Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «Синтаксис» в начальной школе'

Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «Синтаксис» в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1112
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОНЯТИЕ / СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подзорова Светлана Владимировна

В статье рассматривается проблема формирования универсальных учебных действий в начальной школе. На примере изучения раздела «Синтаксис» представлены основные понятия, способы действия, на основе которых формируются группы универсальных учебных действий младших школьников. Данные рекомендации необходимо учитывать учителю в процессе формирования метапредметных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «Синтаксис» в начальной школе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Выявленные на основе профессионального стандарта компетенции педагогов позволили нам в ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (КРИПКиПРО) внести изменения и дополнения в действующие и разработать новые дополнительные образовательные программы повышения квалификации (ДПП ПК) педагогов.

Профессиональный стандарт педагога особенно серьезные требования предъявляет к компетенциям психолого-физиологического и социо-культурного характера. Это нашло свое отражение, как в содержании традиционных программ ДПП ПК, реализуемым в КРИПКиПРО, так и в разработке ряда новых программ (Средства и технологии интерактивных занятий при очном и сетевом обучении; ИКТ в образовательной деятельности; Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования; Формирование индивидуальной траектории развития одаренных детей и подростков; Использование информационно-коммуникационных технологий при работе с детьми с разными образовательными потребностями и др.).

Обучение по ДПП ПК осуществляется с использованием очной и очно-заочной форм, в том числе посредством непрерывного освоения программ в полном объеме или частично с использованием модульно-накопительной системы обучения, стажировки, применения сетевых форм, различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения.

Таким образом, отталкиваясь от требований профессионального стандарта педагога, мы сделали вывод о необходимости внедрения в образовательный процесс активных, деятельностных форм и методов повышения квалификации, об увеличении веса психолого-физиологической составляющей программ повышения квалификации учителей.

Список использованной литературы:

1. Ливанов Д. В. Минобрнауки РФ подводит итоги работы за 2014 год [Электронный ресурс] / Д. В. Ливанов.

- Режим доступа: http://ug.ru/news/14722.

2. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standardsZ6.

3. Ямбург Е. А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителю? [Электронный ресурс] / Е. А. Ямбург //

Новая газета. - 2012. - № 125. - Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/society/55194.html.

© О. В. Петунин, 2015

УДК 372.881.161.1

Подзорова Светлана Владимировна

кандидат философских наук

Новосибирский государственный педагогический университет, Институт Детства, кафедра педагогики и методики начального образования, г. Новосибирск, Россия, e-mail:

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «СИНТАКСИС» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования универсальных учебных действий в начальной школе. На примере изучения раздела «Синтаксис» представлены основные понятия, способы действия, на основе которых формируются группы универсальных учебных действий младших школьников. Данные рекомендации необходимо учитывать учителю в процессе формирования метапредметных учебных действий.

Ключевые слова

универсальные учебные действия, понятие, способ действия.

280

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

В примерной основной образовательной программе (начальная школа) можно выделить следующие направления содержания раздела «Синтаксис», которым нужно научить младших школьников.

1) Различать: (1) предложения, словосочетания; (2) предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по эмоциональной окраске (интонации) (восклицательные и невосклицательные); (3) главные и второстепенные члены предложения; (4) простые и сложные предложения.

2) Находить: (1) главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); (2) и самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

3) Устанавливать связь (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

4) Использовать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами [1, с. 123].

Из обозначенного можно сделать вывод, что учащийся начальной школы научится работать с синтаксическими понятиями, видеть механизм связи в синтаксические единицы (словосочетания, предложения) при помощи смысловых вопросов. Здесь следует заметить, что названный механизм — устанавливать связь способом постановки вопросов — не является точным для выделения признаков синтаксических единиц и их работы. Данный способ не дает возможность осознанно усваивать синтаксические понятия, а только формально действовать с ними.

В этой связи важно, как учителю, так и студенту использовать в своей работе методические положения, раскрытые в методике обучения русскому языку в начальной школе, авторами Е.В. Восторгова и Т.В. Некрасова [2, с. 63—112].

Выделим основные положения, названных авторов, позволяющие формировать действия различения, сравнения, установления связи и др., следовательно, сознательного формирования и усвоения синтаксических понятий на основе универсальных учебных действий в начальной школе.

В процессе изучения раздела «Морфология» учащимся необходимо усвоить, что слова присоединяются друг другу благодаря своим грамматическим формам, где каждая часть речи имеет свои возможности присоединения. Это является базовым знанием и умением, позволяющим понять: 1) что такое синтаксическая единица, 2) в какие грамматические отношения они вступают, 3) без чего нельзя осознанно усвоить грамматические механизмы соединения слов в синтаксические единицы (словосочетание, предложение) и 4) их работу.

