УДК 796.011.1
В. А. Ильин, А. А. Карпушкин
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с сохранением и укреплением здоровья детей-сирот с задержкой психического развития, воспитывающихся в дошкольных группах детских домов. Приводятся результаты влияния комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий на уровень физического развития и физическую подготовленность детей-сирот с задержкой психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития, состояние здоровья, дети-сироты дошкольного возраста, комплексная программа физкультурно-оздоровительных мероприятий, физическое развитие, физическая подготовленность, экспериментальная группа, контрольная группа.
Abstract. In article the questions connected with preservation and strengthening of health of children with a mental retardation, children's homes brought up in preschool groups are considered. Results of influence of the complex program of sports improving actions on level of physical development and physical readiness of chil-dren-orphans (children of the parents who have remained without care) with a mental retardation are resulted.
Keywords: a mental retardation, a state of health, children-orphans of preschool age, the complex program of sports improving actions, physical development, physical readiness, experimental group, control group.
Введение
В настоящее время у воспитанников дошкольных групп детских домов наиболее часто встречающейся формой интеллектуальных нарушений является задержка психического развития (ЗПР). По результатам медицинских осмотров данный диагноз ставится 90-95 % детей-сирот дошкольного возраста [1, 2].
Клиническая картина ЗПР характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности [3, 4]. Наряду с этим у детей с ЗПР наблюдаются и более низкие по сравнению с нормально развивающимися сверстниками показатели состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности [2, 3].
Несмотря на большое внимание, которое уделяется в последние годы детям с ограниченными психофизическими возможностями, на сегодняшний день проблема внедрения современных оздоровительных технологий в процесс воспитания и обучения детей с ЗПР из дошкольных групп детских домов является малоизученной и актуальной.
1 Материалы и методы исследования
Нами было проведено педагогическое исследование, в ходе которого изучались особенности состояния здоровья, физического развития и физиче-
ской подготовленности детей-сирот, а также условия их обучения и воспитания в дошкольных группах детских домов Пензенской области.
Анализ полученных результатов позволил разработать комплексную программу физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей-сирот с ЗПР, воспитывающихся в дошкольных группах детских домов.
Комплексная программа физкультурно-оздоровительных мероприятий включала в себя:
- комплекс утренних физкультурно-оздоровительных процедур, состоящих из оздоровительного бега, упражнений утренней гигиенической гимнастики, расширенного умывания и полоскания горла прохладной водой;
- физкультминутки, которые проводились во время занятий. При их проведении использовались упражнения из игровых физкультурных заданий типа «Физкультурной азбуки», которые по смыслу были связаны с содержанием учебного материала, изучаемому на занятии;
- физкультпаузы, которые проводились в перерывах между занятиями и включали в себя выполнение общеразвивающих физических упражнений и заданий с использованием детских спортивных комплексов и тренажеров;
- учебные занятия по адаптивному физическому воспитанию, проводимые три раза в неделю;
- ежедневный «Час здоровья», проводимый во время дневной прогулки;
- физические упражнения в кровати, точечный самомассаж и местные закаливающие процедуры, выполняемые после дневного сна (точечный самомассаж и местные закаливающие процедуры проводились под руководством медицинских работников);
- физкультурные досуги, проводимые в виде сюжетно-ролевой игры методом круговой тренировки или путем преодоления полосы препятствий;
- походы выходного дня;
- спортивные развлечения;
- физкультурные праздники;
- самостоятельные и индивидуальные занятия по адаптивному физическому воспитанию.
2 Результаты исследования и их обсуждение
Все указанные мероприятия позволили увеличить общий объем организованной физкультурно-двигательной активности у детей-сирот с ЗПР из экспериментальной группы (ЭГ) в среднем до 15 ч в неделю. В то же время в контрольной группе (КГ) этот показатель был равен в среднем 10 ч в неделю.
Исследование эффективности экспериментальной программы проводилось на базе дошкольных групп специализированных детских домов г. Пензы и г. Кузнецка Пензенской области.
Внешним критерием здоровья, интегрально отражающим развитие функциональных систем организма ребенка и степень его зрелости, является уровень физического развития. Большинство ведущих теоретиков учения о физическом развитии трактуют его как комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас физических сил и выносливости организма, находящихся в тесной связи как с генетическими факторами, так и с социальногигиеническими условиями [5].
