324.
33. Hof, A.L., Gazendam, M.G. and Sinke, W.E. (2005), "The condition for dynamic stability", Journal of Biomechanics, Vol. 38, No. 1, pp.1-8.
34. Hrysomallis, C. (2011), "Balance ability and athletic performance", Sports Medicine, Vol. 41, Is. 3, pp. 221-232.
35. Karimi, M.T. and Solomonidis, S. (2011), "The relationship between parameters of static and dynamic stability tests", Journal of Research in Medical Sciences, Vol. 16, No. 4, pp.530-535.
36. Steinberg, N., Eliakim, A., Zaav, A., Pantanowitz, M., Halumi, M., Eisenstein, T., Meckel, Yo. and Nemet, D. (2016), "Postural balance following aerobic fatigue tests: A longitudinal study among young athletes", Journal of Motor Behavior, Vol. 48, Is. 4, pp. 332-340.
37. Staniszewski, M., Zybko, P. and Wiszomirska, I. (2016) "Influence of a nine-day alpine ski training programme on the postural stability of people with different levels of skills", Biomedical Human Kinetics, Vol. 8, No. 1, pp. 24-31.
38. Kibele, A., Granacher, U., Muehlbauer, T. and Behm, D.G. (2015) "Stable, unstable and met-astable states of equilibrium: Definitions and applications to human movement", Journal of Sports Science and Medicine, Vol. 14, No. 4, pp. 885-887.
39. Wojtyczek, B., Paslawska, M. and Raschner, C. (2014) "Changes in the balance performance of polish recreational skiers after seven days of alpine skiing", Journal of Human Kinetics, Vol.44, No.1, pp.29-40.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.08.2016
УДК 612.776.1+796
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА И ИНФОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7-8 ЛЕТ
Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Анастасия Альлеровна Герасимова, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва
Аннотация
В исследовании идентифицированы шесть независимых факторов, определяющих функциональное состояние (ФС) организма школьников 7-8 лет (n=250). По каждому из них выявлены наиболее информативные показатели, пригодные для диагностики ФС детей в начальный период адаптации к образовательной среде. В структуре ФС идентифицированы два независимых фактора, характеризующих емкость и мощность системы энергетического обеспечения мышечной деятельности. Наличие значимой связи показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности детей с показателями острой заболеваемости, дает основание полагать, что с помощью специальных программ занятий физическими упражнениями можно оказывать целенаправленное воздействие на неспецифическую устойчивость их организма.
Ключевые слова: школьники 7-8 лет, функциональное состояние, факторная структура, информативные показатели, физическая работоспособность, острая заболеваемость.
FACTORIAL STRUCTURE AND INFORMATIVE VALUES OF 7-8 AGED SCHOOLCHILDREN'S FUNCTIONAL STATE
Igor Allerovich Krivolapch.uk, the doctor of biological sciences, head of laboratory, Anastasia Allerovna Gerasimova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow
Annotation
During the research six independent factors determining 7-8 aged (n =250) schoolchildren's organism's functional state were identified. According to each of them, the most informative values suitable for
children's FS diagnostics at the initial period of adaptation to the educational environment were found out. In the FS structure, two independent factors characterizing the capacity and power of energy supply system of muscle activity were identified. The presence of significant relation of physical working capability values and motor readiness of the children with sharp sickness rate values gives the opportunity to consider that special physical exercises lessons programs can cause the task-oriented influence on the nonspecific inalterability of their organism.
Keywords: 7-8 aged schoolchildren, functional state, factorial structure, informative values, physical working capability, sharp sickness rate.
