Амбарцумян А.А.,
к.э.н., и.о. доцента кафедры «Региональная экономика и менеджмент» НУУз им. Мирзо Улугбека, Таирова А. магистрант
комплексный подход к обеспечению
занятости в узбекистане
В условиях трансформации экономической системы, перехода к рыночным механизмам организации хозяйственной деятельности, особую актуальность приобретает проблема формирования трудовых от -ношений нового типа.
Рассмотрение данной проблемы, безусловно, предполагает обращение к проблеме занятости населения, которая остается одной из актуальных в теории и практике экономических реформ в Узбекистане. В этой связи Президент Узбекистана И. А. Каримов подчеркнул: «Не будет большим преувеличением сказать, что в силу специфических особенностей нашей страны и, прежде всего демографических особенностей, проблемы занятости населения продолжают сохранять свою актуальность и остроту»1.
Переход на рыночные отношения обусловливает разработку и реализацию новой модели занятости, учитывающей различные аспекты формирующихся на новой экономической и правовой основе трудовых отношений. За годы независимости в Узбекистане были осуществлены важные преобразования в системе трудовых отношений. Были разработаны и осуществлены комплексные меры, которые учитывали как опыт прошлых лет, в т. ч зарубежную практику, так и особенности конкретного этапа экономических реформ в республике. Безусловно, важ-
1 Каримов И.А. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год. // Народное слово . - 2012. - 20 января.
нейшим условием формирования современных трудовых отношений в условиях перехода к рыночному механизму хозяйствования, является создание соответствующей нормативно-правовой базы.
Одним из базовых документов в данной сфере является Закон Республики Узбекистан «О занятости населения», в котором определено, что «занятость - это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы»2.
Одной из особенностей модели занятости Узбекистана является важная роль государства. При этом государственное вмешательство не только не препятствует развитию рыночных механизмов обеспечения занятости, но и обеспечивает своевременность и адекватность предприни-
2 Закон Республики Узбекистан «О занятости населения» (новая редакция) от 13.01.1992 г №510-Х11. Утверждена Законом Республики Узбекистан от 01.05.1998 г.
Рис.1. Рынок труда Узбекистана1
Рынок труда Узбекистана
5
О -
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
—^Численность постоянного населения (в среднем за период) млн. чел. -■-Численностьнаселения в трудоспособном возрасте млн. чел. -^-Численность занятого населения, (в среднем за период) млн. чел.
Рис.2.Количество созданных рабочих мест в Узбекистане2
1200
Количество созданных рабочих мест
1000
800
600
400
200
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011 2012*
-Созданные новые рабочие места, шс.ед.
маемых мер сложности и масштабам решаемых в данной сфере проблем.
За годы независимости тщательно отслеживалась динамика изменений таких важных показателей, как численность постоянного населения, численность населения в трудоспособном возрасте, а также численность занятого населения (рис.1).
При этом следует подчеркнуть, что процесс реформирования системы занятости в стране осуществлялся с учетом социально-экономических, демографических, этнопсихологических и др. аспектов ее формирования. Основными направлениями обеспечения занятости в услови-
в т.ч. в сельской местности, тыс.ед.
ях перехода Узбекистана к рынку были определены3:
• формирование социально ориентированной занятости, которая предоставляет право каждому человеку на добровольный и свободный труд, а также усиливает значимость человека в системе производства, с учетом его интересов как личности. Это предполагает необходимость максимального учета специфики труда каждой группы населения, с акцентом на молодежь, женщин, инвалидов, пенсионеров.
• совершенствование отраслевой и профессиональной структуры занято-
1 Данные Госкомстата Республики Узбекистан.
2 Данные Госкомстата Республик Узбекистан.
3 Узбекистан: десять лет по пути формирования рыночной экономики. / Под редакцией академика Хикматова А. Х. - Т.: Узбекистон, 2001. - С. 236-237.
Таблица 1.
Численность занятого населения Узбекистана по формам собственности1 (в %)
2007 2008 2009 2010
Занято в экономике - всего 100 100 100 100
в том числе в секторах:
Государственном 22 21,3 21 20,7
Негосударственном 78 78,7 79 79,3
в том числе:
предприятиях с иностранными инвестициями 1,4 1,3 1,4 1,3
частной собственности 67,3 68,4 69,1 69
из них:
фермерских хозяйствах 12,5 12,2 10,4 11,5
дехканских хозяйствах 13,7 13,8 13,9 14
индивидуальной трудовойдеятельности 38,9 40,2 42,9 41,3
Других 9,3 9 8,5 9
сти путем развития прогрессивных отраслей и сфер деятельности, перераспределения части занятых в сельском хозяйстве работников в другие отрасли экономики, в частности, в промышленность, сферу услуг и др.
• обеспечение продуктивной занятости населения.
Благодаря комплексным мерам, предпринимаемым в республике по обеспечению занятости населения, ежегодно по всей территории страны создаются сотни тысяч новых рабочих мест (рис.2).
