ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вальцев С. В. г. Москва
Духовность как один из факторов развития системы
образования
Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, кандидат психологических наук, доцент
Аннотация: понятие «духовность» прочно вошло в современный педагогический лексикон, но, к сожалению, оно стало модным и очень часто используется не в прямом своем значении, а лишь как синоним нравственности, гуманности и т.п. По своей семантике понятие «духовность» достаточно однозначно указывает на принадлежность к области духа, идеальному как противоположности телесному, материальному. Провозглашение приоритета духовных ценностей влечет за собой кардинальные изменения всей идеологии образования. Поэтому в данной статье автор рассматривает «духовность» через призму образования. Abstract: The concept of «spirituality» is firmly established in the lexicon of modern teaching, but, unfortunately, it has become fashionable and very often not used in direct its meaning, but only as a synonym for morality, humanity, etc. In its semantics notion-ment «spirituality» rather clearly indicates it belongs to the realm of the spirit, idea-cially as opposed to corporal, material. The proclamation of the priority spiritual values entail fundamental changes throughout the ideology education. Therefore, in this article the author examines the «spirituality» through the prism of education.
Ключевые слова: духовность, образование, творческий потенциал, становление личности.
Keywords: spirituality, education, creativity, formation of personality.
Любая система образования включает в себя две составляющие: информационную и воспитательную. Воспитательный элемент образования, его цели, задачи и методы определяются пониманием сущности человека, того, каким он должен быть. Само понятие «образование» происходит от
слова «образ», указывая на некую заданность, наличие идеала, который необходимо раскрыть в человеке и по которому идет процесс «образования души»1.
Состояние системы образования в современной России несет на себе отпечаток общего духовного кризиса, вызванного системными реформами конца ХХ в. Переход на рыночные принципы функционирования экономики вызвал коммерциализацию также и образовательной деятельности, что проявилось в дифференциации знаниевого и воспитательного компонентов (социальных и социетальных функций института образовния). При этом доминирующее внимание в системе образования уделяется технологизации контроля знаниевой подготовки (тестирования), и акцент ставится на результат обучения, тем самым процесс формирования духовно-ценностной мотивации отходит на задний план. Эта тенденция фиксируется также и в отношении к образовательной деятельности других ее субъектов - родителей и юношества. Распространение установок прагматизма в повседневной жизни вызвало, в свою очередь, готовность родителей дополнительно оплачивать репетиторство (знаниевый компонент) за счет сокращения расходов на специализированные формы воспитательной работы.
Свертывание духовно-воспитательного компонента в образовательной деятельности во многом способствуют тому, что традиционные для отечественной культуры представления о единстве и тесной взаимосвязи знаний и духовности уходят в прошлое. Обесценен идеал служения образованного человека своему народу: глобализация рынка образования и рынка труда, помимо несомненных позитивных следствий, ведет к космополитизации образовательной деятельности, «утечке умов» из России в страны, где высококвалифицированным специалистам могут предложить более выгодные условия и более высокие заработки. Получение знаний рассматривается теперь не как источник духовного роста личности, а как основа карьерного и потребительского роста.
Важнейшим направлением в исследовании духовности современного общества является изучение проблемы взаимосвязи состояния духовности и образования как сферы культурной деятельности. Последняя институционально организована в национальную образовательную систему, которая задает целеполагание образовательной деятельности, формирует разноуровневую структуру образовательных учреждений и реализует собственно образовательную деятельность. При этом в образовательной системе «в латентной форме выражено соотношение социальных (прагматических) и социетальных (ценностных) функций образования» . Сочетание ценностно-рациональных установок образовательной системы как базовой структуры образовательной деятельности общества в целом можно
1 Северо-Кавказский гос. тех. универ. [Электронный ресурс] / Махортова М.В. Духовность как фактор развития системы образования; Науч. тр. универ. - Электрон. дан. (5 000 науч. ст.). - Ставрополь, СевКавГТУ, 2001 — Режим доступа: nostalgia.ncstu.ru/content/_docs/pdf/conf/past/2001/church/1-07.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
2 Чеботарев, Ю.А. Трансформация культурного своеобразия российского образования в условиях социальной транзиции: автореф. Дис. ... д-ра социол. наук / Ю.А. Чеботарев. -Ростов н/Д, 2005. - с. 4.
