РАЗДЕЛ II ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 378.01
Давлеткиреева Лилия Зайнитдиновна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем факультета информатики Магнитогорского государственного университета, [email protected], г. Магнитогорск
Махмутов Мурат Мажитович
Преподаватель кафкдры общетехнических дисциплин Сибайского института Башкирского государственного университета, [email protected], Сибай
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Davletkireeva Lilija Zajnitdinovna
ne candidate ofpedagogical sciences, the senior lecturer of chair of information systems of faculty of computer science of Magnitogorsk state university, [email protected], Magnitogorsk
Mahmutov Murat Mazhitovich
ne teacher кафкдры общетехнических disciplines ofSibajsky institute of the Bashkir state university, [email protected], Sibaj
THEORETICAL ASPECTS OF APPLICATION OF THE INFORMATIONAL-SUBJECT ENVIRONMENT FOR VOCATIONAL TRAINING OF THE FUTURE EXPERTS IN THE INFORMATION TECHNOLOGY
Рассматривая проблемы кадрового обеспечения предприятий специалистами, владеющими и использующими информационные технологии (ИТ), нельзя не учитывать особую ситуацию, сложившуюся в сфере использования, создания и внедрения ИТ. Российские специалисты по информационным технологиям вынуждены существовать в условиях снижения государственного заказа, отсутствия инвестиций для модернизации технологического оборудования, дефицита необходимых комплектующих, жесткой конкуренции со стороны зарубежных производителей. При такой принципиально
изменившейся ситуации задачей высшей школы стала максимально быстрая адаптация к этому учебного процесса, направленная на подготовку специалистов в области ИТ нового поколения. Проведенный анализ тенденций развития таких областей как электроника, автоматика, радиотехника, информатика и связь, свидетельствует о нарастании интеграционных процессов в указанных научно-технических направлениях. Возникает необходимость подготовки специалистов с универсальной базовой компонентой, способных работать в любой из указанных областей при определенной дополнительной подготовке (либо в рамках специализации).
Поэтому главными чертами ИТ-специалиста как личности и как будущего работника должны быть:
- аналитическое мышление со способностью критической оценки объектов и проблем путем моделирования, имитации, оптимизации на базе глубоких знаний в области фундаментальных наук;
- способность синтезировать нововведения на этапах их проектирования и производства с рациональной оценкой последовательности и полноты их реализации;
- учет экономических, производственных, международных и других условий, в которых осуществляется деятельность;
- способность пополнять свои знания в течение всей трудовой деятельности и адаптироваться к изменениям технической и технологической среды, требованиям мирового рынка.
Анализ современных педагогических исследований и практики отечественного педагогического образования свидетельствует о возрастающем интересе к проблемам использования образовательных, информационных сред в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Над исследованием проблемы использования информационно-предметной среды в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по информационным технологиям занимаются представители различных наук: социологических, психологических, педагогических и др. Прежде чем подойти к анализу данной проблемы, уточним сущность ее основополагающих понятий. Ключевым для нашего исследования является понятие «профессиональная подготовка».
Анализ работ, рассматривающих многочисленные аспекты решения проблемы профессиональной подготовки личности, дает возможность в качестве ведущей (системообразующей) выделить идею осуществления профессиональной подготовки на основе принципа непрерывности. При этом, непрерывная профессиональная подготовка кадров понимается как постоянное приобретение, применение и совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков, соответствующих склонностям и способностям индивида, на основе целенаправленного поэтапного чередования, взаимопроникновения и взаимообогащения обучения и собственной трудовой деятельности.
Таким образом, исходным условием реализации непрерывного процесса профессиональной подготовки в рамках профессионального образования
личности является определение индивидуальных склонностей и способностей человека к той или иной профессиональной деятельности. Необходимым условием правильного определения и развития профессиональных способностей индивида является обеспечение заинтересованности его в получении данной профессии не методом «ты должен», а добровольным участием в создании продукта по выбранной специальности, соответствующим его возможностям, например, при участии в проектной деятельности.
