занятий за счет целенаправленного включения упражнений национальных видов спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлыков, В. Д. Методика физического воспитания школьников Республики Калмыкия на основе мониторинга их физического развития и физической подготовленности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бурлыков В. Д. - Волгоград, 2006. - 24 с.
2. Калдариков, Э.Н. Перспективные направления развития физической культуры и спорта в Республике Калмыкия / Э.Н. Калдариков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 10 (92). - С. 65-69.
3. Кудинова, В.А. Модели управления качеством физкультурно-спортивной деятельности в субъектах Российской федерации (на примере Волгоградской области) / В.А. Кудинова. -Волгоград : Из-во Волгоград. гос. сельхоз. академия, 2012. - 255 с.
4. Филиппов, Н. Н. Модель организации физкультурно-оздоровительной работы с населением в Республике Беларусь в новых социально-экономических условиях / Н.Н. Филиппов // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4-6. - С. 55-57.
5. Шевригин, В.К. Современные тенденции в развитии физической культуры и спорта в Белгородской области / В.К. Шевригин, Ф.И. Собянин // Физическая культура в XXI веке: состояние и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород : Логия, 2004. - С. 63-67.
REFERENCES
1. Burlykov, V.D. (2006), Methods ofphysical education in schools of the Republic of Kalmykia on the basis of monitoring of their physical development and physical preparedness, dissertation, Volgograd.
2. Kaldarikov, E.N. (2012), "Perspective directions of development of physical culture and sports in the Republic of Kalmykia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 65-69.
3. Kudinova, V.A. (2012), Models of quality management of sports and sports activities in the Russian Federation (on the example of the Volgograd region), publishing house "VGSKHA", Volgograd.
4. Filippov, N.N. (2004), "Model of organizing sports and recreation activities with the population of the Republic of Belarus in the new socio-economic conditions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 4-6, pp. 55-57.
5. Shevrigin, V.K. and Sobyanin, F.I. (2004), "Modern trends in the development of physical culture and sports in the Belgorod region", Physical culture in the twenty-first century: status and prospects of development, material Intern. scientific and practical. conf., publishing house "Logia", Belgorod, pp. 63-67.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.03.2015.
УДК 796.011
ФАКТОРНАЯ ИНФОРМАТИВНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ
7-8 ЛЕТ
Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией,
Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва
Аннотация
В работе определены факторы, характеризующие структуру физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников 7-8 лет во всем доступном диапазоне нагрузок. К ним относятся общая работоспособность (фактор I), анаэробная гликолитическая работоспособность (фактор II); аэробная емкость (фактор III); аэробная мощность (фактор IV); анаэробная алак-татная работоспособность (фактор V). На этой основе выделены группы гомогенных тестов, предназначенных для оценки различных аспектов физической работоспособности и двигательной под-
готовленности школьников 7-8 лет, и определена факторная информативность каждого из них.
Ключевые слова: физическая работоспособность, двигательная подготовленность, факторная структура, информативность теста.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p49-55
FACTORIAL INFORMATIVITY OF THE INDICATORS OF PHYSICAL WORKING
CAPACITY AND MOTOR READINESS OF CHILDREN AGED 7-8 YEARS
Igor Allerovich Krivolapch.uk, the doctor of biological sciences, head of laboratory,
Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow
Annotation
Factors characterizing the structure of 7-8 aged schoolchildren's physical working capability and motor readiness at all available ranges of loads are determined in the research. The common working capability (factor I), anaerobic glycolytic capacity (factor II); aerobic value (factor III), aerobic power (factor IV); anaerobic alactant working capability (factor V) are referred to them. Hereon, it was stated out the factorial informativity of physical working capability indexes and motor readiness in different zones of the relative power
Keywords: physical working capability, motor readiness, factorial structure, informativity of tests.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что для всестороннего описания физической работоспособности и двигательной подготовленности детей необходим комплекс тестов, позволяющий оценить различные стороны их физического состояния [2; 6; 10]. Сегодня существует огромное количество таких тестов, в связи с чем, возникает задача выбора из их числа наиболее информативных. Такая ситуация типична для физического воспитания школьников и массовой физической культуры, где нет единичного критерия оценки информативности различных тестов. В подобных случаях для определения эмпирической информативности тестов, используют подход, базирующийся на применении методологии факторного анализа. Реализация данного подхода позволяет выделить группу тестов, имеющих общую качественную основу и определить их информативность в этой группе [4; 5; 7].
Сегодня возникает необходимость изучения факторной структуры физического состояния детей в различные возрастные периоды и определения с учетом выделенных факторов информативности отдельных функциональных, эргометрических и моторных тестов. В свою очередь, использование наиболее информативных тестов, даст возможность получать объективную информацию о различных сторонах физической работоспособности и двигательной подготовленности детей разного возраста.
