С учетом сложившихся экономических реалий сокращение численности занятых в сельском хозяйстве является долгосрочным и устойчивым. Это должно компенсироваться созданием эффективных механизмов мотивации высокопроизводительного труда, повышения качества трудовых ресурсов, обеспечивающих рост производительности труда. Формирование эффективного механизма мотивации высокопроизводительного сельскохозяйственного труда предполагает следующую систему мер.
Во-первых, повышение цены квалифицированного труда, которая была изначально занижена. Несмотря на устойчивое увеличение в последние годы заработной платы в сельском хозяйстве, она составляет к настоящему времени около 40% среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в экономике страны. В ряде сельских регионов ее уровень ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве усугубляется существованием просроченной задолженности сельхозорга-низаций перед работниками, которая на начало 2007 г. составляла 1112 млн руб. (27%).
Во-вторых, изменение соотношения между живым и овеществленным трудом на основе внедрения трудосберегающих технологий, ликвидации неэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, сокращения избыточной и неформальной занятости, усиливающих инфляционное давление на экономику.
В-третьих, ускорение роста производительности труда по отношению к росту заработной платы за счет улучшения качественных характеристик работников (образования, квалификации, здоровья, мотивации). В настоящее время удельный вес работников с высшим профессиональным образованием в российских селах составляет 12,5%, что в 2 раза ниже, чем в городах (29,7%), а доля занятого сельского населения с основным общим, начальным образованием и не имеющего начального образования, значительно выше (14,4%). Многие сельские дети в возрасте 7-15 лет по разным причинам не посещают школу [3]. Это означает, что аграрный рынок труда в среднесрочном и долгосрочном периодах будет пополняться мало- и неквалифицированной рабочей силой с низкой трудовой мотивацией. Указанная тенденция противоречит стратегии развития наукоемких производств в системе АПК и в сельской экономике в целом.
В связи с этим возрастает значимость мер, направленных на повышение качественных характеристик трудовых ресурсов села, создание эффективного механизма мотивации труда, обеспечивающих рост его производительности. Приоритетными в настоящее время становятся инвестиции в челове-
ческий капитал, в здоровье и профессиональное образование населения, в качество труда.
Усиление воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы предполагает законодательную регламентацию минимального уровня оплаты труда, соответствующего нижней границе воспроизводства рабочей силы, а также регулирование минимальной часовой ставки оплаты труда; нормирование, устанавливающее соответствие между объемом затрат труда и размером его оплаты с учетом сложности, опасности, специфики условий работы. Не менее важны сокращение неформальной занятости, которая не контролируется обществом и не облагается налогами, переход к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц и регулирование условий оплаты труда в рамках социального партнерства, которое основывается на заключении коллективных договоров на предприятиях, а также соглашений на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Реализация сформулированных подходов позволит повысить материальную заинтересованность работника в конечных результатах работы, частично ослабить дифференциацию населения по доходам, перейти к социально согласованной системе оплаты труда с учетом фактически отработанного времени. Изложенное определяет предпосылки для формирования «неинфляционного» механизма повышения заработной платы на предприятиях АПК и ее эффективности.
Таким образом, перспективная стратегия развития аграрного рынка труда должна быть основана на диверсификации экономики села, повышении производительности труда в сельском хозяйстве, расширении несельскохозяйственных видов занятости. Ее реализация предполагает стимулирование привлечения кредитных, инвестиционных и трудовых ресурсов, повышение доступности профессионального образования для всех групп сельского населения, развитие сектора информационных, правовых, финансовых, образовательных и консалтинговых услуг. С целью развития несельскохозяйственного бизнеса целесообразно также привлечение ресурсов населения, сельских предпринимателей, местных администраций.
Источники
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утверждена Пост. Правительства РФ от 14 июля 2007 г., № 446.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации /Минэкономразвития РФ, октябрь 2008 г.
