дальности, которые одинаковы во всех положительных и отрицательных ситуациях.
Новые знания, получаемые человеком при составлении карты субмодальностей, могут не вписываться в имеющееся у него понимание самого себя. В этом случае человек может испытать замешательство как указание на то, что он находится на пути к новому самопониманию, которое позволит ему научиться делать что-то новое, по-новому увидеть и услышать мир. Оно порождается не недостатком, а избытком знаний о себе, которые пока еще не организованы тем способом, который позволяет понять их. Замешательство дает возможность человеку переустроить свой опыт и организовать его иначе, чем он обычно сделал бы это.
Перечень субмодальностей, их содержание будет у всех людей разным. Следовательно, самопонимание зависит, во-первых, от индивидуальных особенностей субъекта понимания:
Библиографический список
развития его познавательных процессов, личностных особенностей, опыта, профессиональной направленности, мотивации. Во-вторых, от объекта понимания: его логичности, осмысленности, качества, открытости, соответствия опыту понимающего. И, наконец, в-третьих, от требований среды (людей, общества, морали и т.д.).
Итак, понимание человеком самого себя предполагает наличие потребности в самопонимании, которая актуализируется в сложной, некомфортной для него ситуации. Данная ситуация требует определенных действий, и если действия отсутствуют или не приводят к ожидаемому результату, то человек обращается к самому себе, что и актуализирует понимание. Самопонимание имеет разнообразные формы и виды, структурно-содержательные характеристики, уровни и показатели развития. Основным способом самопонимания является осознание субмодальностей.
1. Кайгородов, Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: монография. - Астрахань, 1999.
2. Кайгородов, Б.В. Самопонимание: миф или реальность. - М., 2000.
3. Монахова, И.А. Психология самопонимания старшеклассников: учебно-методическое пособ. / И.А. Монахова, Б.В. Кайгородов. -Астрахань, 2003.
4. Гусев, С.С. Проблема понимания в философии: философско-гносеологический анализ / С.С. Гусев, Г.Л. Тульчинский. - М., 1985.
5. Структура понимания [Э/р]. - Р/д: http://www.proweb.ru/articles/oglavlenie5/glava7/strponimania
6. Бэндлер, Р. Субмодальности [Э/р]. - Р/д: http://www.klex.ru/yq
7. Субмодальность [Э/р]. - Р/д: http://nlpwiki.ru/Субмодальность
8. Олдер, Г. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство / Г. Олдер, Б. Хэзер; пер. с англ. - Киев, 2000. Bibliography
1. Kayjgorodov, B.V. Psikhologicheskie osnovih razvitiya samoponimaniya v yunosheskom vozraste: monografiya. - Astrakhanj, 1999.
2. Kayjgorodov, B.V. Samoponimanie: mif ili realjnostj. - M., 2000.
3. Monakhova, I.A. Psikhologiya samoponimaniya starsheklassnikov: uchebno-metodicheskoe posob. / I.A. Monakhova, B.V. Kayjgorodov. -Astrakhanj, 2003.
4. Gusev, S.S. Problema ponimaniya v filosofii: filosofsko-gnoseologicheskiyj analiz / S.S. Gusev, G.L. Tuljchinskiyj. - M., 1985.
5. Struktura ponimaniya [Eh/r]. - R/d: http://www.proweb.ru/articles/oglavlenie5/glava7/strponimania
6. Behndler, R. Submodaljnosti [Eh/r]. - R/d: http://www.klex.ru/yq
7. Submodaljnostj [Eh/r]. - R/d: http://nlpwiki.ru/Submodaljnostj
8. Older, G. NLP. Vvodnihyj kurs. Polnoe prakticheskoe rukovodstvo / G. Older, B. Khehzer; per. s angl. - Kiev, 2000.
Статья поступила в редакцию 23.10.12
УДК 378.017.92.+378.037
Kasatkina A.A., Silkina N.V., Moldovanova I.V. METHODOLOGICAL RESEARCHES OF A PROBLEM OF HUMANITARIAN AND CULTURAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF AN ENGINEERING PROFILE IN THE SPHERE OF PHYSICAL TRAINING. The analysis of scientific and pedagogical literature and practice of development of humanitarian culture of the student of an engineering profile allowed to designate a contradiction between need of methodical ensuring development of humanitarian culture of the student of an engineering profile and not readiness of the theoretical analysis of the content of concept «humanitarian culture of the student of an engineering profile» in the sphere of physical training. The methodology is based on establishment of criteria and methods of the humanitarian focused education, justification of methodical ensuring pedagogical development of humanitarian culture.
Key words: theoretical analysis, humanitarian culture, student of an engineering profile, pedagogical conditions, sphere of physical training.
