ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
www.pmedu.ru
2011, №3, 23-26
КОМПЛЕКСНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
COMPLEX INTEGRATION IN REGIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION
Землянский В.В.
Заместитель директора по научно-методической работе
Пензенского колледжа управления и промышленных технологий им. Е.Д. Басулина,
кандидат педагогических наук
E-mail address: [email protected]
Zemleansky V.V.
Deputy director for scientific-methodic work
of Penza college of management and industrial technologies named after E.D. Basulin,
Candidate of science (Education)
Аннотация. В статье рассматривается проблема комплексной интеграции в региональной системе профессионального образования. Раскрываются содержательные и организационные аспекты создания региональных комплексов среднего профессионального образования.
Annotation. Article considers the problem of complex integration in regional system of professional education. Substantial and organizational aspects of creation of regional complexes of intermediate professional education are revealing.
Ключевые слова: комплексная интеграция, региональная система профессионального образования, региональный комплекс среднего профессионального образования, ресурсный центр.
Keywords: complex integration, regional system of professional education, regional complex of intermediate professional education, resource centre.
Приоритеты технологической модернизации и инновационного развития России определяют основные векторы обновления системы профессионального образования, в том числе и на региональном уровне. Это актуализирует проблему научного обоснования содержательных и организационных аспектов непрерывной профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов, отвечающей потребностям развития экономики и социальной сферы конкретного региона.
Важнейшей качественной характеристикой современного этапа развития отечественной системы непрерывного профессионального образования выступают интеграционные процессы, которые отражают, с одной стороны, содержательно-структурные изменения внутри собственно системы образования, а с другой - процессы взаимодействия учреждений профессионального образования и рынка труда. При этом главное состоит в стратегии, показавшей на деле и возможность, и необходимость, и неизбежность интеграционных процессов в многоуровневом непрерывном профессиональном образовании [9].
Анализ исследований А.П. Беляевой [2], Г.В. Мухаметзяновой [5], А.М. Новикова [6], Н.К. Чапаева [11] показывает, что интеграция стала одной из доминирующих тенденций развития образования в современном мире. Учеными подчеркивается мысль об опережающем характере развития интеграции в образовании по отношению к этому процессу в других областях жизни. Это дает
основание говорить о принципиально новом этапе развития интеграции как комплексной социальнопедагогической проблемы.
В трактовке В.С. Безруковой, интеграция - одна из форм взаимосвязи и взаимодействия предметов и явлений в теории и практике, восстановление их изначальной природной целостности [1]. При этом интеграция одновременно выступает как процесс, средство и результат взаимосвязи объектов. Интеграция имеет своим результатом целостность, которая, по словам Ю.А. Кустова, обладает новыми качественными характеристиками, не содержащимися в интегрируемых подсистемах [4]. Иначе говоря, продукт интеграции больше простой суммы продуктов интегрируемых элементов. Педагогическая сущность интеграции глубоко раскрыта в трудах Н.К.Чапаева, который рассматривает ее как процесс и результат развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности [11].
Комплексный характер интеграции в профессиональном образовании определяется интенсивным развитием взаимопроникающих процессов в экономической, политической, информационной, культурной и других сферах социальной жизни. Сегодня особенно важно исследование тех аспектов интеграции, которые, с одной стороны, характеризуют объединительные процессы внутри системы профессионального образования (внутренний аспект интеграции), а с другой - выводят на осмысление роли и места образования в сложной системе социальных взаимосвязей, включая интеграцию образования и производства (внешний аспект интеграции). Именно такой комплексный подход позволит обеспечить становление системной целостности профессиональной подготовки специалистов различных уровней квалификации.
Региональная система профессионального образования представляет собой совокупность учреждений профессионального образования; органов управления образованием, государственной и муниципальной власти, определяющих образовательную политику в регионе; научных институтов, средств массовой коммуникации и общественных организаций, ориентированных на профессиональное образование; предприятий, организаций и бизнес-структур, заинтересованных в подготовке
высококвалифицированных специалистов, конкурентноспособных и мобильных на рынке труда [5].
В данной статье в соответствии с законодательством РФ региональная система профессионального образования рассматривается преимущественно относительно уровня среднего профессионального образования и профессиональной переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов, не включая уровень высшего образования, относящийся к компетенции федеральных органов управления образованием.
