инициативе, направленная на созидание деятельность, осуществляемая с полным осознанием финансовой, правовой и социальной ответственности с целью удовлетворения собственных и общественных потребностей. Содержание
профессиональной подготовки специалиста среднего звена сегодня должно быть ориентировано на предоставление ему возможности и формирование готовности заняться данным видом деятельности.
Библиографический список
1. Афанасьев, Г. Э. Карта компетенций и перспективных профессий R&D [Электронный ресурс] / Г. Э Афанасьев // Образование в России : федеральный справочник. — Режим доступа: http://federalbook.ru/projects/fso/structura-8.html.
2. Серебренникова, Е. А. Формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов среднего специального учебного заведения, обучающихся по специальностям технического профиля [Текст] / Е. А. Серебренникова // Педагогика А. С. Макаренко : воспитание и жизнь (достижения и проблемы) : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посв. 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко (28-29 марта 2013 г.). — Н. Новгород : Изд-во НИУ РАНХиГС, 2013. — С. 150-153.
3. Банькина, В. Н. Формирование предпринимательской культуры студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. Н. Банькина. — Волгоград, 2010. — 261 с.
4. Гатиятуллин, М. Х. Педагогическая система подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. Х. Гатиятуллин. — Казань, 2009. — 467 с.
5. Матвеева, Т. М. Формирование предпринимательской компетенции старшеклассников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. М. Матвеева. — М., 2001. — 206 с.
6. Романова, М. Ю. Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения (на примере социально-экономического профиля) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. Ю. Романова. — М., 2007. — 187 с.
7. Сулаева, Е. П. Формирование предпринимательской компетентности у студентов техникума [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. П. Сулаева. — Шуя, 2011. — 151 с.
8. Трусова, Л. А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Трусова. — М., 2012. — 23 с.
УДК 377 М. Г. Соколова, зам. директора
Чебаркульского профессионального техникума (ЧПТ), Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]
МОТИВАЦИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации обучающихся к изучению химии. Автором выявлены условия повышения мотивации к изучению химической дисциплины будущих специалистов лесного хозяйства и пути совершенствования деятельности ПОО СПО в этом направлении.
Ключевые слова: мотивация, химия, профессиональные дисциплины, будущий специалист лесного хозяйства.
Одной из актуальных проблем нынешнего естественно-научного цикла. Химия является профессионального образования является сни- обязательным компонентом учебной програм-жение интереса студентов к изучению предметов мы любой профессиональной образовательной
организации среднего профессионального образования (далее — ПОО СПО). При этом возникает ряд проблем, связанных с недостаточной мотивацией изучения химической дисциплины. Первая причина — отсутствие у абитуриентов понимания роли химического знания в будущей профессиональной деятельности, что создает труднопреодолимый психологический барьер при изучении курса химии в ПОО СПО. Вторая причина — сокращение количества часов на преподавание данного предмета, в итоге большой теоретический и фактологический материал необходимо изучить за короткое время и при минимальном количестве занятий. Кроме того, отчетливо заявляет о себе тенденция последнего времени к снижению уровня естественно-научной, в том числе и химической, подготовки абитуриентов профессиональных образовательных организаций. Представляется, что указанные выше причины оказывают влияние на снижение мотивации студентов к изучению химии и, как следствие, на ослабление качества обучения химической дисциплине в ПОО СПО.
Таким образом, важным условием при изучении химии является формирование мотивации к овладению этим предметом. Для решения обозначенной задачи необходимо обратиться к понятийному аппарату указанной проблемы.
Существует множество точек зрения относительно трактовки понятия «мотивация». Такая неоднозначность объясняется многоаспект-ностью и междисциплинарным характером этой категории и отношений, которые ею описываются. Так, исследователи определяют мотивацию следующим образом:
- «процесс побуждения человека при помощи внутриличностных и внешних факторов к определенной деятельности, направленной на достижение индивидуальных и общих целей» [1, с. 190];
- «побуждение человека к действию для достижения его личных целей и целей организации» [2, с. 180];
- «совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов), побуждающих человека к деятельности для достижения поставленных целей» [3, с. 372];
- «основной компонент самосознания работника, определяющий его отношение и поведение в труде, его реакции на конкретные условия работы» [4, с. 138].