3. Обследования населения по проблемам занятости, ноябрь, 2006. Стат. сб. - М., 2006. - С. 44-46.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
В.Я. Ахметов, к.э.н., доц. Сибайского института фил. Башкирского государственного университета
В ходе аграрных преобразований 1990-х гг. выявилась необходимость коренного пересмотра подходов к реформированию сельской экономики. Политика поддержки и дотирования развития традиционных отраслей сельского хозяйства часто не оправдывает себя и приводит к «распылению» бюджетных средств, снижению конкурентоспособности как отдельных сельскохозяйственных предприятий, так и целых аграрных регионов страны.
Вопросы же конкурентоспособности продукции и услуг отечественного АПК становятся ключевыми в условиях вступления России в ВТО. В случае поспешности реформ в данном направлении, учитывая колоссальный западный опыт агромаркетинга и работы в условиях острой конкурентной борьбы, многие российские регионы могут превратиться в «сырьевые придатки» зарубежных компаний.
В настоящее время созрел вопрос разработки кардинальной концептуальной основы развития сельской местности, подразумевающий в дальнейшем ее конкретизацию в виде отдельных программ развития определенных отраслей и сельских территорий.
Необходим поиск и нахождение, кроме традиционных, дополнительных направлений занятости и источников доходов сельских семей - своеобразных «точек роста», оптимальных организационно-экономических решений, которые, через механизм мультипликации, сыграли бы роль локомотива в выводе экономики села из кризиса на путь стабильного и устойчивого развития, способствовали бы самоорганизации сельской экономики, более рациональному использованию человеческого потенциала сельских районов.
Новая концепция развития сельской местности должна предполагать широкую диверсификацию ее хозяйственной структуры и социально-экономических функций в контексте теории устойчивого развития [1].
Стратегия диверсификации актуальна практически для всех аграрных регионов России, в том числе и для Республики Башкортостан. В качестве концептуальных направлений диверсификации и повышения эффективности АПК данного региона, учитывая позитивный зарубежный и отечественный опыт, нами предлагается проведение следующего комплекса мероприятий.
1. Диверсификация сельскохозяйственного бизнеса через образование интегрированных структур в форме агрохолдингов на базе существующих крупных перерабатывающих, сельскохозяйственных предприятий и расширение ассортимента выпускаемой ими продукции.
В настоящее время имеющиеся производственные мощности ряда предприятий мясной и молочной промышленности используются только на 25-40%. Снижение их загрузки сопровождается вывозом из республики сельхозсырья и ввозом на потребительский рынок большого количества продуктов питания из соседних субъектов РФ, ближнего и дальнего зарубежья, что вызывает определенные опасения в отношении продовольственной безопасности региона.
С этих позиций, образование агрохолдингов (имеющих в своем составе перерабатывающее и несколько сельхозпредприятий) способствовало бы решению многих вышеперечисленных проблем. Здесь весьма примечателен опыт Орловской области, где при содействии региональных властей с сохранением в их руках контрольных пакетов акций были созданы ОАО «Орловский агрокомбинат», ОАО «Орловская нива». При организации интегрированных структур в Башкортостане должны быть предусмотрены вопросы формирования единых систем сбыта и маркетинга, которые способствовали бы значительному снижению трансформационных, информационных и трансакционных издержек предприятий .
2. Активизация кооперативного движения и организация различных видов кооперативов.
При всех преимуществах агрохолдингов, они не всегда эффективно решают социальные вопросы села. Поэтому для повышения занятости сельского населения, роста уровня жизни необходимо, наряду с холдингами, поддерживать развитие различных форм кооперации, прежде всего, сбытовой и кредитной. Кооперация является предпосылкой развития демократических начал на селе, местного само-
управления, способствует «мягкому», плавному переходу от административных методов хозяйствования к рыночным. Учитывая уникальную возможность сочетания в кооперативах личного и общественного интереса, они действительно могут сыграть роль “полюсов роста” в экономике регионов, пробуждая инициативу, предприимчивость населения. Кооперативные формы деятельности позволяют совмещать преимущества индивидуального хозяйства с крупным производством и могут как равноправные партнеры, на взаимовыгодной основе сотрудничать и интегрироваться с агрохолдингами.