Особенность региональных систем профессионального образования заключается в том, что они являются открытыми целеустремленными системами, которым присущи не только процессы равновесного обмена со средой, но и процессы развития, организующие и упорядочивающие среду обитания, «вовлекающие» ее в совместную эволюцию (коэволюцию). Важнейшими факторами, определяющими развитие региональной системы непрерывного профессионального образования, являются, с одной стороны, новые социально-экономические запросы общества, тенденции и перспективы развития национальной и региональной экономики, технологическое обновление производства, а с другой - профессиональные и социально-культурно-образовательные потребности личности.
С позиций открытости образования наиболее перспективными представляются системно-интегративные модели развития профессионального образования в регионе, основанные на горизонтальном взаимодействии субъектов экономического и социального партнерства в сфере среднего профессионального образования и вертикальных связях ступеней многоуровневой подготовки квалифицированных кадров.
При этом горизонтальный вектор интеграции в региональной системе базового профессионального образования, по нашему мнению, является приоритетным, поскольку именно на основе планомерного и многостороннего взаимодействия образовательных учреждений и предприятий -заказчиков кадров обеспечиваются: конкретизация социального заказа образовательным учреждениям СПО в качественном и количественном аспектах; проектирование целей, содержания, результатов обучения; определение оптимальных способов их достижения в условиях вертикальной
Землянский В.В. Комплексная интеграция в региональной системе.
преемственной структуры многоуровневой подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с запросами личности, общества и требованиями высокотехнологичного наукоемкого производства к развитию кадрового потенциала отрасли [3].
Таким образом, комплексная интеграция в региональной системе среднего профессионального образования рассматривается как целенаправленный процесс становления единого образовательнопроизводственного пространства, интегративная целостность которого определяется совокупностью внешних (многостороннее ассоциативное взаимодействие образовательных учреждений и предприятий - заказчиков кадров на основе социального партнерства) и внутренних (преемственность содержания, форм, методов, средств и условий реализации образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, а также переподготовки и повышения квалификации молодежи и взрослых) структурно-функциональных связей, обеспечивающих опережающую профессиональную подготовку кадров для ведущих отраслей региональной экономики.
Комплексная интеграция является одним из путей повышения эффективности многоуровневой подготовки будущих рабочих и специалистов в современных социально-экономических условиях. Институциональной формой комплексной интеграции становится создание региональных образовательных комплексов среднего профессионального образования как подсистем региональных систем профессионального образования. Это обеспечивает построение индивидуальных образовательных траекторий в условиях целостного образовательного пространства, подготовку будущих работников к социальной и профессиональной мобильности с учетом потребностей регионального рынка труда, взаимодействия образования и производства.
Региональный комплекс среднего профессионального образования представляет собой открытую образовательную систему, ориентированную на удовлетворение как кадровых потребностей региональной экономики, так и профессионально-образовательных запросов населения региона, реализующую совокупность преемственных разноуровневых образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, включающую в себя сеть образовательных учреждений (профессиональных лицеев, техникумов, ресурсных центров), а также связанные с ними отношениями социального партнерства предприятия и организации, являющиеся заказчиками кадров и основными потребителями результатов образовательной деятельности комплекса.
В организационно-структурном плане важной составляющей развития комплексной интеграции в региональной системе среднего профессионального образования являются ресурсные центры, появившиеся в практике российского образования в течение последних лет. Сегодня предпринимается все больше усилий по реорганизации действующих образовательных учреждений среднего профессионального образования в отраслевые ресурсные центры, хорошо оснащенные необходимым оборудованием и современными производственными технологиями. Тем самым ставится задача превратить ресурсные центры в инновационные учреждения профессионального образования.
Анализ деятельности ресурсных центров [10] показал, что, используя современную техническую базу, они имеют возможность взять на себя роль инициаторов и распространителей инноваций в области профессионального образования, ведущих к осуществлению основной цели - обеспечению общедоступного, качественного и эффективного производства образовательных услуг, развития кадрового потенциала ведущих отраслей региональной экономики.
Ресурсный центр рассматривается нами как одна из форм комплексной интеграции в региональной системе среднего профессионального образования. Такой центр представляет собой новую структурную единицу региональной сети среднего профессионального образования, в которой концентрируются высокостоимостные ресурсы (учебно-методические, материально-технические, информационные, кадровые, социальные связи как ресурс и другие), необходимые для подготовки высококвалифицированных рабочих, специалистов, востребованных региональным рынком труда.