В нашей работе мы использовали общепринятую в практике лечебнопрофилактических и оздоровительно-воспитательных учреждений сокращен-
ную методику определения уровня физического развития на основе измерения длины и массы тела, окружности грудной клетки [5]. Результаты исследования представлены с помощью диаграммы (рис. 1). Из нее видно, что длина тела у детей ЭГ и КГ в начале года практически совпадала. Так, в ЭГ она равнялась 116,25 см, а в контрольной - 116,83 см. Дети из КГ имели массу тела в среднем больше на 1,4 кг и окружность грудной клетки длиннее на 2,2 см, чем дети из ЭГ (прир < 0,05).
К концу учебного года дети из ЭГ выросли на 5,9 см, а из КГ - на 4,1 см, длина тела в этих группах стала соответственно 122,2 и 120,9 см (прир > 0,05). Масса тела осталась на 0,8 кг больше у детей КГ (при р < 0,05), а окружность грудной клетки стала равной у детей обеих групп.
В начале педагогического эксперимента В конце педагогического эксперимента
140 120 100 80 60 40 20 0
□ Контрольная группа □ Экспериментальная группа
Рис. 1 Изменение показателей физического развития детей-сирот дошкольного возраста с ЗПР в ходе педагогического эксперимента
Таким образом, экспериментальная программа физкультурно-оздоровительных мероприятий способствовала улучшению показателей физического развития детей-сирот дошкольного возраста с ЗПР.
В табл. 1 представлены результаты контрольных испытаний детей ЭГ и КГ, которые позволяют судить о влиянии экспериментальной программы на физическую подготовленность воспитанников детских домов с ЗПР. Из данной таблицы видно, что в начале эксперимента дети из контрольной группы пробегали отрезок в 30 м на 0,5 с быстрее (при р < 0,05), прыгали в длину с места на 0,11 м дальше (при р < 0,05), наклонялись на 3,2 см ниже (при р < 0,05), стояли на одной ноге с закрытыми глазами на 0,3 с дольше (при р > 0,05), затрачивали на ходьбу по 3-метровой ленточке в среднем на 0,54 с меньше времени (при р < 0,05) по сравнению с детьми из экспериментальной группы.
В конце педагогического эксперимента дети из ЭГ пробегали отрезки в 30 м и 3^10 м в среднем на 0,5 с быстрее, прыгали в длину с места на 9,7 см (8,3 %) дальше, наклонялись на 5,5 см (609,3 %) ниже, на 5 с (261,7 %) дольше стояли на одной ноге с закрытыми глазами, метали теннисный мячик на
03
и
Н
оЗ
X
5
Й
оЗ
5
о *
о
оЗ
5»^ сГ* р-£еч 1-1
О
ей
и
н
оЗ
X
К
й
оЗ
5
О Л
О
оЗ
0,8 м (7,5 %) правой рукой и на 1,7 м (23,5 %) левой рукой дальше, затрачивали на 0,8 с (21 %) меньше времени на ходьбу по ленточке, делая при этом на 1,5 ошибки (57,7 %) меньше, чем дети из КГ (прир > 0,05).
Анализ полученных результатов свидетельствует об их существенном улучшении у детей из ЭГ в конце педагогического эксперимента. Так, в беге на 30 м результаты у них улучшились в среднем на 1,28 с (19,2 %), в челночном беге на дистанцию 3^10 м - на 1,5 с (13,3 %), в прыжках в длину с места -на 26,8 см (27 %), в метании мяча правой рукой - на 3,12 м (35,8 %), левой -на 2,25 см (33 %).