Другой важный аспект проблемы профессиональной подготовки личности, рассматриваемый в работах по теории профессионального образования, это направления профессионального становления личности и формируемые профессионально-значимые качества личности. Качества личности в процессе профессиональной подготовки формируются в соответствии с ее этапами.
В данном случае мы разделяем позицию Э. Ф. Зеера, который выделяет пять основных этапов:
1. оптация - формирование профессиональных намерений, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально-психологических особенностей.
2. профессиональная подготовка - формирование профессиональной направленности личности и системы профессионально значимых знаний, умений и качеств.
3. профессиональная адаптация - «приспособление» к профессии, вхождение в нее, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование социальных и профессионально важных качеств, а также опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности.
4. профессионализация - формирование профессиональной позиции, интеграция социальных и профессиональных качеств и умений в относительно устойчивое профессионально значимое состояние, квалифицированное выполнение работников своих функций.
5. профессиональное мастерство - высшая стадия, полное овладение профессией, приобретение способности к творческому выполнению профессиональных функций [4].
Важным в данном перечне нам представляется профессиональное самоопределение личности. Именно это качество, на наш взгляд, является исходным в реализации процесса профессиональной подготовки. Профессиональное самоопределение толкуется исследователями как самостоятельный и осознанный выбор личностью той или иной профессии, нахождение соответствующих внутренних психологических оснований такого выбора.
Общепринятыми являются деловые качества - самостоятельность, инициативность, знания и опытность, организованность, ответственность. В современных кризисных условиях, в условиях растущей безработицы значимым становится такое качество как профессиональная мобильность -изменение специальности под влиянием тех или иных факторов.
Таким образом, под профессиональной подготовкой мы понимаем динамический процесс, конечной целью которого является формирование ком-
плекса профессиональных качеств личности. При этом, профессиональная подготовка рассматривается нами не как подготовительный этап овладения профессией, а как целенаправленный процесс непосредственного овладения этой профессией через возможности использования потенциала ИТ. Итоговым результатом данного процесса является высокий уровень готовности специалиста к использованию ИТ для выполнения профессиональной деятельности в различных условиях и на различных уровнях.
Для того чтобы успешно решить проблему подготовки будущего ИТ-специалиста к профессиональной деятельности, необходимо представить конечную цель данного процесса, т. е. тот результат, к которому мы стремимся - готовность ИТ-специалиста к профессиональной деятельности.
Проблема готовности к любой деятельности широко освещена в отечественной психолого-педагогической литературе. В психологии сложилось два подхода к трактовке готовности (табл. 1): как особого психического состояния личности (функциональный подход) и как системы качеств (свойств) и состояний личности (личностный подход). При этом готовность рассматривается в связи с непосредственно предстоящей деятельностью, а подготовленность - как длительная или устойчивая готовность личности к деятельности [7].
Таблица 1
Подходы к трактовке готовности в научной литературе
Подход Характеристика Компоненты
1 2 3
Функциональный подход М. И. Виноградов, Г. М. Гараев, Е. П. Ильин, Б. Ф. Ломов, Л. С. Нерсесян, К. К. Платонов, В. Н. Пушкин, А. А. Ухтомский и др. Рассматривают психологическую готовность в связи с психическими функциями, формирование которых необходимо для достижения высоких результатов деятельности. Готовность - особое состояние, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, образующее общий функциональный уровень, на фоне которого развиваются процессы, необходимые для обеспечения результативности деятельности. 1) образ структуры будущего действия; 2) общее психофизиологическое состояние, которое обеспечивает быстроту актуализации необходимого опыта деятельности; 3) психологическая направленность личности на выполнение необходимых действий.
