УДК 378.14
Ведель Оксана Сергеевна
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Орского гуманитарно-технологического института, [email protected], Орск
Веденеева Ольга Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Магнитогорского государственного университета, [email protected], Магнитогорск
Шумилина Наталия Сергеевна
Старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Оренбургского филиала ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», [email protected], Оренбург
СТРУКТУРИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА
Vedel Oksana Sergeevna
The senior teacher of chair of physical training of Orsk gumanitarno-institute of technology, [email protected], Orsk
Vedeneyeva Olga Anatolevna
The candidate of pedagogical sciences, the seior lecturer of chair of pedagogics of Magnitogorsk state university, [email protected], Magnitogorsk
Shumilina Natalia Sergeevna
The senior teacher of chair gu-manitarnyh dicplines of Orenburg branch GOU VPO «Russian gosu-donative trade andecnomic univsity», [email protected], Orenburg
structurization of the teaching material of fizkulturno-sports activity of students of high school taking into account the gender approach
В основе решения многих проблем физкультурного образования студентов - процесс презентации учебного материала с учетом специфики мышления юношей и девушек, согласно которому в учебно-воспитательной работе на занятиях достигается взаимодействие с занимающимися, основанное на знании их характера, интересов, способностей.
В результате систематического изучения гендерных особенностей студентов преподаватель получает возможность преодоления негативных и развития позитивных качеств индивида. Гендерный подход - это подход, позволяющий идти в системе образования не от учебного предмета к за-
нимающимся, а идти от тех возможностей, которыми располагает юноша или девушка, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Построение двигательной подготовки по принципу не только развития двигательных качеств, но и освоения знаний по их развитию, с учетом гендерных особенностей, позволяет интегрировать возможности студента в период профессионального обучения.
Эффективность обучения зависит от соответствия избираемых воздействий возможностям занимающихся. Структурирование учебного материала с учетом гендерного подхода в самом общем определении выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств, форм, организации занятий и т. д.) в соответствии с гендерными особенностями студентов.
В организации педагогической системы развития физической культуры личности важное место занимает ориентация содержания образования в соответствии с возможностями и потребностями студентов. Только при таком подходе мы можем создать условия для реализации в учебном процессе потенциальных возможностей каждого студента. При содержании, ориентированном на абстрактного студента, 60% - работают в условиях, не способствующих развитию их способностей (ниже или выше возможностей). Анализ программ по физическому воспитанию в вузе показал, что в содержание программы в полной мере не учитывается гендерная и природная структура интеллекта, качественное своеобразие способностей каждого студента, их уровень физического развития и физической подготовленности, будущая профессиональная деятельность.
Гендерный подход позволяет рассматривать физкультурно-спортивную деятельность в контексте стиля жизни, будущей профессиональной деятельности каждого студента и развития способностей освоения физкультурных ценностей. В связи с этим в практике физкультурного воспитания неприемлем подход массового использования единообразных средств и методов, характерных для традиционной организации физического воспитания в вузе.
Мы видим решение этой проблемы в использовании широкого набора средств, методов и форм физической подготовки, предлагаемых студентам в процессе организации обязательных занятий и составлении на их основе индивидуальных программ физического самосовершенствования, которые составляются и корректируются в ходе деятельности самим студентом, который является субъектом, конструктором своего физкультурного образования. Обучение с учетом гендерных особенностей студентов требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии учебной информации девушками и юношами, спецификой их потребностей и интересов. При этом мы учитывали основные этапы формирования познавательных интересов обучаемых и их профессионально-важных качеств с учетом гендерных особенностей:
______________СТРУКТУРИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА...________________
1) Ценностно-мотивационный этап - активизация любопытства, которое проявляется при открытии обучаемыми учебного предмета для себя -«что и для чего мне нужно это знать». При этом важно обозначение выраженной новизны учебной информации до 3-ей минуты ее восприятия, пока не наступил первый кризис внимания. Цель - стимулирование инициативы юношей и девушек на занятии, пробуждение их любопытства с точки зрения феномена изучаемого вопроса с учетом гендерных особенностей. Ведущими средствами здесь являются эмоциональные педагогические ситуации, предполагающие включение эмоционально-образного мышления у девушек и ассоциативно-логического у юношей. Главный критерий эффективности этапа - устойчивость сформированности у обучаемых познавательного мотива и познавательного интереса к предмету обучения.
