ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ХИМИИ Наренова С.М.1, Сатенова Г.2 Email: [email protected]
'Наренова Сауле Маратовна — кандидат технических наук, ассоциированный профессор; 2Сатенова Гульназ — магистрант, кафедра биологии, географии и химии, Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата, г. Кызылорда, Республика Казахстан
Аннотация: в статье приводятся доводы эффективности применения цифровых образовательных ресурсов в процессе преподавания химии в школе. Авторы в процессе педагогического эксперимента использовали возможности цифровых образовательных ресурсов при обучении химии в 7 классе средней общеобразовательной школы. Разработаны и апробированы методы и приемы применения видео-, аудиоматериалов, мультимедийных презентаций, виртуальных лабораторий и электронных учебных пособий. На основании практики был проведен анализ и сделаны выводы об эффективности применения цифровых ресурсов как во время учебных занятий, так и во внеурочное время. Особенно актуально использование возможностей виртуальной лаборатории по химии, так как появляется возможность выполнения химического эксперимента, где используются ядовитые, взрывоопасные и легко воспламеняющиеся вещества. Вместе с тем обучающиеся могут изучить строение молекул и атомов в трехмерном пространстве, что особенно важно для развития воображения и целостного понимания окружающего мира.
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, воспитание, обучение, химия, школа, задачи образования.
EFFECTIVENESS OF APPLICATION OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES AT LESSONS OF CHEMISTRY Narenova S.M.1, Satenova G.2
'Narenova Saule — PhD in technic, Associate Professor; 2Satenova Gulnaz — Undergraduate, DEPARTMENT OF BIOLOGY, GEOGRAPHY AND CHEMISTRY, KYZYLORDA STATE UNIVERSITY, KYZYLORDA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: the article cites the effectiveness of the use of digital educational resources in the teaching of chemistry in the school. Authors in the process of pedagogical experiment used the possibilities of digital educational resources in the teaching of chemistry in the 7th grade of the secondary general school. Methods and techniques for the use of video, audio materials, multimedia presentations, virtual laboratories and electronic training aids have been developed and tested. Based on the practice, analysis was carried out and conclusions were drawn about the effectiveness of the use of digital resources, both during training sessions and after-hours. It is especially important to use the capabilities of the virtual laboratory in chemistry, as it becomes possible to carry out a chemical experiment where poisonous, explosive and highly inflammable substances are used. At the same time, students can study the structure of molecules and atoms in three-dimensional space, which is especially important for the development of imagination and a holistic understanding of the surrounding world.
Keywords: digital educational resources, education, training, chemistry, school, educational tasks.
УДК 372.854
Одной из основных задач на современном этапе является повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, интеграция науки и образования, обеспечение более высокого уровня преподавания. Для решения этой задачи недостаточно преподавания по традиционной форме, не учитывающей индивидуальных способностей каждого ученика. Обновление образовательных программ требует разработки моделей образовательного процесса нового типа, создания новых учебников, учебных пособий, программ обучения и разработки новых методик обучения. Организовать работу школы на новом уровне можно путем индивидуализации обучения,
создания условий, при которых каждый обучающийся мог бы полностью овладеть установленным программами образовательным минимумом и при этом развить свои индивидуальные способности [1].
Многочисленные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, обязательно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение, как в учебном процессе, так и в используемых учебных материалах. Уже недостаточно производство традиционных бумажных учебников и учебных пособий, содержательный материал которых, зачастую, перестает быть актуальным еще до их попадания в учебные заведения. Выходом из сложившейся ситуации может быть разработка электронных средств и ресурсов обучения, практически по всем дисциплинам и их публикация в мировых телекоммуникационных сетях или на информационных носителях, предоставляющих возможность несложного оперативного тиражирования [2]. Использование в учебном процессе цифрового образовательного ресурса позволяет повысить интерес к обучению, экономить материальные ресурсы, использовать здоровьесберегающие технологии, эффективно усваивать учебной материал, реализовать межпредметные связи, а так же комплексно формировать навыки использования информационных технологий [3, 4].
Существует множество классификаций ЦОРов: по функциям, по источнику информации, по образовательно-методическим функция, по типу информации, по представлению содержании, по целевым группам пользователей, по основанию формы использовании, по основанию средства использования и др. [2, 5].
В компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне, особенно актуально использование ЦОР в обучении химии. Они предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей. Использование различного вида анимаций и звукового сопровождения в обучающихся программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (слуховой, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.
Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения химии, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицируют процесс обучения. Наличие доступа к цифровым образовательным ресурсом (ЦОР), по химии дает возможность учителю использовать на различных этапах обучения наиболее удачные фрагменты того или иного электронного учебника, электронных учебных пособий и материалов в виде таблиц, презентаций, аудиозаписей, видеоматериалов, электронных программ тестирования и образовательных ресурсов Интернет [5, 6].
Цифровые образовательные ресурсы применяемые в процессе обучения химии - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, виртуальные лаборатории. Применение ЦОР по дисциплине химия позволяют оказать помощь:
- учителю при подготовке и проведении урока;
- учащимся при подготовке домашнего задания;
- учащимся при самостоятельном обучении.
В процессе преподавания химии, в зависимости от целей, этапа, места и времени обучения используются различные по содержанию, типу и виду цифровые ресурсы. Так, в качестве ЦОР, обеспечивающих содержательный компонент электронного обучения являются ресурсы, направленные на объяснение нового материала, реализацию содержания обучения (мультимедийное объяснение нового материала; учебный видеофильм; презентации, архивные документы; фотоколлекция; звукозаписи, озвученные тексты; образцы решения задач и видов разбора).
Для обеспечения мотивационно-целевого компонента используются ресурсы, направленные на осознание и рефлексию учащимися целей обучения и формирование их интереса к химии или теме урока (мультимедийная озвученная презентация; игровая озвученная презентация; анимированная озвученная логико-структурная схема; интерактивные задания; автоматизированные вопросники; игровые тесты) [5].
Эффективно применение ЦОР, обеспечивающих оценочно-результативный компонент в идее тестирующих программ, с помощью которых учащиеся проверяют свои учебные достижения (тестирующие программы по темам уроков; по итогам четверти; по итогам года; по подготовке к ЕНТ и КТА).
И особенно актуально для предмета химия ЦОР, обеспечивающие операционно-деятельностный компонент - ресурсы, направленные на организацию практической деятельности учащихся по закреплению знаний, формированию умений и навыков в предметной области знаний (виртуальные лабораторные работы; интерактивные задания; электронные задачники; электронный словарь; интерактивные игры).
Практика использования видеоопытов, известных коллекций ЦОР, свидетельствует о повышении эффективности учебного занятия, усилении мотивации учащихся. С помощью виртуальной лаборатории как в режиме видеоопыта, только наблюдая за процессом, так и в режиме непосредственного выполнения самостоятельного эксперимента. При выполнении виртуальных химических экспериментов:
- можно проводить опыты при условии отсутствия реактивов; опыты с опасными и вредными для здоровья веществами;
- учитель может предварительно показать все этапы практической работы на экране, а затем перейти к непосредственному выполнению эксперимента с натуральными объектами, чтобы обучаемые смогли понять методику выполнения сложных практических работ;
- можно повторять несколько раз правила техники безопасности методику работы с различными веществами;
- можно моделировать и расширять практические работы выполняя их вне класса, в домашних условиях, тем самым расширяя и закрепляя знания обучаемых.
Таким образом, опыт активного использование ЦОР, при обучении химии в средней школе, показал эффективность их как инструмента, позволяющего:
- приобретать опыт решения жизненных проблем на основе знаний и умений;
- развивать умения работы с информацией (поиск, оценка, отбор и организация информации);
- формировать навыки исследовательской деятельности (проведение реальных и виртуальных экспериментов);
- развивать навыки самостоятельного изучения материала;
- развивать навыки оценки результатов своей деятельности;
- развивать навыки умений принимать решения в нестандартной ситуации;
- формировать навыки работы в группе (координирование своих действия с действиями других людей, проводить обсуждение);
- развивать толерантность - как поиск постоянных компромиссов и необходимость поиска общих решений.
Список литературы / References
1. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под ред. Д.Ш. Матроса. М.: Педагогическое общество России, 2004. 384 с.
2. Обучение и интернет-технологии, Вопросы Интернет-образования. № 7, 2002.
3. Компетентностный подход в системе высшего педагогического образования. Сборник трудов Международной научно-практической конференции «ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ». РФ, 2014.
4. БересневаЕ.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие. М., 2004.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. М.: Академия, 2000.