Окончание таблицы
1 2 3
Личностный подход П. С. Горностай, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Л. И. Кобзар, В. А. Крутецкий, Л. И. Король, B. А. Моляко, C. И. Равикович и др. Рассматривают психологическую готовность к деятельности как своеобразную форму отражения субъектом профессиональной деятельности, и вне данного отражения готовность возникнуть не может. Готовность - сложное личностное образование, многоплановая и многоуровневая система качеств, свойств и состояний, которые в своей совокупности позволяют определенному субъекту более или менее успешно осуществлять деятельность. Такой подход к проблеме готовности позволяет изучать ее на более высоком - личностном уровне - как подготовленность. 1) активное, положительное отношение к деятельности, склонность заниматься ею, переходящее на высоком уровне развития в страстное увлечение; 2) ряд характерологических черт и устойчивые интеллектуальные чувства; 3) наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний; 4) определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области; 5) определенные индивидуальные психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.
Однако большинство авторов исходят из общей позиции, заключающейся в том, что готовность к деятельности является интегральным образованием, состоящим из комплекса разнообразных, связанных между собой элементов. Для нашего исследования важна точка зрения М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбовича, которые отмечают, что оба вида готовности к деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют в ходе деятельности и структуру целостной психологической готовности человека к профессиональной деятельности представляют в виде двух подструктур: устойчивой (долговременной, стойкой, длительной) и ситуативной (временной). При этом подструктура долговременной профессиональной готовности рассматривается как стабилизирующий момент в регуляции деятельности, а подструктура ситуативной готовности - как динамический момент в этой регуляции.
Ученые отмечают, что долговременная и временная подструктуры целостной профессиональной готовности к деятельности различаются по генезису. Однако, несмотря на отмеченные различия, обе подструктуры готовности к профессиональной деятельности представляют собой функциональное единство: «Временная готовность - это каждый раз создаваемое функциональное острие долговременной готовности, повышающее ее действенность. Возникновение готовности как состояния зависит от долговременной готовности. В свою очередь, временная готовность определяет продуктивность длительной готовности в данных конкретных обстоятельствах» [2, с. 21].
В общетеоретическом плане проблема профессиональной готовности личности в педагогических исследованиях вводится в 70-е годы и рассматривается учеными (К .Д. Дурай-Новакова, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, О. Л. Матайс, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.) в рамках общей теории психологической готовности человека к деятельности.
О. Л. Матайс, опираясь на проведенное им исследование, предлагает рассматривать готовность к деятельности как целостное проявление личности, отражающее состояние человека перед началом деятельности, зависящее от личностных свойств и качеств (индивидуальный аспект), его настроенности на преодоление затруднений в решении проблемы (мотивационный аспект) и практической подготовленности к предстоящей деятельности (когнитивно-операциональный аспект).
Проблеме подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности на основе информационных технологий посвящено докторское исследование А. Л. Денисовой. Автор выделяет следующую структуру готовности специалиста к профессиональной деятельности: мотивационную, теоретическую, практическую и креативную, ведущая роль отводится мотивационной готовности (исследование проводилось на студентах специальностей учетно-экономического профиля).
В соответствии с этой структурой автор выдвигает следующие положения, которые служат методологической основой профессиональной подготовки специалистов на базе информационных технологий:
- использование информационной технологии должно обеспечивать развитие творческой активности студентов;
- особое внимание должно быть уделено интеграции учебной, учебнонаучной, методической, организаторской деятельности преподавателя и студента в рамках единого учебно-воспитательного процесса;
- непрерывность, преемственность и совместимость информационных технологий по разным предметам, так и внутри одного на всех этапах подготовки является обязательной;
- профессиональное обучение студентов должно быть приведено в соответствие с закономерностями и тенденциями функционирования современной информационной среды;
- теоретическая, методическая и технологическая стратегия педагогического процесса, должны обеспечивать его личностно-деятельностную ориентацию;
- учебный процесс должен предусматривать управление систематической профессионально направленной самостоятельной работой студентов с использованием информационно-вычислительной техники.
Анализ научно-педагогической литературы показал, что существующее в педагогической науке различие в трактовках понятия «готовность личности к профессиональной деятельности» обусловлено как несовпадением теоретических подходов к его изучению, так и спецификой сущности и содержания изучаемой учеными деятельности. В то же время историко-ло-
гический анализ данной проблемы показывает динамику взглядов ученых: от рассмотрения готовности в рамках функционального (деятельностного) подхода к рассмотрению его в рамках личностного подхода, а от него - в рамках системного подхода, который позволяет получить знание об изучаемой готовности как о целостном, развивающемся объекте.