Цель исследования - выявить факторную структуру физической работоспособности и двигательной подготовленности детей 7-8 лет и определить информативные показатели для диагностики различных аспектов их физического состояния.
МЕТОДИКА
В исследовании приняли участие дети 7-8 лет (n=120), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Работа проводилась в соответствие с требованиями Хельсинской декларации.
В процессе исследования использовали батарею функциональных и эргометриче-ских тестов оценки физической работоспособности. Определяли максимальное потребление кислорода (МПК) [3], интенсивность накопления пульсового долга (ИНПД) [6], ватт-пульс (ВтП), мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWC170) [3], максимальную силу (МС) и предельное время работы (T2, T4) при выполнении «до отказа» нагрузок мощностью 2 и 4Вт/кг. На основе уравнения Muller по данным выполнения работы «до отказа» определялись величины мощности нагрузок, максимальное время реализации
которых составляло 1 40 ^40), 240 ^240), 400 ^400), 900 с ^900), коэффициенты, отражающие емкость аэробного (Ь) и соотношение возможностей аэробного и анаэробно-гликолитического источников (а) [6]. Комплекс контрольных упражнений состоял из показателей, характеризующих уровень развития кондиционных физических качеств: 1) бег 20 метров с хода; 2) прыжок в длину с места; 3) челночный бег 4*9 м; 4) шестиминутный бег; 5) поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за 1 минуту (ПТ); 6) наклон вперёд. По результатам тестирования определяли общую оценку физической подготовленности (ОФП).
Обработка данных осуществлялась с использованием стандартной программы в пакете 8ш1811еа. Для выявления ведущих факторов, характеризующих структуру взаимосвязей различных показателей ФС детей, применялся факторный анализ - метод главных компонент с последующим вращением референтных осей по Варимакс-критерию. В целях получения воспроизводимых результатов факторного анализа обследовалась выборка испытуемых по объёму, значительно превышающая количество изучаемых переменных.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для выделения факторов, определяющих физическую работоспособность и двигательную подготовленность детей 7-8 лет, и отбора информативных показателей оценки их физического состояния использовали факторный анализ. В процессе факторного анализа выделено 5 значимых факторов, суммарный вклад которых в обобщенную дисперсию выборки превысил 77%. Факторные нагрузки, отражающие степень корреляции используемых показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности с выделенными факторами в целом характеризовались сильной (г=0,99^0,7) и средней (г=0,69^05) степенями статистической связи. В фактор I, вклад которого в обобщенную дисперсию переменных составил 32%, выделились 8 показателей, характеризующих различные аспекты физической работоспособности (рис. 1.).
сила взаимосвязи о 1 2 3 Общая работоспособность
/ / / У г □ Фактор . * / * /
Рис. 1. Фактор общей работоспособности детей 7-8 лет
Примечание. 3 - сильная статистическая взаимосвязь показателя с фактором (г=0,99^0,70); 2 - средняя статистическая взаимосвязь (г=0,69-^0,50); 1 - слабая статистическая взаимосвязь (г=0,49-^0,30).
Сильной степенью корреляции с этим фактором связаны следующие переменные: PWC170, ВтП, МПК, "^40, ОФП, ИНПД после нагрузок максимальной и субмаксимальной мощности, результаты шестиминутного бега, прыжка в длину с места и бега 20 м. Учитывая содержание показателей, связанных с анализируемым фактором, он идентифицирован как общая работоспособность.
Фактор II (18% дисперсии) объединил предельное время удержания «до отказа» нагрузки мощностью 4Вт/кг (Т2), показатель мощности работы, максимальное время выполнения которой составляет 40 с ^40), коэффициент А уравнения Ми11ег, ИНПД4Вт/кг и
поднимание туловища за 1 минуту (ПТ). Данный фактор интерпретирован как анаэробная гликолитическая работоспособность (рис. 2).
Анаэробная гликолитическая работоспособность
«7
Т2, с
W40, Вт/кг
А, отн.ед. □ Фактор II
ПТ, раз
ИНПД4Вт/кг, уд/с
3
0
Рис. 2. Фактор анаэробной гликолитической работоспособности детей 7-8 лет
Примечание. Обозначения такие же, как и на рис. 1.
В фактор III вошли различные показатели аэробной производительности организма (рис. 3). Его вклад в обобщенную дисперсию выборки составил 12%. Сильной степенью корреляции с этим фактором связаны следующие переменные: Ть ИНПД2Вт/кг, W240, W900, коэффициенты a и b уравнения Muller. Исходя из содержания переменных, включенных в состав данного фактора, определяем его как аэробную емкость.
Аэробная емкость
В 1
B, отн.ед W900, Вт/кг А, отн.ед.
