КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
КОЛЛЕДЖА
САВОСТИНА С.С.
A new direction of attention toward estimating educational results ha been taking place in Russia for the last decade to replace such notions as «preparedness», «educatedness», «common culture» and «good breeding» by other ones, such as «competence», «competence of learners». In accordance with a competent approach in education is being stated.
Традиционно цели школьного и профессионального образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. И вот на сегодняшний день такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.
Накопление знаний, развитие науки, создание новых технологий и наукоемких производств неизбежно повышают требования к профессиональной квалификации и мобильности каждого работника, все более смещен акцент в сторону развития его духовных способностей и освоения общечеловеческих ценностей, что является непременным условием способности к труду. В связи с этим понятие «профессионализм», под которым традиционно понимается узкая направленность на специализацию, заменяется понятиями «образованность» и «компетентность».
Компетенции - это комплекс индивидуальных качеств человека, ведущих к успеху.
Компетентность специалиста - это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования.
Из приведённых определений становятся очевидными следующие особенности, отличающие компетентность от традиционных понятий - знания, умения, навыки, опыт:
- её интегративный характер;
- соотнесённость с ценностно-смысловыми характеристиками личности;
- практико-ориентирванная направленность.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у студента развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных.
В последнее десятилетие в России происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно, фиксируется компетент-ностный подход в образовании.
В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности:
- владение универсальными способами деятельности;
- владение коммуникативными навыками;
- навыками коллективного труда;
- владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию);
- нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность).
Если студент будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большей долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно нормативной модели образования и используется в представленных, методологическим подходом к оценки его качества.
Определение студента, владеющего компетенциями, т.е. тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом.
Позиции отечественных ученых в области компетентностного подхода в образовании заключаются в том, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и способен реализовать их в работе.
Значительный интерес и полезный материал представляют зарубежные исследования по данной проблеме, авторы которых предполагают рассматривать компетентность, как внутреннюю мотивацию у индивида к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития.
В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения, саморазвития, самореализации. Профессионально развиваясь, такой специалист создает нечто новое в своей профессии (новый прием, метод, технологию). Он несет самостоятельную ответственность за принятое решение, определяет цели, исходя из собственных ценностных ориентиров. Таким образом, профессиональная компетентность студента - это знания, способность профессионально решать практические задачи по развитию личности и формированию практических умений деятельностной самореализации.
Специфика компетентностного обучения состоит в том, что «усваивается не готовое знание», а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Предполагается, что обучаемый сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе, учебная деятельность, приобретая исследовательский и практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Практически каждый студент, в рамках школьного образования, решает много логарифмических, тригонометрических уравнений и неравенств, вычисляет площадь прямоугольника. Но больше половины из них не могут вычислить количество рулонов обоев или количество метров линолеума, когда делают ремонт в квартире, т.е. применить базовые знания в повседневной жизни затруднительно для большинства студентов.
90% студентов могут умножить число на разрядную единицу, но если приходится решать задачи по физике или химии, то возникают определенные трудности при решении. В итоге, мы имеем оторванность учебной деятельности от реальной жизни, невозможность применить полученные знания, отсутствие межпредметных связей. Переход от простейшей формулы к анализу столь же простой задачи оказывается для них очень трудной задачей.
Для того чтобы повысить качество образования, необходимо переходить на компетентно-стное обучение, которое позволяет решать проблему, типичную для учреждений среднего профессионального образования, когда студенты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Компетентностный подход предполагает усвоение студентом не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексом процедур, в котором для каждого выделенного направления присутствует совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.
Поэтому главная задача компетентностного подхода - развить творческое мышление и навыки творческой деятельности, рассматриваемые дидактически, как:
- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
- видение новой функции объекта;
- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности и новых;
- видение структуры объекта;
- альтернативное мышление, т.е. видение возможных решений данной проблемы;
- нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.
Интерактивная форма занятий с большим количеством разнообразных упражнений, примеров и задач, вовлечение всех обучающихся в полидиалог, предоставление каждому возможности высказать свое мнение и быть выслушанным - вот основные принципы компетентностного обучения. Важнейшую роль играет умение преподавателя создать на занятии «ситуацию успеха», обстановку раскованности. Необходимо, чтобы студенты получали удовольствие от процесса «умствования».
Умение применять полученные знания для решения жизненных проблем не может появиться само собой. Этим умениям необходимо обучать целенаправленно. Нужно показать студентам связь изучаемых предметов с их непосредственной профессиональной направленностью, научить моделированию, использовать по изучаемым предметам проектно-исследователькую деятельность, заставляющую студентов творчески мыслить, анализировать полученные результаты, использовать знания, полученные по другим предметам. Для специалиста по государственному и муниципальному управлению в их профессиональной деятельности важную роль играет внедрения инновационного менеджмента в организации, различного рода проектов, направленных на разрешение конкретной, причём социально-значимой проблемы, нахождение абсолютных величин прироста, темпов роста. Также для специалистов ГМУ важную роль играет умение правильно обработать информацию, сделать достоверный вывод или прогноз на основании имеющегося статистического материала. Поэтому так важен компетентностный подход в обучении, который поможет студентам применить знания, полученные в колледже в их профессиональной деятельности.
Следует заметить, что многие идеи компетентостного подхода появились в результате изучения ситуации на современном рынке труда. Требования работодателей в настоящее время формулируются не столько в формате «знаний» работников, сколько в терминах «способов деятельности». Кроме того, они обращают внимание на такие результаты образования как готовность к «командной» работе, к непрерывному самообразованию; способность решать всевозможные проблемы; работать как в типовых, так и нестандартных ситуациях; умения активного поведения на рынке труда и т.д. Таким образом, компетентностный подход - это попытка привести образование, в том числе и среднее профессиональное, в соответствие с потребностями рынка труда.
Учебная деятельность всегда направлена на освоение других видов человеческой деятельности - практической, ценностно-ориентировочной, эстетической и др., а также на овладение самой учебной деятельностью («учись учиться»). Человек, много знающий, но не умеющий что-либо делать, не может ничего дать ни обществу, ни самому себе. Поэтому, умения, компетенции, определяемые как способности выполнять ту или иную деятельность - высшая, конечная цель учебной деятельности.
Таким образом, применение компетентностного подхода является необходимой частью профессиональной подготовки и представляет собой организационно-педагогическую систему обучения и воспитания в колледже, включающую теоретическую подготовку и практическую деятельность в единстве и взаимосвязи.
Библиографический список
1. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. - 2002. - № 7. - С. 88-96.
2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - с. 8 - 14.
3. Давыдов Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста. Дисс. на соиск. уч.степени канд.пед.наук. -М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования Федерального агентства по образованию, 2006.
4. Каспржак А. По ступеням компетентностей: О проекте «Модернизация образования: перспективные разработки» / А. Каспржак // Первое сентября. - 2002. - № 88. - С. 3.
5. Клименко Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы. // Педагогика, 2003, №2.
6. «Концепция модернизации общего образования на период до 2010 года». // Официальные документы в образовании, 2002, № 8.
7. Профессиональное образование (приложение к журналу). - 2007. - № 3, с.187.
8. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода/модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов/под редакцией И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина - М.: ИТиИП РАО, 2004, - 503 с.
9. Роденкова Т.Н., Кондратьева А.А. Инвестиционная привлекательность новаций в высшей школе. http://www.mhtm l
10. Ульянова С.В. Реализация компетентностного подхода в иноязычной профессиональной подготовке будущих экономистов//
11. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.- С. 59-68.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, образованность, подготовленность, специалист.