А.А. Касаткина, аспирант ФГБОУ ВПО СГУПС, доц. каф. физвосп. ФГБОУ ВПО СибГУТИ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Н.В.Силкина, д-р пед. наук, проф., зав. каф. «Профессиональное обучение, педагогика и психология» ФГОБУ ВПО «Сибирский гос. университет путей сообщения», E-mail: [email protected]; И.В. Молдованова, ст. препод. каф. «Физическое воспитание» ФГОБУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Анализ научно-педагогической литературы и практики развития гуманитарной культуры студента инженерного профиля позволил обозначить противоречие между необходимостью методического обеспечения развития гуманитарной культуры студента инженерного профиля и неразработанностью теоретического анализа содержания понятия «гуманитарная культура студента инженерного профиля» в сфере физического воспитания. Методология исследования основана на определении критериев и методов гуманитарно-ориентированного образования, на обосновании педагогических условий процесса развития гуманитарной культуры.
Ключевые слова: теоретический анализ, гуманитарная культура, студент инженерного профиля, педагогические условия, сфера физического воспитания.
Одна из ключевых задач нашего исследования - проектирование у студентов инженерного профиля в сфере физического воспитания такого набора компетенций, который бы максимально определял эффективность гуманитарно-культурного развития личности. Теоретический анализ документов, рабочих планов, научной литературы в области теории и практики профессионального образования показали, что даже при относительно высоком уровне специальной профессиональной подготовки у выпускников инженерного вуза остро стоит проблема: с отсутствием понимания связи общепрофессиональной компетентности с основными задачами развития гуманитарной культуры; с неразработанностью педагогических условий формирования необходимых компетенций [1; 2; 3]. Изучив базисную универсальную категорию компетенций для студентов инженерных специальностей, методику педагогического процесса по физическому воспитанию, произведя контент-анализ понятий «культура», «гуманитарная культура», «инженер», нами были получены следующие материалы исследования.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования на методологическом уровне: определены принципы развития гуманитарной культуры через гуманизацию, гуманитаризацию, интенсификацию, коммуникативность, непрерывность процесса обучения по физическому воспитанию. На теоретическом уровне: уточнено содержание понятия «гуманитарная культура студента инженерного профиля», как интегративное качество личности обучаемого, объединяющее универсальные (общенаучные, социально-личностные, общекультурные) и профессиональные компетенции; уточнено содержание аксиологического, когнитивного, деятельно-практического критериев гуманитарной культуры студента инженерного профиля через универсальные (общенаучные, социально-личностные, общекультурные) и профессиональные компетенции [4]; уточнены критериальные показатели гуманитарной культуры в области физического воспитания (критерий антропоцен-тричности, культуросообразности, инновационности, полноты и системности видов деятельности, конвенциональности, творческой образовательной среды, внешнего контекста, проявления "самости"); определены показатели развития гуманитарной культуры студента инженерного профиля с точки зрения её интегра-тивного свойства [5]. На научно-методическом уровне: на основе принципов гуманитаризации и гуманизации изменен содержательный компонент в обучении физическому воспитанию [6].
Разработаны методы исследования: теоретические - литературный анализ документов, печатных работ; моделирование; эмпирические - опрос, анкетирование, педагогический эксперимент, методы исследования социально-психологических характеристик; анамнез, методы морфофункциональных исследований организма человека; метод компьютерной обработки информации (адаптированная к задачам исследования версия Microcoft Excel), авторская компьютерная программа «Морфофункцио-нальное обследование v.1.0»); статистические методы обработки результатов исследования.