В исследовании мы будем придерживаться данного (системного) подхода в анализе понятия «готовность специалиста к использованию ИТ в профессиональной деятельности».
С точки зрения данного подхода содержательный план структуры готовности рассматривается учеными в функциональном и личностном аспектах. В функциональном аспекте базовыми механизмами формирования готовности человека к деятельности выступают: фокус контроля, механизм идентификации, механизм динамического равновесия. Опираясь на данные механизмы, ученые в структуре готовности выделяют мотивационный компонент, степень сформированности которого, по их мнению, обеспечивает саморегуляцию и устойчивость деятельности. В личностном аспекте готовность - это совокупность знаний, необходимых для эффективного осуществления деятельности, и сформированных на их основе умений и навыков, способствующих успешному включению человека в профессиональную деятельность. Поэтому в содержание профессиональной готовности они включают когнитивный (знания) и деятельностный (умения) компоненты [7].
Несмотря на различие видов профессиональной деятельности, можно выделить общее основание в структуре готовности к профессиональной деятельности, рассматриваемые авторами. Прежде всего, это мотивационный компонент (настроенность, заинтересованность в предстоящей деятельности), затем когнитивный (наличие знаний в профессиональной области), технологический (сформированность профессиональных умений, овладение средствами профессиональной деятельности).
В зависимости от вида профессиональной деятельности к этой основе могут быть добавлены дополнительные структуры, например, для группы профессий «человек-человек», к которой относится профессия учитель по какому-либо предмету, можно встретить такие структуры, как общекультурная готовность, ценностная и другие, имеющие гуманистическую направленность.
В свете вышесказанного для определения компонентов готовности будущего ИТ-специалиста проанализируем специфику процесса его профессиональной подготовки в современных условиях.
Подготовка будущих ИТ-специалистов имеет свою особенность, по сравнению с другими, что, на наш взгляд, определяется объектом профессиональной деятельности; аппаратного и программного обеспечения электронной вычислительной техники, вычислительных комплексов и систем. Получается, что профессиональная деятельность ИТ-специалиста относится к группе профессий «человек-машина», поэтому готовность ИТ-специалиста
к профессиональной деятельности рассматривается нами как интегративное личностное образование, которое проявляется на субъективном уровне как сложная система, интегрирующая в себе личностный, мотивационный, когнитивный и технологический компоненты, степень сформированности которых позволяет будущему ИТ-специалисту продуктивно создавать ИТ и использовать их при решении прикладных задач (оптимизации процессов обработки информации; управлении взаимосвязанными материальными, денежными и информационными потоками в предметной области; внедрении методов информатики в предметной области; моделировании бизнес-процессов конкретной предметной области; создании информационно-логических и имитационных моделей объектов предметной области; разработке программного и информационного обеспечения, ориентированного на работу специалистов в области применения), эффективно осуществлять профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения в стандартных и изменяющихся условиях протекания деятельности, совершенствовать свой опыт и расширять его границы (табл. 2).
Таблица 2
Структура готовности будущего специалиста по информационным технологиям к профессиональной деятельности
Компонент Характеристика компонента
1 2
Личностный компонент Личностные качества и способности (аналитичность и критичность мышления, креативные способности, коммуникабельность, эмоциональная стрессоустойчивость, ответственность, уважительность, смелость в отстаивании своего мнения и взглядов, независимость в суждениях). Степень его сформированности отражает индивидуально-личностную готовность будущего ИТ-специалиста к профессиональной деятельности.
Мотивационный компонент Мотивы, интересы, потребности и ценностные ориентации, совокупность которых отражает психологическую готовность будущего ИТ-специалиста к профессиональной деятельности, а также установку на совершенствование своего профессионального опыта.
