Таблица 1 - Производство важнейших видов промышленной продукции в Алтайском крае
(в натуральном выражении) [5]
1950 г. 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г.
Тракторы, шт. _ _ 33375 31350 24266 2382 2045 241 347
Плуги тракторные, шт. 57338 83124 2776 890 411 147
Хлопчатобумажные ткани готовые, млн погонных м 48,3 82,3 153,5 147,9 143,4 17,9 8,9 8,4 9,8
Трикотажные изделия, тыс. шт. 1180 4029 5099 3605 4335 308 169 97 118
Обувь валяная, тыс. пар 926 1301 923 957 728 172 174 94 94
Обувь, тыс. пар 665 941 877 1040 1061 163 92 17 21
Таким образом, развитие сельского хозяйства в Алтайском крае является движущей силой экономики, способствует ее диверсификации и повышает конкурентоспособность региона, его инвестиционную привлекательность.
Источники
1. Медведев ДА. в Красноярске сформулировал четыре "И" и семь задач своей экономической программы Электронный ресурс: http://www.newsru.com/russia/15feb2008/ medved4i7z.html
Диверсификация экономики России: инвестиции в следующие поколения. Электронный ресурс: http://www.finam.ru/analysis/forecasts0075D/default.asp. Борисов С. Малый бизнес ждет от государства разработки концепции кластерного развития. Электронный ресурс: http://www.marketcenter.ru/News/ News.asp?
NewsID=14673
Карлин А.Б. Край планирует развивать экономику по кластерному принципу. Электронный ресурс: http://www.msu-russia.ru/news/Altai/4716.html 70 лет Алтайскому краю: Юбил. стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. - Б., 2007.
КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
2
3
4
5
Т.В. Блинова, д.э.н., зав. лаб., Р.П. Кутенков, д.э.н.. гл. науч. сотр., С.Г. Былина, науч. сотр. Института аграрных проблем РАН
Перспективы развития сельского хозяйства в условиях современной России могут оцениваться лишь с высокой степенью неопределенности. В числе порождающих ее факторов - неблагоприятное протекание социально-демографических процессов на селе, а также слабая предсказуемость структурной динамики производства, определяемая множественностью сложившихся организационных и правовых форм сельскохозяйственных предприятий и неудовлетворительным финансовым положением значительного числа из них. Важным фактором также является сокращение сельскохозяйственной занятости, связанное с ростом производительности труда. По ряду оценок подобное сокращение может составить по России в целом до 5-6% к 2012 г. и 15-20% к 2020 г. в сопоставлении с 2006 г. (оценено по материалам документов [1, 2]). Не следует также сбрасывать со счетов возможные последствия экономического кризиса.
Складывается ситуация, при которой аграрное производство начинает терять ведущую роль в социально-экономическом развитии села. С учетом недостаточной развитости на селе несельскохозяйственных производств и социальной сферы, отмеченные процессы приводят к сокращению предложения рабочих мест, снижению образовательного уровня населения, к ограничению возможностей внедрения определенных инноваций. Все это способствует деградации современного села, потере основных функций сельских территорий, тем самым усиливая социально-экономические и геополитические риски.
В подобных условиях развитие сельского хозяйства как монопольной отрасли сельской экономики представляется бесперспективным. Более приемлем комплексный подход, связанный с развитием сельских территорий в целом. Необходимо,
наряду с реформированием аграрной сферы, развитие на селе секторов экономики, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции и обслуживанием сельскохозяйственного производства, занятостью в домашнем и личном подсобном хозяйстве, предоставлением социальных услуг и прочих видов несельскохозяйственной занятости.
Для успешной реализации предложенного комплексного подхода необходимо определить ключевые отрасли, которые будут стимулировать развитие других отраслей экономики конкретной сельской территории. При этом достижение ожидаемого кумулятивного эффекта возможно лишь при согласовании интересов экономических партнеров, кооперации и создании действенных форм социального партнерства. Потребность в работниках несельскохозяйственной сферы будет возрастать по мере роста объемов производства и доходов, связанных с инновационными преобразованиями в аграрном секторе. Тем самым создается предпосылка для наиболее полного использования демографического потенциала сельской России и формирования работников нового типа, способных к высокопроизводительному труду, основанному на инновационных технологиях во всех сферах сельской экономики. Подготовка подобного работника должна обеспечивать его высокую профессиональную мобильность, столь необходимую в условиях трансформации современного российского села.
Предлагаемая модель диверсификации сельской занятости дополняет и развивает стратегию, основанную на формировании многоотраслевой системы «малый город - село», поскольку не предполагает закрепление перерабатывающих и несельскохозяйственных предприятий в малых городах, а основывается на оптимизации их размещения с учетом особенностей конкретной территории.
