МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№6/2015
ISSN 2410-700Х
документы от лица других организаций, предприятий и граждан. Студентам необходимо воспроизвести работу с документами в соответствии с должностными инструкциями, выбранной схемой документооборота и с использованием функций СЭД. Следует отметить, что проблемой при освоении СЭД является не столько освоение отдельно взятых функций, а то, что студентам, никогда не работавшим на предприятиях и знакомых со схемами движения входящих, исходящих и внутренних документов только теоретически, трудно представить, как из отдельных функций образуется законченная схема движения документа по различным подразделениям предприятия. Использование данного метода позволяет преодолеть указанную проблему и повысить эффективность обучения как методам работы с документами, так и методам работы с СЭД. Очевидно, что помимо развития таких компетенций, как умение анализировать информацию и принимать решение, студенты приобретают практические навыки использования информационных технологий. Также формированию профессиональных компетенций при проведении интерактивных занятий способствует использование библиотек сценариев, тренинг-модулей [2, с.248] и обучающих систем [3, с.171; 4, с.34]. Список использованной литературы:
1. Овчаренко О.И. Разработка компетентностно ориентированных программ в области использования информационных технологий и информационных систем для подготовки выпускников экономического профиля. // Вестник ТИУиЭ. - №1(17). - 2013. - С. 81-85.
2. Овчаренко О.И., Плаксиенко Е.А. Использование тренинг-модулей и библиотек сценариев в обучающих системах. //Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск «Интеллектуальные САПР». — № 7 (108). - 2010. - С. 248-253.
3. Овчаренко О.И. Разработка обучающей системы на основе мультимедийной библиотеки сценариев. В сб. X международной научно-технической конференции «Искусственный интеллект. Интеллектуальные системы», Таганрог, 2009. - С.171-173.
4. Сахарова О.Н. Формирование информационных компетенций студентов ТИУЭ на основе компьютерных педагогических обучающих систем. // В сб. XIV международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», Борисоглебск, 2013. - С.33-37.
© О.И. Овчаренко, 2015
УДК 37. 08
Петунин Олег Викторович
д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой КРИПКиПРО, г. Кемерово
E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
Аннотация
В статье авторы анализируют требования к педагогу, заложенные в профессиональном стандарте и определяют те компетенции, которыми он должен обладать. Выявленные компетенции позволяют внести необходимые изменения в дополнительные образовательные программы повышения квалификации педагогов.
Ключевые слова
Профессиональный стандарт педагога, компетенции учителя, повышение квалификации, дополнительные
профессиональные программы.
Проблема обновления, модернизации национальной системы квалификаций, преодоления дисбаланса между потребностями экономики и возможностями профессионального образования стала одной из ведущих для современной России. Одним из элементов национальной системы квалификаций являются профессиональные стандарты. Они рассматриваются как инструмент, способный обеспечить четкую связь между требованиями работодателей и образованием. Стандартизация позволяет постоянно следить за обновлением квалификаций и соответствием образовательных программ потребностям рынка труда.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Профессиональный стандарт регулирует не столько трудовые отношения между конкретным работником и его работодателем (для этого существуют другие документы, например, трудовой договор или эффективный контракт), сколько отношения между профессиональным сообществом и гражданином, который хотел бы подтвердить свою квалификацию и стать частью этого профессионального сообщества. Такой подход исключает сведение профессионального стандарта к обновленной версии должностной инструкции. Логика его разработки иная - анализ профессиональной деятельности, описание требований к ней. При определении требований важно помнить, что они должны быть измеримы (диагностируемы) в соответствии с установленными в стране уровнями квалификаций, что их содержание подвижно, меняется на основе постоянного мониторинга объективных изменений в деятельности, что их задача - описать деятельность, а не личность [2; 3].
Стандарт был утвержден приказом Министерства труда России № 544н от 18.10.2013. Первоначально профессиональный стандарт педагога планировалось ввести с 1 января 2015 года. Теперь же, по словам министра образования и науки РФ Д. В. Ливанова, «... профессиональный стандарт педагога пока апробируется. Заявлена дата его введения 1 января 2017 года. Однако не исключено, что эта дата будет отодвинута и на более длительный срок» [1].
