научный журнал
Т.М. Стаценко
Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Луганск, Украина
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА ПРИМЕРЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается компетентостный подход, ключевые компетенции, а также формирование учебно-познавательной компетенции студентов на примере междисциплинарной интеграции.
Ключевые слова: компетентостный подход, компетентность, формирование учебно-познавательной компетенции, междисциплинарная интеграция.
Annotation. The article deals with the competence-based approach, key competences, as well as the formation of the educational and cognitive competence of students on the example of interdisciplinary integration.
Keywords: competence approach, competence, formation of educational and cognitive competence, interdisciplinary integration.
Профессиональное становление как форму личностного становления специалиста среднего звена можно рассматривать сквозь призму его профессиональной деятельности. Современный рынок труда предъявляет новые требования к общей подготовке трудовых ресурсов, к системе образования в целом. Он требует уже не широко образованного, а профессионально подготовленного, конкурентоспособного,
компетентного специалиста. Новый подход в образовании предполагает создание новых технологий обучения, и новых методик проверки эффективности обучения. То есть, основным результатом обучения будут не знания, умения и навыки и даже не накапливаемый опыт решения учебных задач, а осмысленный опыт решения жизненных задач, т.е. способность применить его в различных ситуациях.
Будущий специалист должен уметь ставить перед собой цели и достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать нестандартные проблемы, полагаться на свою самостоятельность. Поэтому, профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности.
Таким образом, в обучении происходит ориентация на формирование компетенций, т.е. отход от знаниево-ориентированной модели обучения к практическому применению многообразных знаний специалиста. То есть от простого применения знаний и навыков, специалист среднего звена
научный журнал
становится созидателем, приходит к анализу и критической оценке ситуации, к творчеству.
Поэтому в настоящее время возрастает роль компетентностного подхода в процессе подготовки квалифицированного специалиста в системе среднего специального образования.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей, содержания образования, организации и оценки образовательных результатов [1].
Цель образования заключается в развитии у студентов способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт студентов. Содержание образования предполагает использование дидактически адаптированного социального опыта решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, и иных проблем. Смысл организации образовательного процесса состоит в создании условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. А оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения
Содержание компетентностного подхода (по определению ЮНЕСКО) состоит в том, чтобы научить:
— получать знания (учить учиться);
— работать и зарабатывать (учение для труда);
— жить (учение для бытия);
— жить вместе (учение для совместной жизни) [2, с. 9].
В рамках компетентностного подхода используют термин «компетентность» и «компетенции». За А.В. Хуторским «компетенции» -это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) необходимых, чтобы продуктивно действовать в социуме. А «компетентность» - это владение человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности [3].
Таким образом, компетентность есть уровень практической реализации компетенции.
Формирование компетенций в процессе подготовки квалифицированного специалиста в системе среднего специального образования является основной задачей, т.к. выпускник учебного заведения должен быть не только эрудированным, теоретически подкованным, но и уметь свои знания применить в реальных жизненных ситуациях.
научный журнал
По нашему мнению, компетентностное содержание образования должно включать:
- интегрированное построение образовательной программы;
- ориентацию на конкретные компетенции при постановке целей и отборе содержания каждого аудиторного занятия;
- связь с практикой (жизнедеятельностью).
Мы полагаем, чтобы применять компетентностный подход содержания образования необходимо использовать соответствующую форму тематического планирования каждого отдельного занятия. Она должна включать: определение основной ключевой компетенции, на формирование которой направлен весь курс (дисциплина учебного плана), а также частной вспомогательной компетенции, на формирование которой направлен раздел данного курса. Учитывая интегративный характер процесса формирования компетенции, важно учесть не только внутри и межкурсовые связи, но и связи данного курса и конкретной темы с системой воспитательной работы и дополнительного образования.
Мы хотим акцентировать свое внимание на формировании учебно-познавательной компетенции в процессе подготовки специалиста среднего звена на примере междисциплинарной интеграции предметов «Основы психологии» и «Композиционная организация формы» пересекающихся тем для студентов разных специальностей.
Базисной ключевой компетенцией в межпредметной интеграции является психологический аспект (познавательный психический процесс -восприятие, его особенности, свойства), а вспомогательные компетенции -терминологическая психологическая, технологическая в моделировании швейных изделий, процессуальная в художественно-дизайнерском восприятии и практическом воплощении, дополнительные отраслевые компетенции и т.п.
Мы предлагаем использовать следующий алгоритм построения аудиторного занятия, т.е. внедрения межпредметных связей в процесс преподавания психологии и художественно-дизайнерских дисциплин при изучении пересекающейся темы: «Зрительные иллюзии как элемент восприятия окружающей действительности».
I этап - целеполагание. На этом этапе определяется место учебного занятия, в системе содержания образования (предмет, курс, внутри и межкурсовые связи, связь с дополнительным образованием и воспитанием); а также в процессе формирования компетенции необходимо учесть составляющую или компонент компетенции которую формирует или развивает данное учебное занятие. Еще на этом этапе определяются цели и основные задачи конкретного учебного занятия.
