Т. В. Стеблий
ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Работа представлена кафедрой теоретических и медико-биологических основ физической культуры и спорта Дальневосточного государственного университета. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент О. А. Барабаш
Статья посвящена изучению проблемы использования педагогической интеграции в процессе физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития и влияния ее
292
условий на показатели технической подготовленности. Рассмотрены вопросы, касающиеся наличия стихийной интеграции в дошкольных образовательных учреждениях ; периоды, на которых построен процесс физического воспитания в смешанной группе, и их содержание. Представлена технология оценки качества овладения основными двигательными действиями детьми данной категории.
The article deals with the matters concerning spontaneous integration of mentally retarded children into pre-school educational institutions. The content of periods and construction of the process of physical education of mentally retarded children in a mixed group are considered. The author presents the technology of estimation of basic motor skills acquirement quality by children of the category under consideration.
В настоящее время одним из актуальных путей организации учебно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии, с задержкой психического развития (ЗПР) в частности, является педагогическая интеграция. Но при всей ее привлекательности как для аномальных детей, так и для детей без отклонений интеграционные процессы не нашли необходимой научной поддержки. На наш взгляд, большой научный интерес представляет целостное рассмотрение влияния педагогической интеграции на физическое состояние как нормально развивающихся детей, так и детей с отклонениями в развитии и научное обоснование соответствующих организационно-методических условий физического воспитания в смешанной группе, критериев отбора детей в такие группы, документов планирования и т. д.
Если говорить непосредственно о детях старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, то, как правило, они находятся либо в специальных учреждениях, либо в специальных группах дошкольных учреждений комбинированного вида, но в настоящее время наблюдается тенденция к тому, что родители зачастую отдают своих детей с отклонениями в развитии в группы для детей без отклонений, что неизбежно ведет к так называемой стихийной интеграции, которая часто встречается сегодня в дошкольных образовательных учреждениях. При этом дети с задержкой психического развития не получают необходимой коррекционно-педаго-гической помощи. По нашим данным, по-
лученным путем социологического опроса воспитателей, медицинских работников и инструкторов по физической культуре (2006 г.), в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в среднем находится по 1 ребенку с отклонением в развития, что говорит о наличии стихийной интеграции, которая наблюдается в 12 дошкольных учреждениях из 14 исследованных.
Одним из способов предотвращения стихийной интеграции является организация процесса интегрированного обучения, в данном случае реализация модели частичной интеграции в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Эффективность использования интегрированного подхода в процессе физического воспитания детей исследуемой категории, по нашему мнению, зависит как от выявления возможной и оптимальной для каждого комбинированного учреждения доли интеграции, создания педагогических условий для протекания процесса интеграции, так и от качественной организации процесса физического воспитания.
Нами были определены пять периодов, на которых построен процесс физического воспитания в смешанной группе. Каждый период реализуется последовательно, продолжительность периода может варьироваться в зависимости от времени, потраченного на реализацию задач предыдущего периода.
Предварительный. Данный период включает в себя оценку отношения соци-
ального окружения к реализации интегрированного подхода в процессе физического воспитания. В ходе предварительного периода проводится анкетирование воспитателей и родителей групп детей с задерж-кой психического развития и групп детей без отклонений в развитии. Выявляется осведомленность респондентов об интегрированном обучении, их отношение к формированию смешанных групп и возможности личного участия в этом. Апробация этого периода в условиях экспериментального учреждения комбинированного вида позволяет сказать, что наиболее положительно относятся родители детей с ЗПР (29,6%), наименее родители здоровых детей, после проведения эксперимента в отношении респондентов к данному вопросу наблюдается положительная тенденция.
Отборочный. Осуществляется отбор детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в группу детей без отклонений в развитии. На основе рекомендаций Н. Н. Малофеева, Н. Д. Шматко, Л. М. Шипициной нами был сформулирован следующий перечень критериев для отбора детей с ЗПР в смешанную группу. Ряд диагностических мероприятий включает в себя оценку физического состояния и определение комфортности нахождения детей исследуемого контингента в группе детей без отклонений в развитии. Критерии отбора детей, способных к интеграции:
• количество и тяжесть сопутствующих основному диагнозу соматических заболеваний и дефектов в развитии;
• уровень физического развития, уровень физической и координационной подготовленности;
• комфортность интегрированного ребенка в группе детей без отклонений в развитии.