В качестве первого педагогического условия развития гуманитарной культуры в теоретический курс включены лекционные занятия по проблемам физической культуры в сопряжённых с нею областях знаний: ОБЖ, возрастной психологии, экологии человека, основам физиологии; для оценки знаний внесены элементы тестирования по теоретическому курсу. На основе принципов интенсификации и комплексности в образовательный процесс по физическому воспитанию введены практические занятия по мониторингу физического, морфофункцио-нального развития организма человека. С целью формирования общепрофессиональной компетентности студентов инженерного профиля, а именно - для повышения адаптационных возможностей организма обучаемого к статическому компоненту мышечной деятельности, укреплению систем организма, совершенствованию физической подготовленности, на основе принципа непрерывности, в практический курс физической подготовки включён специализированный комплекс динамических и статических упражнений, стрейчинга. В качестве второго педагогического условия актуализирован фактор личной включённости студентов инженерного профиля в процесс развития гуманитарной культуры с использованием методов «обратных связей», «контрактов»,
интенсификации процесса обучения [7]. Третьим педагогическим условием развития гуманитарной культуры является применение обоснованного и разработанного для преподавателей физического воспитания и студентов инженерного профиля методического обеспечения. Разработано содержание лекций: «Экология человека», «Личная безопасность по действиям в чрезвычайных ситуациях»; «Возрастная психология»; «Понятие «здоровье», организм человека как единая биологическая система»; лабораторные работы «Изучение влияния токсичных металлов на организм», «Изучение влияния экотоксикантов на организм человека; разработка тестового материала. В практическом разделе - практикум «Исследование физического развития студентов (морфофункциональные исследования)», рабочая версия программы МюгосоА ExceL, с введенным блоком формул, методическое указание «Теоретическое обоснование и методика физического воспитания студентов с комплексным применением динамических и статических (изометрических) упражнений» [7].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе эксперимента на базе ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» в рамках образовательного процесса по физическому воспитанию, работы спортивного клубов было организовано 4 группы студентов инженерного профиля по 25 человек (16 юношей и 9 девушек). В контрольной группе практика обучения основывалась на нормативном подходе, не предусматривающем развитие гуманитарно-культурных компетенций у студентов инженерного профиля. В экспериментальной группе 1 (ЭГ 1) применялась методика 1, заключающаяся в изменении содержания лекционного курса по физическому воспитанию. В экспериментальной группе 2 (ЭГ 2) кроме изменения содержания в лекционном курсе использовались практические занятия по исследованию физического развития и физической подготовленности организма человека на основе субъект-субъектных отношений (методика 2). В ЭГ 3 применялась методика 3, весь комплекс педагогических условий (с использованием специализированного комплекса динамических и статических упражнений, стрейчинга) на основе реализации принципов развития гуманитарной культуры студента (гуманизации, гуманитаризации, интенсификации, коммуникативности, непрерывности).
Изучив результаты исследования основных показателей физического развития студентов в контрольной группе (КГ), экспериментальных группах 1 и 2 (ЭГ 1, ЭГ 2) нами было установлено, что показатели общепрофессиональной подготовленности у данных групп студентов, занимающихся один семестр, имеют незначительные различия, практически совпадают (метод обведения контура). Данные тестирования физической подготовленности студентов в КГ и ЭГ 3 показали: у юношей показатель скоростных качеств повысились в КГ на 0,2 сек, в ЭГ 3 на 0,36 сек (Р >0,05); показатели выносливости понизились в обеих группах (КГ на 1,1 мин., ЭГ на 0,7 мин. при Р >0,05), при этом наблюдалась общая тенденция улучшения силового показателя. Для девушек характерна следующая динамика изменения физической подготовленности: скоростные показатели в КГ ухудшились на 0,5 сек, в ЭГ 3 остались прежними (Р >0,05), показатель выносливости вырос в обеих группах (КГ на 0,19 мин, ЭГ на 1,07 мин, при Р>0,05), показатель силового норматива в КГ девушек понизился на 4,2 кол.раз, в ЭГ повысился на 10,4 кол.раз (Р <0,05).
Экспериментальный анализ интегрального уровня развития гуманитарной культуры показал, что на 1 уровне гуманитарной культуры при применении методики 1 находится 13.33%, мето-
100 80 60 40 20 0
гтттп
■ КГ%
□ ЭГ(1 П.У)%
□ ЭГ(2 П.У)%
□ ЭГ(3 П.У%)
I
Рис. 1. Итоговая
диаграмма уровня гуманитарной культуры в контрольной и экспериментальных группах
дики 2 - 10.6 %, методики 3 - 5.33%, при приведённой погрешности (гамма)< 0.5, достоверности Р < 0,05. На 2 уровне формирования гуманитарной культуры при применении методики 1 находится 42,6%, методики 2 - 45,3%, всех педагогических условий - 40 %, при приведённой погрешности (гамма) < 0.5, достоверности Р < 0,05. На 3 уровне гуманитарной культуры: 42.9%, 44%, 54,9%, при приведённой погрешности (гамма) < 0.5, достоверности Р < 0,05 (рис. 1).
ВЫВОДЫ
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что комплексное применение всех разработанных педагогичес-
Библиографический список
ких условий, согласно предложенной методике, определяет наиболее высокий уровень развития гуманитарной культуры. Формирование у студентов инженерного профиля гуманитарной культуры можно обеспечить изменением теоретического и практического содержательного компонента обучения по физическому воспитанию; актуализацией фактора личной включённости студентов непосредственно в сам процесс развития гуманитарной культуры; применением обоснованного и разработанного для преподавателей дисциплины «Физическое воспитание» и студентов инженерного профиля методическим обеспечением.
1. Булаев, Н.И. Системные ресурсы качества высшего профессионального образования / Н.И. Булаев, В.Н. Козлов, А.А. Овдовенко,
A.И. Рудской. - СПб., 2007.
2. Грачёв, В.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / В.В. Грачёв, О.А. Жукова, А.А. Орлов // Педагогика. - 2009. - № 2.
