must obey the teaching; therefore these games are called educational games. The scientist, based on the ages, stages of development showed the realization of three types of games.
M. Lutfulloev is the author of over 660 scientific and methodological works, textbooks and teaching aids. Under his leadership, more than 60 people defended their candidate's and doctoral dissertations.
Academician M. Lutfulloev as a prominent figure in Tajik science in the development of pedagogical science and methods of teaching modern education has opened a new page.
Key words: sensation, «operation», dari, pashtu, Baluch, revival, Ajam.
Сведения об авторе:
Абдуллоев Ибодулло - доцент кафедры методики начального образования Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, Заслуженный деятель Таджикистана
About the author:
Abdulloev Ibodullo - Associate Professor of Primary Education Methodology, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, Honored Worker of Tajikistan
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД-ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Каюмова Х.Т.
Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
Модернизация современного образования требует нового взгляда с позиций гуманитарного подхода к профессиональным аспектам педагогов и психологов.
В последние десятилетия звучат призывы пересмотра результатов обучения в высших учебных заведениях страны относительно терминов компетенции, компетентности, а взгляд на человеческие установки требует нового взгляда на профессиональные особенности педагогов и психологов. В Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года впервые на уровне официально-государственных актов предлагается использовать современные ключевые компетенции, такие как «общая или универсальная система знаний, навыков», а также «опыт самостоятельной деятельности и личная ответственность обучающихся». Именно они обеспечивают успешную адаптацию выпускников вузов к стремительно меняющимся социальным и экономическим условиям мира. В отчете ЮНЕСКО говорится, что для предпринимателей важна не профессия, которая, по их мнению, часто сочетается с навыками реализации материальной операции, а компетентность, которая характерна каждому человеку, как сочетание знаний и навыков. Именно формирование или развитие профессиональных компетенций будущего специалиста, активность которого сегодня считают связанным с качеством профессионального образования, что делает выпускников более конкурентоспособными на рынке труда [1]. Европейские исследователи И.А. Зимняя, В.А. Калней, В. Ландшеер, Ж. Ворона, А.И. Субетто, А.П. Тряпицина, С.Е. Шишов, М.А. Чошанов, А.В. Хуторской и другие больше интересовались проблемами , что без ключевых компетенций, без интеллектуальных, социально-политических, коммуникативных, информационных деятельность современного специалиста и его способностей в различных сферах невозможна. Раскрывая понятие «компетентность» в материалах симпозиума «Ключевые компетенции в Европе», проходившего в Берне в 1996 году, С.Е. Шишоф считает ее приемлемой и расценивает как общую способность специалиста применять знания, навыки и способы обобщения действий в профессиональной деятельности. И.А.Зимняя определяет компетенцию следующим образом: «Компетенция - это некий возникающий внутренний и психологический потенциал (знания, воображение, программы действий, система ценностей и установок), который отражается в компетенциях человека как активная реальность» [2]. А.В. Хуторский добавляет к понятию «компетентность» еще один набор взаимосвязанных личностных качеств (знания, умения, методы деятельности), относящиеся к определенным областям объектов и процессов и необходимым для качественной и продуктивной деятельности. А.И. Субетто отмечает,
что компетенция «как форма в системе высшего профессионального образования, сформируется в порядке системы обучения» [3]. Таким образом, с учетом вышеизложенного, компетенцию можно рассматривать, как возможность установления связи между знаниями и ситуацией, или в более широком смысле - способность приобретения знаний и соответствующие действия для решения проблем, которая имеет особое значение во введении самостоятельной работы. Понятие «ключевые компетенции» было введено Международной организацией труда в начале 1990-х годов для удовлетворения профессиональных требований к послевузовскому образованию, и к середине 1990-х годов это определение определяло подготовку специалистов в сфере высшего профессионального образования. Под ключевыми компетенциями, по мнению С.Е. Шишова, можно понять межкультурные и межотраслевые знания, навыки, необходимые способности для адаптации и эффективной деятельности. Э.Ф. Зеер, говоря о «ключевых компетенциях», определяет их так: это знание и навыки правила (знание на практике), а также способности, необходимые для успешной деятельности в конкретных ситуациях. В целом набор ключевых компетенций для обучения представлен в виде списка компетенций, который стал результатом рассмотрения данного вопроса на семинарах Совета Европы в рамках проекта «Среднее образование в Европе». Исследователи (В.А. Калней, С.Е. Шишов, Е.