требованным на рынке труда, имея квалификации рабочего и специалиста среднего звена.
Задачи интеграции уровней начального и среднего профессионального образования способствуют формированию взгляда на принципы непрерывного образования с позиции профессионализации квалифицированного работника в течение всей жизни, а не с позиции сокращения сроков подготовки (П.А. Силайчев, А.Н. Шишлов). Это лишь один из утилитарных аспектов непрерывного образования, доминирующий во времена дефицита кадров и средств.
В организационно-структурном плане важным аспектом является создание ресурсных центров как инновационной формы комплексной интеграции в региональной системе профессионального образования. Сегодня предпринимается все больше усилий по реорганизации действующих учреждений начального и среднего профессионального образования в отраслевые ресурсные центры, хорошо оснащенные необходимым оборудованием и современными производственными технологиями. Тем самым ставится задача превратить ресурсные центры в инновационные учреждения профессионального образования.
Ресурсный центр профессионального образования представляет собой новую структурную единицу регионального комплекса многоуровневого профессионального образования, в которой концентрируются ресурсы (учебно-методические, информационные, кадровые, материально-технические), необходимые для подготовки высококвалифицированных рабочих, специалистов, востребованных региональным рынком труда. Ресурсные центры — это инновационная форма организации непрерывной профессиональной подготовки кадров для предприятий определенной отрасли, обеспечивающая интеграцию ресурсов образования и производства.
Деятельность ресурсных центров направлена на решение таких задач, как повышение эффектив-
ности взаимодействия с предприятиями, работодателями и их ассоциациями (объединениями), общественными организациями, ведомствами; увеличение финансовых потоков со стороны экономических структур в создание современной учебно-материальной базы учреждений профобразования; развитие механизмов многоканального финансирования; разработка и апробирование инновационных моделей и технологий внешней (независимой) экспертизы качества профессионального образования и др.
Таким образом, результатом структурно-содержательной интеграции начального и среднего профессионального образования становится создание многоуровневых региональных образовательных комплексов, оптимально обеспечивающих реализацию интересов личности и кадровые потребности экономики. В связи с этим повышается конкурентоспособность выпускников колледжей, как правило, владеющих несколькими профессиями, расширяются их возможности сделать карьеру, обеспечивается стабильность в профессиональной деятельности, в частности, за счет наличия нескольких вариантов трудоустройства на различных этапах жизненного пути человека.
Список литературы
1. Смирнов, И.П. Теория профессионального образования: монография / И.П. Смирнов. — М., 2006. — 320 с.
2. Воронков, А.Г. Векторы интеграции в профессиональном образовании / А.Г. Воронков, В.В. Землянский // Профессиональное образование. Столица. — 2010. — № 7. — С. 44-46.
3. Ткаченко, Е.В. Интеграционные процессы в профессиональном образовании / Е.В. Ткаченко // Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования. — М.: ВЛАДОС, 2007. — С. 303-311.
4. Мухаметзянова, Г.В. Основные тенденции развития системы профессионального образования / Г.В. Мухаметзянова // Специалист. — 2009. — № 11. — С. 2-9.
5. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
УДК 378.14.032
Е.Н. Остроумова, канд. пед. наук
Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Основной целью профессионального образова- квалифицированного работника соответствующего
ния в соответствии с Концепцией модерниза- уровня и профиля, конкурентоспособного на рын-
ции российского образования является «подготовка ке труда, компетентного, ответственного, свобод--------------------------------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 3'2011 ----- 31
но владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности».
Становится актуальным формирование личности, готовой к гибкому изменению своей профессиональной деятельности, что актуализирует построение такой системы образовательного процесса в вузе, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности личностного и профессионального становления будущего специалиста.
Анализ литературы по проблеме профессионального становления показывает, что проблема выступает общим предметным полем ряда наук: педагогики, психологии, философии, социологии: исследования личности и деятельности рассматривались в работах К.С. Абульхановой-Слав-ской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадри-кова и др.; закономерности и принципы профессионального становления личности — Б.Г. Ананьева, Л.И. Белозерова, А.А. Бодалёва, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.В. Горновой, А.А. Деркача, Г.И. Железовской, Ю.М. Забродина, Э.Ф. Зеер,
А.П. Зольниковой, Е.А. Климова, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцева, С.П. Крягжде, А.Н. Леонтьева,
А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.М. Мясищева, Ю.П. Поваренкова, А.М. Павловой, Н.С. Пряж-никова, С.Л. Рубинштейна, С.Н. Чистяковой и др.; психолого-педагогические проблемы профессионального становления личности — в работах зарубежных ученых (Г. Боген, Е. Бордин, Ш. Бюлер,
Э. Гинцберг, А. Маслоу, У. Мозер, Ф. Парсонс, Г. Рис, Е. Роу, Дж. Сьюпера, Д. Тидеман, Х. Томэ, Дж. Холланда, Э. Шпрагер и др.) [1-3].