Когнитивный компонент Позволяет удовлетворить и развить потребности, интересы, ценностные ориентации и личностные качества будущего ИТ-специалиста. В его структуру входят базовые профессиональные знания, определяемые государственным образовательным стандартом, обеспечивающие будущего ИТ-специалиста возможностью свободно ориентироваться в информационном пространстве и использовать его возможности при решении прикладных задач и создании новых информационных продуктов. Степень его сформированности отражает теоретическую готовность будущего ИТ-специалиста к профессиональной деятельности.
Окончание таблицы
1 2
Технологический компонент Позволяет превращать знания в реальные действия специалиста при решении прикладных задач. В структуру данного компонента входит комплекс информационных, проектировочных, организационных, коммуникативных и рефлексивных умений, степень сформированности которых отражает практическую готовность будущего ИТ-специалиста к профессиональной деятельности.
Рассматривая содержание компонентов готовности будущего специалиста к использованию ИТ в профессиональной деятельности, мы определили, что каждый компонент выполняет свои функции: личностный - адаптационную функцию; мотивационный - стимулирующую функцию; когнитивный -информационную и ориентационную функции; технологический - трансляционную и регулятивную функции. Выделенные функции устанавливают определенные связи и зависимости между компонентами готовности.
При определении функций выделенных компонентов, мы опирались на исследования М. С. Кагана, в которых доказано, что систему функций необходимо выделять из состава и внутренней организации исследуемого объекта, поскольку между объектом и его функционированием существует высокая степень изоморфизма, «работа этой системы не может не определяться ее содержательным наполнением, а оно, в свою очередь, - тем назначением, которое есть у всех компонентов системы» [6, с. 234].
Подчеркивая внутреннюю целостность готовности будущего ИТ-специалиста к профессиональной деятельности как устойчивости связей между ее компонентами, инварианта этих связей и стабильности набора функций, которые, в отличие от компонентов готовности, далее не разложимы на субъ-элементы, мы выходим на проблему изменения данного личностного образования будущего специалиста во времени. Следовательно, если ставится задача полноты представления рассматриваемой готовности как системного объекта, мы должны дополнить морфологический, структурный и функциональный анализ генетическим, как объективно необходимым. Генетический анализ связан с выделением и раскрытием уровней готовности будущего специалиста к использованию ИТ в профессиональной деятельности.
В научной литературе уровень определяется как дискретное, относительно устойчивое, качественно своеобразное состояние материальных систем, как отношение «высших» и «низших» ступеней развития структур каких-либо объектов или процессов [7]. Уровневый подход позволяет рассматривать любой процесс развития личности как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному.
Проблема выделения уровней овладения человеком деятельностью (в нашем случае уровней готовности к профессиональной деятельности) вообще рассматривалась в рамках продуктивной теории деятельности в работах Б. С. Блума, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова,
A. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и педагогической деятельности, в частности, в работах Т. Е. Климовой, Н. В. Кузьминой, В. Г. Рындак,
B. А. Сластенина, Н. П. Тимошенко, Н. М. Яковлевой и др. Анализ данных работ показал, что большинство исследователей при выделении уровней придерживаются «принципа маятника», суть которого заключается в дихотомическом ограничении разнообразных представлений о явлении, а именно, определения граничных областей на основе максимального и минимального проявления состояния изучаемого явления с выделением его среднего состояния. В то же время ученые-педагоги подчеркивают, что трехуровневое представление изучаемой характеристики личности слишком обобщенно, что не позволяет отслеживать изменения внутри этих пограничных состояний. Исходя из этого, они предлагают детализировать уровни, выделив средние состояния между общим средним, максимальным и минимальным проявлениями изучаемой характеристики личности. Учитывая это, мы выделяем пять уровней готовности будущего ИТ-специалиста к профессиональной деятельности: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий.