Следовательно, в процессе изучения раздела «Синтаксис» обращается внимание на окончание слова как не только несущее грамматическое значение и выражение грамматической формы, но выполняющее синтаксическую функцию. Так, одна и та же словоформа, которая имеет один набор грамматических значений, в разных предложениях может быть связана по-разному с другими словами, выполняет разную работу, следовательно, имеет разные механизмы связи между словами в высказывании, что позволяет выделять разные типы грамматической связи. Для этого нужно знать, что одно слово может зависеть от другого по какому-нибудь одному грамматическому значению или всем грамматическим значениям (например, падеж, род, число). В этой грамматической зависимости, то слово, которое не позволяет изменить какое-нибудь грамматическое значение является независимое, свободное и употребляется в любой из своих форм, оно командует выбором формы другого слова, и наоборот, то слово, которое позволяет изменять грамматические значения, зависит по каким-то грамматическим значениям и не может быть употреблено в любой из своих форм является зависимым. Другими словами, независимое слово — это слово, которое может употребляться в любой из возможных форм оно свободно, а зависимое несвободно оно ограниченно другим словом и не может употребляться в любой грамматической форме.

Тип грамматической связи позволит правильно определить ту или иную синтаксическую единицу. Слова складываются из разных типов сочетаний слов, связанных с помощью разных типов связи, которые и составляют те и или иные синтаксические единицы. Типы грамматических связей выделяют следующие: 1) подчинительная, 2) взаимная и 3) сочинительная.

Словосочетание строится на основе подчинительной связи независимого слова и зависимого, т.е. независимое подчиняет по грамматическим значениям зависимое слово, выбирает нужные грамматические

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

формы для зависимого. Для этого анализируется словосочетание, где проверяются возможности изменения каждого слова по его грамматическим категориям и выделяются, те, которые меняются. Поэтому способ действия заключается в определении слова, которое не позволяет менять грамматические формы. Другими словами, способ действия в определении зависимого и независимого слова заключается в определении грамматических значений их действием: позволяющим изменения и не позволяющим изменения формы слова. Способ действия — постановка вопросов является дополнительным, исходя из положения грамматической зависимости и независимости можно правильно от слова к слову поставить вопрос, а именно: от независимого к зависимому.

Следующее положение позволяет увидеть, что зависимое слово может выполнять определённую роль в словосочетании, потом и в предложении, а именно: в словосочетаниях, при том, что зависимое слово грамматически зависимо от независимого, может выполнять работу уточнения названия предмета, действия, признака. Три вида уточнения несет на себе зависимый член: 1) обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? и т.д. его называют определением; 2) дополняет название предмета, действия, отвечает на падежные вопросы кроме Им. п. — дополнение; 3) обозначает признаки действия, отвечает на вопросы где? когда? и др. — обстоятельство.

Итак, алгоритм заключается в следующем: 1) проанализировать, что называет словосочетание (уточненное название, предмета, действия или признака); 2) найти зависимый и независимый член — определить какое из слов может изменяться свободно, а какое ограничено в своих формах); 3) определить работу зависимого члена (определение, дополнение, обстоятельство) — поставить вопрос от независимого к зависимому слову. Последние действие как раз необходимо для определения уточняющей роли зависимого слова, а не для установления, какое слово в словосочетании главное, а какое зависимое.

Синтаксическая единица, в которой слова связаны взаимной связью является в речи высказываем называется предложением. При этом нужно понимать, что не все слова, связанные взаимной связью, могут быть предложением, а именно: если служит высказываем в речи, но нет смысловой законченности.

Сочинительная связь присутствует в предложении, если некоторые слова выполняют одинаковую работу, равны по своему положению, их называют однородные.

Далее необходимо научить отличать разные формы одного и того предложения и разные предложения. Поэтому, выделить, что разные предложения отличаются друг от друга: 1) содержанием сообщения, 2) предметом сообщения, 3) содержанием и предметом сообщения. Предложение отличается оценкой говорящего о событии, которое: а) происходит во времени, б) могло бы произойти при каких-то условиях, в) желательно. Если в предложении один предмет сообщения и одно и тоже сообщение об этом предмете, разница только в наклонении и во времени, то эти предложения являются формами одного предложения. Чтобы получить разные формы одного и того предложения нужно изменить глагол по времени, по наклонению. Способ действия заключается в определении: 1) предмета сообщения, 2) одного итого же сообщения об этом предмете и 3) времени и наклонения у глагола используемого в этом предложении.

Относительно членов предложения, следует сказать, что работа второстепенных членов в предложении, по сути, учащимися уже усвоена, а именно: в процессе определения уточняющей роли зависимого слова в словосочетании, поэтому особых проблем в их усвоении не возникает. Другими словами, второстепенные члены предложения могут быть дополнениями, обстоятельствами, определениями в соответствии с работой уточнения зависимого слова в словосочетании.

В процессе нахождения сказуемого и подлежащего в предложении, следует выделить, что член предложения, который выражает грамматическое значение предложения (соотнесенность сообщения с действительностью, что и позволяет правильно найти его в предложении), с помощью разных форм предложения называется сказуемым, где грамматические формы сказуемого зависят от другого слова, а именно: от подлежащего. Сказуемое выполняет две работы: 1) сообщение о подлежащем и 2) выражает грамматическое значение предложения. Подлежащие и сказуемое связаны взаимной связью, т.к. главный член сказуемое ограничивает подлежащее по падежу только Им. п., т.е. требует Им. п. от подлежащего. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу, являясь главными членами. Следовательно, способ действия заключается: 1) сначала нужно найти сказуемое путем образования формы предложения,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

слово, которое изменяется (или несколько слов); 2) найти подлежащее для этого нужно определить, от какого слова зависят грамматические формы сказуемого. Другими словами, для нахождения сказуемого и подлежащего нужно составить разные формы этого предложения и определить слово изменяющее грамматические формы сказуемого.

