тфолио) средств контроля, позволяющего выявить уровень сфор-мированности общих компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях СПО.
Практическая значимость работы заключается:
• в разработке методики организационного, психолого-пе-дагогического и научно-методического сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования;
• в выявлении комплекса мероприятий, направленных на формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях СПО;
• в обосновании необходимости:
- совершенствования профессиональной компетентности специалистов, осуществляющих педагогическую работу с обучающимися с девиантым поведением;
- использования возможностей, заложенных в целостном педагогическом процессе образовательной структуры;
Библиографический список
- осуществления межведомственного взаимодействия специалистов (педагогов, психологов, медиков, и т.д.);
- организации работы по повышению уровня психолого-ме-дико-педагогических знаний родителей, использования потенциала семьи в решении проблем подростков и т.д.
• в получении комплекса теоретических и эмпирических результатов, которые могут составить основу для разработки методических рекомендаций для педагогов и родителей;
• в определении и обосновании форм и методов организации образовательного процесса, способствующих формированию профессиональной компетентности через вовлечение обучающихся с девиантным поведением в активную познавательную деятельность, направленную на освоение компетенций самими студентами посредством решения проблемных заданий.
Работа инновационной площадки рассчитана на три года, что несомненно будет способствовать достижению поставленных задач.
1. Гатальский, В.Д. Социально-педагогические предпосылки профилактики девиантного поведения молодежи // Известия Рос. гос. пе-дагогич. ун-та им. А.И. Герцена. - СПб. - 2009. - № 102.
2. Евдокимова, Т.Г. Девиация как социальное явление // Академический журнал Западной Сибири. - Тюмень. - 2008. - № 2.
Bibliography
1. Gataljskiyj, V.D. Socialjno-pedagogicheskie predposihlki profilaktiki deviantnogo povedeniya molodezhi // Izvestiya Ros. gos. pedagogich. un-ta im. A.I. Gercena. - Spb. - 2009. - № 102.
2. Evdokimova, T.G. Deviaciya kak socialjnoe yavlenie // Akademicheskiyj zhurnal Zapadnoyj Sibiri. - Tyumenj. - 2008. - № 2.
Статья поступила в редакцию 18.09.13
УДК 378:796/799
Yatlova E.A., Kozlov N.S. COMPETENCE METHOD IN THE BASIS OF STUDENTS' TRAINING FOR SELFORGANIZATION OF HEALTHY LIFE-STYLE WITH THE HELP OF PHYSICAL TRAINING IN AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION. The article discloses the necessity to accept the competence method as one of the leading ones in the system of general secondary and professional education which determined the consideration of the educational process aim as the formation of the key competences.
Key words: self-organizing, physical training, healthy life-style, competences, competence method.
Е.А. Ятлова, аспирант АГАУ, г. Барнаул;
Н.С. Козлов, д-р. пед.наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОСНОВЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К САМООРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ
Статья раскрывает необходимость создания новых программ и модели формирования ЗОЖ студентов средствами физической культуры в вузе.
Ключевые слова: самоорганизация; физическая культура; здоровый образ жизни; компетенции; компетентность^ подход.
Обучение в высшей школе - сложный и длительный процесс, имеющий ряд характерных особенностей и предъявляющий высокие требования к пластичности психических и физиологических функций молодых людей. При поступлении в высшее учебное заведение у вчерашних школьников происходит нарушение жизненного стереотипа. Начальный период обучения играет существенную роль в развитии адаптационно-компенсаторных механизмов. От него во многом зависит, будет студент здоровым или больным.
По данным научной литературы, за последние 20 лет доля здоровых студентов сократилась более чем в 2,5 раза на начальном этапе обучения и более чем в 4 раза к окончанию вуза [1; 2; 3]. Растет количество учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В связи с этим, во многих публикациях прослеживается мысль о том, что необходимо создать такие программы и модели формирования ЗОЖ студентов средствами физической культуры, которые бы изменили проблемную ситуацию, отношение студента к своему здоровью и образу жизни (В.А. Пузынин, Л.Н. Рюти-на, И.В. Стародубцева и др.). Это необходимо сделать еще
и потому, что происходит вхождение страны в компетентност-ное профессиональное образование, и, чтобы не остаться в стороне от его модернизации, необходимо перестроить процесс преподавания предмета «Физическая культура» и его дидактической составляющей «Здорового образа и стиля жизни» на основе компетентностного подхода, его сущность и содержание раскрыты в монографиях, статьях, рекомендациях и защищенных диссертациях (А.М. Андреева, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Д.Г. Левитес, А.В. Хуторской и др.).