ВВЕДЕНИЕ
Функциональное состояние (ФС) человека является интегральным показателем приспособительных возможностей организма, отражающим упорядоченное взаимодействие его физиологических, биохимических, психологических и поведенческих компонентов для достижения полезного приспособительного результата [11, 12, 5]. В оздоровительной физической культуре, педагогике и смежных с ними областях научного знания, одной из важнейших является проблема диагностики, предупреждения и эффективной коррекции неблагоприятных функциональных состояний (ФС), возникающих в начальный период адаптации к образовательной среде [3, 9, 14, 1, 19, 17]. Данная проблема, несмотря на ее теоретическую и практическую значимость, а также многолетнюю историю изучения, по-прежнему, остается малоисследованной. Дело в том, что оценка ФС в школе имеет свою специфику и, поэтому, требует такого инструментария, который был бы прост и удобен в употреблении, а также позволял достаточно быстро получать информацию о состоянии учащегося. Существует большое разнообразие методов диагностики ФС, однако все они обладают различными возможностями в плане контроля ФС. Поэтому одной из задач, которую должна решить педагогическая диагностика в школе, является определение наиболее информативных и надежных методов изучения ФС. Цель исследования - изучить факторную структуру ФС и выявить информативные показатели его оценки у детей 7-8 лет.
МЕТОДИКА
В исследовании приняли участие дети 7-8 лет (n=250), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Испытуемые не имели каких-либо противопоказаний для выполнения тестовых нагрузок, не употребляли лекарств и продуктов, содержащих кофеин. Исследование проходило в соответствии требованиями Хельсинской декларации.
Функциональное состояние ЦНС анализировали на основе регистрации омега-потенциала (ОП) [6]. Регистрация осуществлялась с поверхности кожи головы с использованием портативной установки для исследования сверхмедленных электрических процессов головного мозга. В состоянии покоя на основании начальных значений омега-потенциала оценивали уровень активного бодрствования [6]. Определяли знак и величину омега-потенциала после выхода на плато и его изменения в условиях тестовых нагрузок.
Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) артериальное давление крови регистрировали в соответствие с рекомендациями ВОЗ. Применяли адекватную возрасту детскую манжету. Рассчитывали среднее давление (САД), двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК).
Для оценки степени напряженности регуляторных систем использовали математический анализ сердечного ритма [20]. Реализация метода осуществлялась при помощи автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Определяли среднюю продолжительность RR-интервала (RRNN), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (MxDMn), стресс-индекс (SI). Частота сердечных сокращений (ЧСС) рассчитывалась по 6-секундным отрезкам записи.
В качестве модели когнитивной нагрузки использовали работу с буквенными таблицами Анфимова. Обследование осуществлялось в состоянии покоя и в двух режимах работы: 1) автотемп; 2) максимальный темп при наличии «угрозы наказания». Перед выполнением первого задания испытуемым сообщалось, что они должны работать в удобном для себя темпе, а перед реализацией второго - им давалась инструкция, содержащая требование безошибочно работать с максимально возможной скоростью. По результатам выполнения тестового задания рассчитывали объём работы (А) и коэффициент продуктивности (Q). Эффективность деятельности оценивали на основании соотнесения результативности работы с величиной вегетативных сдвигов при её выполнении. Для этого определяли такие показатели как Q/ЧСС, Q/SI, Q/ДП, A/ЧСС, A/SI, A/ДП. Умственная работоспособность оценивалась также в условиях образовательного учреждения до (Адо, и после (Апосле, Q^^) занятий в среду по традиционной методике [13].
В процессе исследования использовали методики, пригодные для обследования энергетического обеспечения мышечной деятельности и физической работоспособности детей. Регистрировали предельное время работы (^Вт/кг, 14Вт/кг) при выполнении «до отказа» нагрузок большой (2 Вт/кг) и субмаксимальной (4 Вт/кг) мощности. По результатам тестирования на основе эргометрической модели Muller рассчитывали величины мощности нагрузок, максимальное время реализации которых составляло 1 (W1), 40 (W40), 240 (W240), 400 (W400), 900 (W900), коэффициенты, отражающие емкость аэробного (b) и соотношение возможностей аэробного и анаэробно-гликолитического источников (a) [8, 16]. Определяли также функциональные показатели: интенсивность накопления пульсового долга (ИНПД), максимальное потребление кислорода (МПК), мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWCi70) [7], ватт-пульс (ВтП), максимальную силу (МС).
