ной деятельности будущего специалиста, формированием которой необходимо заниматься в вузе. Это позволит будущим менеджерам применять на практике полученные знания и умения, использовать их и принимать эффективные решения в профессиональной деятельности.
Примечания
1. Аандшеер В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы: вопросы образования. 1988. № 1. С. 32.
2. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2007.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
5. Аебедева М. Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование. 2004. № 3. С. 95-99.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 544.
УДК 377
В. В. Землянский, Ю. Н. Петров
МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты проблемы подготовки квалифицированных кадров с учетом требований регионального рынка труда. Авторами предлагаются наиболее перспективные модели функционирования системы многоуровневого профессионального образования в регионе на основе социального партнерства.
In article theoretical and applied aspects a problem of training qualified personnel taking into account requirements of a regional labor market are considered. Authors offer the most perspective models of functioning a system of multilevel professional education in the region on the basis of social partnership.
Ключевые слова: многоуровневая подготовка кадров, региональный рынок труда, начальное и среднее профессиональное образование, социальное партнерство.
Keywords: multilevel training, regional labor market, primary and secondary professional education, social partnership.
© Землянский В. В., Петров Ю. Н., 2012
Стратегические ориентиры инновационного развития нашей страны определяют основные векторы модернизации системы профессионального образования, в том числе и на региональном уровне. Это актуализирует проблему научного обоснования целевых, содержательных, технологических и организационных аспектов непрерывной профессиональной подготовки квалифицированных кадров, отвечающей потребностям социально-экономического развития конкретного региона. Построение индивидуальных образовательных траекторий в условиях целостного образовательного пространства обеспечивает качественную подготовку будущих работников к социальной и профессиональной мобильности с учетом потребностей регионального рынка труда, процессов интеграции образования и производства.
Современная практика прогнозирования подготовки кадров демонстрирует переход от анализа потребностей национального рынка труда к анализу региональных и муниципальных рынков и даже анализу потребностей предприятий в рабочей силе. Это вызвано тем, что рынок труда реально формируется конкретными потребностями регионов, территорий, отраслей и предприятий, а также граждан и их семей в осуществлении определённой профессиональной деятельности [1].
Многоуровневая подготовка рабочих и специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, является жизненно необходимым условием социально-экономического развития региона. Следовательно, оценка регионального рынка труда, включающая его анализ и прогноз, -это основа для определения необходимых объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров. Анализ рынка труда предполагает, с одной стороны, анализ экономической ситуации региона, состояния занятости населения и дефицита рабочей силы, с другой стороны, получение информации об образовательных учреждениях всех форм собственности и уровней профессионального образования, реализующих профессиональные образовательные услуги.
В результате появляется возможность, во-первых, выяснить соответствие квалификационного уровня выпускника учреждения профессионального образования потребностям рынка труда; во-вторых, оценить количественные потребности работодателей в кадрах определённых профессий, уровней квалификации, а также требования, предъявляемые к личностным качествам будущих специалистов.
Выявление организационно-педагогических основ многоуровневой подготовки кадров требует подойти к данному феномену с позиций регионализации образования. В связи с этим ученые (А. М. Новиков, Н. Б. Пугачева, И. П. Смирнов) справедливо отмечают, что региональная модель
профессионального образования должна ориентировать участников образовательного процесса на взаимозависимость и взаимообусловленность развития образования и региона в целом - всех его экономических и социальных характеристик. Более того, она должна обосновывать планируемые изменения в системе образования, строго соотнося их с изменениями внешней среды - прежде всего, рынка труда.
Таким образом, определяющими факторами развития региональной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей молодежи возможность получения конкурентоспособной и востребованной на рынке труда профессии, являются, с одной стороны, новые социально-экономические запросы общества, тенденции и перспективы развития национальной и региональной экономики, технологическое обновление производства, а с другой - профессиональные и социально-культурно-образовательные потребности личности.
Обсуждая проблему многоуровневой подготовки кадров в региональной системе профессионального образования, мы рассматриваем данную систему в соответствии с действующим законодательством РФ, то есть относительно уровней начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образования (СПО) и профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов, не включая уровень высшего профессионального образования, относящийся к компетенции федеральных органов управления образованием.
Развивая выводы ранее проведенных исследований [2], под многоуровневой подготовкой кадров мы понимаем целенаправленный процесс профессионального обучения, воспитания и развития будущих рабочих и специалистов, обусловленный вертикальными (преемственность программ начального, среднего и дополнительного профессионального образования) и горизонтальными (взаимодействие образовательных учреждений и субъектов социального партнерства) структурно-функциональными связями компонентов педагогической системы и ориентированный на формирование профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально значимых личностных качеств обучающихся, что в совокупности обеспечивает готовность будущих рабочих и специалистов к успешной профессиональной деятельности в соответствии с потребностями регионального рынка труда.