Только в 2011 году в результате реализации территориальных программ занятости создано около 1 миллиона новых рабочих мест, более 68 процентов из которых приходится на сельскую местность. Программой создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2012 год предусматривается создание свыше 967 тысяч рабочих мест, из них около 600 тысяч - в сельской местности.
За последние годы улучшилась структура занятости, особенно в части распределения работников по предприятиям, организациям и учреждениям различных форм собственности.
Выросла трудовая экономическая активность населения, расширились сферы и возможности приложения труда в негосударственном секторе, увеличились масштабы самозанятости. В насто-
1 Данные Госкомстата Республик Узбекистан.
ящее время в негосударственном секторе сконцентрировано около 80 % занятого населения. Получили ускоренное развитие новые формы трудовой деятельности и предпринимательства. В структуре занятого населения сформировался и за последние годы значительно увеличился предпринимательский слой, охватывающий самые разные категории населения в городах и сельской местности.
Распределение занятого населения по различным секторам экономики представлено в табл. 1.
Неотъемлемым элементом современной рыночной инфраструктуры стал специальный Фонд содействия занятости, затраты которого направляются на финансирование мер социальной защиты населения, создание рабочих мест для социально уязвимых слоев населения, переподготовку и переобучение высвобождаемых работников.
Успешное реформирование экономики в значительной мере зависит от повышения конкурентоспособности рабочей силы, роста образовательного, профессионально-квалификационного уровня работников. В республике разработаны и реализуются комплексные меры по обеспечению позитивных качественных сдвигов в системе образования. Национальная программа по подготовке кадров нацелена на обеспечение глубоких качественных преобразований в образовательных системах, формирование ново-
го поколения по-настоящему образованных и профессионально-подготовленных людей.
В этой связи в своем выступлении на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, говоря о цели осуществляемых в стране реформ в сфере образования, подчеркнул: «Достигнуть этой цели без коренной перестройки и реформирования сложившейся за долгие годы образовательной системы было просто невозможно. Если учесть, что в Узбекистане около 35 процентов населения составляют дети в возрасте до 16 лет, свыше 62 процентов - молодежь в возрасте до 30 лет, становятся понятными и очевидными роль и значимость этих ре-форм1.
В то же время проблемы занятости населения в республике не теряют своей актуальности. В связи с этим, на наш взгляд, дальнейшие меры по развитию промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, реализация инновационных проектов, модернизация и расширение производств должны быть направлены на:
• вывод рабочей силы из теневой экономики, обеспечение эффективного использования как потенциально высвобождаемой, так и вновь вовлекаемой рабочей силы;
• повышение конкурентоспособности рабочей силы;
• широкое использование таких альтернативных и гибких форм занятости, как самозанятость, различные виды предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности, народно-художественные промыслы, занятость в гибких режимах рабочего времени и др.;
• реализацию возможностей социального партнерства и коллективно-договорных отношений;
1 Каримов И.А. Выступление на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» 17 февраля. 2012 года. // Народное слово. -2012. - 18 февраля.
• формирование эффективно действующего рынка труда, совершенствование функционирования его инфраструктуры.
Одним из важных приоритетов политики занятости остается обеспечение социальной защиты населения в условиях формирования многоукладной экономики. Важно иметь в виду, что наличие безработицы является нормальным состоянием рыночной экономики, т.к. всегда имеется люди в силу различных обстоятельств, в т.ч. по собственному желанию прекращающих трудовой договор и занимающихся поиском более привлекательной работы. В этих условиях задачей государства является регулирование рынка труда, недопущение массовых, длительных форм безработицы, обеспечение оперативного решения вопросов трудоустройства граждан.
Политика занятости предусматривает формирование и эффективное функционирование системы трехстороннего сотрудничества основных социальных партнеров на рынке труда: государство - работодатель - работник.
Дальнейшая либерализация экономики, развитие социального партнерства, оптимизация налоговой системы будут способствовать повышению уровня реальных доходов населения и снижению скрытой безработицы. Государственная политика в области обеспечения занятости населения предусматривает максимальный учет специфических особенностей республики, в частности, демографических особенностей, выражающихся в относительно высоких темпах роста трудовых ресурсов, достаточно высокой концентрации трудовых ресурсов в сельской местности, наличие групп населения, нуждающихся в особой социальной защите.
Предпринимаемые в республике меры нацелены на последовательное формирование оптимальной занятости населения, отвечающей интересам всего общества, трудовых коллективов и каждого отдельного человека. Уровень занятости можно считать оптимальным, если он в полной мере соответствует повышению эф-
Таблица 2.
