№ п/п Сила прямого удара (кгс) Сила бокового удара (кгс) Сила удара бэкфист (кгс)
15 211 262 233
Среднее значение 230,3 278,3 242,7
1) Сила прямого удара рукой составила в среднем 230,3 кгс (2259,2 Н).
2) Сила бокового удара рукой составила в среднем 278,3 кгс (2730,1 Н).
3) Сила удара рукой с разворота (бэкфист) составила в среднем 242,7 кгс (2380,8 Н).
Анализируя средние значения силы ударов (прямого, бокового, с разворота) становится очевидным, что за счет вращения всего корпуса сила удара с разворота выше силы прямого удара (в среднем на 5,4%), 9 из 15 спортсменов пробили удар с разворота сильнее, чем прямой. В сравнении с боковым ударом рукой, сила удара с разворота ниже силы бокового удара (в среднем на 14,6%). Почти все спортсмены пробили боковой удар сильнее, чем удар с разворота (14 из 15 испытуемых). Субъективно испытуемые отметили, что боковой удар, также, как и удар с разворота более амплитудный, что дает возможность бить сильнее.
ВЫВОДЫ
Результаты исследования свидетельствуют, что удар рукой с разворота (бэкфист), обладает скрытым мощным потенциалом. На наш взгляд необходимо включать в тренировочный процесс отработку данного удара, чтоб наряду с ростом вариативности действий в атаке, у спортсменов также тренировалась защита от этого нестандартного удара. Индустрия единоборств не стоит на месте, с ростом физических показателей единоборцев, растет и их технико-тактический арсенал, поэтому необходимо внедрять в учебно-тренировочный процесс новые средства и методы тренировки, а также современные эффективные технические элементы (удары и защиты).
ЛИТЕРАТУРА
1. Гретчин, Р.Н. Оптимизация тренировочного процесса в предсоревновательный период у спортсменов смешанного боевого единоборства ММА / Р.Н. Гретчин, С.О. Цекунов // Современные проблемы физической культуры и спорта : материалы 18 научной конференции. - Хабаровск : [б.и.]. - 2014. - С. 34-37.
REFERENCES
1. Gretchin, R.N. and Tsekunov S.O. (2014), "Optimization of the training process in the pre-contest period for athletes of mixed combat single combat MMA", Modern problems of physical culture and sports: materials of 18 scientific conferences, Khabarovsk, pp. 34-37.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.07.2018
УДК 371.73+612.776.1+796
КОМПЛЕКС ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ
Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Анатольевич Баранцев, доктор педагогических наук, профессор, Марк Максимович Герасимов, научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Елена Васильевна Савушкина, старший преподаватель, Владимир Васильевич Мышъяков, старший преподаватель, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Беларусь, Гродно
Аннотация
На основе данных о факторной информативности различных показателей функционального состояния (ФС) детей 11-12 лет и их экспертной оценки сформирован гетерогенный комплекс
критериев, пригодный для применения в условиях школы. Полученные результаты показали, что предлагаемый диагностический комплекс, может быть использован для реализации оперативного, текущего и этапного контроля ФС школьников рассматриваемой возрастной группы.
Ключевые слова: функциональное состояние, факторная информативность, экспертная оценка, комплекс показателей оперативного, текущего и этапного контроля.
PEDAGOGICAL CONTROL SET FOR SCHOOLCHILDREN'S FUNCTIONAL STATE CONTROL AT THE AGE OF 11-12 YEARS OLD
Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey An-atolyevich Barantsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Mark Maksimovich Gerasimov, the research fellow, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow; Elena Vasilyevna Savushkina, the senior teacher, Vladimir Vasilyevich Myshyakov, the senior teacher, Yanka Kupala State University of Grodno, Belarus
Annotation
Following the data about factorial information of the different indexes of 11-12 aged children's functional state (FS) and their expert mark; it has been worked out the heterogeneous set of criteria suitable to apply at school conditions. The received materials give the evidence that the mean diagnostic set can be used to realize operational, current and staged control of schoolchildren's FS of the observed age group.
Keywords: functional state, factorial information, expert mark, indexes set of operational, current and staged control.