С содержательной стороны низкий уровень готовности отражает уровень ИТ-грамотности (без этого невозможно овладение знаниями и умениями использования ИТ). Уровень ниже среднего - это ознакомительный уровень использования ИТ в будущей профессиональной деятельности. Средний уровень готовности - это уровень грамотности использования ИТ в будущей профессиональной деятельности. Уровень выше среднего - это пользовательский уровень или, по классификации Б. С. Гершунского, уровень образованности в использовании ИТ в будущей профессиональной деятельности. Высокий уровень готовности мы соотносим с компетентностью в области использования ИТ в будущей профессиональной деятельности. В рамках нашего исследования мы не можем говорить о культуре и менталитете, так как эти понятия формируются непосредственно в самой профессиональной деятельности. Мы же рассматриваем готовность через уровни, закладывающие базу для формирования этих понятий.
Выделенные уровни готовности будущего ИТ-специалиста во многом определяются особенностями специальной образовательной среды конкретного вуза, адекватностью ее содержания требованиям Государственных образовательных стандартов. Кроме образовательной можно выделить различные среды, в которых обучаемый приобретает новые качества или улучшает существующие: творческая (И. В. Ляпчинская), воспитывающая (Н. Ю. Чиркунова), развивающая (Ю. Т. Русаков), информационная (В. А. Ясвин), социокультурная (М. А. Недосекина) и т. д. Направленность и наполняемость сред зависит от поставленной цели, и каждая среда влияет на развитие различных качеств, в том числе и на готовность будущего ИТ-специалиста к профессиональной деятельности. В связи с этим в данном исследовании более подробно будет рассмотрено понятие «информационно-предметная среда». Являясь частным случаем образовательной среды,
информационно-предметная среда (ИПС) функционирует в рамках конкретных дисциплин и связей между ними.
В научных работах, посвященных разработке понятийного аппарата информатизации образования, в последние годы широко обсуждаются такие термины, как «информационная среда», «образовательная среда», «информационно-образовательная среда», «информационно-образовательное пространство». Излишняя технократичность формулировок была преодолена целым рядом исследователей, наполнивших эти определения педагогическим смыслом, что позволило с достаточной точностью охватить, характерные особенности той среды, которую авторы обозначают термином «информационно-образовательная» (табл. 3).
Таблица 3
Истолкование информационно-образовательной среды и информационно-образовательного пространства
Автор Термин
1 2
Концепция информатизации сферы образовании РФ Информационная среда - совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационнометодических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах [9].
Концепции создания и развития системы дистанционного образования в России Информационно-образовательная среда - системноорганизованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей [10].
О. И. Соколова Информационная среда вуза - это одна из сторон деятельности вуза, включающая в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации [11].
О. А. Ильченко Информационно-образовательная среда - системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса [5].
Ж. Н. Зайцева Информационно-образовательная среда - антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося [11].
Окончание таблицы
1 2
В. И. Солдаткин Информационно-образовательная среда открытого образования - строится с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютернотелекоммуникационных технологий взаимодействия, включает виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебнометодические комплексы и расширенный аппарат дидактики [11].
Е. К. Марченко Информационно-образовательная среда - системно организованная совокупность образовательных учреждений и органов управления, банков данных, локальных и глобальных информационных сетей, книжных фондов библиотек, система их предметно-тематической, функциональной и территориальной адресации и нормативных документов, а также совокупность средств передачи данных, и информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, реализующих образовательную деятельность [12].
А. А. Андреев Информационно-образовательная среда - педагогическая система плюс ее обеспечение, т. е. подсистемы финансовоэкономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента [11].
В. А. Извозчиков Информационно-образовательное пространство - пространство осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий, пространство формирования личности, освоившей информационную картину мира [11].
Е. И. Ракитина Информационная среда как часть информационного пространства - ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида [11].
Несмотря на значительные расхождения, общим в интерпретации этих понятий является то, что под ними подразумеваются системные совокупности, обеспечивающие организацию педагогического процесса на базе информационных и коммуникационных технологий. При этом в разных пропорциях в соответствующих определениях присутствуют технологический и педагогический аспекты.