Численность занятого населения по отраслям экономики1 (в %)
Показатели 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
Занято в экономике - всего: 100 100 100 100
промышленность 13,5 13,5 13,4 13,2
сельское и лесное хозяйство 27,9 27,5 25,6 26,9
строительство 8,5 8,6 8,9 9,2
транспорт и связь 4,9 5 5,1 5,2
торговля и общественное питание, материально- техническое снабжение и сбыт, заготовки 9,8 10,3 10,5 10,7
жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 3,2 3,3 3,4 3,4
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 7,5 7,6 7,6 7,7
образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание 13,8 13,9 13,9 13,8
финансы, кредит, страхование 0,6 0,5 0,5 0,6
Другие 10,3 9,8 11,1 9,3
фективности производства и потребности самого населения в работе, способствует росту производительности труда, а также качественному воспроизводству рабочей силы.
В Узбекистане, несмотря на происходящие структурные изменения и связанное с этим перераспределение рабочей силы, наибольший удельный вес среди всего занятого населения всееще сохраняется за сельским хозяйством, где трудится чуть более четверти всего занятого населения республики (табл.2).
В настоящее время, как отмечалось выше, весьма перспективным представляется широкое использование таких альтернативных и гибких форм занятости, как самозанятость, различные виды предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности, народно-художественные промыслы, занятость с использованием гибких графиков рабочего времени.
В последние годы в Узбекистане особое внимание уделяется развитию надомного труда. В частности 5 января 2006 году был издан Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе развития надомного труда», а затем 11 января 2006 года принято соответствующее По-
1 Данные Госкомстата Республик Узбекистан.
становление Кабинета Министров Республики Узбекистан.
В Указе Президента Республики Узбекистан отмечается, что в целях вовлечения в производственную деятельность незанятого населения, увеличения доходов семейных бюджетов, повышения эффективности производственной деятельности крупных промышленных предприятий за счет организации производства отдельных видов комплектующих, готовой продукции и услуг с использованием надомного труда, считать основными задачами развития надомного труда: создание благоприятных условий для широкого вовлечения населения в надомную трудовую деятельность, с учетом совершенствования трудового законодательства, обеспечения социальной защиты и охраны труда надомников; развитие кооперации между промышленными предприятиями и гражданами, осуществляющими производство продукции и услуг по их заказам на дому2.
В Положении о надомном труде, утвержденном вышеуказанным Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан раскрывается понятие «надомный труд», установлены условия организации надомного труда в Республи-
2 Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе развития надомного труда» от 5 января 2006 года.
ке Узбекистан, включая порядок заключения трудовых договоров с надомниками, предоставления им оборудования, инструментов, сырья и материалов, оплаты и охраны труда, социального страхования надомников, а также механизм контроля за применением налоговых льгот, установленных для работодателей, использующих труд надомников1.
В приоритетном порядке надомный труд организуется в сельской местности, для женщин, а также категорий граждан, указанных в статье 7 Закона Республики Узбекистан "О занятости населения".
Надомник, имеющий заключенный трудовой договор с предприятием, относится к категории занятого населения, и ему выдается трудовая книжка.
В условиях модернизации экономики на национальном рынке сохраняется по-
требность в дальнейшем совершенствовании трудовых отношений на базе современных форм предпринимательства, в т.ч. семейного. Прочной правовой базой решения данного вопроса в Узбекистане является Закон Республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве» от 26 апреля 2012 года. Это современное перспективное направление в системе обеспечения занятости населения, безусловно, является предметом отдельного научного исследования.
Таким образом, за годы независимости в Узбекистане сформирован и функционирует механизм регулирования рынка труда, который отличается комплексным подходом, гибкостью, использованием современных форм занятости.
Список литературы:
1. Закон Республики Узбекистан «О занятости населения» (новая редакция) от 13.01.1992 г №510-ХП.
2. Закон Республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве» от 26 апреля 2012 года. // Народное слово.- 2012. - 27 апреля.
3. Указ Президента Республики Узбеки стан от 05.01.2006 г. N УП-3706 «О мерах по стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе надомного труда».
4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 06.04.2007 г. N ПП-616 «О мерах по повышению занятости и совершенствованию деятельности органов по труду и социальной защите населения».
5. Каримов И.А. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год. // Народное слово . - 2012. - 20 января.
6. Каримов И.А. Выступление на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» 17 февраля. 2012 года. // Народное слово. -2012. - 18 февраля.
7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11.01.2006г. О реализации Указа Президента Республики Узбекистан от 5 января 2006 г. N УП-3706 «О мерах по стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе надомного труда».
1 Приложение № 1 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 января 2006 года «Положение о надомном труде».
8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 08.05.2007 N 95 «О мерах по реализации Постановления Президента Республики Узбекистан от 06.04.2007 г. N ПП-616 «О мерах по повышению занятости и совершенствованию деятельности органов по труду и социальной защите населения».
9. Приложение № 1 к постановлению Кабинета Министров от 11 января 2006 года № 4 «Положение о надомном труде».
10.Узбекистан: десять лет по пути формирования рыночной экономики. / Под редакцией академика Хикматова А.Х. - Т.: Узбекистон, 2001. - С. 236-237.
11.Данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.
12.http://www.mexnat.uz
13.UzDaily.uz
14.http://news.olam.uz
15.http://www.gazetabirja.uz
16.http://www.huthut.ru