Т1, с
□ Фактор III
ИНПД2Вт/кг, W240, Вт/кг уд/с
3
2
0
Рис. 3. Фактор аэробной емкости у детей 7-8 лет
Примечание. Обозначения такие же, как и на рис. 1.
Фактор IV (9% дисперсии) объединил 5 переменных, характеризующих максимальные возможности кардиореспираторной системы. Это относительные и абсолютные значения МПК и PWC17o, а также относительная величина ВтП (рис. 4). Содержание показателей выделившихся в данном факторе и величина их факторных нагрузок дают основание интерпретировать его как аэробную мощность.
В фактор V выделилась группа показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности, характеризующих главным образом возможности анаэробного алактатного механизма энергообеспечения. Всего в него вошли 4 переменные: показатель максимальной силы (МС) и максимальной мощности нагрузки, а также интенсивность накопления пульсового долга после нагрузок максимальной (ИНПДизх) и субмаксимальной (ИНПД4Вт/кг) мощности (рис. 5). Учитывая содержание показателей,
коррелирующих с анализируемым фактором, он идентифицирован как анаэробная алак-татная работоспособность.
Аэробная мощность
я 2
PWC170, кгм/мин/ кг
PWC170, кгм/мин
МПК, л/мин/кг ВтП, кгм/уд *кг МПК, л/мин
□ Фактор IV
3
0
Рис. 4. Фактор аэробной мощности у детей 7-8 лет
Примечание. Обозначения такие же, как и на рис. 1.
Анаэробная алактатная работоспособность
1
МС, кг
W1, Вт/кг
ИНПДмах, уд/с ИНПД4Вт/кг, уд/с
□ Фактор V
3
2
0
Рис. 5. Фактор анаэробной алактатной работоспособности у детей 7-8 лет
Примечание. Обозначения такие же, как и на рис. 1.
Таким образом, в структуре физической работоспособности детей 7-8 лет выделились 5 основных факторов. По величине вклада в обобщенную дисперсию факторы расположились в следующем порядке: 1 - фактор общей работоспособности; 2 - фактор анаэробной гликолитической работоспособности; 3 - фактор аэробной емкости; 4 - фактор аэробной мощности; 5 - фактор анаэробной алактатной работоспособности. Необходимо отметить, что аналогичные факторы выделены нами в структуре физической работоспособности и двигательной подготовленности детей 5-6 лет [4; 9].
Факторная информативность используемых тестов физической работоспособности и двигательной подготовленности детей 7-8 лет, представлена в таблице 1.
Видно, что наиболее валидными показателями среди отобранных оказались по первому фактору - ВтП (абсолютное значение), прыжок в длину, общая оценка ФП, по второму - Т2, W40, коэффициент А уравнения Ми11ег, по третьему - коэффициент В уравнения Ми11ег, Ть по четвертому - относительные значения PWCl70, МПК, ВтП, по пятому - МС, W1, ИНПДмах.
Важно подчеркнуть, что выделенные факторы могут быть соотнесены с зонами относительной мощности. Факторы аэробной работоспособности характеризуют физиче-
ские возможности организма при работе в зоне большой и умеренной мощности. Фактор анаэробной гликолитической работоспособности отражает способность к выполнению работы в зоне субмаксимальной мощности. И, наконец, фактор анаэробной алактатной работоспособности определяет двигательные возможности, связанные с выполнением работы максимальной мощности. Полученные данные подтверждают представление о том, что биоэнергетические способности являются важнейшим аспектом, определяющим физическую работоспособность человека и уровень развития кондиционных двигательных способностей [2; 1; 6; 8].
Таблица 1
Факторная информативность показателей физической работоспособности
и двигательной подготовленности
Фактор Тест Коэффициент
Анаэробная алактатная работоспособность (зона максимальной мощности) МС, кг 0,829
Wl, Вт/кг 0,661
ИНПД мах, уд/с -0,652
Анаэробная гликолитическая работоспособность (зона субмаксимальной мощности) Т2, с 0,918
^^40, Вт/кг 0,904
Коэффициент А уравнения Ми11ег, отн. ед. 0,513
Аэробная мощность (зона большой мощности) PWC170, кгм/мин/ кг 0,903
МПК, л/мин/кг 0,760
ВтП, кгм/удхкг 0,724
Аэробная емкость (зона умеренной мощности) Коэффициент В уравнения Ми11ег, отн. ед. 0,935
W900, Вт/кг 0,793
Т1, с 0,769
Общая работоспособность ВтП, кгм/уд 0,912
Прыжок в длину, см 0,897
Общая оценка ФП, балл 0,866
ВЫВОДЫ
Анализ показателей физического состояния детей 7-8 лет позволил выявить наиболее значимые факторы, определяющие структуру их физической работоспособности и двигательной подготовленности во всем доступном диапазоне нагрузок. К ним относятся общая работоспособность (фактор I), анаэробная гликолитическая работоспособность (фактор II); аэробная емкость (фактор III); аэробная мощность (фактор IV); анаэробная алактатная работоспособность (фактор V). На этой основе выделены группы гомогенных тестов, предназначенных для оценки различных аспектов физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников 7-8 лет, и определена факторная информативность каждого из них.