Комплекс контрольных упражнений состоял из тестов, характеризующих уровень развития кондиционных физических качеств: 1) бег 20 метров с хода; 2) прыжок в длину с места; 3) челночный бег 4*9 м; 4) шестиминутный бег; 5) поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за 1 минуту; 6) наклон вперёд. По результатам тестирования определяли общую оценку физической подготовленности (ОФП).
Рассчитывали показатели, характеризующие заболеваемость детей с временной утратой работоспособности [4]: количество заболеваний (КЗ); количество дней временной нетрудоспособности по болезни (КДБ); показатель средней продолжительности одного случая заболеваемости (ПОЗ).
Для выявления ведущих факторов, характеризующих структуру взаимосвязей различных показателей ФС детей, применяли факторный анализ - метод главных компонент с последующим вращением референтных осей по Варимакс-критерию. В целях получения воспроизводимых результатов факторного анализа обследовалась выборка испытуемых по объёму, значительно превышающая количество изучаемых переменных.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На основе использования факторного анализа определены шесть ортогональных факторов, характеризующих ФС детей 7-8 лет. Вклад этих факторов в общую дисперсию выборки превышал 55% (таблица). В фактор I (17,0% дисперсии) вошли 30 переменных, характеризующих симпатическую и парасимпатическую регуляции физиологических функций (см. таблицу). С данным фактором отрицательно коррелировали величины Мо0, Мо1, Мо2, MxDMno, MxDMn1, MxDMn2, А^1ь А2М2, Q1/SI1, Q2/SI2 и положительно ОП0, ОП1, ЧСС0, ЧСС1, ЧСС2, ДП0, ДП1, ДП2, АМо0, АМо1, АМо2, SI1, SI2, SI3, СД0, СД1, СД2, ВИК0, ВИК1, ВИК2. Наиболее высокие весовые нагрузки по данному фактору имели ЧСС1 (r=0,83), ЧСС2 (r=0,81), Мо0 (r=-0,82), Мо1 (r=-0,83). Исходя из физиологического содержания показателей, вошедших в данный фактор, и величин весовых коэффициентов, он рассматривается как вегетативная регуляция ФС.
Таблица - Факторная структура функционального состояния детей 7-8 лет
Показатель Факторный коэффициент Показатель Факторный коэффициент
Фактор I 02/ЧСС2, отн.ед. 0,67
ОП0, мВ 0,32 02/ДП2, отн.ед. 0,65
ОП1, мВ 0,36 02/812, отн.ед. 0,44
МхБМп 0, с -0,75 Адо, знаков 0,58
МхБМп 1, с -0,70 Апосле, знаков 0,55
МхБМп 2, с -0,76 0до, отн.ед. 0,55
Мо0, с -0,82 Опосле, отн.ед. 0,51
Мо1, с -0,83 Фактор III
Мо2, с -0,78 ^Вт/кг, с 0,77
АМо0,% 0,59 А, отн.ед. 0,83
АМо1,% 0,68 В, отн.ед 0,91
АМо2,% 0,65 ^^240, Вт/кг 0,89
810, отн.ед. 0,48 ^^900, Вт/кг 0,91
81ь отн.ед. 0,60 ИНПД2Вт/кг, уд/с -0,79
812, отн.ед. 0,60 Бег 6 мин, м 0,44