Проблема контроля функционального состояния (ФС) школьников на различных этапах возрастного развития является одной из ключевых для решения актуальных вопросов обучения, воспитания и охраны здоровья детей. Контролируя ФС учащихся можно решать задачи по оптимизации процесса обучения, определению допустимых нагрузок, нормированию режима учебы и отдыха, повышения устойчивости к школьным факторам риска [6, 3, 7, 9].
Во всех случаях контроля ФС организма в комплексе используют различные измерения или тесты. Основными критериями, определяющими возможность включения тех или иных показателей в программу контроля ФС, являются их информативность и надежность [10, 8, 14]. Наряду с этим необходимо, чтобы показатели, используемые в процессе этапного, текущего и оперативного контроля, обеспечивали всестороннюю оценку ФС, соответствовали возрастным и типологическим особенностям обследуемых, целям и задачам конкретного вида контроля.
Сегодня в мировой системе наук о физической культуре, приоритетными являются исследования, направленные на разработку и экспериментальное обоснование специализированных комплексов показателей, пригодных для контроля двигательной подготовленности, физического развития и функциональных возможностей учащихся как важнейших составляющих ФС. Вместе с тем многие вопросы комплексного контроля ФС школьников, особенно, препубертатного и пубертатного возраста в условиях образовательного учреждения по-прежнему остаются малоизученными.
Цель исследования - обосновать комплекс показателей оперативного, текущего и этапного контроля ФС школьников 11-12 лет.
МЕТОДИКА
В исследовании приняли участие школьники 11-12 лет (n=181), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Исследование проходило с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинской декларации.
Моделью когнитивной нагрузки служила работы с буквенными таблицами Анфи-мова. Обследование осуществлялось в состоянии покоя и в двух режимах работы: 1) автотемп; 2) максимальный темп при наличии «угрозы наказания» [7]. По результатам выполнения тестового задания определяли объём работы (А) и коэффициент продуктивности (Q).
Функциональное состояние ЦНС оценивали на основе измерения омега-потенциала (ОП) [3]. Регистрация осуществлялась с поверхности кожи головы с использованием портативной установки для исследования сверхмедленных электрических процессов головного мозга. Состояние системы регуляции физиологических функций оценивали на основе математического анализа сердечного ритма [12]. Определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), среднюю продолжительность RR-интервала (RRNN), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (MxDMn), стресс-индекс (SI). Рассчитывали среднее давление (САД), двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК). На этой основе рассчитывали показатели эффективности деятельности (Q/ЧСС, Q/SI, Q/ДП, A/ЧСС, A/SI, A/ДП) [7]. Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) артериальное давление крови регистрировали в соответствие с рекомендациями ВОЗ. Применяли адекватную возрасту детскую манжету.
Определяли показатели острой заболеваемости [1]: количество заболеваний (КЗ); количество дней временной нетрудоспособности по болезни (КДБ); показатель средней продолжительности одного случая заболеваемости (ПОЗ).
Для определения физической работоспособности регистрировали предельное время работы (ЬВт/кг, иВт/кг) при выполнении «до отказа» нагрузок большой (2 Вт/кг) и субмаксимальной (4 Вт/кг) мощности. По результатам тестирования на основе эргометриче-ской модели Muller рассчитывали величины мощности нагрузок, максимальное время реализации которых составляло 1 (Wi), 40 (W40), 240 (W240), 900 с (W900), коэффициенты, отражающие емкость аэробного (b) и соотношение возможностей аэробного и анаэробно-гликолитического источников (a) [11]. Определяли также функциональные показатели: интенсивность накопления пульсового долга (ИНПД), максимальное потребление кислорода (МПК), мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWC170), ватт-пульс (ВтП), максимальную силу (МС) [4, 11].
Батарея тестов двигательной подготовленности включала: прыжок в длину с места; бег 20 метров с хода; челночный бег 4*9 м; шестиминутный бег; поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за 1 минуту; наклон вперёд. По результатам тестирования рассчитывали общую оценку физической подготовленности (ОФП).