Анализ работ ученых в области непрерывного профессионального образования (О. Н. Арефьев, С. М. Маркова, А. Ю. Петров, В. А. Федоров и др.), а также инновационной образовательной практики позволил выделить и обосновать следующие принципы организации процесса многоуровневой про-
фессиональной подготовки кадров в региональной системе начального и среднего профессионального образования: принцип системности; принцип иерархичности; принцип обусловленности многоуровневого профессионального образования структурой экономики и рынка труда; принцип мобильности; принцип прогностичности; принцип технологичности. Остановимся подробнее на каждом из названных принципов.
Принцип системности выступает как обобщенная характеристика всех сложных по содержанию и структуре объектов. Он предполагает существование определенных связей и отношений между элементами системы, обеспечивающих координацию деятельности различных уровней подготовки, взаимосвязь образовательной и производственной сфер, преемственность образовательных программ.
Принцип иерархичности позволяет рассматривать систему как многоуровневую структуру, компоненты которой имеют определенную упорядоченность, соподчиненность, иерархичность, чем обеспечивается дифференциация уровней образования для рационального заполнения профессиональных ниш на рынке труда.
Принцип обусловленности многоуровневого профессионального образования структурой экономики и рынка труда. В региональном аспекте этот принцип выражает ориентацию подготовки кадров на профессионально-квалификационную структуру региональной экономики и ее номенклатурно-коли-чественные потребности в тех или иных кадрах. Иначе говоря, данный принцип актуализирует структурный и количественный аспекты социального заказа профессиональному образованию.
Принцип мобильности предполагает поиск новых мобильных экономических структурных форм образования, отражающих потребности общества и возможности существующей системы профессиональной подготовки. Этот принцип выражает необходимость гибкого реагирования системы многоуровневого профессионального образования на все изменения - как внутрисистемные, так и внешние.
Принцип прогностичности направлен на повышение эффективности образовательного процесса. Данный принцип требует от педагогов и руководителей образовательных учреждений умения предвидеть изменения образовательного процесса в связи с развитием всей многоуровневой системы непрерывного профессионального образования; осуществлять взаимосвязь потребностей общества и возможных потребностей участников педагогического процесса. Практическая реализация принципа прогностичнос-ти связывается с разработкой программ развития профессиональной школы, педагогического процесса, с внедрением опережающего обучения.
Принцип технологичности в непрерывном многоуровневом профессиональном образовании следует рассматривать в двух аспектах: принцип тех-
нологичности в профессиональной деятельности специалистов среднего звена и принцип технологичности в педагогической деятельности преподавателей. Этот принцип имеет большое значение в профессиональной подготовке. Он определяется технологическими процессами на производстве, новыми педагогическими технологиями и реализуется в процессе структурирования содержания общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, а также в процессе осуществления учебно-производственной деятельности обучающихся.
С учетом выделенных принципов важно подчеркнуть, что эффективная организация многоуровневой профессиональной подготовки кадров, востребованных на региональном рынке труда, связана с формированием регионального комплекса начального и среднего профессионального образования. Данный комплекс представляет собой многоуровневую открытую образовательную систему, ориентированную на удовлетворение как кадровых потребностей региональной экономики, так и профессионально-образовательных запросов населения региона, реализующую совокупность преемственных образовательных программ начального, среднего и дополнительного профессионального образования, включающую в себя сеть многоуровневых образовательных учреждений, а также связанные с ними отношениями социального партнерства предприятия и организации, являющиеся заказчиками кадров и основными потребителями результатов образовательной деятельности комплекса.
Охарактеризуем далее наиболее значимые содержательные и организационно-структурные аспекты развития региональной системы многоуровневой профессиональной подготовки кадров на примере Пензенской области.
Так, в содержательном плане важное место занимают модели интеграции образовательных программ начального и среднего профессионального образования в колледжах [3]. Первая модель интеграции - сопряжение (преемственность), то есть реализация образовательной программы СПО на базе НПО в сокращенные сроки. Схема реализации этой модели интеграции - последовательная. Вторая модель - целостная интеграция, предполагающая содержательное объединение двух профессиональных образовательных уровней и последовательно-параллельную реализацию образовательных программ НПО и СПО по единому интегрированному учебному плану.
Как показал наш анализ, наиболее оптимальным вариантом интеграции является вторая траектория. Это послужило основой создания в Пензенской области 13 многоуровневых образовательных учреждений, среди которых 6 реализуют вариант сопряжения образовательных программ, а 7 учреждений - вариант целостной (глубокой) ин-
теграции. Интегрированные и сопряженные образовательные программы в сочетании с программами дополнительной подготовки позволяют реализовать идею непрерывного профессионального образования в условиях отдельно взятого образовательного учреждения. При этом выпускник многоуровневого учебного заведения оказывается социально более защищенным и востребованным на рынке труда, имея квалификации рабочего и специалиста среднего звена.