ЧСС0 уд/мин 0,71 Фактор IV
ЧСС1 уд/мин 0,83 СД1, мм.рт.ст -0,42
ЧСС2 уд/мин 0,81 СД2, мм.рт.ст -0,36
СД0, мм.рт.ст 0,50 ДД0, мм.рт.ст -0,83
СД1, мм.рт.ст 0,40 ДД1, мм.рт.ст -0,86
СД2, мм.рт.ст 0,40 ДД2, мм.рт.ст -0,82
ДП0, отн.ед. 0,72 САД0, мм.рт.ст -0,78
ДП1,отн.ед. 0,74 САД1, мм.рт.ст -0,85
ДП2, отн.ед. 0,3 САД2, мм.рт.ст -0,79
ВИК0, отн.ед. 0,37 ВИК0, отн.ед. 0,66
ВИК1, отн.ед. 0,48 ВИК1, отн.ед. 0,69
ВИК2, отн.ед. 0,58 ВИК2, отн.ед. 0,60
А1/811, отн.ед. -0,63 Фактор V
А2/812, отн.ед. -0,56 МПК, л/мин 0,74
01/811, отн.ед. -0,59 МПК, л/мин*кг 0,69
02/812, отн.ед. -0,58 ВтП, кгм/уд 0,60
Фактор II PWC170, кгм/мин 0,73
А1, кол-во знаков 0,83 PWC170, кгм/мин* кг 0,79
А2, кол-во знаков 0,72 14Вт/кг, с 0,41
01, отн.ед. 0,79 ^^40, Вт/кг 0,56
02, отн.ед. 0,67 Челн. бег, с -0,36
ОП0, мВ 0,41 Прыжок, см 0,44
ОП1, мВ 0,30 Фактор VI
ОП2, мВ 0,35 КЗ -0,63
А1/ЧСС1, отн.ед. 0,83 КДБ -0,64
А1/ДП1, отн.ед. 0,78 ПОЗ -0,62
А1/811, отн.ед. 0,43 1|Вт/кг, с 0,54
А2/ЧСС2, отн.ед. 0,69 W40, Вт/кг 0,56
А2/ДП2, отн.ед. 0,67 Челн. бег, с -0,41
А2/812, отн.ед. 0,43 Прыжок, см 0,47
01/ЧСС1, отн.ед. 0,79 Бег 20 м, с -0,40
01/ДП1, отн.ед. 0,75 ОФП, балл 0,56
01/811, отн.ед. 0,42 Вклад в дисперсию, % 55
Примечание: Индексы 0, 1, 2 - показатели ФС в покое, при информационной нагрузке в авто и максимальном темпе, соответственно. Расшифровку аббревиатур см. в разделе «Методика
В фактор II (11,0% дисперсии) со значимыми нагрузками выделились переменные, характеризующие умственную работоспособность и эффективность реализации тестовых когнитивных нагрузок (таблица). С ним коррелировали величины А1, А2, Оь 02, А/ЧСС1, А/ДПь А/811, А/ЧСС2, А/ДП2, А/812, О/ЧССЬ р/ДПь 0/81ь 0/ЧСС2, О/Д^, 0/812, Адо, Апосле, 0до, 0после. Наиболее сильную статистическую взаимосвязь с данным фактором
имели Ai (r= 0,83), Qj (r= 0,79), А1/ЧСС1 (r= 0,83), Qj/ЧСС (r= 0,79). Этот фактор рассматривается как эффективность напряженной когнитивной деятельности.
Фактор III (9,4% дисперсии), включал в свой состав 7 показателей (см. таблицу). В него вошли индикаторы физической работоспособности и двигательной подготовленности. С данным фактором положительно коррелировали величины 12Вт/кг, коэффициенты a и b уравнения Muller, W240, W900, бег 6 мин, и отрицательно - ИНПД2Вт/кг. Наибольшие весовые нагрузки по данному фактору имели коэффициент b уравнения Muller (r=0,91), W900 (r=0,91), W240 (r=0,89), коэффициент a уравнения Muller (r=0,83). Состав переменных, коррелирующих с данным фактором, позволяет идентифицировать его как емкость системы энергетического обеспечения мышечной деятельности.
