Профессиональный стандарт и повышение квалификации педагогов
УДК 37.02
Петунин Олег Викторович
доктор педагогических наук, профессор Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Статья посвящена проблеме введения профессионального стандарта педагога. Автор приходит к выводу о том, что введение профессионального стандарта педагога должно повлечь за собой изменения в повышении квалификации учителей. В статье анализируются требования к педагогу, заложенные в профессиональном стандарте и определяют те компетенции, которыми он должен обладать. Компетенции в свете требований профессионального стандарта автор представляет по четырем сферам профессиональной деятельности педагога: нормативно-правовая, психолого-физиологическая, социо-культурологическая и общепедагогическая. В статье предлагаются модули программ повышения квалификации и формируемые при их реализации компетенции. Рассматриваются различные организационно-деятельностные и организационно-мыслительные формы обучения, направленные на формирование нового качественного состояния профессиональных компетенций учителя, его интеллектуальной культуры и культуры саморазвития. Активные, деятельностные формы и методы повышения квалификации учителей в наибольшей степени отвечают требованиям профессионального стандарта и способствуют удовлетворению учебно-познавательных интересов педагогов.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, компетенции педагога, повышение квалификации, программы повышения квалификации, психофизиологические и социально-профессиональные особенности педагогов,
формы и методы повышения квалификации педагогов.
Проблема обновления, модернизации национальной системы квалификаций, преодоления дисбаланса между потребностями экономики и возможностями профессионального образования стала одной из ведущих для современной России. Одним из элементов национальной системы квалификаций являются профессиональные стандарты. Они рассматриваются как инструмент, способный обеспечить четкую связь между требованиями работодателей и образованием. Стандартизация позволяет постоянно следить за обновлением квалификаций и соответствием образовательных программ потребностям рынка труда.
Профессиональный стандарт регулирует не столько трудовые отношения между конкретным работником и его работодателем (для этого существуют другие документы, например, трудовой договор или эффективный контракт), сколько отношения между профессиональным сообществом и гражданином, который хотел бы подтвердить свою квалификацию и стать частью этого профессионального сообщества. Такой подход исключает сведение профессионального стандарта к обновленной версии должностной инструкции. Логика его разработки иная - анализ профессиональной деятельности, описание требований к ней. При определении требований важно помнить, что они должны быть измеримы (диагностируемы) в соответствии с установленными в стране уровнями квалификаций, что их содержание подвижно, меняется на основе постоянного мониторинга объективных изменений в деятельности, что их задача -описать деятельность, а не личность [5; 6].
Стандарт был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты России № 544н от 18.10.2013. Первоначально профессиональный
стандарт педагога планировалось ввести с 1 января 2015 года. Теперь же, по словам министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова, «...профессиональный стандарт педагога пока апробируется. Заявлена дата его введения 1 января 2017 года. Однако не исключено, что эта дата будет отодвинута и на более длительный срок» [4].
Очевидно, что переход на требования стандарта выступает одним из условий повышения качества образования. Неизбежно введение профессионального стандарта педагога должно повлечь за собой изменения в повышении квалификации учителей. Для внесения изменений в данную деятельность необходимо проанализировать профессиональные и личностные требования к педагогу, заложенные в профессиональном стандарте. Проведя данную работу, мы составили перечень необходимых и востребованных в свете требований данного документа компетенций для учителя. Они были сгруппированы нами по основным сферам профессиональной деятельности учителя, которые достаточно четко просматриваются в стандарте (табл. 1).
Выявленные на основе профессионального стандарта компетенции педагогов позволили нам в ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (КРИПКиПРО) внести изменения и дополнения в действующие и разработать новые дополнительные образовательные программы повышения квалификации (ДПП ПК) педагогов.
Обучение по ДПП ПК осуществляется в объеме от 72 до 120 часов. Программа повышения квалификации для учителей-предметников включает ряд модулей. Сведения о модулях ДПП ПК и формируемых в ходе их реализации компетенциях педагогов содержит таблица 2.
© Петунин О.В., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
113
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Таблица 1
Компетенции педагога в свете требований профессионального стандарта
Сферы профессиональной деятельности Компетенции педагога
1) Нормативно-правовая Применение на практике основ законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС
Следование требованиям нормативных правовых, руководящих и инструктивных документов, регулирующих организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов) и др.