Для определения показателей ФС, пригодных для использования в условиях школы, проводился опрос опытных учителей, психологов, социальных педагогов, преподавателей вузов и научных работников (n=45).
Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием стандартной программы в пакете Statistica. Структура ФС детей изучалась на основе применения факторного анализа - метода главных компонент [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По данным, полученным в результате статистической обработки показателей, ха-растеризующих разные аспекты ФС школьников 11-12 лет, определены следующие факторы: эффективность когнитивной деятельности (фактор I); вегетативная регуляция сердечного ритма (фактор II); физическая работоспособность (фактор III); гемодинамическое обеспечение напряженной когнитивной деятельности (симпатическая - фактор VI и парасимпатическая - фактор V) регуляция; неспецифическая устойчивость организма к простудным заболеваниям (фактор VI) (таблица).
Установлено, что наиболее информативными показателями ФС школьников 11-12 лет, являются: по фактору «эффективность когнитивной деятельности» - А1, А2, А/ДП1, А/ЧСС2, А/ДП2; по фактору «вегетативная регуляция сердечного ритма» - Мо0, Мо1, Мо2, АМо1, MxDMn0; по фактору «физическая работоспособность» - W900, t2Вт/кг, ИНПД2Вт/кг, коэффициент b уравнения Muller, W240; по факторам «гемодинамическое обеспечение когнитивной деятельности» - САД0, САД1, САД2, ДП0, ДП1; по фактору «неспецифическая устойчивость организма к простудным заболеваниям» - количество дней
болезни, количество заболеваний, продолжительность одного случая заболевания.
Полученные результаты послужили основанием для проведения опроса опытных учителей, научных работников, психологов и социальных педагогов. Таблица - Содержание и критерии контроля ФС детей 11-12 лет_
Информативность Форма контроля
Фактор Показатель г уровень оперативный текущий этапный
Эффективность А2, знаки 0,86 высокий + + +++
когнитивной дея- А1, знаки 0,85 высокий +++ +++ +++
тельности А/ДП1 0,85 высокий - + +++
А/ЧСС2 0,85 высокий - + +++
А/ДП2 0,85 высокий - + +++
Вегетативная ре- Мо1, с 0,78 высокий - - +++
гуляция (сердеч- АМо1, % 0,77 высокий - - +++
ный ритм) Моо, с 0,73 высокий +++ + +++
Мо2, с 0,72 высокий + ++ +++
МхБМпо, с 0,70 высокий - - +++
Физическая ра- W900, Вт/кг 0,70 высокий - - +++
ботоспособность 12, с 0,69 высокий - - +++
ИНПД2Вт/кг, уд/с 0,67 высокий + + +++
Коэффициент «Ь», отн. ед. 0,66 высокий - - +++
W240, Вт/кг 0,61 высокий - - +++
Гемодинамиче- САД1, мм рт.ст. 0,88 высокий + ++ +
ское обеспечение САД0, мм рт.ст. 0,86 высокий +++ ++ +
когнитивной дея- ДПо, отн. ед. 0,84 высокий +++ ++ +
тельности САД2, мм рт.ст. 0,84 высокий + ++ +
ДП1, отн. ед. 0,84 высокий + +++ +++
Неспецифиче- Количество дней болезни 0,93 высокий - - +++
ская устойчи- Количество заболеваний 0,87 высокий - - +++
вость организма Продолжительность одного заболевания 0,73 высокий - - +++
Примечание: Индексы 0, 1, 2 - показатели ФС в покое, при информационной нагрузке в авто- и максимальном темпе, соответственно._
Участникам опроса сообщалась информация о каждом из рассматриваемых показателей ФС, а затем им предлагалось из числа выделенных параметров, характеризующихся высокой факторной информативностью, выбрать критерии, пригодные для реализации оперативного, текущего и этапного контроля ФС.