Проведенный анализ философско-методологических, педагогических и психологических источников свидетельствует о том, что в последние годы наблюдается заметный рост внимания исследователей к проблемам личностного и профессионального становления студентов в период получения высшего профессионального образования и в этой связи к вопросам профессионального становления личности, обусловливающего самоопределение, саморазвитие, самосовершенствование.
Автор статьи рассматривает профессионально-личностное становление студентов вуза как интегративное личностное качество, направленное на осознание важности профессионально-личностного самоопределения, потребности в расширении и углублении знаний и их реализацию в учебно-профессиональной деятельности, склонность к самоанализу, самосовершенствованию, саморазвитию.
32
В работах современных исследователей отмечается, что система высшего образования вступает в новую стадию своего функционирования, так как происходит переход от подготовки специалиста к формированию личности, что в свою очередь требует разработки и реального воплощения в практику новой образовательной парадигмы.
Системный подход составляет важную концептуальную сторону разработки системы формирования профессионально-личностного становления студентов вуза, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно друг от друга, а в их взаимосвязи, в системе с другими.
Основой изучения профессионального становления личности с позиций системного подхода в работах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалёва, А.В. Бруш-линского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, М.И. Дьяченко, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова и других исследователей явилось рассмотрение этого процесса через познание человеком своих внутренних возможностей и реализацию их для достижения желаемого результата в его профессиональной деятельности.
Главная идея этого подхода состоит в вовлечении человека в активные творческие взаимосвязи и взаимодействия в качестве субъекта деятельности и общения. Посредством таких контактов человек формируется в деятельности и общении, определяя их характер, добиваясь наивысшей эффективности и собственного саморазвития, самореализации в процессе своего профессионально-личностного становления.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что системный подход является наиболее продуктивным в решении поставленной проблемы, так как в нем рассматриваются такие закономерности системы, как соотношение между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией; а также при этом учитываются активность личности, ее отношение к деятельности, мотивация.
В контексте этого подхода следует иметь в виду, что педагогическая система характеризуется следующими особенностями:
• целостностью (каждый элемент в системе имеет свое место и свои функции);
• структурностью (функционирование системы обусловлено свойствами ее структуры);
• иерархичностью (каждый элемент системы может быть рассмотрен как относительно самостоятельная подсистема);
• взаимозависимостью системы и среды (система функционирует и развивается в тесном взаимодействии со средой);
• множественностью описаний (использование различных схем, моделей).
Целостность в педагогике трактуют как единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность процесса обучения как комплексность его задач и средств их реализации находит выражение в согласовании процесса обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему.
На практике этот принцип реализуется комплексом задач, содержанием обучения, сочетанием различных форм, методов и средств обучения и той коррекцией и самокоррекцией его результатов, которая позволяет проследить за ходом движения процесса от цели к результату.
Структура — это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию элементы или компоненты системы, а также связи между ними. Только зная, что и с чем связано в целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса.
Системный подход обеспечивает взаимодействие всех структурных и функциональных компонентов системы: целей, содержания, методов, средств формирования навыков профессиональноличностного становления, деятельности преподавателей и обучающихся, направленных на использование получаемых на различных этапах обучения знаний и умений в настоящей учебной и предстоящей профессиональной деятельности.
Особая роль среди подходов в исследовании принадлежит личностно-деятельностному подходу, в основе которого лежит идея развития личности через деятельность (Л.И. Божович, Е.В. Бон-даревская, А.В. Брушлинский, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Степень успешности деятельности зависит от реальных «стартовых возможностей» специалиста и готовности с ними работать. Признаками профессионально-личностного становления студента в данном подходе являются следующие: способность рефлексировать исходный уровень своих возможностей, объективно оценивать степень произошедших изменений в своей личности и деятельности, готовность к изменениям в жизнедеятельности, степень активности, успешность проектировочной деятельности, эффективное целе-полагание, предвидение результатов. С учетом этих положений в ходе формирования профессионально-личностного становления следует уделять больше внимания проблемам активного участия студентов в процессе целеполагания и постановки задач, использованию диагностических технологий, направленных на оценивание изменений в личности и деятельности, усилению исследовательского компонента, внедрению технологии, позволяющей сту-
дентам более активно участвовать в процессе собственного профессионально-личностного становления, изменению содержания самостоятельной работы студентов.
Необходимость обеспечения эффективности формирования профессионально-личностного становления студентов вуза послужила обоснованием опоры на педагогическую интеграцию, которая в самом общем смысле трактуется как процесс (или способ) соединения разнородных частей и элементов в единое целое. Интеграция может быть реализована как в рамках уже сложившейся системы (в этом случае возрастает степень ее целостности, организованности и, возможно, меняется ее форма) либо, напротив, до того, как появляются основания говорить о наличии системы (в этом случае интеграция сама по себе порождает новую систему). Интегративному процессу в ходе обучения присущи пять признаков: взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов; качественное и количественное преобразование взаимодействующих элементов; наличие логико-содержательной основы; наличие собственной структуры; педагогическая направленность и относительная самостоятельность.
