Научная статья на тему 'Содержание системы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности слушателя факультета переподготовки и повышения квалификации'

Содержание системы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности слушателя факультета переподготовки и повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СЛУШАТЕЛЬ ФАКУЛЬТЕТА ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / УРОВНИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE QUALITY MONITORING / EARNER OF THE FACULTY OF RETRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / LEVELS OF CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Возгова Зинаида Владимировна

Статья посвящена содержательной стороне мониторинга качества профессиональной компетентности слушателя факультета переподготовки и повышения квалификации, уровням системы непрерывного повышения квалификации; критериям и параметрам мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Возгова Зинаида Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of the Quality Monitoring System of the Learner's Professional Competence at the Faculty of Retraining and Professional Development

The article covers the content aspect of the learner's professional competence quality monitoring at the faculty of retraining and professional development; considers the levels of continuous professional development system, criteria and characteristics of professional competence quality monitoring.

Текст научной работы на тему «Содержание системы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности слушателя факультета переподготовки и повышения квалификации»

УДК 65.95 ББК 73.901

Возгова Зинаида Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент

Институт дополнительного профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Vozgova Zinaida Vladimirovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Complementary Professional Education Institute Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Содержание системы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности слушателя факультета переподготовки

и повышения квалификации Content of the Quality Monitoring System of the Learner’s Professional Competence at the Faculty of Retraining and Professional Development

Статья посвящена содержательной стороне мониторинга качества профессиональной компетентности слушателя факультета переподготовки и повышения квалификации, уровням системы непрерывного повышения квалификации; критериям и параметрам мониторинга качества

сформированности профессиональной компетентности.

The article covers the content aspect of the learner’s professional competence quality monitoring at the faculty of retraining and professional development; considers the levels of continuous professional development system, criteria and characteristics of professional competence quality monitoring.

Ключевые слова: мониторинг качества сформированности

профессиональной компетентности, слушатель факультета переподготовки и повышения квалификации, уровни системы непрерывного повышения квалификации.

Key words: professional competence quality monitoring, learner of the faculty of retraining and professional development, levels of continuous professional development system.

Содержательную сторону мониторинга можно представить в двух аспектах:

• во-первых, как содержание исследовательской деятельности на разных этапах мониторинга: определение целей отслеживания повышения

квалификации профессионально-педагогических кадров; анализ содержания программ повышения квалификации; определение критериев, показателей,

индикаторов, методов оценки сформированности востребованной компетентности, а также педагогических условий, влияющих на ее становление; проектирование исследовательской ситуации; внедрение результатов исследования в практику; параллельное проведение лонгитюдных исследований; корректировка содержания повышения квалификации и постановка целей для реализации новых векторов развития;

• во-вторых, как содержание педагогических и управленческих условий, реализуемых в ходе повышения квалификации. Эти условия включают в себя: теоретический модуль повышения квалификации (далее ПК), практический модуль, технико-технологическое содержание повышения квалификации и научно-методическое обеспечение образовательной деятельности. Отметим, что фактическая реализация теоретического и практического модулей повышения квалификации может осуществляться в ходе реализации инвариантной и вариативной части модульной программы повышения квалификации на курсах в системе повышения квалификации.

Процессуальная сторона мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров представлена:

• в действиях на каждом этапе мониторинга;

• в действиях, связанных с построением модулей, инструментария, технологий реализации педагогических условий.

Именно структурирование информации и своевременный анализ динамики и состояния образовательного процесса на курсах повышения квалификации позволяют обеспечить его качество и тем самым повысить качество сформированности профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров.

Содержательный аспект мониторинга определяет конкретную структуру информационного поля: объект изучения, уровни изучения объекта, субъект мониторинга, источники информации, методы мониторинговых исследований,

средства и технологии мониторинговых исследований, формы предоставления результатов и управленческое решение.

Нами выделено восемь объектов мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности профессиональнопедагогических кадров: слушатель, преподаватель, координатор

дополнительных образовательных программ, специалист по учебнометодической работе факультета переподготовки и повышения квалификации, декан факультета переподготовки и повышения квалификации, проректор по научной работе, образовательная программа курсов повышения квалификации и образовательная среда. Главным же объектом мониторинга применительно к задачам нашего исследования является слушатель системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров, точнее уровень сформированности его профессиональной компетентности.