3. Развитие сельского туризма (агротуризма), пчеловодства, кумысоделия, народных промыслов и ремесел.
В Республике Башкортостан имеются огромные ресурсы для агротуризма, но они не востребованы. В Италии, например, оборот прибыли от этого сектора составляет 400 млн. долл. в год.
Правильно спланированный туризм в сельской местности - это высоко диверсифицированная сфера, которая предлагает полный спектр услуг, связанных с рекреацией. Он может включать проживание в деревенском доме, рыбалку, охоту, фотоохоту, конные и пешие прогулки по лесу, собирательство (сбор ягод, грибов, лекарственных трав), посещение сельских краеведческих музеев и др. Для развития сельского туризма необходима разработка комплексных и целевых программ по активизации частной инициативы и предприимчивости у селян. Это можно осуществить путем выработки и реализации системы поддержки малого предпринимательства в этой сфере, которая включала бы налоговые льготы, льготное государственное кредитование, упрощенную процедуру регистрации и т.д.
Производство меда и др. продукции пчеловодства (прополиса, маточного молочка), конины, кумыса, изделий народных промыслов и ремесел очень хорошо дополняет сельский туризм.
Создание туристско-рекреационных зон в регионах открывает большие перспективы производства всех этих видов продукции с минимальными издержками. Образование туристских комплексов возможно, прежде всего, в Бурзянском, Абзелилов-ском, Баймакском, Хайбуллинском, Зилаирском районах Башкортостана, располагающих первозданной природой с живописными ландшафтами, памятниками природы и уникальными ресурсами санаторно-курортного лечения.
4. Повышение эффективности местного самоуправления.
Эффективность сельской экономики напрямую зависит от развития институтов местного самоуправления и укрепления самостоятельности сельских сообществ. Развитие самоуправления и демократии на селе представляет собой не только организационный ресурс усиления позитивных изменений в аграрном секторе, но и социально-психологический фактор, способствующий преодолению господствующих ныне у подавляющей части населения иждивенческих настроений, психологии "маленького человека", низкую самооценку своих возможностей для улучшения собственного благосостояния и социального статуса.
5. Информатизация села, создание информационно-консультационных центров, совершенствование системы подготовки кадров через образование учебно-производственных комплексов.
Информатизация села рассматривается как один из факторов реорганизации системы управле-
ния сельским хозяйством на всех уровнях с целью преодоления доминирующих здесь административно-директивной деятельности, бюрократических методов и принципов, и усиления функций по оказанию предприятиям, хозяйствам и предпринимателям информационно-консультационных, организационно-посреднических, маркетинговых и других услуг. Информатизация села также подразумевает возрождение на качественно новой основе многоуровневой и сквозной системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов-аграрников универсального типа по схеме «школа - профессиональный лицей -сельскохозяйственный техникум (колледж) - аграрный университет».
Интеграция среднего специального и высшего образования с производством через возрождение учебно-производственных комплексов на качественно иной рыночной основе оказало бы действенную поддержку как ССУЗам, ВУЗам, так и сельхозтоваропроизводителям. В единой цепи более эффективно решались бы вопросы профориентационной работы учебных заведений, набора абитуриен-
тов, кадровые проблемы сельхоз- и перерабатывающих предприятий.
В заключение хотелось бы отметить, что роль координатора и консультанта по вопросам развития диверсифицируемых отраслей могут выполнять как управления сельского хозяйства, информационноконсалтинговые центры муниципальных образований, так и ВУЗы, ССУЗы, учреждения системы АН Республики Башкортостан, РАН.