3. Гуманитарная культура личности - основа и цель современного образования: монография / под ред. Н.П. Дралова. - СПб., 2008.
4. Элиасберг, Н.И. Д.С. Лихачёв и гуманитарная культура личности. Сквозь призму жизни и творчества // Гуманитарная культура личности - основа и цель современного образования: монография. - СПб., 2008.
5. Виленский, М.Я. Оценка гуманитарной ценности содержания образования по физической культуре в вузе / М.Я. Виленский,
B.В. Черняев [Э/р]. - Р/д: http: // lib.sportedu.ru /
6. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1.
7. Касаткина, А.А. Формирование у студентов технического профиля ориентации на ценности физической культуры и здоровья (педагогические условия) // Психология здоровья. Спорт, профилактика, образ жизни: сб. мат. всероссийской науч.-прак. конф. - М., 2011.
Bibliography
1. Bulaev, N.I. Sistemnihe resursih kachestva vihsshego professionaljnogo obrazovaniya / N.I. Bulaev, V.N. Kozlov, A.A. Ovdovenko, A.I. Rudskoyj.
- SPb., 2007.
2. Grachyov, V.V. Kompetentnostnihyj podkhod v vihsshem professionaljnom obrazovanii / V.V. Grachyov, O.A. Zhukova, A.A. Orlov // Pedagogika.
- 2009. - № 2.
3. Gumanitarnaya kuljtura lichnosti - osnova i celj sovremennogo obrazovaniya: monografiya / pod red. N.P. Dralova. - SPb., 2008.
4. Ehliasberg, N.I. D.S. Likhachyov i gumanitarnaya kuljtura lichnosti. Skvozj prizmu zhizni i tvorchestva // Gumanitarnaya kuljtura lichnosti -osnova i celj sovremennogo obrazovaniya: monografiya. - SPb., 2008.
5. Vilenskiyj, M.Ya. Ocenka gumanitarnoyj cennosti soderzhaniya obrazovaniya po fizicheskoyj kuljture v vuze / M.Ya. Vilenskiyj, V.V. Chernyaev [Eh/r]. - R/d: http: // lib.sportedu.ru /
6. Lubihsheva, L.I. Koncepciya fizkuljturnogo vospitaniya: metodologiya razvitiya i tekhnologiya realizacii // Fiz. kuljtura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 1996. - № 1.
7. Kasatkina, A.A. Formirovanie u studentov tekhnicheskogo profilya orientacii na cennosti fizicheskoyj kuljturih i zdorovjya (pedagogicheskie usloviya) // Psikhologiya zdorovjya. Sport, profilaktika, obraz zhizni: sb. mat. vserossiyjskoyj nauch.-prak. konf. - M., 2011.
Статья поступила в редакцию 02.11.12
УДК 159.9:015.3
Kaskevich A.A. RESEARCH OF STUDENTS' LANGUAGE BARRIER IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING. The article is devoted the problem of the language barrier and the influence of students' personality peculiarities on language barrier in learning foreign languages. The results of the research can also be used by those teaching students' foreign languages, for creating curricula and tasks, enhancing successful teaching, and also by the wide range of specialists in this field.
Key words: language barrier, student, language anxiety, motivation.
А.А. Каскевич, старший преподаватель каф. иностранных языков
Сибирского гос. технологического университета, г. Красноярск, E-mail:[email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА СРЕДИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье рассматривается проблема языкового барьера и влияния личностных особенностей обучающихся на процесс его возникновения в процессе изучении иностранного языка. Результаты исследования могут применяться педагогами, обучающими студентов иностранным языкам, для создания учебных программ и заданий, повышения успешности обучения, а также широким кругом специалистов в этой сфере.
Ключевые слова: студент, языковая тревожность, языковой барьер, мотивация.
Современные условия профессиональной деятельности обусловливают высокий спрос на обучение иностранным языкам. Однако, несмотря на разнообразие используемых методик по обучению языкам, выпускники вузов сталкиваются с трудностями в процессе общения, испытывают так называемый языковой барьер.
В нашем исследовании мы считаем, что особенности эмоциональных переживаний, связанных с особенностями процесса овладения иностранного требуют отдельного рассмотрения. Недостаточная изученность, как языкового барьера, так и усло-
вий, влияющих на процесс изучения иностранного языка, не позволяет разработать эффективные приемы, оптимизирующие развитие личности как субъекта учебного взаимодействия.
Мы характеризуем языковой барьер, как индивидуальную, субъективную невозможность в разговоре пользоваться теми знаниями, которые уже есть у студента. Это явление субъективной природы, возникающее в объективно сложившейся ситуации, сигналом проявления которого являются эмоциональные отрицательные переживания, сопровождающиеся нервным психическим напряжением и препятствующее взаимодействию, по-