В нашем понимании ресурсные центры - это новая форма организации непрерывной профессиональной подготовки рабочих и специалистов для предприятий определенной отрасли, обеспечивающая интеграцию ресурсов образования и производства.
Деятельность ресурсных центров направлена на решение таких задач, как приведение содержания среднего профессионального образования в соответствие с требованиями рынка труда, работодателей к квалификации работников; расширение в учреждениях профессионального образования
спектра основных и дополнительных образовательных услуг, повышение эффективности взаимодействия с предприятиями, работодателями и их ассоциациями (объединениями), увеличение финансовых потоков со стороны экономических структур в создание современной учебно-материальной базы учебных заведений; развитие механизмов многоканального финансирования и др.
К инновационным направлениям деятельности ресурсных центров относятся:
- профессиональный отбор, формирование профессиональной кадровой элиты для высокотехнологичных производств;
- проведение маркетинговых исследований территориального рынка трудовых ресурсов и рынка образовательных услуг, осуществление прогнозно-аналитической деятельности по изучению конъюнктуры регионального рынка труда;
- организация независимой итоговой аттестации по профессии с присвоением квалификационных разрядов на основе личных заявлений выпускников образовательных учреждений с выдачей соответствующих аттестационных документов;
- разработка модульных учебных программ, учебно-методического обеспечения, в том числе внедрение в образовательный процесс новых педагогических и информационных технологий;
- координация деятельности работодателей по диагностике их потребностей в рабочей силе, осуществление консалтинговой деятельности, определение количественных объемов подготовки кадров и разработка конкурсной процедуры по реализации регионально-отраслевого заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов.
Одно из направлений деятельности ресурсных центров связано с повышением квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения в области обслуживания и эксплуатации высокотехнологичного оборудования. Это способствует приобретению педагогами практического опыта работы на современном оборудовании, что позволяет обеспечить высокое качество профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов.
В целом анализ педагогической теории и образовательной практики показывает, что среднее профессиональное образование в условиях его регионализации оптимально обеспечивает удовлетворение интересов личности и кадровых потребностей экономики. В связи с этим повышается конкурентноспособность выпускников образовательных учреждений, как правило, владеющих несколькими профессиями, расширяются их возможности сделать карьеру, обеспечивается стабильность в профессиональной деятельности за счет наличия нескольких вариантов трудоустройства на различных этапах жизненного пути человека.
Литература:
1. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления / В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 1992. - 93 с.
2. Беляева А.П. Тенденции развития профессионального образования / А.П. Беляева // Педагогика. - 2003.- № 6. -С. 21 -26.
3. Землянский В.В., Воронков А.Г. Векторы интеграции в профессиональном образовании [Текст] /В.В. Землянский, А.Г. Воронков // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - № 7. - С. 44 - 46.
4.. Кустов Ю.А., Кустов Ю.Ю. Интеграция как педагогическая проблема / Ю.А. Кустов, Ю.Ю. Кустов // Интеграция в педагогике и образовании. - Самара, 1994. - С. 7 -17.
5. Мухаметзянова Г.В. Основные тенденции развития системы профессионального образования / Г.В. Мухамет-зянова // Специалист. - 2009. - №11. - С. 2 - 9.
6. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - 270 с.
7. Силайчев П.А., Шишлов, А.Н. Интегрирование НПО/СПО при подготовке квалифицированных кадров [Текст] / П.А. Силайчев, А.Н. Шишлов // Профессиональное образование. Столица. - 2008. - №6. - С. 14-16.
8. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. - М.: РАО; НИИРПО, 2006. - 320 с.
9. Ткаченко Е.В. О возможности, необходимости и неизбежности интеграции начального и среднего профессионального образования России / Е.В. Ткаченко // Образование и наука. - 2007. - №1. - С. 51 - 63.
10. Формирование организационно-экономического механизма развития автономных учреждений довузовского профессионального образования / под ред. М.В. Никитина. - М.: ФИРО, 2008. - 360 с.
11. Чапаев Н.К., Вайнштейн, М.Л. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт / Н.К. Чапаев, М.Л. Вайнштейн. - Екатеринбург; Челябинск, 2007. - 408 с.