2) Психолого-физиологическая Использование в педагогической деятельности основных закономерностей возрастного развития, стадий и кризисов развития и социализации личности, индикаторов и индивидуальных особенностей траекторий жизни и их возможных девиаций, приемов их диагностики
Учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей школьника на основе знаний законов развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития
Владение основами психодиагностики и умением диагностировать по основным признакам отклонения в развитии детей и др.
3) Социо-культурологическая Использование в обучении и воспитании детей закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их социальнопсихологических особенностей и закономерностей развития детских и подростковых сообществ
Умение на основе закономерностей семейных отношений эффективно работать с родительской общественностью
Умение эффективно выстраивать работу с детско-взрослыми сообществами на основе учета их социально-психологических особенностей и закономерностей развития и др.
4) Общепедагогическая Владение научными представлениями о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
Применение на практике основных методик воспитательной работы, основных принципов деятельностного подхода, современных педагогических технологий и дидактических приемов
Проектирование образовательного процесса на основе педагогических закономерностей организации данного процесса
Применение в практической деятельности положений теории и технологии учета возрастных особенностей учащихся и др.
Как следует из таблицы 2, профессиональный стандарт педагога особенно серьезные требования предъявляет к компетенциям психолого-физиологического и социо-культурного характера. Это нашло свое отражение, как в содержании традиционных программ ДПП ПК, реализуемым в КРИП-КиПРО, так и в разработке ряда новых программ. Приведем примеры:
- Средства и технологии интерактивных занятий при очном и сетевом обучении;
- ИКТ в образовательной деятельности;
- Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования;
- Формирование индивидуальной траектории развития одаренных детей и подростков;
- Использование информационно-коммуникационных технологий при работе с детьми с разными образовательными потребностями и др.
Обучение по ДПП ПК осуществляется с использованием очной и очно-заочной форм, в том числе посредством непрерывного освоения программ в полном объеме или частично с использованием модульно-накопительной системы обучения, стажировки, применения сетевых форм, различ-
ных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения.
В работе с учителями мы стараемся учитывать психофизиологические и социально-профессиональные особенности взрослых вообще и педагогов в частности. К этим особенностям относятся:
- осознание себя самостоятельной и самоуправляемой личностью;
- относительно большой жизненный опыт, в том числе профессиональный, который становится важным источником обучения самого слушателя и его коллег;
- мотивация обучения определяется стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей (например, получение более высокого разряда при прохождении очередной аттестации, освобождение от аттестации, улучшение качества работы и т. д.);
- стремление к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;
- учебная деятельность в значительной степени обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными и социальными факторами [1; 2; 3].
114
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Профессиональный стандарт и повышение квалификации педагогов
Таблица 2
Модули программ повышения квалификации и формируемые компетенции педагогов
Названия модулей Формируемые и развиваемые компетенции педагогов
1. Г осударственная политика в области российского образования Применение на практике основ законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС (Конституция РФ, Закон об образовании в РФ, О правах ребенка, ФГОС общего образования и др.)
2. Психолого-педагогическое сопровождение воспитательнообразовательного процесса Следование профессиональной установке на оказание помощи любому ребенку; умения по выявлению разнообразных проблемы детей, связанные с особенностями их развития; оказание адресной помощи ребенку; умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов); умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка; владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционноразвивающую работу с детьми; умение отслеживать динамику развития ребенка; умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду; владение приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся; умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося и др.
3. Современные образовательные технологии Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися; владение деятельностными педагогическими технологиями (проблемное обучение, проектная деятельность, развивающее обучение и др.); умения использовать в воспитательно-образовательном процессе ИКТ-технологии и др.
4. Здоровьесберегающий и воспитательный аспекты деятельности педагога Владение формами и методами воспитательной работы; владение методами организации экскурсий, походов и экспедиций; владение методами музейной педагогики; умение регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; умение ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников; управление классами, с целью вовлечения учащихся в процесс обучения и воспитания; установление четких правил поведения в классе; оказание всесторонней помощи и поддержки в организации ученических органов самоуправления; умение защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и др.
5. Контрольно-оценочная деятельность учителя Умения объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля и др.
6. Содержание и методика преподавания предмета Демонстрация знаний предмета и программ обучения; владение формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков; умение формировать и развивать универсальные учебные действия; устойчивые навыки выполнения заданий открытых банков на уровне не хуже 90 % выпускников и др.
7. Организационнопедагогический практикум Умения планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность и др.