Например, в Пензенском многопрофильном колледже в процессе обучения по единому учебному плану обучающийся получает интегрированную профессию НПО «Мастер сельскохозяйственного производства - фермер», включающую в себя профессиональную подготовку по профессиям «Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм», «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Водитель автомобиля». Продолжая обучение в рамках программы СПО, студент осваивает специальность «Организация фермерского хозяйства». Подобная схема интегрированного обучения реализуется в Пензенском автомобильно-дорожном колледже при подготовке по профессии НПО «Слесарь по ремонту автомобилей» и специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», а также в других учреждениях регионального образовательного комплекса по целому ряду профессиональных направлений.
В организационно-структурном плане важным аспектом развития региональной сети учреждений профессионального образования является создание на их базе ресурсных центров. Ресурсный центр профессионального образования - новая структурная единица региональной сети начального и среднего профессионального образования, в которой концентрируются ресурсы (учебно-методические, информационные, кадровые, материально-технические), необходимые для подготовки высококвалифицированных рабочих, специалистов, востребованных региональным рынком труда. В нашем понимании ресурсные центры - это инновационная форма организации непрерывной профессиональной подготовки кадров для предприятий определенной отрасли, обеспечивающая интеграцию ресурсов образования и производства.
В Пензенской области при нашем научно-методическом сопровождении организована деятельность 6 отраслевых ресурсных центров профессионального образования (строительство, металлообработка, сельское хозяйство, швейное производство и сервисное обслуживание, пищевая индустрия и др.). Базовыми учреждениями для создания ресурсных центров стали Пензенский колледж отраслевых технологий, Пензенский строительно-технологичес-
кий колледж, Пензенский промышленно-техноло-гический колледж, Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции, Мокшанский агро-технологический колледж, Пензенский профессионально-педагогический колледж.
Системная работа ресурсных центров совместно с социальными партнерами по формированию механизма профессиональной подготовки востребованных рабочих кадров и специалистов позволяет осуществлять планирование обучения не в соответствии с эпизодическими заказами предприятий, а на основе четко выработанной стратегии с учетом среднесрочных и долгосрочных потребностей реального сектора экономики области. Кроме того, возможности ресурсных центров позволяют организовать масштабную деятельность по переобучению, повышению квалификации и опережающему профессиональному обучению работников предприятий и организаций области.
Подводя итог, необходимо отметить исключительную важность активизации процессов установления и развития тесных партнерских взаимоотношений между учреждениями профессионального образования с предприятиями и организациями, способствующих формированию у выпускника ожидаемых работодателем профессиональных компетенций, необходимых для работы на сложном современном оборудовании, а также универсальных компетенций (коммуникативных навыков, умения работать в команде, компьютерной грамотности, готовности к непрерывному самообразованию), обеспечивающих мобильность кадров и их конкурентоспособность на рынке труда. Кроме того, развитие у обучающихся компетенций в области предпринимательской деятельности даст им дополнительные возможности для организации самозанятости после окончания обучения в колледжах, позволит эффективно сочетать полученные профессиональные знания и навыки с ведением бизнеса.
Примечания
1. Жолован С. В. Рынок труда как фактор развития системы профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 9. С. 20-21.
2. Воронков А. Г. Многоуровневая подготовка кадров в региональном комплексе начального и среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород: ВГИПУ, 2010.
3. Полумордвинова А. А. От сокращенной - к интегрированной образовательной программе // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 11. С. 16-17.
УДК 37.035:37.018.2
Н. К. Воронина
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГИМНАЗИИ
В статье раскрыты теоретико-методологические подходы к воспитанию подростков-лидеров, обоснованы сущностные признаки лидерства, описана типология лидеров-подростков, представлена модель воспитания лидерских качеств подростков в условиях современного гимназического образования.
In this article the theoretical-methodological approaches to leader-teenagers development are expanded, the main leadership characteristics are explained, the typology of leader-teenagers is described and the model of their leadershi p qualities development in conditions of modern gymnasia education is presented.
Ключевые слова: теоретико-методологические подходы, феномен лидерства, модель воспитания лидерских качеств подростков, образовательно-воспитательное пространство современной гимназии.
Keywords: theoretical-methodological approach, leadership phenomenon, teenagers' leadership qualities development model, educational area of modern gymn asia.
Актуальность воспитания лидера современного общества обусловлена потребностью в компетентных и деятельных участниках прогрессивных преобразований в науке и культуре, экономике и политике. Человеку нового века необходимо воспринимать мир целостно, видеть события во взаимосвязи друг с другом и в перспективе прогнозировать результат своей деятельности. Лидерство активно востребовано обществом, потому что человеку нужно эффективно и мобильно реагировать на возникающие проблемы, принимать своевременные решения, совершать осознанный выбор жизненных приоритетов.
Система современного российского образования, находящаяся в процессе модернизации, в ответ на запросы государства и общества стремится к воспитанию лидерских качеств подрастающего поколения. Воспитание лидеров - активных участников жизни на уровне государства и общества - необходимо начинать в школе, потому что школа обогащает процесс обучения творческой деятельностью, коммуникативным опытом, нравственными ценностями. Важность решения данной задачи на уровне педагогической практики подтверждается основными нормативно-правовыми документами: «Стратегией государственной молодёжной поли-
© Воронина Н. К., 2012