ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ХИМИИ
1 2 Мамажонов Ш.А. , Одилхужазода Н.Б.
Email: Mamaj [email protected]
1Мамажонов Шухрат Аскарович - кандидат педагогических наук, доцент, декан, факультет естественных наук;
2Одилхужазода Нигора Бахтиёрхужа кизи - старший преподаватель, кафедра химии, факультет естественных наук, Ферганский государственный университет, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья рассматривает вопросы формирования профессиональной компетенции преподавателя химии. Авторы статьи утверждают, что модернизация современного естественнонаучного образования требует особого внимания к личности преподавателя, пересмотра основных звеньев его профессиональной деятельности. Эффективное формирование профессиональной компетентности преподавателей химии предусматривает наличие следующих педагогических условий: стимулирование профессионально-педагогической направленности студентов; обеспечение единства основных составляющих профессиональной компетентности преподавателей химии; внедрение приемов активизации учебно-познавательной деятельности будущих специалистов; обеспечение студентов программно-методическими материалами, созданными на основе структурированной целостности. Современный преподаватель химии должен обладать следующими ключевыми компетенциями: научное мировоззрение; креативность, стремление к развитию; компьютерная грамотность; профессиональная компетентность; гуманитарная лингвистическая компетентность; личностные качества, способности к профессии учителя химии; творческий стиль деятельности; высокая нравственная культура. Ключевые слова: профессиональный, компетенция, преподаватель, химия, деятельность, научное, мировоззрение, креативность, развитие, стимулирование, культура, образование.
FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE
TEACHER OF CHEMISTRY
12 Mamajonov Sh.A. , Odilkhujazoda N.B.
1Mamajonov Shukhrat Askarovich - Candidate of pedagogical sciences, Docent, Dean, NATURAL SCIENCES FACULTY;
2Odilkhujazoda Nigora Bakhtiyorkhuja qizi - Senior Teacher, CHEMISTRY DEPARTMENT, NATURAL SCIENCES FACULTY, FERGHANA STATE UNIVERSITY,
FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article under discussion describes formation of the professional competence of the teacher of chemistry. The authors of the article claim that modernization of the modern natural sciences education requires a special attention to the teacher's personality, reviewing of the main branches of his professional activity. The effective formation of the professional competence of the teachers of chemistry includes the existence of the following pedagogical conditions: stimulating of the professional pedagogical directing of students, providing integration of the main components of the professional competence of the teachers of chemistry, applying different methods of activization of educational perceptible activity of the specialists, providing students with the educational methodological material
created on the basis of the structural unity. The modern teacher should possess the main features of the competence: scientific outlook, creativity, aspiration to develop, computer literacy, humanitarian linguistic competence, personal traits, abilities to teach chemistry, creativity skills of the teacher, high spiritual culture.
Keywords: professional, competence, teacher, chemistry, activity, scientific, outlook, creativity, development, stimulating, culture, education.
УДК 372.854
Приоритетными задачами естественнонаучного образования является переход к такой модели обучения, когда химия, биология, география, физика становятся не целью обучения, а средством развития и воспитания обучающихся, овладения ими ключевыми компетенциями. Модернизация современного естественнонаучного образования требует особого внимания к личности учителя, пересмотра основных звеньев его профессиональной деятельности.
Эффективное формирование профессиональной компетентности преподавателей химии предусматривает наличие таких педагогических условий: стимулирование профессионально-педагогической направленности студентов; обеспечение единства основных составляющих профессиональной компетентности преподавателей химии; внедрение приемов активизации учебно-познавательной деятельности специалистов; обеспечение студентов программно-методическими материалами, созданными на основе структурированной целостности [1].
При формировании профессиональной компетентности преподавателя необходимо рассмотреть два подхода с понятиями «компетенция» и «компетентность».
Компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности, опыта деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление компетенций, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
В самом общем случае все профессиональные компетенции можно разделить на ключевые и конкретные. Ключевые компетенции относятся к общему содержанию образования и применимы для всех педагогов. Конкретные компетенции относятся к отдельному педагогу в рамках определенного учебного предмета.
В рамках данной компетенции учитель должен реализовать свою воспитательную функцию:
1. Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами педагога, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Компетенция личностного совершенствования. Она направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
3. Информационная компетенция включает умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, а также обучать всему этому учащихся. С помощью данной компетенции педагог обеспечивает развитие навыков деятельности учащихся по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
4. Коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция включает в себя знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, опыт работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Педагог должен научить учащихся представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, поддержать дискуссию и др.
5. Профессионально-педагогическая компетенция. К профессиональным качествам педагога, в ключе профессионально-педагогической компетенции, относятся : педагогическая эрудиция; педагогическое целеполагание; педагогическое (практическое и диагностическое) мышление; педагогическая интуиция; педагогическая импровизация; педагогическая наблюдательность; педагогический оптимизм, педагогическая находчивость; педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
Итак, современный учитель химии должен обладать такими ключевыми компетенциями, как: научное мировоззрение; креативность, стремление к развитию; компьютерная грамотность; профессиональная компетентность; гуманитарная лингвистическая компетентность; личностные качества, способности к профессии учителя химии; творческий стиль деятельности; высокая нравственная культура; здоровый образ жизни [2].
Список литературы /References
1. Стрижак С.В. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих учителей химии // Международный журнал экспериментального образования. № 4, 2015. С. 236-238.
2. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. C. 35-47.