Вальцев Сергей Витальевич
г. Москва
Формирование компетенций как важное условие становления гармонично развитой личности
Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, канд. психолог. наук, доцент
Аннотация: в статье анализируется формирование компетенций как важное условие становления гармонично развитой личности, а также духовность которая является мощнейшим фактором развития человека и цивилизации. Abstract: The article analyzes the formation of competencies as an important condition for the formation of a harmoniously developed personality and spirituality which is a powerful factor in human development and civilization.
Ключевые слова: компетенция, развитие личности, компетентностный подход, духовность.
Keywords: competence, personal development, competence approach, spirituality.
Обновление российского образования происходит с учетом позитивных тенденций его развития в мире, нового взгляда на стратегические цели образования, приоритетно направленного на создание условий для успешной адаптации подрастающего поколения к изменяющимся социально- экономическим условиям жизнедеятельности. Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в части, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивную адаптацию в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно — и социально-интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция».
Компетентность - не простая сумма знаний, умений и навыков, это понятие несколько иного смыслового ряда. Так, С. П. Иванов определяет компетентность как психосоциальное качество, означающее силу и уверенность[3]. Основа компетентности - чувство собственной успешности и полезности; осознание человеком способности эффективно взаимодействовать с окружающим. Социальная и личностная компетентность невозможна без навыков эффективного общения, критического мышления, принятия решений и адекватной самооценки. Навыки самозащиты предполагают умение постоять за себя, избегать ненужного риска, сделать здоровый, правильный выбор. Предупреждение проблем достигается посредством формирования навыков регуляции эмоций, избегания стрессов, разрешения конфликтов, сопротивления давлению извне.
По мнению Д. И. Ивановой, К. Р. Митрофанова, О. В. Соколовой, содержание понятия компетентность включают в себя такие существенные признаки, как: мобильность знания, гибкость и критичность мышления. Именно эти качества отличают компетентного специалиста от «серой посредственности»[4]. Компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых (т. е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Он предполагает
отказ от бессмысленного запоминания в пользу практичности знаний (владение информацией не есть умение ее вдумчиво и целесообразно использовать в практической деятельности, речь идет о «живом знании» - функциональной ценности человека, имеющей жизненный и личностный смысл). Таким образом, компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, его компетентность. Компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Еще в 1996 году на симпозиуме в Берне по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций (key competencies), которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. В обобщающем докладе В. Хутмахера (Mr Walo Hutmacher) было отмечено, что само понятие компетенция , входя в ряд таких понятий, как умения, компетентность, компетенция , способность, мастерство, содержательно до сих пор точно не определено. Тем не менее, как отметил докладчик, все исследователи соглашаются с тем, что понятие « компетенция » ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что». Вслед за Н. Хомским, В. Хутмахер подчеркивает, «что употребление есть компетенция в действии ...»[7].
К этому следует добавить, что компетенция - это также параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту, «времени»; это способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание, действие), подходящую для решения проблемы[6].
Используя европейский и российский опыт, можно назвать два различных уровня ключевых компетенций. Первый уровень касается образования и будущего учащихся и может быть назван «ключевыми компетенциями для всех учащихся». Второй, более узкий, уровень относится к развитию качеств личности, которая необходима сегодняшнему российскому обществу.
И здесь можно говорить о роли компетентностного подхода в преодолении духовного кризиса, социальной апатии, безответственности, разъедающих современное российское общество. Духовность всегда была спутником человека. На заре человеческой эволюции духовность стала пружиной, приводящей в действие механизм очеловечивания человека. Далее духовность была воплощена во всех основных этических учениях[2].
Утрата духовности, по сути, утрата человечности, ведь как отмечал В. Франкл «Духовность человека — это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку, наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное — это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному» [5].
Духовность также являлась мощнейшим фактором развития человека и на последующих этапах. Духовность — важнейший фактор развития цивилизации, открытия новых норм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования.
Происходит и обратный процесс. Угасание духовности ведет к снижению интеллекта, и процесс эволюции поворачивается вспять. Материализация жизни общества неминуемо ведет к последующей ее примитивизации. Как заметил Дженкин Ллойд Джонс, «великие цивилизации и животные стандарты поведения сосуществуют лишь краткий период времени» [1]. Духовность ориентирует личность на творчество, на постоянное самосовершенствование, в том числе и в профессиональной сфере, а с другой стороны, развивает чувство социальной ответственности, в том числе за результаты выполненной работы.
Введение компетентностного подхода в образовательный процесс поможет формированию у учащихся личностно и социально значимые качества (компетентности), которые помогут выпускнику стать конкурентоспособным в современном социуме, повысить чувство социальной ответственности. А предметно-специализированные
компетенции позволят выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, что в свою очередь способствует его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
Литература
1. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М., 2004. С. 69.
2. Вальцев С.В. Закат человечества. - М.: Книжный мир, 2008. - С. 112.
3. Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 160 с. - С. 149.
4. Иванова Д.И., Митрофанов К.Р., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции. - М.: АПК и ПРО, 2003. - С. 101.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
6. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 320 с. - С. 72.
7. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a //Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.