ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Наренова С.М.1, Сеитова А.2 Email: [email protected]
'Наренова Сауле Маратовна - кандидат технических наук, ассоциированный профессор;
2 Сеитова Акбота — магистрант, кафедра биологии, географии и химии, Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата, г. Кызылорда, Республика Казахстан
Аннотация: в статье приводится опыт использования разработанной на основе методического опыта комплексной модели «Структурный состав полилингвальной предметной компетенции учителя химии» профессионала-специалиста. В ней отражены значимые характеристики и внутренняя структура будущей профессиональной деятельности учителя химии. Она состоит из двух блоков и позволяет расставить приоритеты и методы достижения поставленных задач. В предлагаемой модели представлена связь формируемых компетенций и методов, посредством которых они формируются.
Ключевые слова: полилингвизм, образование, химия, педагогика, компетенции, характеристика, приоритеты.
INTEGRATED MODEL AS A MEANS OF FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE CHEMISTRY TEACHERS UNDER THE CONDITIONS OF POLYLANGUAGE PEDAGOGICAL EDUCATION Narenova S.M.1, Seitova A.2
'Narenova Saule Maratovna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor;
2Seitova Akbota - Undergraduate, DEPARTMENT OF BIOLOGY, GEOGRAPHY AND CHEMISTRY KORKYTATA KYZYLORDA STATE UNIVERSITY, KYZYLORDA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: in the article the experience of using the complex model "Structural composition of the polylingual subject competence of a chemistry teacher", a professional specialist, is developed based on methodological experience. It reflects the significant characteristics and internal structure of the future professional activities of the teacher of Chemistry. It consists of two blocks and allows you to set priorities and methods for achieving the objectives. In the proposed model, the relationship of the competencies and methods that are formed is represented by means of which they are formed. Keywords: polylinguism, education, chemistry, pedagogy, competence. characterization, priorities.
УДК 37.08.12
Современный этап развития системы образования в Казахстане характеризуется стремительными инновационными процессами, ориентированными на интеграцию её в мировое образовательное пространство. Происходящие существенные изменения направлены на гармонизацию казахстанских и зарубежных образовательных программ, развитие академической мобильности студентов казахстанских вузов, обеспечение конвертируемости казахстанских дипломов [1].
В соответствии с новыми требованиями к будущим специалистам проблема полиязычного образования находится в центре внимания ряда исследователей и методистов-практиков. Все чаще ведется обсуждение этой проблемы, подтверждается актуальность и прогрессивность данной технологии. В начале 21 века двуязычное и полиязычное обучение рассматривается как весьма перспективное направление [2].
В создавшихся межкультурных условиях поликультурного взаимодействия на современном этапе все большее распространение получает модель полилингвального обучения. Под полилингвальным или многоязычным обучением подразумевается такая организация процесса обучения, когда при преподавании отдельных дисциплин становится возможным использование более чем одного языка. Второй и третий язык становится не только объектом изучения, но и средство общения, языком преподавания и мощным инструментом использования в поиске новых теоретических и практических ресурсов. В отличие от монолингвизма/владения родным языком полилингвальное обучение рассматривается как изучение специальных предметов на иностранных языках или на иностранном языке и языке межнационального общения, т.е. организация обучения, когда возможно использование более чем одного языка как средства преподавания специальных дисциплин. Таким образом, осуществляется обучение предмету и овладение обучающимися предметными знаниями, в определенной области, на основе взаимосвязанного использования трех языков /родного и неродного и иностранного/ в качестве средства образовательно-учебной деятельности [3]. Язык при такой постановке рассматривается как инструмент приобщения к миру специальных знаний и использования в поиске новых информационных ресурсов.
Стратегический курс развития образования в Республике Казахстан направлен на качественное обновление отечественного иноязычного образования и подготовку профессиональных педагогических кадров, отвечающих общемировым стандартам.
Учебные занятия в высших учебных заведениях в настоящее время строятся таким образом, чтобы обучающиеся могли не только изучить культуру страны изучаемого языка, но и стать активными участниками дискуссий, конференций, дебатов, круглых столов в процессе семинарских занятий. Формирование субъекта межкультурной коммуникации с помощью проектных работ занимает особо важное место в учебной практике студентов в вузе.
Президент страны Н.А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах. В этой связи внедрение в учебно-воспитательный процесс высшей школы обучения на трех языках - это, безусловно, значительный шаг вперед в направлении к реализации Концепции развития образования Республики Казахстан до 2020 года, одной из базовых компетенций которой являются трехъязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность [4].
Для формирования профессиональной полиязычной личности преподавателя химии необходимо разработка компетентностной модели, на основе которой строятся дидактические модели, направленные на формирование профессиональных компетенций.
Компетентностная модель - это комплексная система профессиональных компетенций, которая обеспечивает единение теоретической и практической подготовки будущего специалиста к выполнению профессиональной деятельности.