Респонденты отметили возможность применения рассматриваемых показателей в качестве критериев комплексного контроля ФС школьников 11-12 лет в условиях образовательного учреждения. В состав комплекса показателей оперативного контроля вошли: А1, А2, Моо, САДо, САД1, САД2, ДПо, ДП1 (таблица). В состав комплекса показателей текущего контроля вошли: А1, А2, А/ДП1, А/ДП2, А/ЧСС2, Моо, САДо, САД1, САД2, ДПо, ДПЬ ИНПД2Вт/кг (таблица). В состав комплекса показателей этапного контроля вошли: А1, А2, Моо, Мо1, Мо2, АМо1, МхБМпо, САДо, САД1, САД2, ДПо, ДПЬ А/ДП1, А/ДП2, А/ЧСС2, ИНПД2Вт/кг, коэффициент Ь уравнения Ми11ег, 12Вт/кг, W9оо, ^^24о, количество дней болезни, количество заболеваний (таблица). Материалах исследования свидетельствую о том, что отобранные в комплекс для диагностики ФС детей 11-12 лет показатели, обладают высокой факторной и содержательной информативностью.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что работы, в которых обосновываются методы комплексного контроля ФС здоровых школьников, крайне немногочисленны. В практике контроля ФС школьников обычно используются комплексы тестов физической подготовленности [11, 13, 9]. Исследования других аспектов ФС в естественных условиях учебного процесса, как правило, не проводятся. В значительной степени это связано с отсутствием обоснованных комплексов методик контроля ФС школьников разного возраста, включающих минимальное число простейших, но добротных
показателей, пригодных для использования непосредственно в ходе учебного процесса.
Имеются публикации авторов настоящей статьи, посвященные комплексному контролю ФС детей 7-8 и 9-10 лет [9, 5]. Установлено, что сформированные на основе данных о факторной информативности отдельных физиологических, психологических, поведенческих и педагогических показателей диагностические комплексы, пригодны для педагогической диагностики ФС в условиях образовательного учреждения. Применение этих комплексов в ходе педагогического контроля ФС, показало их высокую эффективность. Необходимо отметить, что результаты, полученные на контингентах детей 7-8 и 9-10 лет, имеют высокую степень сходства с данными, полученными в настоящей работе в отношении школьников 11-12 лет. Это касается и факторной структуры, и наиболее информативных показателей ФС, относящихся к выделенным факторам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе данных о факторной информативности различных показателей функционального состояния детей 11-12 лет и их экспертной оценки сформирован гетерогенный комплекс критериев, пригодный для применения в условиях школы. Этот диагностический комплекс включает критерии оценки эффективности когнитивной деятельности, показатели вегетативной регуляции сердечного ритма и гемодинамики, физической работоспособности и острой заболеваемости. Полученные результаты показали, что предлагаемый диагностический комплекс, может быть использован для реализации оперативного, текущего и этапного контроля ФС школьников рассматриваемой возрастной группы в процессе физического воспитания.
Работа поддержана грантом РФФИ (№17-06-00159а).
ЛИТЕРАТУРА
1. Гигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской, А.Г. Сухарева. - М. : Медицина, 1986. - 496 с.
2. Иберла, К. Факторный анализ : пер. с нем / К. Иберла. - М. : Статистика, 1980. - 398 с.
3. Илюхина, В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека / В.А. Илюхина. - СПб. : Изд-во Н-Л, 2010. - 368 с.
4. Карпман, В. Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерков-ский, И.А. Гудков. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
5. Комплекс показателей педагогического контроля функционального состояния школьников 9-10 лет / М.Б. Чернова, С.А. Баранцев, А.А. Герасимова, В.В. Мышьяков, Е.В. Савушкина // Новые исследования. - 2017. - №3. - С. 70-78.
6. Криволапчук, И. А. Психофизиологическая характеристика функционального состояния подростков на разных стадиях полового созревания в условиях информационной нагрузки / И. А. Криволапчук, В.К. Сухецкий // Физиология человека. - 2005.- Т. 31. - № 6. - С.13-25.
7. Криволапчук, И. А. Разработка модели тестовых нагрузок для изучения стрессовой реактивности подростков / И.А. Криволапчук, М.Б Чернова // Новые исследования. - 2010. - № 3 (24). -С.25-37.
8. Леонова, А.Б. Психическая надежность профессионала и современные технологии управления стрессом / А.Б. Леонова // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -2007. - № 3. - С. 69-81.
