УДК 373:378 ББК 74.214.6:74.480.8
Возгова Зинаида Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
специалист по учебно-методической работе Институт дополнительного профессионального образования Челябинского государственного педагогического университета
г. Челябинск Vozgova Zinaida Vladimirovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Specialist in Methodological Work Complementary Professional Education Institute Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Компетентностный подход как теоретико-методологическая основа системы непрерывного повышения квалификации профессиональнопедагогических кадров Competence-Based Approach as a Theoretical-and-Methodological Basis of Pedagogical Personnel’s Continuous Advanced Professional Training System
В статье рассматривается теоретико-методологические основания системы непрерывного повышения квалификации, особенности четырехуровневой компетентностной модели профессионально-
педагогических кадров.
The article deals with the theoretical-and-methodological bases of the continuous professional development system, peculiarities of the four-level competence model of pedagogical personnel.
Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые,
общепрофессиональные, профессиональные и предметные компетенции, система непрерывного повышения квалификации профессиональнопедагогических кадров.
Key words: competence-based approach; key general professional,
professional and subject competences; continuous professional development system of pedagogical personnel.
Одной из отличительных особенностей современной стратегии модернизации образования является освоение компетентностного подхода, акцентирующего внимание на результате образования, а именно -способности специалиста действовать в различных проблемных ситуациях.
Компетентность преподавателя высшей школы должна быть достаточна не только для работы с современным студентом, но и для реализации самых
различных образовательных программ, в частности, программ дополнительного профессионального образования (внутривузовских и региональных), а также для повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических кадров.
Именно поэтому смысл повышения квалификации профессиональнопедагогических кадров заключается не только в передаче информации, а в развитии у слушателей таких навыков, как умение оперировать предметным содержанием знаний, проектировать и моделировать свою деятельность.
Современная система повышения квалификации профессиональнопедагогических кадров в вузе должна представлять собой гибкую, динамичную систему, адекватную требованиям конкретных образовательных учреждений и учитывающую профессионально-педагогическую компетентность
преподавателей.
На основе положений акмеологии, синергетики, фасилитации в андрогогической модели обучения нами была разработана модель многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров и концептуальные основы её разработки и внедрения.
Процесс формирования системы повышения квалификации позволил определить стратегическую цель и задачи данной системы непрерывного повышения квалификации.
Стратегической целью курсов повышения квалификации является создание системы непрерывного повышения квалификации как средства программно-целевого фасилитирующего управления профессиональным развитием и саморазвитием профессионально-педагогических кадров вуза в течение всей профессионально-педагогической деятельности. Для реализации данной цели были определены следующие задачи:
1. Повышение профессиональной компетентности и академической мобильности преподавателя вуза в условиях непрерывного повышения квалификации.
2. Обновление содержания и процесса повышения квалификации на основе приоритетных направлений развития науки, техники и технологии.
3. Гибкое реагирование образовательной системы повышения квалификации на потребности подготовки компетентностного и конкурентоспособного преподавателя в вузе.
Для системы повышения квалификации, ориентированной на личностнопрофессиональное развитие преподавателя, ценностно-смысловая направленность процесса постдипломного обучения является определяющей. Практически она может быть реализована в таких технологиях работы со слушателями, которые позволяют осуществлять стратегию опережающей подготовки.
В связи с этим системообразующим фактором эффективности повышения квалификации является непрерывное профессиональное развитие и саморазвитие профессионально-педагогических кадров вуза. Источниками развития нашей системы определены: многоуровневая непрерывность
образовательного пространства, программно-целевое фасилитационное взаимодействие субъектов системы непрерывного повышения квалификации, самореализация и самоактуализация профессиональной мобильности в условиях конкурентного рынка труда на основе фасилитации.