определить как предрасположенность к восприятию определенных социальных ситуаций как условий функционирования и к определенной модели функционирования в этих условиях, т. е. как систему диспозиций1.
Духовность — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы и раскрытие человеческой природы2. Как правило, духовность имеет три ярко выраженных направленности: на себя, на Высшую правду, на коллектив. В основе этих направленностей лежит желание быть честным по отношению к этим сущностям, жить в согласии с ними, т. е. не обманывать себя и жить в согласии с собой, быть честным и жить в согласии с Высшей правдой, и не обманывать и жить в согласии с коллективом.
Направленность на внутреннее «Я» рождает творчество, а в широком смысле — самоактуализацию; направленность на Высшую правду — религиозность; направленность на коллектив — альтруизм. Все три направления духовности неведомы животным, они присущи только человеку, поэтому данный треугольник можно также назвать треугольником человечности.
Таким образом, духовность — это направленность на раскрытие своего внутреннего потенциала, во-первых, в творчестве, т. е. в различных формах духовной самоактуализации: эстетической, теоретической,
правдоискательской; во-вторых, в бескорыстной помощи окружающим; в-третьих, в стремлении к приобщению к Высшей правде и нравственной чистоте, к Богу.
Как утверждал русский философ В. С. Соловьев, морально-нравственные нормы в обществе проистекают из трех основ. Во-первых, из господства над материальной чувственностью, во-вторых, из солидарности с живыми существами, в-третьих, из внутреннего добровольного подчинения сверхчеловеческому идеалу. Вот вечные, незыблемые основы нравственной жизни человечества. По мнению Соловьева, все прочие явления нравственной жизни, все так называемые добродетели могут быть показаны как видоизменения этих трех основ или как результат взаимодействия между ними и умственной стороной человека3.
Образование является важнейшим институциональным каналом воспроизводства духовных ценностей, поэтому явные и латентные целевые установки образовательной системы определяют степень распространения духовных ценностей в обществе и влияют, тем самым, на его ценностную интегрированность и культурную гомогенность. Именно сейчас, когда Россия стремится занять достойное место в системе глобального порядка, особое значение приобретает конкурентоспособность человеческого потенциала нашей страны, который в значительной степени определяется эффективностью функционирования системы образования, которое, лишенное ценностной основы, не оптимизирует процесс становления личности, раскрытие ее творческого потенциала.
1 Ядов, В.А. Диспозиция личности / В.А. Ядов // Российская социологическая энциклопедия. - М., 1999. - с. 127.
2 См. подробнее. Вальцев С.В. Закат человечества. - М.: Книжный мир, 2008.
3 Соловьев В. Соч. в 2 тт. Т. 1. М., 1998. - с. 130.
Литература
1. Вальцев С. В. Закат человечества. - М.: Книжный мир, 2008. - С. 112.
2. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.
3. Вальцев С. В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 49-52
4. Вальцев С.В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 6 (6). С. 16-19.
5. Северо-Кавказский гос. тех. универ. [Электронный ресурс] / Махортова М. В. Духовность как фактор развития системы образования; Науч. тр. универ. - Электрон. дан. (5 000 науч. ст.). - Ставрополь, СевКавГТУ, 2001 -Режим доступа: nostalgia.ncstu.ru/content/_docs/pdf/conf/past/2001/church/1-07.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
6. Соловьев В. Соч. в 2 тт. Т. 1. М., 1998. - с. 130.
7. Чеботарев Ю. А. Трансформация культурного своеобразия российского образования в условиях социальной транзиции: автореф. Дис. ... д-ра социол. Наук. / Ю. А. Чеботарев. - Ростов н/Д, 2005. - с. 4.
8. Ядов В. А. Диспозиция личности. / В. А. Ядов. // Российская социологическая энциклопедия. - М., 1999. - с. 127.