Ф. Зеер) обобщая все это отмечают, что в современное время и условия системы образования с учетом социально-экономической ситуации, наиболее востребованными являются следующие компетенции: Социальные компетенции - способность брать на себя ответственность, составлять и принимать решения, участвовать в их реализации, быть толерантным к разным культурам и религиям, показывать связь личных интересов с потребностями предприятий и общества; Коммуникативные компетенции - овладеть технологиями устного и письменного общения на разных языках, включая компьютерные программы, подключенные к Интернету; Социально-информационные компетенции - владение информационными технологиями и критический подход к социальной информации, распространяемой средствами массовой информации; Когнитивная компетенция - готовность постоянно повышать уровень знаний и подготовки, необходимость реализовывать свой личный потенциал, способность самостоятельно приобретать новые знания и навыки, способность развиваться; Специальная компетенция -готовность самостоятельно выполнять профессиональные действия, оценивать результаты своей работы. Эти компетенции успешно формируются в процессе самостоятельной работы студентов и помогают им в будущем разрешать конфликты в учебных заведениях, участвовать в совершенствовании демократических институтов; жить с людьми разных культур, языков и религий. Все это необходимо для непрерывной профессиональной подготовленности. Компетентность или быть компетентным - это компетентность человека, включая его личные отношения с ним и его деятельностью, то есть быть компетентным означает, что в любом случае человек может комбинировать и применять свои знания и опыт. Если понятие добровольности подразумевает некоторые требования, предъявляемые к готовности студентов к обучению, то понятие компетентности уже означает его личные качества. Компетентность, говорит А.И. Субетто, это не просто набор действий, а набор действий, возникающих при определенных видах деятельности. Компетентность рассматривает меру осуществленные компетенцией в процессе ее развития, связанные с обновлением личности выпускника в соответствующей деятельности [4].
А. В. Хуторской, считает понятие «компетенция» - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, навыков, умений, способов действия), которые представлены применительно к определенным областям объектов и процессов и необходимы для качественной и продуктивной деятельности по отношению к ним, перечисляет семь ключевых компетенций, которыми должен обладать обучающийся. Это: Ценностно-нравственные компетенции - это готовность видеть и понимать окружающий мир, уметь смотреть на него, понимать свою роль, уметь делать целенаправленный и духовный выбор своих действий и поведения, принимать решения. Этот выбор обеспечивает механизм самоопределения студентов во время учебы и другой работы. От этого зависит направленность индивидуального изучения обучающегося и программа его жизненной деятельности в целом. Общекультурная компетенция - это осведомленность читателем о национальных особенностях и общечеловеческой культуры, религиозных и нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, культурные основания семьи, социальные и
общественные культурные основы, роль науки и религии в жизни человека, ее влияние на мир, эффективные подходы свободного времени. Учебно-познавательная компетенция - готовность обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности: постановка целей, планирование или проектирование, анализ, самооценка учебной деятельности, способность отличать свидетельства от предположений, наличие навыков измерения, использование возможных, статистических способов и других познавательных методов. Информационная компетентность - это готовность обучающегося искать, исследовать и анализировать, получать, систематизировать, изменять, сохранить и передавать необходимую информацию для самостоятельной работы с информацией из нескольких источников. Социально-трудовая компетенция - это знания и опыт в деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовом направлении (права потребителя, покупателя, заказчика, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в экономических и правовых вопросах, в определении профессионального самоопределения. Компетенция самосовершенствования - это готовность к личному физическому, духовному и интеллектуальному развитию, эффективному саморегулированию и самоподдержке. Ключевые компетенции позволяют студенту создавать свой мир, понимать социальные условия своей жизни. Важность организации и управления самостоятельной деятельностью студентов является ключевым преимуществом их личных целей. В гуманистическом контексте образовательных парадигм ключевые личностные компетенции можно рассматривать как целевую модель образования. Перечень выделенных компетенций, их структура определяют соответствующий выбор содержания обучения в процессе самостоятельной работы студентов, так как компетенции молодежь должны приобрести в процессе профессионального обучения. Решение этой проблемы заключается в разработке содержания самостоятельной работы студентов, подборе инструментов, а также в выявлении технологий обучения студентов. Несмотря на различия в понятии «ключевые компетенции», представляют собой совокупность или общую систему знаний, навыков, умений, способностей, которые включаются в личный опыт. Ключевые компетенции обеспечивают качество или успех в деятельности при решении тех или иных жизненных проблем или определенных ситуаций. Компетентность - личное достижение студента, поэтому наиболее успешное формирование компетенций в процессе самостоятельной работы может происходить только в личностно-ориентированном учебном процессе, основанной на личной активности. Профессиональная компетентность - это склонность, стремление к завершению профессиональной деятельности. Он осваивается человеком в процессе обучения в профессиональном учебном заведении и развивается в процессе профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность студента включает научно-теоретическую