Все данные фиксируются в протоколе отбора детей в смешанную группу, где каждому критерию предлагается своя балльная характеристика. Так, дети, набравшие в сумме от 7 до 12 баллов, считаются, по нашему мнению, неспособными к этому виду
интеграции; дети, набравшие меньше 7 баллов, считаются способными к интеграции. Таким образом, мы считаем способными к интеграции детей, у которых нет противопоказаний для занятий в основной и подготовительной медицинской группе, уровень физического развития и уровень физической и координационной подготовленности соответствует или близок к возрастной норме, им комфортно находиться в окружении нормально развивающихся сверстников. Одним из мероприятий, проводимых в этот период, является проведение совместного спортивного праздника, среди детей с задержкой психического развития только 33% принимало активное участие в совместных праздниках, остальные либо участвовали в качестве зрителей, либо не участвовали вовсе. Анализ результатов отбора детей, способных к интеграции, показал, что в среднем не более 23% детей способны к интеграции.
Следующим периодом является адаптационный - формирование смешанных групп. При используемой нами частичной интеграции дети с отклонениями в развитии из специальных групп, еще не способные на -равне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать необходимыми умениями и навыками, вливаются в обычные группы по 2-3 человека только на физкультурные занятия. Смыслом такой интеграции является расширение двигательного опыта детей с задержкой психического развития, общение детей с нарушениями в развитии с их нормально развивающимися сверстниками во время совместных занятий.
Опираясь на полученные нами результаты, можно заключить, что этап включения детей с задержкой психического развития в среду детей, не имеющих отклонений в развитии, проходит в течение 4-6 занятий, по истечении которых дети не испытывают дискомфорта на физкультурных занятиях в условиях смешанной группы. В связи с чем не следует включать обучение новым двигательным действиям в течение
всего адаптационного периода. Содержа -ние этого периода в большей степени составляют физкультурные занятия в игровой форме и физкультурные праздники.
Базовый. На этом этапе решаются основные коррекционные, компенсаторные, образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи. На каждом занятии все дети изучают сходные виды основных двигательных действий, которые могут незначительно отличаться в зависимости от индивидуальных возможностей интегрированных детей. Например, дети без отклонений в развитии выполняют прыжки ноги вместе - ноги врозь, в это же время дети с задержкой психического развития выполняют то же задание, но медленно и с остановками между прыжками. Занятия организуются со всеми детьми одновременно по идентичному разделу обучения, но с разным программным содержанием при обучении основным движениям. В связи с тем что количество детей с задержкой психического развития на занятии в смешанной группе не превышает 2-3 человек, они успевают на этапе обучения выполнить все запланированные подводящие упражнения. Таким образом, сроки освоения двигательных движений в целом всех детей в группе не сдвигаются.
Контрольный. В ходе этого периода осуществляется контроль за физической и координационной подготовленностью, степенью овладения двигательными действиями.
С целью определения эффективности разработанной организации процесса физического воспитания в смешанной группе нами был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали две экспериментальные, две контрольные группы и по две модельные группы здоровых детей и детей с задержкой психического развития. Всего на этом этапе нашего исследования было обследовано 158 детей, было проведено 660 педагогических наблюдений. Результаты послужили основанием для разработки содержания процесса физического воспитания детей дошкольного возрас-
та в условиях смешанной группы. В ходе эксперимента было определено влияние разработанного нами содержания на показатели физической, координационной и технической подготовленности.
В статье мы кратко остановимся на изменении в ходе педагогического эксперимента показателей технической подготовленности, так как, на наш взгляд, влияние условий смешанной группы на техническую подготовленность детей исследуемого контингента представляет большой интерес.
Для оценки овладения двигательными действиями нормально развивающихся детей Н. В. Полтавцевой, Н. А. Гордовой1 была предложена методика обследования уровня развития основных движений, включающая учет качественных и количественных параметров движений, для умственно отсталых детей школьного возра-ста предложены протоколы оценки освоения двигательных действий у О. А. Бара-баш2. Так как у детей с задержкой психического развития могут наблюдаться нарушения двигательной сферы, нами разработаны протоколы оценки освоения двигательных действий, которые позволяют объективно оценивать техническую подготовленность детей старшего дошкольного возраста, находящихся в условиях смешанной группы. Разработанные протоколы позволяют оценить все основные движения, которые осваивают в детском саду: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, равновесие. Так, например, протокол наблюдения за уровнем освоения техники лазанья по гимнастической стенке одноименным способом представлен в табл. 1.