В нашей модели состояние обучающегося как совокупного критерия результативности повышения квалификации описывается тремя уровнями системы непрерывного повышения квалификации: первый уровень - стартовая актуализация,

второй уровень - инновационное включение профессионально-

педагогических кадров вуза в систему повышения квалификации,

третий уровень - программно-целевое фасилитационное управление повышением квалификации.

Поэтому качественный переход преподавателя с одного уровня системы повышения квалификации на другой и обеспечит его непрерывное профессиональное саморазвитие как специалиста, востребованного на рынке образовательных услуг, а также явится основным критерием эффективности многоуровневой системы повышения квалификации профессиональнопедагогических кадров вуза.

Характеристика уровней системы повышения квалификации профессионально-педагогических кадров, позиции преподавателя, деятельности его в межкурсовой и курсовой период представлены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика уровней процесса повышения квалификации профессионально-педагогических кадров

Уровни СПК ППК Характеристика уровня Позиция преподавате ля Деятельность профессиональнопедагогических кадров в межкурсовой и курсовой период

I уровень - стартовая актуализа-ция Обучение на курсах ПК осуществляется в интерактивных формах по принципу «не мыслям надобно учить, а мыслить» (И.Кант) активный слушатель Отработка новых технологий, отбор методов и приемов обучения. Приращение знаний, освоение опыта проектирования образовательной деятельности, осуществление профессионального самостроительства, совершенствование своего методического портфолио. Апробация приобретенных или усовершенствованных компетенций. Обобщение опыта обучения, т. е. сопоставление разных процедур обучающей деятельности и выделение наиболее эффективных приемов

II уровень -инновационное включение Участие в реализации образовательных программ ПК в качестве преподавателя на основании реализации руководящего принципа «всякое знание превращать в деяние» (В.Н.Сорока-Росинский) Активный участник внутри-вузовских курсов ПК Чтение лекций, проведение семинаров и практических занятий в интерактивной форме

III уровень - программ- мно-целевое фасилита- ционное управление Разработка и апробация авторских образовательных программ ПК Ключевое слово: «воздействуй»! Организатор авторских (проблемных) курсов для педработ-ников системы образования и др. сфер Самоактуализация -важнейшее условие инновационного поведения преподавателя во внешней образовательной среде, социуме

Как видно из таблицы 1, в системе непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров вуза позиция

профессионально-педагогических кадров меняется от активного слушателя до активного участника внутривузовских курсов и организатора авторских проблемных курсов, то есть уровень сформированности профессиональной компетентности преподавателя вуза повышается за счет совершенствования всех компонентов профессиональной деятельности (психолого-педагогических, предметно-методических, коммуникативных, рефлексивных, конструктивных, организаторских и т.п.); за счет научения «самостроительству», целенаправленной организации собственной управленческой деятельности, выстраивая работу с обучающимися, опираясь на принципы обучения взрослых; за счет выработки авторского понимания управленческой деятельности и решения собственных профессиональных проблем.

В рамках многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров мы определяем следующие главные моменты:

- во-первых, развитие профессиональной компетентности

профессионально-педагогических кадров происходит в рамках

профессиональной деятельности без отрыва от работы и в течение всего учебного года;

- во-вторых, развитие профессиональной компетентности

профессионально-педагогических кадров осуществляется целенаправленно и средствами профессии, т.е. происходит живой, неискусственный тренинг в реальных профессиональных ситуациях;

- в-третьих, происходит адаптация и перенос полученных знаний на реалии собственной профессиональной деятельности;

- в-четвертых, проявляется самоактуализация собственных ресурсов и поиск в получении информации источников развития как педагога и организатора работы на факультете переподготовки и повышения квалификации, так и собственной профессиональной компетентности;

- в-пятых, сопровождение профессионально-педагогических кадров в системе непрерывного повышения квалификации носит опережающий характер по отношению к профессиональным потребностям его и предполагает:

1) создание образа, на основе которого преподаватель, координатор управляет собой;

2) направленность на разрешение проблем, противоречий и постановку перспективных целей.

Судить о качестве сформированности профессиональной компетентности слушателей (из числа профессионально-педагогических кадров) позволяют процессуальные, результативные, прогностические и нормативные критерии, каждому из которых соответствуют определенные параметры. Соответствие параметров выработанным критериям мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности профессиональнопедагогических кадров представлено нами в таблице 2.