На примере нашего интегрированного занятия целью занятия является определение видов зрительных иллюзий, рассматриваемых в
научный журнал
сфере конструирования и моделирования швейных изделий, а также их использовании при проектировании композиции объекта дизайна.
Задачи занятия включали:
- стремление к самостоятельному применению знаний по использованию зрительных иллюзий в процессе практической деятельности студентами разных специальностей;
- формирование умений взаимодействия студентов разных специальностей и приобретение положительного опыта на междисциплинарном занятии;
- развивать интерес к использованию межпредметной интеграции в учебном процессе;
- содействовать активизации творческого мышления студентов разных специальностей;
- развивать умение выступать публично, четко, ясно и аргументировано выражать свои мысли;
- развитие умений самостоятельного мышления, умения генерировать оригинальные идеи, принимать смелые и нестандартные решения;
- развитие логического мышления, результатом которого является создание композиционной организации формы и разработки объекта дизайна;
- развитие воображения, инициативы и находчивости;
II этап - проектирование содержания и его компетентностная интерпретация. Второй этап состоит из нескольких составляющих:
1) необходимость разложить содержания аудиторного занятия на составляющие компетенции или составные компоненты компетенции: теория, практика, воспитание.
Теория включала определение понятия восприятия, его виды, особенности, свойства; зрительные иллюзии и их использование в профессиональной деятельности модельеров швейных изделий и дизайнеров и т.п.
Практика - формирование умений и навыков, которые отрабатываются при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям (совместный проект двух групп разных специальностей - практическое изготовление планшета «Зрительные иллюзии»).
Воспитание направлено на нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы (развитие стремления к познанию и самосовершенствованию, умение применять творческие технологии и т.д.);
2) установление связей внутри содержания (т.е. этапность формирования творческой компетенции);
научный журнал
3) прогнозирование форм предъявления этапов и результатов их прохождения.
III этап включает выбор формы организации познавательной деятельности студентов.
Формой организации учебной деятельности была выбрана индивидуальная, групповая и межгрупповая. Методы и приемы, которые использовались на интегрированном занятии - словесный, игровой, наглядный, использование компьютерных технологий. Средства обучения - презентация, перечень вопросов по изучаемой теме, ПК, мультимедийный проектор, наглядные пособия, планшеты.
На данном этапе важно учитывать технологические требования к реализации компетентностного подхода при освоении содержания обучения. То есть, использовать в учебном процессе интерактивные формы проведения занятий - метод проектов, моделирования и имитационных занятий, ролевых игр, семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, тренингов и др. в сочетании с внеаудиторной работой.
IV этап подразумевает определение условий интериоризации знаний, т.е. какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности, закрепление или практическая отработка.
На нашем примере межпредметной интеграции - это совместный проект двух групп специальностей «технолог-модельер» и «дизайн»: умение применять творческие технологии при выполнении совместного проекта - изготовление наглядного планшета.
V этап - это подбор диагностического инструментария (первичного, промежуточного, итогового) - проверка уровня освоения компетенции.
Первичный контроль исходного уровня знаний - это проверка подготовки домашнего задания (презентация проекта) по группам. То есть, выяснение исходного уровня знаний по теме, готовности студентов к осознанию изучаемого материала. Промежуточный контроль - это развитие навыков делового общения, публичного выступления, сотрудничества, работы в команде, развитость чувства ответственности за себя и других, создание благоприятного психологического климата для совместной деятельности. Итоговый контроль - это умение применять творческие технологии, творческую активность и творческое мышление, обмен опытом между студентами-технологами и студентами-дизайнерами и т.д.
VI этап - подбор процедур анализа и коррекции. Подведение итогов занятия, анализ совместной работы студентов двух групп разных специальностей и т.д. На данном этапе преподаватель помогает осмыслить результаты проделанной работы, оценивает работу каждого студента, ставит акцент на самоподготовку студента, на развитие навыков самоконтроля и самооценки, пути улучшения результатов деятельности.
2017, №2
«Профессиональная ориентация»
научный журнал
Электронный
Подводя итоги использования компетентностного подхода в обучении, следует отметить, что он дает согласованность целей обучения поставленных педагогами, с собственными целями студентов; готовность студентов к сознательному и ответственному самообразованию в дальнейшем. Повышает степень мотивации обучения; готовность студентов видеть цель, добиваться ее и быть успешным в жизни; готовность встречаться с трудностями и не пасовать, а находить оптимальные способы решения нестандартных ситуаций. И, главное, на практике, обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда студенты понимают значимость обучения и активно используют свои знания, опыт для будущей перспективы в жизни.
1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С.3.
2. Степанов С.В. Проектирование учебного занятия в системе компетентностного образования // Модернизация образования СПО. - 2009. - №2. - С. 9 -11.
3. Хуторской А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. - М.: Высш. Шк., 2007.
Библиографический список
С. 639