Проведенный анализ литературы показал, что компетент-ностному подходу и его внедрению в практику работы кафедр физического воспитания уделено недостаточно внимания. И только в последние годы опубликован ряд работ, раскрывающих некоторые аспекты проблемы использования компетентно-стного подхода в процессе подготовки специалистов по физической культуре и учебном процессе по физическому воспитанию в вузе (В.Ф. Балашова, В.В. Погодин, Н.И. Самойлова и др.).
Принятие компетентностного подхода в качестве одного из ведущих в системе общего и профессионального образования предопределило рассмотрение цели образовательного процес-
са как формирование ключевых компетенций, что отмечено в документах по модернизации образования и в научных исследованиях [4; 5; 6].
Формирование ключевых компетенций: социально-политической, коммуникативной, здоровьесберегающей, информационной, социокультурной, личностного самосовершенствования
- в своей совокупности становится главной целью образования личности. В процессе рассмотрения ключевых компетенций, имеющих непосредственное отношение к предмету нашего исследования мы опирались на позицию И.А. Зимней и А.В. Хуторского [5; 7]. Одной из ключевых компетенций, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, они выделяют компетенцию «личного самосовершенствования». Вслед за И.А. Зимней будем считать, что любая актуальная (ключевая) компетенция, в том числе и указанная нами, включает пять характеристик (мы назвали их компонентами): готовность к проявлению компетентности (мотивационный компонент); владение знаниями содержания компетентности (когнитивный компонент); опыт проявления компетентности, умения (деятельностный компонент); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой компонент); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. Ключевую компетенцию «личностного самосовершенствования» мы рассматриваем как основу подготовки студентов к самоорганизации зОж средствами физической культуры. В структуру данной ключевой компетенции А.В. Хуторской включает следующие компоненты: самопознание; саморегуляция; самооценка; самоконтроль; самоанализ; самореализация.
С учетом выявленных теоретических позиций, существующей практики, была разработана экспериментальная технология подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры на основе формирования ключевой компетенции «личностное самосовершенствование в ЗОЖ». При разработке технологии мы исходили из того, что подготовка студентов к самоорганизации ЗОЖ происходит не одномоментно, а проходит в определенный промежуток времени (задаваемый спецификой обучения в высшей школе), и процесс ее реализации должен состоять из нескольких этапов. Такой подход к реализации технологии не только даст возможность точнее учесть своеобразие каждого этапа работы, но и позволит с наибольшей полнотой использовать уже имеющийся опыт практического решения данной проблемы, вовремя вносить определенные коррективы по совершенствованию деятельности. Таким образом, практическая работа по реализации технологии предполагала прохождение трех последовательных и преемственных этапов (диагностический, формирующий, оценочно-результативный), на каждом из которых поставлена цель, выдвинуты задачи, предложены средства их достижения, предполагаемый диагностируемый результат.
Опытно-экспериментальная работа по реализации технологии подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ проводилась в Алтайском государственном аграрном университете (АГАУ) на факультете ИТАИ (институт техники и агроинженерных исследований) в период с сентября 2009 г. по июнь 2010 г. На разных этапах работы в ней приняли участие 183 студента 1 и 2 курсов.
Исходя из цели диагностического этапа технологии был проведен стандартный медицинский осмотр, в котором участвовали студенты экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп. Медицинский осмотр позволил определить медицинские группы для занятий физической культурой. Со студентами экспериментальной и контрольной групп была проведена диагно-
стика уровня здоровья по методике Г.Л. Апанасенко, функциональной и физической подготовленности. По специально разработанной методике была изучена мотивационная и практическая готовность студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры.