Вместе с тем, выделяются слова, которые не являются членами предложения и не входят ни в грамматическую основу, не относятся к второстепенным членам предложения.

Последнее положение — это типы предложения, которые выделяют по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по эмоциональной окраске (интонации) (восклицательные и невосклицательные). Последние есть виды предложения по интонации, главное отличие которых — это наличие или отсутствие выражения какого-то особого чувства, эмоции. Названные виды предложения выражаются интонацией и еще конструкцией (вопросительные предложения) и вторичными средствами предложения, знаками на письме. Кроме того, выделяются типы предложений: распространенные и нераспространенные. Отличительный признак первых — это наличие в предложении и главных и второстепенных членов, а нераспространенных — состоящих только из главных членов предложения. И наконец, выделяются еще два типа предложения, в которых не одна, а несколько грамматических основ, т.е. простые и сложные, где в рамках последнего нужно обращать внимание как связаны части сложного предложения, а именно: в пунктуационном плане.

Итак, в процессе изучения раздела «Синтаксис» в начальной школе, чтобы формировать осознанное усвоение понятий на основе универсальных учебных действий, следует научить учащихся: 1) определять, как слова присоединяются друг другу и какую работу выполняют; 2) способу действия в определении зависимого и независимого слова в словосочетании; 3) способу действия в определении уточняющей роли зависимого слова в словосочетании; 4) способу действия нахождении сказуемого и подлежащего в предложении. Все названные способы позволят в дальнейшем: 1) выделить все виды и типы предложений в целом, 2) научиться работать с синтаксическими понятиями, 3) видеть механизмы связи в синтаксические единицы (словосочетания, предложения).

Так, в процессе построения способа действия учитель: 1) выстраивает ориентировочную основу (схемы оперативного мышления), как необходимое условие, формирования понятия и УУД; и 2) технологически переносит первоначально внешние, предметные действия в идеальный план субъекта. При этом учащийся, осваивая новое действие через единство операций, технических приемов (внешних, предметных действий) и смысловой стороны (идеальный план), преобразует предмет своими действиями, изменяет не только его свойства, и в то же время, изменяет собственные психические свойства (осуществляет процесс самоизменения). Следовательно, без познавательных универсальных учебных действий (знаково-символических средств, анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации и др.), регулятивных универсальных учебных действий (принятия и сохранения учебной задачи, планирования, контроля, оценивания своих действий, и др.) коммуникативных универсальных учебных действий (речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывание различных точек зрения и формулирование собственной и др.) невозможно полноценно освоить названные синтаксические понятия, механизмы.

Список использованной литературы

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — с.123.

2. Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса (Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) /Программа В.В. Репкина и др.: Пособие для учителя начальной школы. — М.: Вита-Пресс, 2006.— С. 63—112.

© С В. Подзорова, 2015.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

УДК 378.147

Поляков Леонид Григорьевич

доцент, канд. техн. наук ПГУАС, г. Пенза Тишина Екатерина Михайловна ст. преподаватель ПГУАС, г. Пенза e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПО КОНТРОЛЮ УРОВНЯ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Аннотация

В данной статье рассматривается один из возможных походов к математическому обеспечению количественной оценки качества обучения специалистов с точки зрения их надежности. Принцип математического подхода основан на расчленении общей задачи по элементам решения, а затем объединение этих элементов в системы (комплексы) исходя из логики последовательности решения. Математический подход основан на тории надежности и математической статистики.

Ключевые слова

математическое обеспечение, элемент, система, эффективность, обучение, текущий контроль знаний, частичное использование, интенсивное использование, постоянное использование, затраты, стоимость.

Инженерная графика (ее разделы - начертательная геометрия, проекционное черчение, соединение деталей, эскизирование и деталирование) является теоретической основой построения машиностроительных, строительных чертежей и схем, представляющих собой графические модели конкретных инженерных решений (узлов, механизмов, машин, сооружений и т.п.). Умение правильно выполнить и прочитать чертежи является основной необходимостью при изучении общеинженерных и специальных дисциплин.

Педагогической наукой давно установлено, что каждое усвоение материала зависит от взаимодействия основных составляющих (рис.) [1].

Рисунок

В начале обучаемый имеет базовый уровень знаний, умений и навыков (И£). Путем взаимодействия «обучаемый - средства обучения - обучающий» этот уровень повышается на величину (А^0) до уровня комплекса ).

Следует отметить, что на качество усвоения учебного материала влияют внешние воздействия (блок «Внешние воздействия»). Внешние воздействия - организация учебного процесса не связанная с методологией проведения занятий. Это наличие помещений, аудиторий, лабораторий, участков, и рабочих мест, их пригодность к проведению занятий, удаленность, время работы и т.д. Кроме этого могут быть и другие внешние воздействия, например, бытовые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.