Таблица 2

Соответствие параметров выбранным критериям мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности

Критерии Параметры

процессуальные • использование современных развивающих технологий; • возможность развития индивидуальности слушателей, технологий активизации образовательной деятельности; • удовлетворенность образовательным процессам в целом и по каждому его аспекту (содержательному, организационнометодическому, социально-психологическому); • направленность процесса ПК на стимулирование ключевых психологических характеристик: смысло-жизненных ориентаций, субъектно-оценочных отношений к деятельности, мотивации профессиональной деятельности; • способность создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду вуза; • готовность строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей, реализуемых ДОП.

результативные • фактическое владение профессиональными компетенциями; • ориентация в различных областях своей профессиональной деятельности; • умение найти наиболее эффективные приемы профессиональной деятельности; • готовность обучающихся к социальной самозащите; • сформированность субъективной позиции слушателей; • готовность к использованию активных педагогических технологий в образовательном процессе вуза; • готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества УВП на конкретной ступени образования (высшего и дополнительного);

• владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, определению цели и выбору путей ее достижения; • готовность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях с использованием усвоенных компетенций, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей; • готовность устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами системы ДПО в вузе; • способность видеть преподавателя вуза в качестве слушателя ДОП

прогностические • способность обучающегося работать творчески в режиме саморазвития; • направленность слушателя на образование в течение жизни, повышение уровня компетентности, стремление к самоактуализации, самодвижение к акме; • готовность к кооперации с коллегами к работе в коллективе, к толерантному восприятию социальных и культурных различий; • эмоциональная устойчивость педагога; • основные направления образовательно-формирующего взаимодействия субъектов педагогической деятельности соответствующей направленности; • способность проектировать и осуществлять профессиональное образование

нормативные • соответствие содержания ДОП профессиональной подготовке слушателя (профессиональная компетентность и коммуникативная культура); • самореализация профессиональной деятельности; • профессионально-функциональное состояние личности педагога; • умение использовать нормативно-правовые документы в своей профессиональной деятельности

конкуренто- способность • экономическая устойчивость; • востребованность преподавателей вуза; • способность разрабатывать и реализовывать учебные программы (базовые и дополнительные) в системе повышения квалификации; • способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся

Все многообразие применяемых способов, технологий осуществления мониторинга мы сводим к следующим группам:

- наблюдение за изменениями профессионального развития профессионально-педагогических кадров под влиянием образовательного процесса на курсах и отыскание смысла в происходящих явлениях системы непрерывного повышения квалификации;

- метод тестовых ситуаций, заключающийся в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебнопрофессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо;

- эксплуатация как развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности, позволяющая не только диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого (слушателя), но также оперативно вносить коррективы в процесс образования;

- опросные методы, позволяющие получить информацию о развитии объектов дополнительного образовательного процесса на основании анализа результатов тестовых заданий (устных и письменных) по основным стандартным, специально подобранным вопросам, а также позволяющие определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности;

- анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты (эссе, резюме, рецензии и т.п.), графические материалы, технические изделия, творческие проектные работы обучаемых.

Библиографический список

1. Кальней, В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «ученик-учитель». [Текст] / В.А.Кальней. - М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.- С. 104-184.

2. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учеб.пособие для вузов [Текст]/ Э.М.Коротков.- М.: Академический Проект: Мир,2006 .- 320 с.

3. Майоров, А.И. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении [Текст]/ А.И.Майоров, А.Б. Сахарчук, А.В.Сотов.- СПб.: Наука, 1982.- 211 с.

4. Управление качеством образования /под ред. М.М.Поташника. - М.:

Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.

Bibliography

1. Education Quality Management / Edited by M.M. Potashnik. - M.: Pedagogigal Community of the Russian Federation, 2000. - 448 p.

2. Kalney, V.A. Monitoring Technology of Education Quality in the “Student-Teacher ” System [Text] / V.A. Kalney. - M.: Arts Publishing Centre VLADOS, 1999. - P. 104-184.

3. Korotkov, E.M. Education Quality Management: Study Guide for Higher School [Text] / E.M. Korotkov. - M.: Academic Project: MIR, 2006. - 320 p.

4. Mayorov, A.I. Elements of Pedagogical Monitoring and Regional Standards in Management [Text] / A.I. Mayorov, A.B. Sakharchuk, A.V.Sotov. - SPb.: Nauka, 1982. - 211 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.