2) Когнитивно-информационный этап - показ места предмета в общей структуре формирования профессионально важных качеств специалиста. Ведущими средствами здесь являются интеллектуальные педагогические ситуации с учетом будущей профессии - «для чего и как изучать». При этом, учитывая, что девушки предпочитают в своем мышлении выделять детали, материал им необходимо подавать методом анализа, а юношам - наоборот: они предпочитают «дробить» целое на детали. Кроме этого, при подаче материала девушкам, педагогу важно больше обращать внимание на интонацию голоса, расширяя диапазон его тембра, так как девушки выделяют в голосе говорящего человека около 17 интонаций, а юноши только 8, обращая внимание, главным образом, на смысл произносимых слов.
3) Рефлексивно-деятельностный этап ориентирован на формирование устойчивого интереса, который побуждает к деятельности в интересующей области. Ведущие средства - регулятивные педагогические ситуации, основанные для юношей на принципе соревновательности, а для девушек -умении работать в команде методом «мозгового штурма». При этом важно поощрять умение девушек отстаивать свою позицию и точку зрения, а ребят нацеливать на конструирование и моделирование практических задач по будущей профессии в процессе изучения какой-либо темы. При создании регулятивной ситуации для юношей - показать, что они могут претендовать на более высокие результаты. Для девушек же более уместным представляется акцентирование их достижений.
Преподавателю необходимо осуществлять подбор методов и приемов обучения с учетом специфики каждого коллектива (преимущественно мужской, женский или смешанный). Так, при объяснении нового материала в женской (фемининной) аудитории преподаватель должен использовать примеры, воздействующие на эмоциональную сферу обучаемых и ассоциативно-образное мышление, а в мужской (маскулинной) - на рационально-логическое мышление. В смешанной же группе полезно привести и тот, и другой примеры, что позволит всем студентам выйти на уровень понимания объясняемого материала [3].
В маскулинно-ориентированных группах необходимо делать упор на визуальную информацию, располагаемую столбиками, здесь допустимы более абстрактные рассуждения. Особенно важно добиваться понимания учебного материала, обязательно делать обобщения и выводы в конце занятия. Организация диалога или дискуссии в ходе изучения нового материала в этих группах способствует его лучшему усвоению, и особенно ценится логичность изложения. Обучаемые с маскулинным гендером более индивидуальны в учебно-познавательной деятельности, и им можно в большей степени доверять самооценку своей работы, так как они по своей природе более объективны. Они также более постоянны в парной работе с конкретным партнером и способны к эффективной продуктивной деятельности.
В феминно-ориентированных группах быстрее усваиваются конкретные письменные примеры и расчеты, и закрепляются они на более продолжительное время. Все они должны носить четкий характер, а визуальную информацию лучше располагать в горизонтальном направлении. Обучаемые этого типа, как правило, обладают хорошо развитой речью и способностью к долгому изложению теоретического материала, так как стараются выучить и воспроизвести как можно больше. При работе с ними желательно использовать красочные наглядные материалы. Они, как правило, способны работать продуктивно в коллективе. Однако следует отметить, что их самооценка далека от объективности, и поэтому для них полезен комментарий к ходу и результатам их учебно-познавательной деятельности извне [1].
Физкультурно-спортивная деятельность, как и весь образовательный процесс в вузе, должна строиться с учетом гендерной специфики каждой студенческой группы, что, несомненно, повысит ее качество.
Средства физического образования следует представить физическими упражнениями (общеподготовительными, общеприкладными, специальноприкладными), естественными силами природы и гигиеническими факторами, а также дополнительными и вспомогательными средствами (теоретическая подготовка, восстановительные мероприятия, нетрадиционные виды физкультурно-спортивной деятельности) с учетом специфики той или иной гендерной группы.
Основная направленность общеподготовительных упражнений и видов физкультурно-спортивной деятельности - всестороннее воспитание основных физических качеств, создание обширного фонда двигательных умений и навыков, овладение знаниями и умениями использовать ценности физической культуры.
Общеприкладные упражнения в физическом образовании используются в содержании видов спорта, способствуют становлению широкого круга двигательных и личностных качеств, специальных умений, а также целостных прикладных умений.
Особая роль в физическом образовании студентов вуза принадлежит специально-прикладным упражнениям, которые могут иметь как самостоятельное значение (воспитание силы мышц кисти динамометром), так и являть-
______________СТРУКТУРИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА...__________________
ся содержанием видов спорта (точность движений вырабатывается за счет бросков в баскетболе). Эти упражнения имеют узкоспециализированный характер в воспитании личностных качеств, обусловленных требованиями профессии или специальности.