и практическую подготовку по осуществлению эффективной педагогической деятельности в соответствии с критериями качества современного образования. Научно-теоретическая подготовка, составляющая основу профессиональной компетентности студента, методологические знания (понимание, степени, методы, восприятия, концепции, системы). А также знания психолого-педагогической теории (теория обучения, управления, развития, личностно-ориентированной информации); знания педагогических технологий (формирующее, развивающее и личностно-ориентированное обучение); включает знания урока. Практическая подготовка - это ключевая профессиональная компетенция: иметь теоретические навыки (аналитические, прогнозирования, исследования) и практические навыки (творческие, организационные, коммуникативные, информационные, мониторинга и оценка). На основе компетентностного подхода студент в учебном процессе в высшем учебном профессиональном учреждении выступает субъектом деятельности, субъектом развития. Личностно - деятельностный подход означает организацию самостоятельной работы студента в конкретной личной или социальной среде, которая создает позитивную, эффективную и влиятельную среду. Студенты становятся компетентными на основе своего самостоятельного опыта. С этим согласны как отечественные, так и зарубежные эксперты (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.). Например, чтобы изучать диалог, необходимо не только слушать научные отчеты о диалоге, но и активно участвовать в диалоге и дискуссии. Следовательно, невозможно учиться и работать с компьютером, если не научиться пользоваться им на практике; невозможно обучать студентов в учреждении с авторитарной административной системой, в которой студенты и преподаватели не имеют
возможности свободно выражать свои мысли, необходимых компетенций для функционирования демократии. Приобретение компетенции зависит от активности студентов в процессе самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа студентов, основанная на обучение компетентностного подхода, обеспечивает качественную подготовку специалиста к профессиональной деятельности, компетентность студентов играет многофункциональную роль и будет проявляться не только в высших учебных профессиональных учреждениях, но и в семье и кругу друзей, в будущих производственных отношениях. В.И. Байденко отмечает, что выпускник высшего учебного учреждения должен иметь: □ базовые знания в области гуманитарных и социальных наук и применение их подходов в различных видах современной профессиональной и общественной деятельности; □ здоровый образ жизни; понимание и уважение основных ценностей культуры; гражданственность, гуманная ориентация, приверженность моральным ценностям и принципу социальной ответственности, подчиняться закону (правовая культура); □ иметь культуру мышления, активность среди иностранцев, готовность к социальному и культурному диалогу, способность критиковать из своего профессионального и социального опыта; развивать развитие письменной и устной речи, в том числе демонстрировать диалога на иностранном языке. [5] Таким образом, компетентностный подход и поведение направлено на усиление практической направленности и инструментальной направленности обучения студента в процессе самостоятельной работы. Для реализации компетентностного подхода можно подготовить умелого, ловкого и сообразительного человека, но не обязательно знающего множество фактов, а того, кто знает методы и технологии их получения, которые легко адаптируются к различным жизненным ситуациям. Самостоятельная работа вместе с классной работой - это форма учебного процесса и его неотъемлемая часть. Для его успешной реализации необходим контроль и проектирование преподавателями, а также оформление объема самостоятельной работы в учебных планах профильных кафедр, учебной части, методических службах образовательного учреждения. Самостоятельная работа - это программная работа студентов, которая осуществляется по поручению и под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа способствует укреплению и расширению знаний студентов; формированию у них внимания к процессу восприятия; развитию познавательных способностей. Самостоятельная работа студентов необходима для укрепления и развития рабочих навыков в научной и профессиональной деятельности, умения брать на себя ответственность, самостоятельно решать задачи. Важность самостоятельной работы для студентов часто выходит за рамки единой исследовательской темы, применительно к этим выпускникам кафедры следует разработать стратегию системы навыков и умений работать самостоятельно. В связи с этим следует обратить внимание на необходимый высокий уровень профессиональной компетентности выпускников, так как она будет продолжаться на протяжении всего обучения, чтобы необходимый уровень знаний был приобретен в период обучения. Самостоятельная работа обобщает задачи всех видов учебной работы. Знания, не связанные с самостоятельной деятельностью, не принесут пользы человечеству. Теория должна быть связана с практикой. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательные особенности: она формирует самостоятельность не только как набор навыков и умений, но и как черту характера, которая играет важную роль в структуре личности современного специалиста высочайшего уровня. Поэтому в каждом учебном году согласно годовым планам преподавателей на кафедрах следует отбирать материалы для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.2003.№5.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.:Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.2004.