Анализ результатов технической подготовленности детей 5-6 лет условно-модельных групп, смешанных групп и групп стихийной интеграции показал, что степень освоения и динамика становления двигательных действий в этих группах различна (табл. 2, 3).
Наиболее освоенным движением у детей с задержкой психического развития яв-
Таблица 1
Протокол наблюдения за уровнем освоения техники лазанья по гимнастической стенке
одноименным способом
№ п/п
Имя ребенка
Пространственные характеристики техники
Положение и перемещение тела (звеньев тела)
Положение тела
к
о
х ф
СО Ш
К С
го со о с; о
5 ф
I СО
0 го
1
ф
О.
Движения ног, рук
ф
0 го
1
ф £ (3
СО ГО
О
ф
X ф
СО О
ГО Ш X .0 н о
ф
с; £
¡8 а
° £
о со
т го
Ч о
X ф
ф С
ф
со
Ч ф
.0 I
ш
_0 ф
С ф
X
Перемещение тела
ф
к
го
^
о ^
с о
ф СО
ч
о со го с; ф
ф *
о с; о
с ф
0
1 .0
с; ^
со го
С
Координация движений
I
ф со
ч ф
.0 I I
го ш о о го
ЕЕ
о О
Степень самостоятельности
Общая сумма баллов
к о
О 1=
¡5«=
Го О
Я о ¥ ф
X I
со
X
О
ф го
ф X
ляется ходьба, так, из 15 возможных баллов все дети после эксперимента имеют 14,15 балла. Хуже всего детьми осваиваются такие основные двигательные действия,
как прыжки и лазанье, результаты детей в прыжках в длину с места лежат в диапазоне 10-13 баллов при максимальном значении 17, а результаты в лазанье по гимнас-
Таблица 2
Изменение показателей, характеризующих технику освоения двигательных действий детьми модельных групп до и после проведения педагогического эксперимента
Дети с задержкой психического развития
Основные двигательные действия 5 лет Р 6 лет Р
До После До После
М т 5 М т 5 М т 5 М т 5
ходьба (мах 15) 14,4 0,13 0,8 14,6 0,12 0,7 Р > 0,05 14,7 0,11 0,7 14,8 0,01 0,4 Р > 0,05
бег (мах 15) 14,0 0,19 1,2 14,3 0,14 0,8 Р > 0,05 14,4 0,13 0,8 14,7 0,1 0,6 Р > 0,05
прыжки (мах 17) 13,7 0,27 1,7 14,4 0,3 1,83 Р > 0,05 15,1 0,20 1,3 15,9 0,17 1,1 Р < 0,05
метание (15) 11,2 0,49 3,0 13,4 0,22 1,3 Р < 0,05 13,1 0,26 1,6 14,0 0,17 1,1 Р < 0,05
равновесие (14) 9,6 0,25 1,6 10,7 0,36 2,2 Р < 0,05 11,0 0,23 1,5 11,5 0,25 1,6 Р > 0,05
лазанье (мах 14) 9,5 0,27 1,7 11,1 0,27 1,7 Р < 0,05 11,3 0,24 1,5 11,8 0,24 1,5 Р < 0,05
Дети без отклонений в развитии
Основные 5 лет 6 лет Р
двигательные До После Р До После
действия М т 5 М т 5 М т 5 М т 5
ходьба (мах 15) 14,4 0,14 0,7 14,5 0,17 0,8 Р>0,05 14,6 0,11 0,5 14,8 0,11 0,5 Р > 0,05
бег (мах 15) 14,0 0,20 1,0 14,3 0,20 1,0 Р>0,05 14,3 0,15 0,7 14,6 0,11 0,5 Р > 0,05
прыжки (мах 17) 15,0 0,37 1,8 16,0 0,25 1,2 Р<0,05 16 0,15 0,7 16,6 0,15 0,7 Р < 0,05
метание (15) 12,7 0,33 1,6 13,5 0,18 0,8 Р<0,05 13,7 0,32 1,5 14,5 0,16 0,7 Р < 0,05
равновесие (14) 11,7 0,28 1,3 11,9 0,33 1,5 Р>0,05 12,2 0,26 1,2 12,6 0,27 1,3 Р > 0,05
лазанье (мах 14) 11,0 0,49 2,3 12,0 0,26 1,2 Р>0,05 12,0 0,33 1,5 12,7 0,31 1,4 Р > 0,05
Смешанная группа
Таблица 3
Изменение показателей, характеризующих технику освоения двигательных действий детьми смешанных групп и групп стихийной интеграции до и после проведения педагогического