Соответственно, можно констатировать, что отсутствует единое теоретическое раскрытие дефиниции «мотивация». Это связано с тем, что каждый автор дает определение исходя из своей
точки зрения. Тем не менее во всех формулировках есть нечто общее: под мотивацией подразумеваются активные движущие силы, определяющие поведение людей — как побуждение, навязанное извне, так и самопобуждение.
В контексте нашего исследования наиболее приемлемо следующее определение: «Мотивация — это внутреннее состояние человека, вызванное внешним или внутренним воздействием, связанное с его потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели. Чем активнее будут действия человека, тем более высоки возможности удовлетворения различных потребностей, потому что из-за нехватки чего-то у человека возникает состояние дискомфорта» [5]. Хотелось бы заметить, что поведение человека всегда мотивировано.
Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность [6]. В более широком смысле мотивация обучения может быть рассмотрена в качестве общего названия для процессов, методов, средств побуждения студентов к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования [7].
Мотивировать студентов — значит затронуть их важные интересы, потребности в чем-либо. Наш педагогический опыт свидетельствует, что мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения.
Особенно это актуально для студентов первого курса специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» в ПОО СПО, которые сталкиваются с такой дисциплиной, как химия. Изучение курса химии занимает важное место в системе подготовки будущих специалистов. Для них особенно значима роль химии как науки о химических процессах, происходящих в почве и растительных организмах, питании растений, применении удобрений и других химических средств для ускорения и развития лесных насаждений, в борьбе с неблагоприятными факторами, при проведении профилактических мероприятий, в борьбе с лесными пожарами и т. д. Однако при анкетировании студентов первого курса было установлено, что 63 % будущих специалистов лесного хозяйства не могут четко ответить на вопрос, зачем вообще нужно изучать химию в ПОО СПО, 12 % решили, что химию необходимо знать для использования в быту, 7 % студентов изучают химию под давлением педагогов и родителей, 10 % не знают ответа, и только 8 % студентов понимают необходимость изучения дисциплины «Химия»
для будущей профессиональной деятельности. Такая невысокая мотивация к изучению данной дисциплины препятствует целостности подготовки специалиста и обусловливает как правило низкие результаты обучения.
Проведенная нами диагностика индивидуально-психологических особенностей студентов указанной специальности позволила учесть эти особенности при организации обучения химии, а также определить потенциальные возможности будущих специалистов лесного хозяйства с последующей организацией обучения, которое, на наш взгляд, создает оптимальные, психологически комфортные отношения со студентами, способствует развитию их творческих способностей и интеллектуального потенциала, а в итоге — повышению мотивации к обучению химии.
Проделанная работа, изучение психолого-педагогической литературы и наш собственный педагогический опыт позволили наметить определенные условия повышения мотивации будущих специалистов лесного хозяйства к изучению химии, а именно:
1) содержание учебного материала по химии должно соответствовать уровню подготовки студента; если имеются пробелы в химических знаниях, их необходимо устранить путем организации дополнительных занятий, элективных курсов, на которых будущие специалисты лесной отрасли могут углубить свои знания по школьному курсу химии;
2) подбор содержания необходимо вести по принципу выделения базовых химических определений, выдачи материала частями, обновление содержания должно осуществляться постоянно, планомерно с учетом принципа преемственности;
3) содержание учебного материала по химии должно иметь профессиональную направленность, в нашем случае быть ориентированным на будущую специальность «Лесное и лесопарковое хозяйство»;
4) на занятиях по химии преподавателям необходимо отбирать актуальный занимательный учебный материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, и выдавать его студентам в увлекательной игровой форме;
5) формировать познавательную мотивацию к изучению химии у студентов возможно при использовании различных форм, методов и средств активного обучения (ролевые и деловые игры, анализ конкретных ситуаций, проблемные семинары и лекции, тематические дискуссии, круглые столы и т. п.);
6) в работе со студентами необходимо применять современные образовательные технологии: дискуссионные формы проведения практических занятий, компьютерные средства, элементы тестовых и рейтинговых технологий и т. д.