Таблица 1
Динамика показателей физической подготовленности детей-сирот из ЭГ и КГ в течение педагогического эксперимента
Группы испытуемых Время исследования
в начале педагогического эксперимента в конце педагогического эксперимента
Показатели ЭГ М ± т КГ М ± т ЭГ М ± т КГ М ± т
Бег 30 м, с 7,90 ± 0,12 7,45 ± 0,15 6,68 ± 0,12 7,06 ± 0,16
Бег 3x10 м, с 11,26 ± 0,24 11,38 ± 0,2 9,79 ± 0,07 10,38 ± 0,2
Прыжок в длину с места, см 99,5 ± 2,13 110,5 ± 4,79 126 ± 2,57 116,33 ± 2,84
Метание теннисного мяча, м: а) правой рукой б) левой рукой 8,68 ± 0,59 6,8 ± 0,57 8,69 ± 0,94 5,95 ± 0,45 11,79 ± 0,54 9,05 ± 0,36 10,97 ± 1,25 7,33 ± 0,69
Наклон в глубину, см 1,08 ± 1,06 4,25 ± 1,15 6,58 ± 1,33 1,08 ± 1,15
Стойка на одной ноге, с 3,41 ± 0,42 3,72 ± 0,48 8,06 ± 0,77 3,08 ± 0,43
Ходьба по ленточке: а) время, с б) количество ошибок 3,34 ± 0,26 1,92 ± 0,44 2,8 ± 0,24 2,17 ± 0,35 2,83 ± 0,21 1,08 ± 0,18 3,58 ± 0,43 2,55 ± 0,44
Но наибольший прогресс был достигнут в контрольных упражнениях, характеризующих такие качества, как гибкость и равновесие. По сравнению с началом учебного года у детей из ЭГ в тесте на статистическое равновесие результаты улучшились в среднем на 326,4 %, при наклонах в глубину -на 609,3 %. На ходьбу по ленточке они стали затрачивать на 15,3 % меньше времени, сократив при этом на 43,8 % количество ошибок.
Для сравнения, в КГ результаты в беге на 30 м улучшились на 0,39 с (5,2 %), в челночном беге на дистанцию 3x10 м - на 1 с (8,8 %), в прыжках в длину с места - на 5,8 см (5,3 %), в метании мяча правой рукой - на 2,28 м (26,2 %), левой - на 1,78 м (29,6 %). Показатели же гибкости и равновесия у детей из КГ ухудшились соответственно на 74,6 и 17,3 %, им понадобилось на 27,9 % больше времени, чтобы пройти по 3-метровой ленточке, при этом они сделали на 17,5 % больше ошибок, чем в начале года.
Положительное влияние экспериментальной программы на физическую подготовленность и физическое развитие детей из ЭГ мы связываем с применением в работе с ними современных оздоровительных технологий, используемых в режиме дня детского дома и позволяющих рационально организовывать режим двигательной активности детей, в результате чего создается здоровьесберегающая среда в общеобразовательном учреждении.
Заключение
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о положительном влиянии экспериментальной комплексной программы физкультурнооздоровительных мероприятий с широким использованием современных оздоровительных технологий на повышение уровня физического развития и физической подготовленности детей-сирот с ЗПР, воспитывающихся в дошкольных группах детских домов. Это позволяет рекомендовать данную программу к применению и в других видах специализированных дошкольных образовательных учреждений для детей как с ЗПР, так и с умственной отсталостью.
Список литературы
1. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб. : Каро, 2008. - 328 с.
2. Дети с задержкой психического развития / Т. Я. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цапина [и др.]. - М., 1984. - 256 с.
3. Мастюкова, Е. М. Основные формы двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений у детей с анте- и перинатальным повреждением мозга / Е. М. Мас-тюкова // Дефектология. - 1977. - № 5. - С. 32-37.
4. Марковская, И. Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития / И. Ф. Марковская // Дефектология. - 1977. -№ 6. - С. 3-11.
5. Богина, Т. А. Определение комплекса показателей физического развития и состояния здоровья детей 4-7 лет / Т. А. Богина // Физическая подготовленность дошкольников : сборник науч. трудов. - М. : Изд-во АНН СССР, 1988. - С. 4-21.
Ильин Валерий Алексеевич кандидат педагогических наук, профессор, кафедра физического воспитания и спорта, Пензенский государственный университет
E-mail: fizvos@pnzgu.ru
Карпушкин Александр Алексеевич кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, Пензенский государственный университет
E-mail: fizvos@pnzgu.ru
Ilyin Valery Alexeevich Candidate of pedagogic sciences, professor, sub-department of physical training and sport, Penza State University
Karpushin Alexander Alexeevich Candidate of pedagogic sciences, associate professor, head of sub-department of physical training and sport,
Penza State University
УДК 796.011.1 Ильин, В. А.
Комплексная программа физкультурно-оздоровительных мероприятий и ее влияние на физическое развитие и физическую подготовленность детей-сирот дошкольного возраста с задержкой психического развития I В. А. Ильин, А. А. Карпушкин II Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 2 (10). - С. 94-98.