В разработанной концептуальной модели системы непрерывного повышения квалификации состояние обучающегося как совокупного критерия результативности повышения квалификации описывается тремя уровнями [3]:
• первый уровень - «стартовая актуализация»;
• второй уровень - «инновационное включение профессиональнопедагогических кадров вуза в систему непрерывного повышения квалификации»;
• третий уровень - «программно-целевое фасилитационное управление повышением квалификации профессионально-педагогических кадров».
На первом уровне «стартовой актуализации» преподаватель в качестве слушателя приращивает знания, осваивает опыт проектирования образовательной деятельности, осуществляет профессиональное самостроительство преподавателя высшей школы, апробирует технологии в учебном процессе со студентами, совершенствует свое методическое портфолио. По окончании обучения получает удостоверение или свидетельство.
На втором уровне «инновационном включении профессиональнопедагогических кадров вуза в систему непрерывного повышения квалификации» преподаватель вуза - выпускник данной системы становится активным участником внутривузовских курсов повышения квалификации (чтение лекций, проведение семинаров и практических занятий в интерактивной форме). По прохождении второго этапа преподаватель-участник может получить сертификат участника и право реализации своей авторской программы.
На третьем уровне «программно-целевом фасилитационном управлении повышением квалификации профессионально-педагогических кадров» преподаватель вуза становится организатором авторских (проблемных) курсов. По прохождению этого этапа преподаватель может получить сертификат организатора и право организации курсов.
Качественный переход преподавателя с одного уровня системы повышения квалификации на другой обеспечивает его непрерывное профессиональное саморазвитие как специалиста, востребованного на рынке образовательных услуг, а также является основным критерием эффективности многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров вуза.
В данной системе непрерывного повышения квалификации позиция профессионально-педагогических кадров меняется от активного слушателя до активного участника внутривузовских курсов и организатора авторских
проблемных курсов, то есть уровень сформированности профессиональной компетентности преподавателя вуза повышается:
- во-первых, за счет совершенствования всех компонентов его профессиональной деятельности (психолого-педагогических, предметнометодических, коммуникативных, рефлексивных, конструктивных, организаторских и т.п.);
- во-вторых, за счет научения «самостроительству», целенаправленной организации собственной управленческой деятельности, выстраивая работу с обучающимися, опираясь на принципы андрагогики;
- в-третьих, за счет выработки авторского понимания своей управленческой деятельности и решения собственных профессиональных проблем.
В рамках многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров мы определяем следующие главные моменты:
- во-первых, развитие профессиональной компетентности профессиональнопедагогических кадров происходит в рамках профессиональной деятельности без отрыва от работы и в течение всего учебного года;
- во-вторых, развитие профессиональной компетентности профессиональнопедагогических кадров осуществляется целенаправленно и средствами профессии, то есть происходит живой неискусственный тренинг в реальных профессиональных ситуациях;
- в-третьих, происходит адаптация и перенос полученных знаний на реалии собственной профессиональной деятельности;
- в-четвертых, проявляется самоактуализация собственных ресурсов и поиск в получении информации источников развития как педагога и организатора работы на факультете переподготовки и повышения квалификации, так и собственной профессиональной компетентности;
- в-пятых, сопровождение профессионально-педагогических кадров в системе непрерывного повышения квалификации носит опережающий характер по
отношению к профессиональным потребностям и предполагает создание образа, на основе которого преподаватель, координатор управляет собой, а также направленность на разрешение проблем, противоречий и постановку перспективных целей.
Все вышеуказанные особенности необходимо учитывать при оценке результатов обучения в системе дополнительного профессионального образования, которые представляют собой совокупность компетенций и компетентностей профессионально-педагогических кадров. Оптимальным вариантом представления результатов обучения в системе дополнительного профессионального образования является компетентностная модель.