Фактор IV (7,0% дисперсии) объединил 11 показателей центральной гемодинамики, зарегистрированных в состоянии спокойного бодрствования и в условиях напряженной когнитивной нагрузки (см. таблицу). Обнаружена сильная положительная статистическая взаимосвязь с данным фактором показателей ВИК0, ВИК1, ВИК2, и отрицательная - СД1, СД2, ДД0, ДДЬ ДДд, САДз, САД1, САД2. Максимальными величинами факторных коэффициентов характеризовались ДД1 (r= -0,86), САД1 (r= -0,85), ДД0 (r= -0,83). Этот фактор рассматривается как гемодинамическое обеспечение напряженной когнитивной деятельности.
Фактор V (6,0% дисперсии) включал в свой состав 9 показателей (см. таблицу) физической работоспособности и двигательной подготовленности. С данным фактором положительно коррелировали абсолютные и относительные величины МПК и PWC170, ВтП, иВт/кг, W40, прыжок в длину с места и отрицательно - челночный бег. Наибольшие весовые нагрузки по данному фактору имели абсолютные (r= 0,73) и относительные (r= 0,79) показатели PWC170, а также абсолютные (r= 0,74) и относительные (r= 0,69) величины МПК. Состав переменных, тесно взаимосвязанных с данным фактором, позволяет идентифицировать его как мощность системы энергетического обеспечения мышечной деятельности.
Фактор VI (5% дисперсии) объединил 9 переменных, характеризующих острую заболеваемость, физическую работоспособность и двигательную подготовленность детей (см. таблицу). Положительно коррелировали с данным фактором 14Вт/кг, W40, общая оценка физической подготовленности, прыжок в длину. Отрицательные факторные нагрузки в нём имели КЗ, КДБ, ПОЗ, челночный бег и бег 20 м. Наибольшими весовыми коэффициентами характеризовались такие переменные как КДБ (r=-0,64), КЗ (r=-0,63), ПОЗ (r=-0,62). Полученные данные свидетельствуют о том, что по мере повышения уровня физической работоспособности происходит снижение острой заболеваемости детей. Этот фактор интерпретирован как неспецифическая устойчивость организма к простудным заболеваниям.
Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что выделено несколько независимых факторов, отражающих фундаментальные характеристики ФС детей 7-8 лет:
- вегетативная регуляция ФС (фактор I);
- эффективность когнитивной деятельности (фактор II);
- емкость системы энергетического обеспечения мышечной деятельности (фактор III);
- гемодинамическое обеспечение напряженной когнитивной деятельности (фактор IV);
- мощность системы энергетического обеспечения мышечной деятельности (фактор V);
- неспецифическая устойчивость организма (фактор VI).
Эти факторы образуют ядро ФС детей 7-8 лет.
Полученные данные согласуются с концепцией Н.П. Бехтеревой [2] о существовании между элементами ФС «жестких» связей, обеспечивающих стабильность системы, и «гибких» связей, предназначенных для управления состоянием системы при изменении условий ее функционирования. Первые - обеспечивают стабильность состояния и достижение постоянных целей, лежащих в основе его формирования. Вторые - предназначены для достижения временных целей [12]. Жесткие элементы ФС, вероятно, можно соотнести с выделенными факторами, тогда как гибкие элементы могут быть соотнесены с динамикой вклада, изучаемых факторов, в общую дисперсию выборки, изменениями величины и знака весовых коэффициентов, внутри выделенных факторов в различных ситуациях.
Важно отметить, что в структуре ФС выделены два независимых фактора, характеризующих емкость и мощность процессов преобразования энергии при мышечной работе. Результаты исследования согласуются с представлением о том, что отдельные компоненты системы энергетического обеспечения мышечной деятельности развиваются в онтогенезе человека нелинейно и гетерохронно [8, 16]. Это, в частности, касается и таких биоэнергетических критериев работоспособности человека, как мощность и емкость механизмов энергообеспечения, что необходимо учитывать в процессе физического воспитания детей рассматриваемой возрастной группы.