В начале формирующего этапа (мотивационный компонент) со студентами (ЭГ) были обсуждены результаты медицинского осмотра, диагностики уровня здоровья, функциональной и физической подготовленности, проведен их анализ, что послужило началом формирования мотивации к реализации ключевой компетенции «личностное самосовершенствование в ЗОЖ». Эффективность подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ в значительной мере зависит от содержания знания, условий, форм и методов их усвоения, т.е. от их когнитивной готовности (когнитивный компонент формирующего этапа эксперимента). Используя активно вариативный раздел теоретической части программы, нами была усилена информационная ориентированность студентов ЭГ на ЗОЖ и их самоорганизация средствами физической культуры. В КГ занятия проводились по разработанной программе с прохождением базовых видов физкультурно-спортивной деятельности.
В ЭГ использовались разнообразные формы и методы, способствующие приобщению студентов к ЗОЖ и подготовке их к его самоорганизации средствами физической культуры. Учебный материал о ЗОЖ осуществлялся в виде специализированного курса лекций, лекций-бесед, диспутов, встреч, посвященных основам ЗОЖ.
В теоретической части спецкурса были даны определения основных понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «компоненты здорового образа жизни», ею значение для самоорганизации и самореализации занятий физической культурой, осознание значимости здоровья и ЗОЖ в жизни человека. Были созданы электронные версии лекций, выпущено учебно-методическое пособие «Самоорганизация здорового образа жизни средствами физической культуры».
Подчеркнем, что академические занятия строились таким образом, что студенты на каждом из них использовали на практике знания и умения, полученные в ходе общетеоретической подготовки. В этих целях каждое занятие начиналось и заканчивалось практической реализацией умений по самоконтролю за физическим и психоэмоциональным состоянием, а в ходе занятий обязательно обсуждались проблемы рациональности выбора определенных физических упражнений в соответствии с целевыми установками конкретного студента на ЗОЖ, а также вопросы рационального дозирования физических нагрузок в течение занятия в соответствии с физическим состоянием.
Важным условием реализации технологии является разработка студентами индивидуальных программ самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры. Были подготовлены методические указания, которые включали в себя разделы, содержащие цели и задачи.
По завершению опытно-экспериментальной работы была проведена комплексная оценка готовности студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры. Исходя из анализа уровней сформированности всех компонентов (мотивационный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-волевой), обобщенные уровни готовности на заключительном этапе эксперимента выглядят следующим образом (таблица 1).
Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет говорить о том, что готовность студентов ЭК к самоорганизации ЗОЖ выше, чем в КГ, и имеет значимый и достоверный характер (Р < 0,05).
Таблица 1
Уровни готовности студентов экспериментальной и контрольной групп к самоорганизации ЗОЖ
средствами физической культуры, %
Уровни До эксперимента После эксперимента
ЭГ КГ ЭГ КГ
Оптимальный 4,2 9,0 45,9 24,4
Допустимый 29,6 29,2 38,1 30,0
Критический 33,1 38,8 13,4 31,5
Недопустимый 33,1 23,0 2,6 14,1
Всего 100 100 100 100
Таблица 2
Показатели сформированности основных составляющих ЗОЖ, баллы
Показатели Группы До эксперимента После эксперимента Р
Рациональное питание КГ 2,75±0,57 2,77±0,45 >0,05
ЭГ 2,81±0,77 3,33±0,61 <0,01
Режим сна КГ 3,33±0,48 3,50±0,62 >0,05
ЭГ 3,43±0,84 3,75±0,83 <0,05
Режим учебной деятельности и отдыха КГ 2,81±0,77 2,84±0,75 >0,05
ЭГ 2,75±0,99 3,44±0,83 <0,01
Санитарно-гигиеническая культура КГ 3,56±0,70 3,72±0,71 >0,05
ЭГ 3,21 ±1,11 3,60±0,89 >0,05
Закаливание организма КГ 2,76±0,87 2,37±0,62 >0,05
ЭГ 2,55±0,79 3,00±0,86 <0,05
Отношение к здоровью КГ 4,17±0,56 4,18±0,71 >0,05
ЭГ 4,24±0,73 4,34±0,74 >0,05
Отрицательное отношение к вредным привычкам КГ 3,48±0,38 3,50±0,38 >0,05
ЭГ 3,36±0,55 3,86±0,32 <0,01
Общая оценка КГ 3,25±0,39 3,27±0,32 >0,05
ЭГ 3,11±0,52 3,61±0,43 <0,05
Результаты исследования сформированности основных составляющих ЗОЖ приведены в таблице 2. Анализ данных таблицы говорит о том, что среднегрупповые показатели уровня здоровья студентов до эксперимента составляли: в контрольной группе низкий уровень здоровья был выявлен у 10,5% студентов; ниже среднего - 25,8%; средний - 44,8%; выше среднего -15,5%; высокий - 3,4%. Примерно такие же показатели были зафиксированы в экспериментальной группе. У студентов контрольной и экспериментальной групп преобладает средний уровень здоровья.