Гигиенические средства в процессе физического образования используются в качестве условий полноценных занятий физическими упражнениями. К их числу относят режим дня, питания и отдыха; личную и социальную гигиену; оптимальную нагрузку в ходе занятий. Кроме того, гигиеническая ценность определяется по чистоте воздуха и освещенности, гигиене одежды, отдыха, бытовой обеспеченности и т. д.
Реализация вспомогательных и дополнительных средств физического образования обеспечивается за счет теоретической подготовки, внедрения восстановительных мероприятий и нетрадиционных видов спортивной деятельности. Использование в практике физического образования восстановительных средств обусловлено высокими психофизическими нагрузками учебной деятельности, а также важностью коррекции и мобилизации психического и функционального состояния студентов.
Решение задач формирование физического самосовершенствование на основе индивидуального подхода у студентов вузов возможно при использовании группы общепедагогических (применяемых во всех случаях обучения, воспитания и развития) и специфических (характерных для физической культуры) методов [1].
К общепедагогическим методам относятся:
- методы наглядного воздействия (реализуются в практике использованием зрительной, звуковой и двигательной наглядности);
- вербальные методы воздействия, которые можно разделить на методы, служащие средством передачи знаний (объяснение, рассказ, описание), управления занимающимися (команды, распоряжения, приказы), оценки деятельности (разбор, замечание, словесная оценка). Они должны отвечать требованиям краткости, гендерной и возрастной доступности, точности терминологии словесного воздействия, точности и образности техники двигательного действия, объективности словесной оценки деятельности студентов, доброжелательности словесного воздействия;
- методы с использованием технических средств обучения. В практике физического образования чаще используются различные тренажеры, позволяющие целенаправленно и эффективно воздействовать как на физические качества в комплексе, так и избирательно на каждое из них. При этом должны учитываться физиологические особенности юношей и девушек, их гендерные интересы;
- особое значение в формирование физического самосовершенствования на основе гендерного подхода у студентов вузов занимают методы идеомотор-ного и психорегулирующего упражнения. Их суть составляет использование «внутреннего слова», образного мышления и чувственных представлений о движении в регуляции физического и психического состояния.
Система организационно-методических форм проведения практических занятий в вузе, с учетом гендерных способностей и потребностей может быть представлена занятиями, построенными на материале общеразвивающих упражнений и элементов вида спорта; занятиями с использованием тренажеров; занятиями с элементами спортивных игр (по свободному регламенту); занятиями с элементами единоборств (самозащиты); спортивными танцами, фитнес-технологиями, степ-аэробикой; занятиями с элементами лыжной подготовки, оздоровительным бегом.
Структура таких организационно-методических форм - характерная для тренировочных занятий. Образовательная направленность - изучение материала для использования в самостоятельных занятиях. Направленность тренирующих воздействий развитие всех основных физических качеств: развитие силовых способностей, силовая выносливость, комплексное развитие физических качеств на фоне освоения и совершенствования техники игры у юношей; развитие координации, гибкости, совершенствование фигуры у девушек.
Таким образом, практика обучения в вузе показывает, что образовательный процесс должен строиться с учетом гендерной специфики каждой студенческой группы, что, несомненно, повысит качество усвоения знаний и улучшит межполовое взаимодействие, как по горизонтали (внутри учебной группы), так и по вертикали гендерных отношений (деканат-кафедра-пре-подаватель-студент). Гендерные исследования в образовании способствуют его гуманизации, поскольку реализация гендерного подхода в образовательной практике высшей школы отвечает идее демократизации общества и подготовки обучаемых к продуктивной деятельности в обществе, построенном на принципах равноправия.
Библиографический список
1. Демин, М. В. Природа деятельности [Текст] / М. В. Демин. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 168 с
2. Рыков, С. Л. Гендерное образование как фактор оптимизации образовательного процесса в вузе [Текст] / С. Л. Рыков // Гендерное образование в России: состояние и проблемы становления: Материалы Всерос. научно-практической конференции. 17.10.2008. - М.: Современная гуманитарная академия, 2008. - 138 с.
3. Симонов, В. П. Учет гендерных различий в образовательном процессе [Текст] / В. П. Симонов// Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 40-43