Что касается компетентностного подхода, то в рамках Болонского процесса и интеграции российской высшей школы в европейское образовательное пространство ему уделяется все больше внимания Б.Г. Ананьева, С.П. Ахтырского, Л.И. Берестовой, Ю.В. Варданяна, Е.А. Воротниковой,
В.К. Загвоздкина, И.А. Зимней, М.Н. Карапетовой, Н.Е. Костылевой, А.А. Леонтьева, А.К. Марковой, Дж. Равена, А.В. Тихоненко, Я.И. Украинского,
A.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, С.Е. Шишова,
B.И. Юдина и др. В этом подходе профессионально-личностное становление представлено через совокупность определенных компетенций, которые формируются, актуализируются и активизируются в деятельности по мере возникновения важных проблем. Данный подход обеспечивает взаимосвязь образования и рынка труда, поэтому содержание профессиональной подготовки должно быть насыщено практико-ориентированными жизненными ситуациями. Кроме этого, необходимо усилить межотраслевую, междисциплинарную связь и на этой основе выделить ключевые модули в программе подготовки специалиста [4—5].
С позиций социокультурного подхода изучалась качественная специфика формирования профессионально-личностного становления, его сущность, содержание, технология, а также общие тенденции, особенности, динамика развития личности на общем фоне культурно-образовательной среды.
Анализ работ С.Я. Батышева, А.С. Белкина, А.П. Беляева, Л.А. Воловича, А.Г. Гостева, М.И. Махмутова, Е.Г. Осовского, А.Г. Соколова,
Н.М. Таланчука, В.Н. Худякова позволяет связать
включение личности в социокультурное пространство с процессом профессионального обучения. Анализ философской и педагогической литературы свидетельствует, что приобщение к культурным ценностям включает в себя следующее:
а) осмысление и присвоение знаний и умений (профессиональных понятий, теорий, знаков, терминов и т. д.); рефлексивный подход к личному поведению и отношениям как культурной ценности; ориентацию будущего специалиста в нравственных нормах отношений; актуализацию социальных и профессиональных ценностей культуры; превращение культурных ценностей в принцип поведения, отношений и деятельности;
б) учет тенденций развития социокультурного пространства;
в) освоение профессионально-культурных норм отношений, исходя из наличия культурных ценностей; участие личности в процессе культуро-образования; приобщение личности будущего специалиста к различным информационным источникам профессиональной культуры;
г) организацию социокультурного образовательного процесса на основе формирования установки на ориентацию в социальных и профессиональных ценностях, на присвоение ценностей; на творческое отношение к учебной и профессиональной деятельности; на развитие рефлексивной культуры будущего специалиста, на переход обучения в самообучение, развития в саморазвитие.
Проектируемый на основе изложенной концепции процесс профессионально-личностного становления студентов вуза создает благоприятные условия для развития и саморазвития личности студента: он обеспечивает мотивационную основу профессионально-личностного становления, учитывает интересы и потребности человека в освоении специальности в процессе профессиональной подготовки, тем самым формирует потребность в дальнейшем его профессионально-личностном саморазвитии и совершенствовании.
Список литературы
1. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: науч.-метод. сборник. — М., 2002. — С. 17—23.
2. Белозёрова, Л.И. Интегративный подход к профессиональному становлению психолога на этапе вузовской подготовки / Л.И. Белозёрова // Международный конгресс «Социальная психология XXI века»: сб. статей. — Ярославль, 2002. — С. 3—7.
3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностноориентировочного образования / Е.В. Бондаревская. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. — 352 с.
4. Давыдов, Л.Д. Компетентностный подход в системе профессионального образования / Л.Д. Давыдов // Среднее профессиональное образование. — 2006. — № 9.
5. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер,
Э. Симанюк // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23-30.
УДК 159.923
А.Н. Соловьёв, канд. физ.-мат. наук
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)
Доля лиц, получающих высшее образование, в возрастной категории 18-25 лет выросла за последние два десятилетия практически во всех европейских странах. Однако не все направления высшего профессионального образования пользуются спросом на рынке труда, а при выборе будущей специальности абитуриент недостаточно осведомлен об этом. Выбирая профессию «по душе», молодой человек легко может ошибиться, неправильно оценив свои склонности и возможности. Поэтому важным является изучение мотивов, склоняющих человека к выбору той или иной профессии, а также возможностей, позволяющих корректировать этот выбор в интересах как самого человека, так и общества. Решением этих проблем
34
занимаются в процессе профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация в настоящее время имеет глубокую психолого-педагоги-ческую проработку. Традиции, практика, широта охвата населения услугами профессиональной ориентации и карьерного сопровождения различаются в разных странах. Этим могут заниматься государственные или общественные структуры, она может быть обращена на взрослых (изменение профессии, квалификации) или на школьников (построение жизненного пути, выбор профессии, учебного заведения для продолжения обучения). Недостаточная мотивация к учебе, неудачный выбор профессии зачастую служат причиной низкой успеваемости, приводит к значительному отсеву студентов