После эксперимента показатели уровня здоровья в контрольной группе увеличились, но незначительно. В экспериментальной группе студентов с низким уровнем здоровья уменьшилось на 9,0%; ниже среднего - на 6,2%. Наибольший прирост произошел в уровне здоровья выше среднего - на 12,8%; высокого - на 8,4%.
Другим не менее важным показателем влияния подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ на состояние их здоровья, послужил анализ медицинских карт и справок освобождения от занятий физической культурой. Оказалось, что 1-2 раза в год простудными заболеваниями болели 23% студентов контрольной группы против 13% экспериментальной.
Диагностика показателей функционального состояния студентов проводилась по следующим методикам: проба Штанге (задержка дыхания на вдохе); проба Генчи (задержка дыхания
на выдохе); частота дыхания (раз/минуту); проба Руфье-Диксо-на, отражающая состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) и ее реакцию на физическую работу. Оценка результатов физической подготовленности осуществлялась на основе тестовых показателей учебной программы (юноши): бег 100 м, 3000 м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине. Результаты диагностики показали, что прирост среднегрупповых показателей функциональной и физической подготовленности в ЭГ выше и носит достоверный характер (Р < 0,005; Р < 0,01), в КГ прирост незначителен и недостоверен.
Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы, следует подчеркнуть, что за время ее проведения в экспериментальной группе достоверно выросли основные показатели готовности студентов к самоорганизации ЗОЖ: студенты хорошо знают свое физическое состояние (уровень здоровья, функциональную и физическую подготовленность), сознательно относятся к их оценке, самоконтролю, саморегуляции в процессе занятий физической культурой и реализации индивидуальных программ самоорганизации ЗОЖ. Они в большей мере проявляют интерес к проблеме здоровья, склонны к активной заботе о своем здоровье в практической сфере: самостоятельно заниматься физической культурой, посещать спортивные секции, заниматься оздоровительными процедурами, формировать у себя соответствующие умения и навыки, вести здоровый образ жизни, оценивать результаты своей деятельности.
Библиографический список
1. Батацыренова, Т.Е. Уровень здоровья студентов 1-го курса ВиТУ по данным донозологических исследований // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 6.
2. Васенков, Н.В. Динамика состояния здоровья и физической подготовленности студентов // Теория и практика физической культуры. -2008. - № 5.
3. Григорьева, В.Н. Состояние здоровья студенток как социальная проблема // На пути к гражданскому обществу: проблемы молодёжи XXI века: материалы международных науч. конф. - СПб., 2003.
4. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения.
- М., 2006.
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
6. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.
7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование.
- 2003. - № 2.
Bibliography
1. Batacihrenova, T.E. Urovenj zdorovjya studentov 1-go kursa ViTU po dannihm donozologicheskikh issledovaniyj // Fizicheskaya kuljtura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2009. - № 6.
2. Vasenkov, N.V. Dinamika sostoyaniya zdorovjya i fizicheskoyj podgotovlennosti studentov // Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. - 2008.
- № 5.
3. Grigorjeva, V.N. Sostoyanie zdorovjya studentok kak socialjnaya problema // Na puti k grazhdanskomu obthestvu: problemih molodyozhi XXI veka: materialih mezhdunarodnihkh nauch. konf. - SPb., 2003.
4. Bayjdenko, V.I. Vihyavlenie sostava kompetenciyj vihpusknikov vuzov kak neobkhodimihyj ehtap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya.
- M., 2006.
5. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii - novaya paradigma rezuljtatov obrazovaniya // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2003. - № 5.
6. Tatur, Yu.G. Kompetentnostj v strukture modeli kachestva podgotovki specialistov // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2004. - № 3.
7. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii kak komponent lichnostno orientirovannoyj paradigmih obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. -2003. - № 2.
Статья поступила в редакцию 20.09.13
2З7