Безусловно, новые направления агробизнеса должны находить поддержку и лоббироваться как на региональном и местном, так и на федеральном уровне, в том числе в рамках национального проекта «Развитие АПК», программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Источники
1. Чепурных Н.В. Региональное развитие: сельская местность / Н.В. Чепурных, А.Л. Новоселов, А.В. Мерз-лов; Совет по изучению производ. сил. - М.: Наука, 2006. - С. 137-147.
1.2. Вклад сельского хозяйства в преодоление мирового экономического кризиса и обеспечение экономического роста
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АГРАРНОГО РАЗВИТИЯ В.В. Рау, к.э.н., ст. науч. сотр., Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
В 2005-2008 гг. на мировом рынке произошел практически двукратный скачок цен на зерновые культуры, в первую очередь на зерно кукурузы, ячменя и пшеницы, и далее ценовая волна стремительно двинулась в сторону других сельскохозяйственных отраслей, в первую очередь, в сторону животноводства.
Источником такого беспрецедентного ценового всплеска стало наложение ряда факторов: значительного повышения платежеспособного спроса многомиллионного населения в развивающихся странах, в основном в Индии, Китае и Индонезии; неурожая в течение ряда лет во многих странах мира и, в частности, в том же Китае, где из-за небывало холодной зимы 2007-2008 гг. было уничтожено около 700 тыс. га посевов и еще 10 млн га сельхозугодий серьезно повреждены; все более значительного использования продовольственного и кормового зерна на биотопливо, в первую очередь, в США и странах ЕС, где были приняты масштабные государственные программы по производству горючего из сельскохозяйственного сырья.
В результате, если в 2007 г., по данным ООН, продовольственного резерва всех стран мира хватало на 169 дней потребления, то в 2008 г. - лишь на 53 дня, что явилось наиболее низким уровнем за последние 30 лет и послужило дестабилизирующим фактором для многих развивающихся стран, оказавшихся на пороге голода. Рост цен на продукты питания, как и следовало ожидать, наиболее сильно ударил по самым бедным и социально незащищенным слоям населения, тратящим на продовольствие большую часть своих доходов. В 2007 г. индекс мировых цен на продукты питания увеличился по сравнению с предыдущим годом на 40% и эксперты прогнозируют его дальнейший подъем. Специалисты убеждены, что одна из глубинных причин кризиса - запредельно высокие мировые цены на энергоносители - вряд ли будет устранена в ближайшее время.
Как отмечалось на римской конференции ФАО в июне 2008 г., только за последние полгода число голодающих по всему миру увеличилось на 400 млн и приблизилось к 1 млрд человек. При этом от голода ежедневно умирают 10 тыс. детей и 25 тыс. взрослых. Для того чтобы удовлетворить спрос на продовольствие, мировое аграрное производство должно к 2030 г. вырасти не менее, чем на 50%.
В условиях глобального продовольственного кризиса и роста цен на продукты питания отечественное сельское хозяйство все более начинает восприниматься не как пресловутая «черная дыра», куда бесследно исчезают народнохозяйственные ресурсы, а как национальный приоритет и стратегическое конкурентное преимущество нашей страны на международной арене. Современная ситуация позволяет России стать одним из лидеров мирового продовольственного рынка и внести достойный вклад в дело борьбы с голодом на нашей планете. Все будет зависеть от обоснованности и адекватности аграрной политики, ее способности ответить на вызовы времени, консолидировать производительные силы и обеспечить реальные предпосылки для частно-государственного партнерства.
Пожалуй, главный и очевидный, вывод из сложившейся ситуации для нашей страны - необходимость всемерного развития аграрного производства в целях обеспечения его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Рост мировых продовольственных цен и потребности в продуктах питания дают нам шанс как в отношении импорто-замещения, так и в отношении экспорта продовольствия в другие страны. Сейчас, когда сельское хозяйство России в целом вышло из кризиса 90-х годов, важно не упустить время для перевода отрасли на инновационный ресурсосберегающий путь развития, формирования стратегических предпосылок повышения ее эффективности.