3. Кравец В.Н., Нижегородский государственный технический университет(НГТУ г.Н. Новгород). Организация и контроль самостоятельной работы студентов.
4. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком //Иностранный язык в школе. - 1985.
5. Магаева М.В., Плеханова А.Ф., Донишгохии давлатии техникии Нижегород (ДДТН дар шахри Новгород) Ташкили кори мустакилонаи донишчуен дар мактабхои олии Нидерландия.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД-ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В данной статье расматривается компетентностный подход как основа организации самостоятельной работы студентов. Посредством данной проблемы отражены мнения русских педагогов. В этом процессе понятия ключевые компетенции, социальные компетенции, коммуникативные компетенции, когнитивные компетенции, специальные компетенции, компетентность или быть компетентным, ценностно-нравственные компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, социально-трудовая компетенция, компетенция личностной самостоятельной работы студентов под руководством преподователяраскрыты чётко и ясно.
Ключевые слова: концепция, ключевые компетенции, социальные компетенции, коммуникативные компетенции, когнитивные компетенции, учебно-познавательные компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
KOMPETENTNOSTNYY PODKHOD-OSNOVA ORGAHNIZATSII SAMOSTYATEL NOV RABOTY STUDENTOV
This article considers the competence approach as the basis for the organization of students» independent work. Through this problem the opinions of Russian teachers are reflected. In this process, the concepts of key competence, social competence, communication competence, cognitive competence, special competence, competence or to be competent, value-moral competence, general cultural competence, educational and cognitive competences, information competence, social and labor competence, students» individual self-work under the guidance of the teacher are disclosed clearly.
Key words: concept, key competences, social competences, communicative competences, cognitive competences, educational and cognitive competences, competences of personal self-improvement.
Сведения об авторе:
Каюмова Хурилико Тагайевна- номзади илщои педагоги .и.в.дотсент мудири кафедраи назария ва методикам тщсилоти томактабии факултаи тщсилоти томактабии Донишго^и давлатии омузхгории ба номи С. Айни. Тел (+992) 904406690, Е-mail: kayumova. 1973@inbox. ru
About the author:
Kayumova Khuriliko Tagaevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Acting Associate Professor, Head of the Department of Theory and Methods of Preschool Education, Faculty of Preschool Education, S. Toraighyrov State Pedagogical University. Ayni. Tel (+992) 904406690, E-mail: [email protected]
АСОС^ОИ РАВОНЙ-ПЕДАГОГИИ ТАШАККУЛИ САЛОХДЯТИ КАСБИИ ДОНИШ^УЁН
Кенцаева З., Цаюмова X
Донишгощ давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С.Айни
Таълими босалох,ият истифодаи технология ва шакли ташкили самараноки чараёни таълим ва методх,ои ба он мувофикро талаб менамояд. Барои муайян кардани технологияи равонй- педагогй, шакл ва методхои ташкили чараёни таълим дар муассисах,ои тах,силоти олии касбй, бояд ба тамоили муносибати босалох,ият такя намояд.
Муносибати босалох,ият дар тах,силоти олии касбй сифатан дигар хел муносибатро дар байни устодону шогирдон такозо менамояд. Максади ин технология аз он иборат аст, ки донишчу омузад, аз худ кунад ва дар амал татбик намояд.
Он диккате, ки дар солх,ои охир махсусан ба истифодабарии технологияи нав дар раванди тах,силот дода мешавад, хусусиятх,ои оммавиро дар тах,силоти олии касбй пайдо намудааст. Ин таваччух,,бо максади омода намудани мутахассисони чавобгуйи талаботи бозори мех,нат гардидан, муассисах,ои таълимии кишварро водор месозад, ки дар татбикии он тавачух,и хоса зох,ир намоянд.