Компетентностная модель профессионально-педагогических кадров в системе непрерывного повышения квалификации вуза представляет собой четырехуровневую структуру:
1) ключевые компетенции, определяющие содержание образования, реализуемые на метапредметном, общем содержании;
2) общепрофессиональные компетенции, базовые, необходимые для осуществления основных видов профессиональной деятельности, реализуемые в содержании, интегративном для совокупности образовательной области;
3) профессиональные - круг полномочий слушателя, реализуемый посредством решения совокупности специальных задач;
4) предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможности формирования в рамках конкретных программ повышения квалификации.
В перечень ключевых компетенций внесены семь составляющих: ценностно-смысловая (аксиологическая), общекультурная, учебно-
познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования.
Общепрофессиональные компетенции можно представить следующим образом: дидактические, андрагогические (обучение взрослых),
профессиональная культура, поведенческие, менеджерские, правовые, самообразование на основе рефлексии и самооценки.
Профессиональные компетенции включают в себя технологические, проектировочно-конструкторские, научно-исследовательские, организационноуправленческие и производственно-педагогические компетенции.
Предметные компетенции представляют собой частные профессиональные компетенции, актуальные только в профессиональной деятельности и специфичны в рамках конкретных образовательных программ курсов повышения квалификации.
Для каждой компетенции разработаны компетентности профессионально-педагогических кадров, отражающие способности к решению образовательных задач в той или иной отрасли своей профессиональной деятельности.
Таким образом, компетентностный подход является стратегическим в реализации системы непрерывного повышения квалификации:
- на первом уровне «стартовой актуализации» преподавателя в качестве активного слушателя расширяет ключевые и общепрофессиоанальные компетенции, апробирует освоенные технологии в учебном процессе со студентами, проводит открытые занятия;
- на втором уровне «инновационного включения профессиональнопедагогических кадров вуза в систему непрерывного повышения квалификации» преподавателя в качестве активного участника внутривузовских курсов повышения квалификации расширяет общепрофессиональные и профессиональные компетенции, разрабатывает тематику и содержание отдельных семинаров, лекций, проблемные авторские курсы и программы;
- на третьем уровне «программно-целевом фалиситационном управлении повышением квалификации профессионально-педагогических кадров» преподаватель выступает в качестве организатора проблемных курсов для различных категорий слушателей (профессорско-преподавательского состава, преподаватели систем начального и среднего профессионального образования, дошкольного, общего и дополнительного образования), а также совершенствует общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Библиографический список
1. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
2. Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. науч. тр. [Текст] / под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
3. Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров [Текст]: моногр./В.В.Латюшин, В.В.Базелюк, Р.С.Димухаметов, Л.И.Дудина. - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - 189 с.
4. Мосичева, И.А. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения [Текст] / Мосичева, И.А. Шестак, В.П., Гуров, В.Н.. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - 323 с.
5. Модернизация образования в контексте гуманитарных технологий в системе подготовки и переподготовки специалистов образования: Методические рекомендации [Текст] /под ред. Н.В. Седовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 304 с.
Bibliography
1. Bermus, A.G. Problems and Perspectives of Competence-Based Approach Realization in Education // [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
2. Competences in Education: Design Experience: Collected Scientific Works [Text] /Edited by A.V. Khutorskoy. - M.: Scientific-Introducing Establishment “INAK”, 2007. - 327 p.
3. Conceptual Bases for Development and Implementation of the Multilevel Continuous Professional Development System of Professional Personnel [Text]: Monograph / V.V. Latyushin, V.V. Bazelyuk, R.S. Dimukhametov, L.I.Dudina. - Chelyabinsk: Publishing House of “REKPOL”, 2009. - 189 p.
4. Education Modernization in the Context of Humanitarian Techniques in the Training and Retraining of Education Specialists: Methodological Recommendations /Edited by N.V. Sedova. -SPb: Publishing House of RSPU, 2008. - 304 p.
5. Mosicheva, I.A. Higher School and Complimentary Professional Education: Problems and Solutions [Text] / I.A.Mosicheva, V.P. Shestak, V.N. Gurov. - Stavropol: Publishing House of SSU, 2007. - 323 p.