Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru
Духовно-нравственное образование в образовательных организациях Иркутской области: опыт и перспективы
М. Г. Булгакова
Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск
Статья посвящена вопросам духовно-нравственного образования, реализуемого в образовательных организациях Иркутской области. Статья показывает основы государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания, необходимость формирования у школьников толерантности, бережного и уважительного отношения к представителям иных национальностей и конфессий. В статье речь идёт о возможностях и ресурсах духовно-нравственного образования региона, проблемах, тормозящих этот процесс. Показано, что в регионе имеются позитивные практики духовно-нравственного образования, в том числе через методическое сопровождение реализации «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России», деятельность инновационных педагогических площадок, повышение профессиональной компетентности педагогов. На основе анализа данных был сделан вывод о сохранении толерантного равновесия в регионе через формирование у школьников высокого уровня духовно-нравственного развития.
воспитание, социальные институты воспитания, духовно-нравственное образование, толерантность, государственная политика по формированию духовно-нравственного развития школьников, религиозная культура, традиционные религиозные конфессии.
Для цитирования: Булгакова М. Г. Духовно-нравственное образование в образовательных организациях Иркутской области: опыт и перспективы Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 56-63 DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-56-63
Дата поступления
статьи в редакцию:
23 июня 2018 г. Существующие тенденции современного развития российского
общества связаны с процессами миграции, снижением социального уровня жизни, возрастанием экстремистских настроений в молодёжной среде, обострением межрелигиозных противостояний в мире и значительно влияют на духовно-нравственные, мировоззренческие позиции детей, подростков, молодёжи. Процесс историко-культурного развития Российского государства складывался так, что именно в России взаимодействие населяющих её народов происходило путём мирного развития, равноправного диалога, позитивного взаимодействия и положительного взаимовлияния, сотрудничества наших народов и культур. По мнению А. Е. Кулакова, «сложность общекультурной характеристики России в том, что она представляет собой «мир миров», охватывающий своими политическими и историческими границами сотни этносов, которые не просто соседствуют друг с другом, а веками
УДК 372.8
Аннотация.
Ключевые слова:
мирно сотрудничают, обогащая свою культуру. И это мирное сосуществование является условием сохранения каждого этноса и залогом целостности России» [1]. Необходимость сохранения толерантного равновесия в российском обществе, формирования у подрастающего поколения качеств, позволяющих уважительно относиться к иной, «не своей» культуре и противостоять терроризму всех видов - политическому, национальному, религиозному - определяет усиление внимания общества к духовно-нравственному воспитанию детей, подростков, молодёжи как к насущной проблеме на современном этапе.
В связи с этим в течение последних десяти лет проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи занимают в государственных документах весьма значительное место. В частности, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года; Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Указе Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства».
Общий обзор этих документов позволяет судить о том, насколько серьёзное внимание в современном обществе уделяется развитию у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях российского государства.
Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (п. 38) определено, что на современном этапе происходит возрождение идеалов, имеющих исконно российские корни и позволяющих обратиться к исторической памяти. Всё это даёт возможность для укрепления общественного единства и согласия на основе традиционных российских ценностей - суверенитета нашего государства, межнационального и межконфессионального мира, взаимоуважения и единства культур российского народа, уважения семейных ценностей. Главным направлением государственной политики Стратегия определила усиление роли государства в охране безопасности личности, в первую очередь детей и подростков [2].
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы серьёзное внимание уделено анализу проблем социума, которые оказывают огромное влияние на «пространство детства», в том числе нередко являясь источником его дегуманизации. В частности, выделены такие проблемы современного детства, как низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей. Последствием чего среди подростков является возникновение межэтнической и межконфессиональной напряжённости, ксенофобии, что проводит к различным асоциальным действиям. Поэтому в Стратегии определены пути решения указанных проблем через воспитание миролюбия, повышение устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам у детей и молодёжи. Отсюда как наиболее важные рассматриваются задачи формирования новой общественно-государственной системы воспитания детей, позволяющей обеспечить их социализацию, создать условия для формирования высокого уровня гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушного поведения. Эта система, консолидируя усилия государства и общества, даст возможность для организации профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряжённости в образовательной среде для формирования умений у детей и молодёжи вести межэтнический и межконфессиональный диалог в соответствии с современными вызовами [3].