Анализ результатов исследования позволил установить, что ряд показателей, характеризующих физические кондиции детей 7-8 лет, объединились в общий фактор с параметрами острой заболеваемости. Полученные эмпирические материалы о наличии отрицательной взаимосвязи между показателями мышечной работоспособности и острой заболеваемостью совпадают с данными других работ, свидетельствующими о том, что систематическое использование рационально дозированных физических нагрузок оказывает положительное воздействие на здоровье детей и подростков, способствует повышению устойчивости к действию неблагоприятных факторов среды [23, 22, 21]. Существование этой взаимосвязи дает основание полагать, что через изменения мышечной работоспособности с помощью адекватных программ занятий физическими упражнениями можно оказывать целенаправленное воздействие на ФС и острую заболеваемость детей.
Выявленные особенности структуры ФС детей 7-8 лет, определяются, с одной стороны, спецификой функционирования органов и систем, связанной гетерохронией их развития, а, с другой, различиями в механизмах, обусловливающих характер взаимодействия организма и внешней среды на данном этапе школьного онтогенеза [15, 19, 18].
В последние десятилетия одной из важнейших для диагностики ФС детей, является проблема валидизации используемых физиологических, психологических и поведенческих показателей. К сожалению, многие ее аспекты и сегодня не решены до конца. В области диагностики ФС ключевую роль играют сведения об информативности и надежности различных его показателей [10]. Поскольку ФС обладает системными свойствами, в практике его диагностики большое значение придается факторным критериям информативности [12]. Использование в настоящем исследовании факторного анализа позволило объединить показатели ФС, имеющие общую качественную основу, и определить их удельный вес в каждом из выделенных факторов. Параметры ФС с наибольшей факторной нагрузкой, как известно, являются наиболее информативными. На этой основе установлены показатели ФС, обладающие наивысшей информативностью у детей 7-8 лет. Они могут найти применение при разработке комплекса добротных показателей, позволяющих проводить диагностику ФС учащихся непосредственно в ходе учебного процесса в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ показателей ФС детей 7-8 лет позволил выявить наиболее значимые факторы, определяющие его структуру. К ним относятся вегетативная регуляция ФС; эффективность когнитивной деятельности; емкость системы энергетического обеспечения мы-
шечной деятельности; гемодинамическое обеспечение напряженной когнитивной деятельности; мощность системы энергетического обеспечения мышечной деятельности; неспецифическая устойчивость организма. Реализованный в исследовании системный подход позволил рассмотреть содержание данных факторов. По каждому из них выявлены наиболее информативные показатели, пригодные для диагностики ФС детей в начальный период адаптации к образовательной среде.
В структуре ФС идентифицированы два независимых фактора, характеризующих емкость и мощность системы энергетического обеспечения мышечной деятельности, что необходимо учитывать при разработке новых технологий кондиционной тренировки детей данного возраста. Наличие статистически значимой связи показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности детей с показателями острой заболеваемости, дает основание полагать, что с помощью специальных программ занятий физическими упражнениями можно оказывать целенаправленное воздействие на неспецифическую устойчивость их организма.
Работа поддержана грантом РГНФ (№16-06-18011е).
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, А. А. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева // Вестник Российской Академии медицинских наук. - 2009.- № 5.- С. 6-11.
2. Бехтерева, Н.П. Здоровый и больной мозг человека / Н.П. Бехтерева. - М. : АСТ, 2010.
- 399 с.
3. Володина, Е.А. Функциональное состояние и адаптационные возможности организма школьников в условиях реформирования образования / Е. А. Володина, Е. Ю. Суетнова, Н.П. Сетко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 11. - С. 72-76.
4. Гигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской, А.Г. Сухарева. - М. : Медицина, 1986. - 496 с.
5. Данилова, Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М. : Аспект Пресс, 2012.- 372 с.