С учетом сложившихся экономических реалий сокращение численности занятых в сельском хозяйстве является долгосрочным и устойчивым. Это должно компенсироваться созданием эффективных механизмов мотивации высокопроизводительного труда, повышения качества трудовых ресурсов, обеспечивающих рост производительности труда. Формирование эффективного механизма мотивации высокопроизводительного сельскохозяйственного труда предполагает следующую систему мер.
Во-первых, повышение цены квалифицированного труда, которая была изначально занижена. Несмотря на устойчивое увеличение в последние годы заработной платы в сельском хозяйстве, она составляет к настоящему времени около 40% среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в экономике страны. В ряде сельских регионов ее уровень ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве усугубляется существованием просроченной задолженности сельхозорга-низаций перед работниками, которая на начало 2007 г. составляла 1112 млн руб. (27%).
Во-вторых, изменение соотношения между живым и овеществленным трудом на основе внедрения трудосберегающих технологий, ликвидации неэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, сокращения избыточной и неформальной занятости, усиливающих инфляционное давление на экономику.
В-третьих, ускорение роста производительности труда по отношению к росту заработной платы за счет улучшения качественных характеристик работников (образования, квалификации, здоровья, мотивации). В настоящее время удельный вес работников с высшим профессиональным образованием в российских селах составляет 12,5%, что в 2 раза ниже, чем в городах (29,7%), а доля занятого сельского населения с основным общим, начальным образованием и не имеющего начального образования, значительно выше (14,4%). Многие сельские дети в возрасте 7-15 лет по разным причинам не посещают школу [3]. Это означает, что аграрный рынок труда в среднесрочном и долгосрочном периодах будет пополняться мало- и неквалифицированной рабочей силой с низкой трудовой мотивацией. Указанная тенденция противоречит стратегии развития наукоемких производств в системе АПК и в сельской экономике в целом.
В связи с этим возрастает значимость мер, направленных на повышение качественных характеристик трудовых ресурсов села, создание эффективного механизма мотивации труда, обеспечивающих рост его производительности. Приоритетными в настоящее время становятся инвестиции в челове-
ческий капитал, в здоровье и профессиональное образование населения, в качество труда.
Усиление воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы предполагает законодательную регламентацию минимального уровня оплаты труда, соответствующего нижней границе воспроизводства рабочей силы, а также регулирование минимальной часовой ставки оплаты труда; нормирование, устанавливающее соответствие между объемом затрат труда и размером его оплаты с учетом сложности, опасности, специфики условий работы. Не менее важны сокращение неформальной занятости, которая не контролируется обществом и не облагается налогами, переход к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц и регулирование условий оплаты труда в рамках социального партнерства, которое основывается на заключении коллективных договоров на предприятиях, а также соглашений на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Реализация сформулированных подходов позволит повысить материальную заинтересованность работника в конечных результатах работы, частично ослабить дифференциацию населения по доходам, перейти к социально согласованной системе оплаты труда с учетом фактически отработанного времени. Изложенное определяет предпосылки для формирования «неинфляционного» механизма повышения заработной платы на предприятиях АПК и ее эффективности.
Таким образом, перспективная стратегия развития аграрного рынка труда должна быть основана на диверсификации экономики села, повышении производительности труда в сельском хозяйстве, расширении несельскохозяйственных видов занятости. Ее реализация предполагает стимулирование привлечения кредитных, инвестиционных и трудовых ресурсов, повышение доступности профессионального образования для всех групп сельского населения, развитие сектора информационных, правовых, финансовых, образовательных и консалтинговых услуг. С целью развития несельскохозяйственного бизнеса целесообразно также привлечение ресурсов населения, сельских предпринимателей, местных администраций.
Источники
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утверждена Пост. Правительства РФ от 14 июля 2007 г., № 446.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации /Минэкономразвития РФ, октябрь 2008 г.
3. Обследования населения по проблемам занятости, ноябрь, 2006. Стат. сб. - М., 2006. - С. 44-46.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
В.Я. Ахметов, к.э.н., доц. Сибайского института фил. Башкирского государственного университета
В ходе аграрных преобразований 1990-х гг. выявилась необходимость коренного пересмотра подходов к реформированию сельской экономики. Политика поддержки и дотирования развития традиционных отраслей сельского хозяйства часто не оправдывает себя и приводит к «распылению» бюджетных средств, снижению конкурентоспособности как отдельных сельскохозяйственных предприятий, так и целых аграрных регионов страны.
Вопросы же конкурентоспособности продукции и услуг отечественного АПК становятся ключевыми в условиях вступления России в ВТО. В случае поспешности реформ в данном направлении, учитывая колоссальный западный опыт агромаркетинга и работы в условиях острой конкурентной борьбы, многие российские регионы могут превратиться в «сырьевые придатки» зарубежных компаний.