Научная статья на тему 'Компетентностный подход как компонент процесса развития социально-педагогической деятельности'

Компетентностный подход как компонент процесса развития социально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ДУХОВНОСТЬ / EDUCATION / COMPETENCE / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальцев Сергей Витальевич

в статье рассматривается роль компетентностного подхода в преодолении духовного кризиса, социальной апатии, безответственности, что в последнее время стало ощутимым в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как компонент процесса развития социально-педагогической деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вальцев С. В. г. Москва

Компетентностный подход как компонент процесса развития социально-педагогической деятельности

Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, кандидат психологических наук, доцент

Аннотация: в статье рассматривается роль компетентностного подхода в преодолении духовного кризиса, социальной апатии, безответственности, что в последнее время стало ощутимым в современном российском обществе. Abstract: the article discusses the role of the competency approach in overcoming a spiritual crisis, social apathy, irresponsibility, which has recently become noticeable in contemporary Russian society.

Ключевые слова: образование, компетенция, духовность. Keywords: education, competence, spirituality.

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в части, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивную адаптацию в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно- и социально-интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального

социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция». Компетентность - не простая сумма знаний, умений и навыков, это понятие несколько иного смыслового ряда. Так, С. П. Иванов определяет компетентность как психосоциальное качество, означающее силу и уверенность [2].

К этому следует добавить, что компетенция - это также параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту, «времени»; это способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными

требованиями и ожиданиями. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание, действие), подходящую для решения проблемы [4].

Используя европейский и российский опыт, можно назвать два различных уровня ключевых компетенций. Первый уровень касается образования и будущего учащихся и может быть назван «ключевыми компетенциями для всех учащихся». Второй, более узкий уровень относится к развитию качеств личности, которая необходима сегодняшнему российскому обществу.

И здесь можно говорить о роли компетентностного подхода в преодолении духовного кризиса, социальной апатии, безответственности, разъедающих современное российское общество. Духовность всегда была спутником человека. На заре человеческой эволюции духовность стала пружиной, приводящей в действие механизм очеловечивания человека. Далее духовность была воплощена во всех основных этических учениях [1].

Утрата духовности, по сути - утрата человечности, ведь, как отмечал В. Франкл: «Духовность человека — это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку, наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное — это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному» [3].

Как правило, духовность имеет три ярко выраженных направленности: на себя, на Высшую правду, на коллектив. В основе этих направленностей лежит желание быть честным по отношению к этим сущностям, жить в согласии с ними, т. е. не обманывать себя и жить в согласии с собой, быть честным и жить в согласии с Высшей правдой и не обманывать и жить в согласии с коллективом.

Направленность на внутреннее «Я» рождает творчество, а в широком смысле — самоактуализацию; направленность на Высшую правду — религиозность; направленность на коллектив — альтруизм. Все три направления духовности неведомы животным, они присущи только человеку, поэтому данный треугольник можно также назвать треугольником человечности.

Таким образом, духовность — это направленность на раскрытие своего внутреннего потенциала, во-первых, в творчестве, т. е. в различных формах духовной самоактуализации: эстетической, теоретической,

правдоискательской, во-вторых, в бескорыстной помощи окружающим, в-третьих, в стремлении к приобщению к высшей правде и нравственной чистоте.

Духовность также являлась мощнейшим фактором развития человека и на последующих этапах. Духовность — важнейший фактор развития цивилизации, открытия новых норм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования.

Происходит и обратный процесс. Угасание духовности ведет к снижению интеллекта, и процесс эволюции поворачивается вспять. Материализация жизни общества неминуемо ведет к последующей ее примитивизации. Духовность ориентирует личность на творчество, на постоянное самосовершенствование, в том числе и в профессиональной сфере, а с другой

стороны, развивает чувство социальной ответственности, в том числе за результаты выполненной работы.

Введение предметно-специализированных компетенций в образовательный процесс позволяет выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, что, в свою очередь, способствует его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. С другой стороны, формирование у учащихся личностно- и социально значимых качеств (компетентности), помогает выпускнику стать конкурентоспособным в современном социуме, повысить чувство социальной ответственности.

Литература

1. Вальцев С. В. Закат человечества. - М.: Книжный мир, 2008. - С. 112.

2. Вальцев С.В. Формирование компетенций как важное условие становления гармонично развитой личности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 13-15.

3. Вальцев С. В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 49-52.

4. Вальцев С.В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 6 (6). С. 16-19.

5. Вальцев С. В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С.22-25.

6. Иванов С. П. Мир личности: контуры и реальность. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 160 с. - С. 149.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

8. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 320 с. - С. 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.