Из перечисленных выше особенностей педагогов и компетенций, которые должны быть у них сформированы и развиты на курсах повышения квалификации, нами используются различные организационно-деятельностные и организационно-мыслительные формы обучения (лекции, семинары, практические занятия, тренинги), направленные не столько на увеличение количества знаний, умений, сколько на формирование нового качественного состояния профессиональных компетенций учителя, его интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.
Сформировать и развить компетенции педагога, заложенные в профстандарте, возможно лишь при активном участии учителей в деятельности практического характера. С этой целью в первый же рабочий день курсов слушатели участвуют в разнообразных тренингах:
- тренинг общения с целью совершенствования коммуникативных умений эффективного взаимодействия с коллегами и выработки оптимальных стилей общения с разными людьми;
- тренинг креативности, служащий для развития у педагогов творческого воображения и мышления;
- тренинг разрешения различных педагогических ситуаций, вырабатывающий у учителей навыки более эффективного взаимодействия с учащимися и др.
Тренинги проводятся в целях формирования умений учителей организовывать парную и групповую работу. При их проведении одни слушатели выступают в роли учителя, другие - в роли школьников, что позволяет им представить в какой-то степени трудности не только учителя, но и учеников в организации и осуществлении воспитательно-образовательной деятельности в школе.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
115
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Исходя из требований профессионального стандарта педагога, особое внимание при проведении курсов повышения квалификации мы стараемся уделить процессуальной стороне преподавания и активным формам работы со слушателями. К ним мы относим:
- деловые и ролевые игры («Мое место в современном образовательном пространстве», «Свобода творчества и ответственность учителя в воспитательно-образовательном процессе», «Если бы я был ...» и др.);
- круглые столы («Совместимы ли личностно-ориенированное обучение и педагогические технологии?», «Педагогика - наука или искусство?» «Мое отношение к профессиональному стандарту педагога», «Наиболее острые проблемы преподавания предмета в школе» и т. д.);
- методический калейдоскоп, включающий обмен наиболее удачными педагогическими находками и методическими приемами, в ходе которого педагоги делятся с коллегами тем, за счет чего им удается добиться успеха в работе;
- «аукцион» педагогических идей, предполагающий выдвижение и защиту педагогических и методических идей. В ходе его проведения учителя за ограниченное время рассказывают о своих идеях и практических находках так, чтобы коллеги заинтересовались ими и выбрали для дальнейшего изучения. В процессе защиты педагогических идей вводятся позиции: автор, оппонент, интерпретатор, практик [2; 3].
Важное место в осмыслении слушателями своих педагогических достижений в процессе приобретения на курсах систематических знаний и умений отводится различным формам итоговой аттестации.
Одной из форм аттестации является проведение деловой игры «Педагогическая мастерская», задачами которой являются развитие креативности и способности к конструктивной деятельности. «Педагогическая мастерская» - возможность для разработки и претворения в жизнь инновационных подходов, методов и технологий. Участники игры активно включаются в предложенную педагогиче-
скую ситуацию и предлагают свои пути решения поставленной проблемы.
Одной из наиболее эффективных форм итоговой аттестации, как показывает наш опыт, является проектная деятельность педагогов, предполагающая разработку, защиту и обсуждение проекта. Примерные темы проектов могут быть следующими: «Современные формы контроля знаний учащихся», «Разработка лабораторного практикума по одному из курсов», «Разработка программ внеурочной деятельности школьников», «Особенности форм и методов урочной деятельности в классах углубленного изучения предмета», «Особенности форм урочной и внеурочной деятельности в работе с подростками» и т. д.
Таким образом, отталкиваясь от требований профессионального стандарта педагога, учет психофизиологических и социально-профессиональных особенностей педагогов позволило нам сделать вывод о необходимости внедрения в образовательный процесс активных, деятельностных форм и методов повышения квалификации. Использование подобных форм и методов обучения учителей в наибольшей степени отвечает требованиям профессионального стандарта и способствует удовлетворению учебно-познавательных интересов педагогов.
Библиографический список
1. Змеёв С.И. Основы андрагогики. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 152 с.
2. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых. -М.: Академия, 2002. - 128 с.
3. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
4. Ливанов Д.В. Минобрнауки РФ подводит итоги работы за 2014 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ug.ru/news/14722.
5. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ug.ru/new_standards/6.
6. Ямбург Е.А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителю? // Новая газета. - 2012. - № 125. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.novayagazeta.ru/society/55194.html.
116
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21