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей в сфере воспитания детей определяет развитие личности гражданина, обладающей высокими нравственными качествами, разделяющей традиционные российские ценности, которая, обладая различными компетенциями, может их применять для развития своей Родины. Решение этой задачи Стратегия развития воспитания также определяет через расширение сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами, что позволит сформировать условия для воспитания у подрастающего поколения уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации [4].
Таким образом, обзорный анализ этих документов показывает, что государственная полити-
ка по воспитанию детей определяет ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания, а также необходимость взаимодействия всех социальных институтов и субъектов социализации для формирования личности гражданина России. Воспитание школьников должно осуществляться на понимании и уважении духовно-нравственных, гражданских и этнических особенностей культур народов России, сохраняя общее историко-культурное наследие и духовно-нравственные ориентиры современности, связывающие российское государство - общечеловеческие духовно-нравственные ценности, историческое прошлое и настоящее, отеческие святыни, гражданские традиции и нормы.
Значительная роль в решении этих задач принадлежит школе, которая призвана стать связующим звеном между социальными институтами воспитания и «институтом экологии личности» [1], что позволит обеспечить качественную реализацию федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) как гаранта современного цивилизованного развития многонационального российского общества и формирования у обучающихся гражданских, духовно-нравственных качеств личности. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой ФГОС, были определены национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, что позволяет педагогическому сообществу выстраивать воспитательную деятельность в соответствии с требованиями государственной политики и запросами общества. Важнейшим условием решения этих задач является введение в систему образования новых содержательных культурологических дисциплин, углубление гуманитарного образования и внеурочной деятельности в этой области. В Методических рекомендациях для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обозначено, что преподавание учебных курсов и дисциплин, имеющих в своём содержании знания о духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, позволит формированию у обучающихся поликультурной компетентности, определяющей развитие ценностных установок, социальных норм, необходимых для их дальнейшей ориентации и деятельности в современном обществе [5]. Тем более, что нормативно-правовые требования к реализации духовно-нравственного образования установлены в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования, в том числе и через внедрение и реализацию таких предметных областей, как «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) [6; 7; 8].
Иркутская область представляет собой многонациональный (более 150 национальностей) и многоконфессиональный (21 конфессия и деноминация, 283 религиозных организации), с высоким уровнем толерантности народов, проживающих на его территории, регион. Исторически сложилось, что социокультурное развитие нашего региона происходило при постоянном взаимодействии, взаимовлиянии населяющих его народов, уважительно и бережно относившихся к национальным традициям, религиозным убеждениям и ценностным установкам друг друга. Поэтому для нашего региона особенно важно сохранение сформировавшегося веками межэтнического, межконфессионального равновесия, позволяющего избегать социальной напряжённости и конфликтов на национальной и религиозной почве. А также формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии по религиозным, расовым, национальным признакам, что позволит сохранить толерантное состояние гражданского общества Иркутской области, решить вопросы образования детей-мигрантов и проблемы их национальной самореализации.
Во исполнение документов, регламентирующих образовательную политику, ГАУ ДПО «Институтом развития образования Иркутской области» (далее - Институт) были разработаны и реализуются две Дорожные карты:
- Дорожная карта сопровождения процессов внедрения и реализации предметных областей «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в образовательные организации Иркутской области на период 2015-2018 гг.»;
- Основные мероприятия регионального плана (Дорожная карта «В0СПИТАНИЕ-2020») по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в Иркутской области на период до 2020 года».
Институтом развития образования Иркутской области проводятся мониторинги по реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР. Анализ данных мониторингов показывает, что в Иркутской области преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ осуществляется по всем шести модулям. Сравнительный анализ мониторингов реализации курса ОРКСЭ с 2014 года показывает, что существенных изменений по выбору модулей не происходит. Самый большой процент - от 61 % до 64 % - приходится на модуль «Основы светской этики», следующий по рейтингу модуль «Основы мировых религиозных культур» забирает на себя от 22 % до 25 % обучающихся, третий по выбору модуль «Основы православной культуры» показывает данные от 13 % до 15 %. Родителями обучающихся также выбираются такие модули, как «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры».