Перечень предложенных нами условий может быть дополнен.
Выполнение этих условий потребовало от преподавателей химии Чебаркульского профессионального техникума построения целостной педагогической системы химического образования, которая подразумевает корректировку целей обучения, его содержания, форм, средств и методов, инновационную организацию образовательной деятельности будущих специалистов лесного хозяйства, получение и анализ результатов обучения.
На примере учебного плана специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» нами установлено, что знание химии необходимо для успешного усвоения дисциплин профессионального цикла («Ботаника», «Почвоведение, дендрология и лесоведение», «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц», «Основы древесиноведения и лесного товароведения»), профессиональных модулей (ПМ 1. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению; ПМ 2. Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов; ПМ 3. Организация использования лесов; ПМ 4. Проведение работ по лесоустройству и таксации) и междисциплинарных курсов (далее — МДК) (01.01. Лесоразведение и воспроизводство лесов; 02.01. Охрана и защита лесов; 03.01. Заготовка древесины и других лесных ресурсов; 03.02. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности; 04.01. Лесная таксация; 04.02. Лесоустройство) [8]. Поэтому при изучении ряда тем курса химии мы подчеркиваем их значение для какой-либо из вышеперечисленных дисциплин и МДК. Например, при изучении темы «Гидрок-сильные соединения» мы обращаем внимание студентов на то, что данные соединения находятся в растительной клетке и органах растения, участвуют в фотосинтезе, дыхании и в управлении ростом растительных организмов, влияют на окраску растений с целью привлечения насекомых и птиц. Полученные сведения помогают обучающимся понять сущность физиологических процессов в растительной клетке и особенности морфологических признаков растений, то есть получить знания, необходимые для
изучения таких профессиональных дисциплин, как «Ботаника», «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц».
Также для реализации профессиональной направленности химии и повышения мотивации будущих специалистов лесного хозяйства к изучению указанной дисциплины мы используем другой важный прием — решение профессионально ориентированных химических задач, таких как, например, следующие.
А. При недостатке магния в листьях растений плохо образуется хлорофилл, поэтому они приобретают светло-зеленую окраску с красным и фиолетовым оттенками по краям и вдоль жилок; в течение лета они постепенно желтеют, а потом опадают. На старых листьях между жилками появляются светло-зеленые пятна. Какая масса кристаллогидрата сульфата магния MgSO4 • 7Н20 нужна для приготовления 200 л 3%-ного (в расчете на безводную соль) раствора сульфата магния? Плотность 3%-ного раствора MgS04 равна 1,03 г/мл. Какая площадь участка может быть обработана полученным раствором, если норма внесения сульфата магния составляет 25 г/м2?
Б. Дефолиантами называются вещества, вызывающие искусственный листопад. Эти вещества применяют на лесосеменных плантациях мягколиственных пород (дуб черешчатый, береза бородавчатая, береза карельская и т. д.). В составе одного из дефолиантов обнаружено 21,6 % натрия, 33,3 % хлора и 45,1 % кислорода. Определите химическую формулу этого вещества.
Профессионально ориентированные задачи стимулируют усвоение специальных предметных химических знаний, потребность в постоянном самообразовании, активизируют учебно-познавательную деятельность обучаемых. Вникая в смысл задачи, студенты не только применяют методику ее решения, но и еще раз убеждаются, насколько тесна связь между знаниями по химии и их будущей профессиональной деятельностью. В ходе решения таких задач сокращается доля исполнительской деятельности и увеличивается доля творческой, поисковой, тем самым мотивация формирует все более высокий уровень сознания студентов.