Очевидно, что переход на требования стандарта выступает одним из условий повышения качества образования. Неизбежно введение профессионального стандарта педагога должно повлечь за собой изменения в повышении квалификации учителей. Для внесения изменений в данную деятельность необходимо проанализировать профессиональные и личностные требования к педагогу, заложенные в профессиональном стандарте. Проведя данную работу, мы составили перечень необходимых и востребованных в свете требований данного документа компетенций для учителя. Они были сгруппированы нами по основным сферам профессиональной деятельности учителя, которые достаточно четко просматриваются в стандарте (Таблица 1) [2].
Таблица 1
Компетенции педагога по сферам профессиональной деятельности
Сферы профессиональной деятельности Компетенции педагога
1) Нормативно-правовая Применение на практике основ законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС
Следование требованиям нормативных правовых, руководящих и инструктивных документов, регулирующих организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов) и др.
2) Психолого-физиологическая Использование в педагогической деятельности основных закономерностей возрастного развития, стадий и кризисов развития и социализации личности, индикаторов и индивидуальных особенностей траекторий жизни и их возможных девиаций, приемов их диагностики
Учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей школьника на основе знаний законов развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития
Владение основами психодиагностики и умением диагностировать по основным признакам отклонения в развитии детей и др.
3) Социо-культурологическая Использование в обучении и воспитании детей закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенностей и закономерностей развития детских и подростковых сообществ
Умение на основе закономерностей семейных отношений эффективно работать с родительской общественностью
Умение эффективно выстраивать работу с детско-взрослыми сообществами на основе учета их социально-психологических особенностей и закономерностей развития и др.
4) Общепедагогическая Владение научными представлениями о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
Применение на практике основных методик воспитательной работы, основных принципов деятельностного подхода, современных педагогических технологий и дидактических приемов
Проектирование образовательного процесса на основе педагогических закономерностей организации данного процесса
Применение в практической деятельности положений теории и технологии учета возрастных особенностей учащихся и др.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Выявленные на основе профессионального стандарта компетенции педагогов позволили нам в ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (КРИПКиПРО) внести изменения и дополнения в действующие и разработать новые дополнительные образовательные программы повышения квалификации (ДПП ПК) педагогов.
Профессиональный стандарт педагога особенно серьезные требования предъявляет к компетенциям психолого-физиологического и социо-культурного характера. Это нашло свое отражение, как в содержании традиционных программ ДПП ПК, реализуемым в КРИПКиПРО, так и в разработке ряда новых программ (Средства и технологии интерактивных занятий при очном и сетевом обучении; ИКТ в образовательной деятельности; Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования; Формирование индивидуальной траектории развития одаренных детей и подростков; Использование информационно-коммуникационных технологий при работе с детьми с разными образовательными потребностями и др.).
Обучение по ДПП ПК осуществляется с использованием очной и очно-заочной форм, в том числе посредством непрерывного освоения программ в полном объеме или частично с использованием модульно-накопительной системы обучения, стажировки, применения сетевых форм, различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения.
Таким образом, отталкиваясь от требований профессионального стандарта педагога, мы сделали вывод о необходимости внедрения в образовательный процесс активных, деятельностных форм и методов повышения квалификации, об увеличении веса психолого-физиологической составляющей программ повышения квалификации учителей.
Список использованной литературы:
1. Ливанов Д. В. Минобрнауки РФ подводит итоги работы за 2014 год [Электронный ресурс] / Д. В. Ливанов.
- Режим доступа: http://ug.ru/news/14722.
2. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standardsZ6.
3. Ямбург Е. А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителю? [Электронный ресурс] / Е. А. Ямбург //
Новая газета. - 2012. - № 125. - Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/society/55194.html.
© О. В. Петунин, 2015
УДК 372.881.161.1
Подзорова Светлана Владимировна
кандидат философских наук
Новосибирский государственный педагогический университет, Институт Детства, кафедра педагогики и методики начального образования, г. Новосибирск, Россия, e-mail:
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «СИНТАКСИС» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования универсальных учебных действий в начальной школе. На примере изучения раздела «Синтаксис» представлены основные понятия, способы действия, на основе которых формируются группы универсальных учебных действий младших школьников. Данные рекомендации необходимо учитывать учителю в процессе формирования метапредметных учебных действий.
Ключевые слова
универсальные учебные действия, понятие, способ действия.
280