По данным мониторингов, в регионе реализация ОДНКНР осуществляется через урочную (отдельный предмет, через другие предметы - история, география, обществознание, литература и др.) и внеурочную деятельность. Кроме того, в рамках ОДНКНР в образовательных организациях региона разработан целый ряд программ элективных и факультативных курсов, кружков, направленных на изучение особенностей культуры родного края, краеведческой направленности. Их реализации в основном происходит через внеурочную деятельность [8].
Поскольку содержание предметной области ОДНКНР не раскрыто, составляющие её учебные предметы не названы, Институтом была разработана и прошла апробацию Примерная рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предметной области ОДНКНР для 5-9 классов общеобразовательных организаций. Программа получила высокую оценку среди экспертов Иркутской и Челябинской областей, Краснодарского края, Республики Бурятия. В декабре 2017 года она была представлена на Всероссийском методическом объединении ОРКСЭ и ОДНКНР. В 2017-2018 учебном году её используют в учебном процессе 300 образовательных организаций Иркутской области.
Реализация Программы сопровождается использованием электронного образовательного ресурса (ЭОР) «Цикл учебных фильмов «Сто вопросов о религии», который является частью УМК. ЭОР можно использовать в качестве методического обеспечения для преподавания предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5-9 классы), во внеурочной деятельности, при изучении других предметов - истории, географии, обществознания, литературы - и для просветительской работы среди населения Иркутской области. Тем более, что изучение религии в образовательных организациях происходит также через преподавание гуманитарных предметов, тем, разделов, раскрывающих в историческом, культурологическом, филологическом, эстетическом и иных аспектах многостороннюю жизнь религиозных объединений. Знание о культуре традиционных конфессий позволяет сформировать у обучающихся представление о позитивном влиянии религиозных организаций на культуру общества, в целом, на развитие российского государства и сформировать уважительное отношение к религиозным традициям многонационального народа России. Следует отметить и некоторые особенности изучения религиозной культуры, в том числе и технологическую сторону обучения. Светский характер образовательного процесса не подразумевает включение в программы изучения религиозной культуры посещения религиозных организаций (культовых сооружений) и постоянного общения с представителями традиционных конфессий. Поэтому для более всестороннего восприятия знаний о религиозной культуре необходимы технические средства, позволяющие более полно представить особенности той или иной религиозной культуры. Создание ЭОР связано с необходимостью исключения возможных искажений преподавания религиозных культур, его использование позволяет учитывать социокультурные особенности региона. Содержание ЭОР носит культурологический характер, адекватное комментирование и интерпретацию религиозных тем, сакральных текстов представителями традиционных религиозных конфессий. ЭОР «Цикл учебных фильмов «Сто вопросов о религии» является
ДГАУДПО ПРО/
многофункциональным и многомодульным, носит просветительский характер, учитывает возрастные особенности обучающихся, направлен на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Что позволяет использовать его как в урочной и внеурочной деятельности, направленной на формирование высокого уровня духовно-нравственного развития школьников. Неоценимую помощь при создании фильмов оказали Протоиерей Владимир Килин, настоятель Свято-Троицкого храма Кафедрального собора г. Ангарска, начальник отдела религиозного образования и катехизации Иркутской епархии, Зоригто Лама Батуев, Настоятель Усть-Ордынского окружного Дацана, Главный раввин Иркутской области Аарон Вагнер, Фарид-хазрат Мингалеев, Глава регионального духовного управления мусульман «Байкальский муфтият», Муфтий Иркутской области.