Работа поддержана РГНФ (грант № 15-06-18014е).
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоцерковский, З.Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов / З.Б. Белоцерковский. - М. : Советский спорт, 2009. - 348 с.
2. Биохимия мышечной деятельности / Н.И. Волков, А.А. Осипенко, Э.Н. Несен, С.Н. Корсун. - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 503 с.
3. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
4. Криволапчук, И.А. Энергообеспечение мышечной деятельности детей 5-6 лет и комплексная оценка физической работоспособности / И.А. Криволапчук // Физиология человека. -2009. - Т. 35. - № 1. - С. 76-87.
5. Пирогова, Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. - Киев : Здоровье, 1986. - 152 с.
6. Сонькин, В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе /
В. Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. - М. : Книжный дом «Либроком», 2011. - 368 с.
7. Спортивная метрология / под ред. В.М. Зациорского. - М. : Физкультура и спорт, 1982.
- 256 с.
8. Kenney, W.L. Physiology of Sport and Exercise / W.L. Kenney, J. Wilmore, D. Costill. -Published by Champaign, IL; Human Kinetics, 2011. - 640 p.
9. Krivolapchuk, I. A. Peculiarities of preschool aged boys' and girls' physical state / I.A. Krivolapchuk // Medicina dello Sport. - 2014. - 67 (2). - Р. 241-250.
10. Ruiz, J.R. ALPHA-fitness test battery: health-related field-based fitness tests assessment in children and adolescents / J.R Ruiz, V. España Romero, J. Castro Piñero // Nutr Hosp. - 2011. - V. 26 (6).
- P. 1210-1214.
REFERENCES
1. Belocerkovskij, Z. B. (2009), Ergometric and cardiac criteria of physical performance in athletes, Sovetskij sport, Moscow.
2. Volkov, N. I., Osipenko A. A., Nesen E. N. and, Korsun, S. N. (2000), Biochemistry of muscular activity, Olympic Literature, Kiev.
3. Karpman, V.L., Belotserkovskii, Z.B. and Gudkov I.A. (1988), Testing in Sport Medicine, Fizkultura i Sport), Moscow.
4. Krivolapchuk, I.A. (2009), "Energy Supply of Muscular Activity of Five- to Six-Year-Old Children and Complex Assessment of Physical Working Capacity", Hum. Physiol., Vol. 35, No. 2, pp. 197-207.
5. Pirogova, E.A., Ivashchenko, L.I. and Strapko N.P (1986), Effect of exercise on performance and health, Health, Kiev.
6. Sonkin, V.D. and Tambovtseva, R.V. (2011), Development of muscular energetic and working capability at ontogenesis, Knizhnii dom "Librokom", Moscow.
7. Ed. Zatsiorsky, V.M. (1982), Sport metrology, Fizkultura i Sport, Moscow.
8. Kenney, W.L., Wilmore J. and, Costill D. (2011), Physiology of Sport and Exercise, Published by Champaign, IL; Human Kinetics.
9. Krivolapchuk, I. A. (2014), "Peculiarities of preschool aged boys' and girls' physical state", Medicine dello Sport, 67(2), 241-250.
10. Ruiz, J.R., España, Romero, V. and Castro Piñero, J. (2011), "ALPHA-fitness test battery: health-related field-based fitness tests assessment in children and adolescents", Nutr Hosp, V. 26 (6), - pp. 1210-1214.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.03.2015.
УДК 796.011.3
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Ирина Валерьевна Кулькова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры, Московский городской педагогический университет, г. Москва
Аннотация
В статье на основе теоретического анализа оздоровительных средств физического воспитания, рекомендованных к применению при нарушениях слухового или зрительного анализатора у детей младшего школьного возраста, разработаны и внедрены в практику эффективные средства физического воспитания обучающихся 8-10 лет специальных образовательных учреждений II и IV вида, с целью повышения их физической подготовленности. Установлено, что создание специальных условий для оздоровительно-коррекционной работы, путем повышения двигательной активности с учетом избирательных средств и форм физкультурно-спортивной деятельности (физкультминуток на зрительных тренажерах, танцевальной гимнастики и оздоровительной аэробики в вариативной часть физкультурных занятий, плавания и т.п.), способствует положительной динамике развитии физических качеств силы, быстроты, гибкости и проявления координационных способно-