Для повышения мотивации к изучению химии в ПОО СПО у будущих специалистов лесного хозяйства мы также пропагандируем химические знания и привлекаем студентов к проведению всевозможных учебных и вне-
урочных познавательных, олимпиадных, научно-исследовательских и других мероприятий по химии. Например, будущие специалисты лесного хозяйства работают над такими исследовательскими проблемами, как «Применение химических удобрений в лесных насаждениях», «Использование ядохимикатов при борьбе с вредителями и болезнями леса», «Применение химических соединений при борьбе с нежелательной растительностью», «Получение химических соединений из древесины» и т. д.
В кабинете химии техникума оформляются тематические выставки: «Растения-индикаторы, произрастающие на кислых, щелочных, соленых почвах», «Некоторые растения до и после применения ядохимикатов» и т. д.
Формированию положительной мотивации к изучению химии способствуют общая атмосфера на уроке, отношения сотрудничества между преподавателем и студентами, доброжелательная обстановка и позитивное настроение. В этом случае помощь преподавателя осуществляется не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде рекомендаций, помогающих студенту самому найти правильное решение, привлечения обучающегося к оценочной деятельности, что способствует формированию у него адекватной самооценки. Подобная деятельность потребовала от преподавателей химии разработки программ, курсов лекций, методических пособий, сборников задач и упражнений, дидактических материалов, лабораторных практикумов для будущих специалистов лесного хозяйства [9; 10].
Проверку эффективности разработанной системы мы осуществляли, используя тестовые задания, а также анализируя результаты контрольных срезов и зачетов. Результаты проверки показали, что отношение студентов к химии изменилось в положительную сторону, ей стали придавать большее значение, то есть возрос не только интерес к дисциплине, но и качество знаний, студенты стали проявлять активность на занятиях, осознанно оперировать химическими терминами.
Таким образом, разработанная нами и реализованная в учебном процессе система обучения химии будущих специалистов лесного хозяйства показала, что она позволяет сделать обучение ориентированным на получаемую студентами профессию, способствует оптимизации учебного процесса, повышению мотивации к изучению данной дисциплины, является необходимым условием продуктивного обучения студентов.
Библиографический список
1. Турчинова, А. И. Управление персоналом [Текст] : учебник / А. И. Турчинова. — М. : Изд-во РАГС, 2008. — 608 с.
2. Лукашевич, В. В. Основы управления персоналом [Текст] : учеб. пособие / В. В. Лукашевич. — 2-е изд., перераб. и доп. — КНОРУС, 2010. — 240 с.
3. Федосеев, В. Н. Управление персоналом [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Федосеев. — М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : ИЦ «МарТ», 2006. — 528 с. — (Серия «Учебный курс»).
4. Герчиков, В. И. Управление персоналом : работник — самый эффективный ресурс компании [Текст] : учеб. пособие / В. И. Герчиков. — М. : ИНФРА-М, 2008. — 282 с.
5. Городничева, Н. А. Сущность и методы мотивации персонала [Текст] / Н. А. Городниче-ва, А. В. Ерастова / Системное управление. Электронное научное периодическое издание. — 2011. — № 1 (11).
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. — М. : Изд-во «Логос», 2004. — 384 с.
7. Гордашников, В. А. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа [Текст] /
B. А. Гордашников, А. Я. Осин. — М. : Изд-во «Академия Естествознания», 2009 г.
8. Соколова, М. Г. Интеграция химии и спецдисциплин в ССУЗе [Текст] / М. Г. Соколова / Инновационное развитие профессионального образования. — 2013. — № 2. — С. 61-65.
9. Соколова, М. Г. Задачи и упражнения по химии с профессионально ориентированным содержанием [Текст] : сборник / М. Г. Соколова, А. Е. Мухин. — Челябинск : ЧГИм, 2010. — 30 с.
10. Соколова, М. Г. Малый практикум по химии для подготовки специалистов по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство в ССУЗах [Текст] : сборник / М. Г. Соколова,
C. В. Митрофанов. — Челябинск : Челябинский ИРПО, 2012 г. — 55 с.