9. Обоснование комплекса показателей диагностики функционального состояния учащихся в начальный период адаптации к образовательной среде/ И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова, А.А. Герасимова, С.А. Баранцев, В.В. Мышьяков // Новые исследования. - 2016. - № 3. - С. 10-18.
10. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Общая теория и ее практическое приложения. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.
11. Сонькин, В. Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе/ В. Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 368 с.
12. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов/ Н.И. Шлык. - Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.
13. Kenney, W.L. Physiology of Sport and Exercise / W.L. Kenney, J. Wilmore, D. Costill. - Published by Champaign, IL; Human Kinetics, 2015. - 640 p.
14. Zaporozhanov, V.A. Empiric reliability of diagnostic and prognostic assessments of physical condition of children, practicing spoors / V.A Zaporozhanov, T. Borachinski // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2012. - No. 11. - pp. 38-42.
REFERENCES
1. Ed. Serdyukovskoy, G.N. and Sukhareva, A.G. (1986), Hygiene of children and adolescents, Meditsina, Moscow.
2. Iberla, K. (1980), Factor analysis, Statistika, Moscow.
3. Ilyukhina, V.A. (2010), Psychophysiology of functional states and cognitive activity of a healthy and sick person, Publishing House of N-L, St. Petersburg.
4. Karpman, V.L., Belotserkovskiy, Z.B. and Gudkov, I.A. (1988), Testing in sports medicine, Physical culture and sports, Moscow.
5. Chernova, M.B., Barantsev, S.A., Gerasimova, A.A., Myshchyakov, V.V. and Savushkina, E.V. (2017), "Complex indicators pedagogical control of the functional state of schoolchildren 9-10 years", Novye issledovaniya, No 3, pp. 70-78.
6. Krivolapchuk, I.A. and Sukhetskiy, V.K. (2005), "Psychophysiological characteristics of the functional state of adolescents at different stages of puberty under conditions of information load", Fizi-ologiya cheloveka, Vol. 31, No. 6, pp. 13-25.
7. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2010), "Development of a model of test loads for studying the stress reactivity of adolescents)", Novye issledovaniya, No. 3, pp. 25-37.
8. Leonova, A.B. (2007), "Psychical Reliability of a Professional and Modern Technologies of Stress Management", VestnikMGU. Ser. 14. Psychology, No 3, pp. 69-81.
9. Krivolapchuk, I.A., Chernova, M.B., Gerasimova, A.A., Barantsev, S.A. and Myshchyakov, V.V. (2016), "Substantiation of a set of indicators for diagnosing the functional state of students in the initial period of adaptation to the educational environment", Novye issledovaniya, No. 3, pp. 10-18.
10. Platonov, V.N. (2005), Fundamentals of management in the system of training athletes, System of training athletes in the Olympic sport: General theory and its practical applications, Soviet sport, Moscow.
11. Sonkin, V.D. and Tambovtseva, R.V. (2011), Development of muscular energy and working capacity in ontogenesis, Knizhnyy dom "LIBROKOM", Moscow.
12. Shlyk, N.I. (2009), Heart rhythm and type of regulation in children, adolescents and athletes, publishing house Udmurt university, Izhevsk.
13. Kenney, W.L., Wilmore, J. and Costill, D. (2015), Physiology ofSport and Exercise, Published by Champaign, IL; Human Kinetics.
14. Zaporozhanov, V.A, Borachinski, T. (2012), "Empiric reliability of diagnostic and prognostic assessments of physical condition of children, practicing spoors", Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, No 11, pp. 38-42.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.07.2018
УДК 378.046.4
ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ «ТРЕНЕР»
Олег Анатольевич Чурганов, доктор педагогических наук, профессор, начальник центра мониторинга, анализа и стратегического развития высшего и дополнительного профессионального образования СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Андрей Александрович Калмыков, старший преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, заведующий сектором физической культуры и спорта, Северо-Западный институт управления,
Санкт-Петербург
Аннотация
Высокие требования к профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта обязывают создавать инновационные системы образования базируясь на