6. Илюхина. В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека / В.А. Илюхина. - СПб. : Изд-во Н-Л, 2010. - 368 с.
7. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
8. Корниенко, И.А. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности : Итоги 30-летнего исследования. Сообщение II. «Зоны мощности и их возрастные изменения» / И.А. Корниенко, В. Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева // Физиология человека. - 2006. - Т. 32. - № 3. - С. 46-54.
9. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
10. Леонова, А.Б. Психическая надежность профессионала и современные технологии управления стрессом / А. Б. Леонова // Вестник МГУ. - Сер. 14. - Психология. - 2007. - № 3. - С. 69-81.
11. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова.
- М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
12. Медведев, В.И. Адаптация человека / В. И. Медведев. - СПб. : Институт мозга РАН, 2003. - 584 с.
13. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки / Под ред. М.В. Антроповой. - М. : Изд-во АПН СССР, 1984. - 67 с.
14. Поляшкова, Н.В. Адаптационный потенциал младших школьников и его взаимосвязь с параметрами физического развития / Н.В. Поляшкова, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова // Экология человека. - 2008. - № 2. - С. 34-38.
15. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. -432 с.
16. Сонькин, В. Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В. Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева - М. : Книжный дом «Либроком», 2011. - 368 с.
17. Сравнительный анализ психофизиологического развития подростков / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, Д.С. Надеждин, В.Г. Сахаров // Российский педиатрический журнал. - 2015.- № 2. - С. 23-27.
18. Судаков, К.В. Функциональные системы / К.В. Судаков. - М. : Издательство Российской академии наук, 2011. - 320 с.
19. Физиология развития ребенка : Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. -768 с.
20. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов/ Н.И. Шлык. - Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. -259 с.
21. Global Recommendations on Physical activity for Health. - Geneva, World Health Organization, 2010. - 60 p.
22. Janssen, I. Systematic Review of the Health Benefits of Physical Activity in School-Aged Children and Youth / I. Janssen, A. Leblanc // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. - 2010. - Vol. 7. - No. 40. - P. 1-16.
23. Physical activity and public health. A recommendation from the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA. - 1995. - Vol. 273. - No. 5. - Р. 402-407.
REFERENCES
1. Baranov, A.A., Kuchma, V.R., Sukhareva, L.M. (2009), "The state of health of today's children and adolescents and the role of medical and social factors in its formation", Vestnik Rossiyskoy Akad-emii meditsinskikh nauk, Vol. 64, No. 5, pp. 6-11.
2. Bekhtereva, N.P. (2010), Healthy and diseased human brain, AST, Moscow.
3. Volodina, E.A., Suetnova, E.Yu. and Setko, N.P. (2005), "Functional state and adaptive capacity of the organism of schoolboys in the conditions of reforming of education", Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 11, pp. 72-76.
4. Ed. Serdyukovskaya, G.N. and Sukharev, A.G. (1986), Hygiene of children and adolescents, Medicine, Moscow.
5. Danilova, N.N. (2012), Psychophysiology, Aspect Press, Moscow.
6. Ilyukhina, V.A. (2010), Psychophysiology of functional states and cognitive activity of healthy and sick person, publishing house N-L, St. Petersburg.
7. Karpman, V.L., Belotserkovskiy, Z.B. and Gudkov, I.A. (1988), Testing in sports medicine, Fizkul'tura i sport, Moscow.
8. Kornienko, I.A., Sonkin, V.D. and Tambovtseva, R.V. (2006), "Age development of muscle activity of Energy: Results of the 30-year study. Report II. "Power Zone and age-related changes"", Fizi-ologija cheloveka, Vol .32, No. 3, pp. 46-54.
9. Kostyak, T.V. (2008), Psychological adaptation of first-graders, Academia, Moscow.
10. Leonova, A.B. (2007), Psychic reliable professional and modern stress management techniques, Vestnik MSU, Ser. 14, Psychology, No. 3, pp. 69-81.
