потенциально высвобождаемой, так и вновь вовлекаемой рабочей силы;

• повышение конкурентоспособности рабочей силы;

• широкое использование таких альтернативных и гибких форм занятости, как самозанятость, различные виды предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности, народно-художественные промыслы, занятость в гибких режимах рабочего времени и др.;

• реализацию возможностей социального партнерства и коллективно-договорных отношений;

1 Каримов И.А. Выступление на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» 17 февраля. 2012 года. // Народное слово. -2012. - 18 февраля.

• формирование эффективно действующего рынка труда, совершенствование функционирования его инфраструктуры.

Одним из важных приоритетов политики занятости остается обеспечение социальной защиты населения в условиях формирования многоукладной экономики. Важно иметь в виду, что наличие безработицы является нормальным состоянием рыночной экономики, т.к. всегда имеется люди в силу различных обстоятельств, в т.ч. по собственному желанию прекращающих трудовой договор и занимающихся поиском более привлекательной работы. В этих условиях задачей государства является регулирование рынка труда, недопущение массовых, длительных форм безработицы, обеспечение оперативного решения вопросов трудоустройства граждан.

Политика занятости предусматривает формирование и эффективное функционирование системы трехстороннего сотрудничества основных социальных партнеров на рынке труда: государство - работодатель - работник.

Дальнейшая либерализация экономики, развитие социального партнерства, оптимизация налоговой системы будут способствовать повышению уровня реальных доходов населения и снижению скрытой безработицы. Государственная политика в области обеспечения занятости населения предусматривает максимальный учет специфических особенностей республики, в частности, демографических особенностей, выражающихся в относительно высоких темпах роста трудовых ресурсов, достаточно высокой концентрации трудовых ресурсов в сельской местности, наличие групп населения, нуждающихся в особой социальной защите.

Предпринимаемые в республике меры нацелены на последовательное формирование оптимальной занятости населения, отвечающей интересам всего общества, трудовых коллективов и каждого отдельного человека. Уровень занятости можно считать оптимальным, если он в полной мере соответствует повышению эф-

Таблица 2.

Численность занятого населения по отраслям экономики1 (в %)

Показатели 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.

Занято в экономике - всего: 100 100 100 100

промышленность 13,5 13,5 13,4 13,2

сельское и лесное хозяйство 27,9 27,5 25,6 26,9

строительство 8,5 8,6 8,9 9,2

транспорт и связь 4,9 5 5,1 5,2

торговля и общественное питание, материально- техническое снабжение и сбыт, заготовки 9,8 10,3 10,5 10,7

жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 3,2 3,3 3,4 3,4

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 7,5 7,6 7,6 7,7

образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание 13,8 13,9 13,9 13,8

финансы, кредит, страхование 0,6 0,5 0,5 0,6

Другие 10,3 9,8 11,1 9,3

фективности производства и потребности самого населения в работе, способствует росту производительности труда, а также качественному воспроизводству рабочей силы.

В Узбекистане, несмотря на происходящие структурные изменения и связанное с этим перераспределение рабочей силы, наибольший удельный вес среди всего занятого населения всееще сохраняется за сельским хозяйством, где трудится чуть более четверти всего занятого населения республики (табл.2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время, как отмечалось выше, весьма перспективным представляется широкое использование таких альтернативных и гибких форм занятости, как самозанятость, различные виды предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности, народно-художественные промыслы, занятость с использованием гибких графиков рабочего времени.

В последние годы в Узбекистане особое внимание уделяется развитию надомного труда. В частности 5 января 2006 году был издан Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе развития надомного труда», а затем 11 января 2006 года принято соответствующее По-

1 Данные Госкомстата Республик Узбекистан.

становление Кабинета Министров Республики Узбекистан.

В Указе Президента Республики Узбекистан отмечается, что в целях вовлечения в производственную деятельность незанятого населения, увеличения доходов семейных бюджетов, повышения эффективности производственной деятельности крупных промышленных предприятий за счет организации производства отдельных видов комплектующих, готовой продукции и услуг с использованием надомного труда, считать основными задачами развития надомного труда: создание благоприятных условий для широкого вовлечения населения в надомную трудовую деятельность, с учетом совершенствования трудового законодательства, обеспечения социальной защиты и охраны труда надомников; развитие кооперации между промышленными предприятиями и гражданами, осуществляющими производство продукции и услуг по их заказам на дому2.

В Положении о надомном труде, утвержденном вышеуказанным Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан раскрывается понятие «надомный труд», установлены условия организации надомного труда в Республи-

2 Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе развития надомного труда» от 5 января 2006 года.

ке Узбекистан, включая порядок заключения трудовых договоров с надомниками, предоставления им оборудования, инструментов, сырья и материалов, оплаты и охраны труда, социального страхования надомников, а также механизм контроля за применением налоговых льгот, установленных для работодателей, использующих труд надомников1.

В приоритетном порядке надомный труд организуется в сельской местности, для женщин, а также категорий граждан, указанных в статье 7 Закона Республики Узбекистан "О занятости населения".

Надомник, имеющий заключенный трудовой договор с предприятием, относится к категории занятого населения, и ему выдается трудовая книжка.

В условиях модернизации экономики на национальном рынке сохраняется по-

требность в дальнейшем совершенствовании трудовых отношений на базе современных форм предпринимательства, в т.ч. семейного. Прочной правовой базой решения данного вопроса в Узбекистане является Закон Республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве» от 26 апреля 2012 года. Это современное перспективное направление в системе обеспечения занятости населения, безусловно, является предметом отдельного научного исследования.

Таким образом, за годы независимости в Узбекистане сформирован и функционирует механизм регулирования рынка труда, который отличается комплексным подходом, гибкостью, использованием современных форм занятости.

Список литературы:

1. Закон Республики Узбекистан «О занятости населения» (новая редакция) от 13.01.1992 г №510-ХП.

2. Закон Республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве» от 26 апреля 2012 года. // Народное слово.- 2012. - 27 апреля.

3. Указ Президента Республики Узбеки стан от 05.01.2006 г. N УП-3706 «О мерах по стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе надомного труда».

4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 06.04.2007 г. N ПП-616 «О мерах по повышению занятости и совершенствованию деятельности органов по труду и социальной защите населения».

5. Каримов И.А. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год. // Народное слово . - 2012. - 20 января.

6. Каримов И.А. Выступление на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» 17 февраля. 2012 года. // Народное слово. -2012. - 18 февраля.

7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11.01.2006г. О реализации Указа Президента Республики Узбекистан от 5 января 2006 г. N УП-3706 «О мерах по стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе надомного труда».

1 Приложение № 1 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 января 2006 года «Положение о надомном труде».

8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 08.05.2007 N 95 «О мерах по реализации Постановления Президента Республики Узбекистан от 06.04.2007 г. N ПП-616 «О мерах по повышению занятости и совершенствованию деятельности органов по труду и социальной защите населения».

9. Приложение № 1 к постановлению Кабинета Министров от 11 января 2006 года № 4 «Положение о надомном труде».

10.Узбекистан: десять лет по пути формирования рыночной экономики. / Под редакцией академика Хикматова А.Х. - Т.: Узбекистон, 2001. - С. 236-237.

11.Данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

12.http://www.mexnat.uz

13.UzDaily.uz

14.http://news.olam.uz

15.http://www.gazetabirja.uz

16.http://www.huthut.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.