эксперимента
Группа стихийной интеграции
Основные двигательные действия 5 лет Р 6 лет Р
До После До После
М т 5 М т 5 М т 5 М т 5
ходьба (мах 15) 14,5 0,12 0,7 14,7 0,07 0,5 Р > 0,05 14,6 0,11 0,7 14,8 0,06 0,4 Р > 0,05
бег (мах 15) 14,3 0,17 1,0 14,5 0,11 0,7 Р > 0,05 14,4 0,12 0,7 14,7 0,10 0,6 Р > 0,05
прыжки (мах 17) 15,3 0,21 1,2 16,3 0,19 1,3 Р < 0,05 15,9 0,21 1,3 16,5 0,14 0,8 Р > 0,05
метание (15) 13,0 0,17 1 13,7 0,21 1,2 Р > 0,05 13,6 0,26 1,6 14,3 0,16 1,2 Р < 0,05
равновесие (14) 11,2 0,27 1,6 12,4 0,24 1,4 Р > 0,05 12,3 0,21 1,3 12,6 0,21 1,3 Р > 0,05
лазанье (мах 14) 11,6 0,29 1,7 12,4 0,24 1,4 Р > 0,05 12,1 0,21 1,3 12,7 0,24 1,4 Р < 0,05
Основные двигательные действия 5 лет Р 6 лет Р
До После До После
М т 5 М т 5 М т 5 М т 5
ходьба (мах 15) 14,3 0,17 1 14,6 0,09 0,6 Р > 0,05 14,4 0,14 0,6 14,9 0,05 0,33 Р < 0,05
бег (мах 15) 14,2 0,17 1,0 14,6 0,10 0,6 Р < 0,05 14,4 0,14 0,9 14,8 0,07 0,4 Р < 0,05
прыжки (мах 17) 15,3 0,26 1,6 16,0 0,16 1,0 Р < 0,05 16,1 0,15 0,9 16,5 0,12 0,8 Р < 0,05
метание (15) 13,2 0,26 1,6 13,9 0,18 1,1 Р < 0,05 14,0 0,16 0,10 14,6 0,10 0,6 Р < 0,05
равновесие (14) 11,5 0,34 2,0 12,4 0,24 1,5 Р < 0,05 12,4 0,22 1,4 13,1 0,16 1,0 Р < 0,05
лазанье (мах 14) 11,6 0,26 2,0 12,5 0,21 1,3 Р < 0,05 12,3 0,23 1,4 12,9 0,17 1,1 Р < 0,05
тической лестнице в диапазоне 8-12 при максимальном балле 14. В метании и динамическом равновесии наблюдается следующее: при максимально возможном количестве баллов 15 и 14 соответственно дети отстают на 5 баллов.
В смешанной группе нами выявлено достоверное увеличение большинства исследуемых показателей технической подготовленности, единственным недостоверным различием является ходьба у детей 5 лет.
При сопоставлении результатов детей с задержкой психического развития, включенных в смешанную группу, и стихийно интегрированных детей выявлено, что дети, находившиеся в условиях организо-
ванной педагогической интеграции, качественнее осваивают двигательные действия, нежели дети, находившиеся в условиях стихийной интеграции.
Таким образом, данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют говорить о том, что разработанное нами содержание процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях смешанной группы, которое состоит из пяти периодов (предварительный, отборочный, адаптационный, базовый, контрольный), позволяет положительно повлиять на физическую и техническую подготовленность детей с задержкой психического развития.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Полтавцева Н. В., Гордова Н. А. Физическая культура в дошкольном детстве: Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет. М.: Просвещение, 2004.
2 Барабаш О. А. Оценка уровня технической подготовленности школьников с умственной отсталостью // Адаптивная физическая культура. 2006. № 4. С. 31-34.