Как отмечал Л. С. Выготский, «среда выступает в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств в роли источника развития» [1]. Поэтому в рамках образовательного процесса, опираясь на выделенные утверждения, мы предлагаем использовать в профессиональной подготовке будущих специалистов в области информационных технологий информационно-предметную среду, модель и содержание которой подробно будет представлено в следующем параграфе.
Таким образом, анализ литературы по теории профессиональной подготовки, анализ практики профессионального образования, исследования в области разработки и использования различных сред в образовании,
позволил нам рассматривать ИПС в качестве средства профессиональной подготовки будущего ИТ-специалиста в университете, что обусловлено спецификой данной профессии. Умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, владеть актуальной информацией, постоянно обновлять ее - вот основные профессиональные качества, которыми должен обладать специалист в области информационных технологий. Это связано с тем, что любая задача, направленная на разработку информационных систем, с поддержанием их безопасности всегда проектируется с возможностью дальнейшего развития, расширения и требует владения информацией о самых современных разработках в профессиональной области.
Следовательно, ориентированная на определенную предметную область и соответственно на конкретную профессиональную деятельность, ИПС напрямую влияет и на уровень готовности будущего ИТ-специалиста к профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский. -М., 1982.
2. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск: БГУ, 1978. - 176 с.
3. Зайцева, Ж. Н. Открытое образование - стратегия XXI века для России [Текст] / Ж. Н. Зайцева, Ю. Б. Рубин, Л. Г. Титарев, В. П. Тихомиров,
A. В. Ворошилов, В. Л. Усков, В. М. Филиппов / Под общей редакции Филиппова
B. М. и Тихомирова В. П. - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - 356 с.
4. Зеер, Э. Ф. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ [Текст] / Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпова. - Свердловск: СИПИ, 1989. - 88 с.
5. Ильченко, О. А. Психолого-педагогические требования при обучении с использованием средств компьютерных и телекоммуникационных технологий [Текст] / О. А. Ильенко // Материалы конференции «Образование в информационную эпоху». - М., 2001. - С. 191-198.
6. Каган, М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) [Текст] / М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
7. Климова, Т. Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Т. Е. Климова. - Оренбург, 2000. - 328 с.
8. Ковалева, Е. А. Педагогические условия формирование базовой информационно-компьютерной готовности студентов вузов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Ковалева. - Челябинск - 2001. - 18 с.
9. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации// Проблемы информатизации высшей школы. - М.: Минобразования РФ, 1998.
10. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Проблемы информации ВШ. Вып. З. - М., 1995.
11. Тихомиров, О. К. Психология мышления. [Текст] / О. К. Тихомиров. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 288.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ...
12. Копеин, А. В. Развитие информационно-образовательной среды вуза [Текст] / А. В. Копеин, Е. А. Пахомова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 1. - С. 264-275.
13. Шипулин, Н. И. Формирование информационно-образовательной среды учебного заведения на основе проектной культуры [Текст] / Н. И. Шипулин,
С. А. Майдуров // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -
С. 281-288.
14. Штейнберг, В. Э. Системные аспекты инструментальной дидактики как новой образовательной технологии [Текст] / В. Э. Штейнберг, Н. Н. Манько // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 60-68.
15. Зелетдинова, Э. А. Проблема компьютерного интернет-тестирования в оценке качества подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования [Текст] / Э. А. Зелетдинова, М. Ю. Яковлева, М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 85-94.
16. Субетто, А. И. Образовательное общество как форма бытия ноосферного общества [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 113-124.
УДК 378
Адольф Владимир Александрович
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», [email protected], Красноярск
Киргизова Елена Викторовна
Старший преподаватель кафедры математического анализа и вычислительной математики Лесосибирского педагогического института - филиала Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», Лесосибирск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА» НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЭНТРОПИЙНОГО ПОДХОДА
Adolf Vladimir Alexandrovich
Doctor of Pedagogical Sciences. Head of the Chair of Pedagogy. Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, [email protected], Krasnoyarsk
Kirgizova Elena Viktorovna
Senior teacher of the chair of maths analysis andcomputer maths of Lesosibirsk teacher training institute. Branch of Siberian State University, Lesosibirsk