11. Leonova, A.B. (1984), Psychodiagnosis human functional states, MSU, Moscow.
12. Medvedev, V.I. (2003). Human adaptation, Institut mozga RAN, St. Petersburg.
13. Ed. Antropova, M.V. (1984), Guidelines on the physiological and hygienic training teaching load, APN USSR, Moscow.
14. Polyashkova, N.V, Solov'ev, A.G. and Novikova, I.A. (2008), "Adaptation potential of younger students and its relationship with the parameters of physical development", Ecology cheloveka, No. 2, pp. 34-38.
15. Ed. Farber, D.A. and Bezrukikh, M.M. (2009), The development of the brain and the formation of the cognitive activity of the child, publishing house MPSI, Moscow.
16. Son'kin, V.D. and Tambovtseva, R.V. (2011), Development of muscle power and performance in ontogenesis, Librokom, Moscow.
17. Kuchma, V.R., Sukhareva, L.M., Nadezhdin, D.S. and Sakharov, V.G. (2015), "Comparative analysis of psychophysiological development of teenagers", Rossiyskiypediatricheskiy zhurnal, No. 2, pp. 23-27.
18. Sudakov, K.V. (2011), Functional Systems, publishing house RAN, Moscow.
19. Ed. Bezrukikh, M.M. and Farber, D.A. (2010), Physiology of the child's development: on age physiology Guide, publishing house MPSI, Moscow.
20. Shlyk, N.I. (2009), Heart rate and type of regulation in children, adolescents and athletes, Udmurtia universiteta, Izhevsk.
21. Global Recommendations on Physical activity for Health (2010), World Health Organization, Geneva.
22. Janssen, I. and Leblanc, A. (2010,) "Systematic Review of the Health Benefits of Physical Activity in School-Aged Children and Youth", International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, Vol. 7, No. 40, pp. 1-16.
23. Physical activity and public health. A recommendation from the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine (1995), JAMA, Vol. 273, No. 5, pp. 402407.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.08.2016
УДК 612.776.1+796
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА НАГРУЗОК АЭРОБНОГО ХАРАКТЕРА В ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ 810 ЛЕТ
Иван Игоревич Криволапчук, преподаватель, Галина Алексеевна Зайцева, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Анатольевна Бондарева, старший преподаватель, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва; Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт возрастной физиологии РАО, Москва
Аннотация
Полученные результаты свидетельствуют о том, долговременная адаптация к физическим нагрузкам аэробной направленности у детей 8-10 лет проявляется в снижении стрессовой реактивности в условиях напряженной информационной нагрузки при сохранении высокой продуктивности деятельности, а также в повышении физической работоспособности и общей выносливости.
Ключевые слова: долговременные эффекты адаптации, аэробные нагрузки разного объема, напряженная информационная нагрузка.
SPECIFICATION OF THE OPTIMAL VALUE OF THE AEROBIC CHARACTER LOADS AT PHYSICAL EDUCATION LESSONS WITH 8-10 AGED CHILDREN
Ivan Igorevich Krivolapch.uk, the lecturer, Galina Alekseevna Zaitseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Anatolievna Bondareva, the senior teacher, National University of Science and Technology "MISIS", Moscow;
Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow
Annotation
The obtained data show that long-term adaptation to physical loads of aerobic direction at 8-10 aged children appear in the decrease of stress reactivity under the conditions of intensive informational load at keeping a high productive activity, as well as in the increase of physical working capability and general endurance.
Keywords: long-term adaptation effects, aerobic loads of different volume, intensive informational load.
ВВЕДЕНИЕ
Последние годы интенсивно проводится изучение влияния физических упражнений на функциональное состояние (ФС) детей. Важным направлением этих исследований является анализ влияния занятий физическими упражнениями аэробной направленности на стрессовую физиологическую реактивность и эффективность когнитивной деятельно-