Это понятие понимается как:
- модель - эталон, которая имеет структуру, компонентный состав и содержание профессиональной компетентности специалиста;
- определенный инструмент «самоизучения» и «самооценки», используемый преподавателем, и обучаемым в аналитических, диагностических и развивающих целях;
- базис для формирования и развития профессиональной компетентности, который возникает при сопоставлении эталонной модели с результатами «самодиагностики» и «саморазвития».
При определении личности учителя-химии необходимо руководствоваться комплексом компетенций, который включает определенные группы компетенций.
Ключевые компетенции: социальные компетенции; познавательные компетенции; методические компетенции.
Профессиональные компетенции: знаниевые компетенции: базовые общепрофессиональные, профессионально-профильные, технологические компетенции. На рисунке 1 представлена разработанная на основе методического опыта компетентностная модель «Структурный состав полилингвальной предметной компетенции учителя химии» для специальности 5В 011200-Химия.
Рис. 1. Компетентностная модель «Структурный состав полилингвальной предметной компетенции
учителя химии»
Компетентностная модель профессионала-специалиста разработана на основе отражения значимых характеристик и внутренней структуры будущей профессиональной деятельности учителя Химии и состоит из двух блоков:
- личностные, процедурные, оперативные инварианты, которые моделируют восполнение и сохранение личностью достигнутого уровня универсальной компетентности, его актуализацию и реализацию;
- профессиональные варианты, которые направляют процесс формирования субъектом учебно-профессиональной деятельности достигнутого уровня профессиональной компетенции и его реализацию в профессиональной деятельности.
Выделены три уровня единства теоретической и практической готовности и способности к осуществлению профессиональной деятельности:
- оперативный,
- тактический,
- стратегический.
Оперативный уровень моделирует цикл компетенций, обеспечивающих процесс выработки тактики и стратегии становления компетентности профессионала-специалиста. В разработанной модели данный цикл имеет следующее содержание:
- компетенции по актуализации субъектной профессиональной позиции и готовность к профессиональной деятельности;
- компетенции по самореализации, самоуправлению, самоорганизации профессиональной деятельности;
- компетенции по оценке, учету результатов самоактуализации субъектной позиции в профессиональной деятельности и субъектном взаимодействии.
Тактический уровень в модели профессионала-специалиста представлен посредством системы компетенций по реализации и восполнению готовности к его деятельности. Эта система компетенций по реализации и восполнении готовности к развитию, диагностике, профилактике, коррекции, просвещению в деятельности педагога-предметника.
Стратегический уровень состоит из компетенций, включающих умение выработать и воплощать перспективу самореализации профессиональной компетентности.
Разработанная модель формируемых компетенций позволяет расставить приоритеты и методы достижения поставленных задач. В предлагаемой модели представлена связь формируемых компетенций и методов, посредством которых они формируются.
Список литературы / References
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/page/page _poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742/ (дата обращения: 25.05.2017).
2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского как иностранного. 3-е изд. М., 1993.
3. Кунанбаева С.С. Теория и практика современного иноязычного образования. Алматы, 2010. 344 с.
4. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СУРГПУ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ
ВФСК ГТО
Герега Н.Н.1, Гавришко А.В.2 Email: [email protected]
'Герега Николай Николаевич - преподаватель физической культуры, кафедра физического воспитания; 2Гавришко Алена Витальевна — студент, факультет управления,
Бюджетное учреждение высшего образования Ханты—Мансийского автономного округа — Югры Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Аннотация: воспитание будущих защитников Родины в лице студенческой молодежи приобретает особую значимость в современных условиях. Поэтому процесс физической культуры в вузах должен быть направлен на сохранение и укрепление здоровья каждого студента, развитие его физических способностей. В статье приведен результат педагогического эксперимента, связанного с использованием программного обеспечения в подготовке студентов к сдаче норм ГТО. Исследования показали, что важное место в решении этой задачи принадлежит внедрению современного комплекса «Готов к труду и обороне» в жизнь студенческой молодежи вузов.
Ключевые слова: ГТО, физическая подготовленность, нормативы, испытания, рекомендации.
USE OF THE SOFTWARE IN TRAINING OF STUDENTS TO SURGP TO EXECUTION OF NORMS OF VFSK OF GTO Gerega N.N.1, Gavrishko A.V.2
'Gerega Nikolay Nikolaevich - Теаокет of Physical Culture, DEPARTMENT OF PHYSICAL TRAINING; 2Gavrishko Alyona Vitalyevna - Student, FACULTY OF MANAGEMENT. BUDGETARY INSTITUTION OF THE HIGHER EDUCATION OF THE KHANTY-MANSI AUTONOMOUS AREA - YUGRA THE SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,
SURGUT
Abstract: education offuture defenders of the Homeland in the person of student's youth acquires the special significance in the modern conditions. Therefore process of physical culture in higher education institutions shall be directed to preservation and promotion of health of each student, development of its physical abilities. The result of the pedagogical experiment connected to use of the software in training of students for hitting qualifying standards of GTO is given in article. Researches have shown that the important place for the solution of this task belongs to introduction of the modern complex "It Is Ready to Work and Defense" in life of student's youth of higher education institutions. Keywords: GTO, physical fitness, standards, tests, recommendations.