В рамках Регионального тематического инновационного комплекса ГАУ ДПО ИРО действуют инновационные педагогические площадки Центра социализации, воспитания и инклюзивного образования по направлению «ОРКСЭ и ОДНКНР в целостном образовательном пространстве духовно-нравственного развития и воспитания школьников». Они реализуют проекты по проблеме реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в урочной и внеурочной деятельности. Консультативная помощь оказывается руководителям, педагогам площадок по реализации проектов, в частности, по подготовке практических материалов для соответствующей передачи и распространения позитивного опыта работы ИПП в педагогическое сообщество (сборников, методических рекомендаций, пособий и пр., рабочих программ по внеурочной деятельности по ОРКСЭ и ОДНКНР). Поиск и стимулирование развития лучших практик кооперации и сотрудничества субъектов воспитания на территории Иркутской области также осуществляется через региональный конкурс практик эффективного взаимодействия социальных институтов в системе воспитания «Содружество», который в 2018 году проводится в третий раз. Конкурс позволяет выявлять и обобщать реализуемые позитивные практики социально-педагогического партнёрства в сфере воспитания школьников.
Одним из актуальных направлений совершенствования реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР является обеспечение подготовки кадров. Повышение квалификации выступает важнейшим внутрисистемным ресурсом, обеспечивающим научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение государственной политики в сфере образования в регионе. В рамках исполнения основных мероприятий Дорожных карт действует персонифицированная модель повышения квалификации руководящих и педагогических работников по вопросам реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР. Для её исполнения разработаны и реализуются ДПП ПК «Преподавание основ религиоведческих знаний в образовательных организациях», ДПП ПК «Актуальные вопросы внедрения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в рамках реализации ФГОС ООО» и ДПП ПК «Духовно-нравственное образование в современной российской школе: социально-философский, научно-педагогический и конфессиональный аспекты». Программы имеют модульную структуру, что позволяет ориентироваться на индивидуальный образовательный запрос, слушатели курсов имеют возможность выбирать необходимые для повышения их профессиональной компетентности. Повышение квалификации по указанным программам прошли за 2017 - начало 2018 года 496 педагогов. В процессе курсовой подготовки при взаимодействии с представителями традиционных религиозных конфессий разработаны и организуются образовательные экскурсии по храмам гг. Иркутска и Ангарска. В ходе этих экскурсий слушатели курсов посещают Иркутский дацан Номжал Чойдублин, Синагогу, Соборную мечеть Иркутска, Князе-Владимирский храм, Спасскую церковь (Храм во Имя Спаса Нерукотворного Образа), Богоявленский собор (Собор Богоявления Господня), Знаменский монастырь (Монастырь во имя Знамения Божией Матери), Свято-Троицкий кафедральный собор г. Ангарска и имеют возможность пообщаться с представителями традиционных религиозных конфессий - начальником отдела религиозного образования и катехизации Иркутской епархии отцом Владимиром Килиным, Беликто-ламой в дацане; Фаридом Хазратом Мингалеевым, муфтием Иркутской области, и заместителем муфтия Мухаммадом Абдурахмановичем Юнусовым; Аароном Вагнером, главным раввином Иркутской области, и Стеллой Аркадьевной Прилепской, председателем еврейской общины Иркутской об-
ласти. Всего за 2017 год - март 2018 года было организовано 16 экскурсий.
Образовательные стажировки для участников курсовой подготовки по вопросам внедрения и реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР организуются на базе инновационных педагогических площадок сектора воспитания - МБОУ «Белореченский лицей», МБОУ «Боль-шееланская СОШ» Усольского района, МБОУ Гимназия № 1, МБОУ Гимназия № 8, МБОУ СОШ № 5 г. Ангарска.
Педагоги также имеют возможность стажироваться на базе образовательных организаций Иркутской епархии - ЧОУ «Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы», ЧОУ Православная школа во имя Святой Троицы г. Ангарска.
Одним из важных аспектов реализации программ повышения квалификации является возможность обмена опытом через взаимостажировки, на которых слушатели курсов показывают мастер-классы, позволяющие дополнить ресурсную карту ОРКСЭ и ОДНКНР, размещённую в открытом информационном пространстве на сайте ГАУ ДПО ИРО.
В рамках реализации Дорожной карты сопровождения внедрения предметных областей «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в образовательные организации Иркутской области на период 2017 - начало 2018 г. были проведены семинары, культурно-образовательные события, посвящённые вопросам эффективной реализации ОРКСЭ и ОДНКНР в образовательных организациях Иркутской области, по следующим темам:
- «Образовательное Со-Бытие в системе воспитательной работы - условие для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества»;
- «Духовно-нравственное воспитание на основе традиционных народных ценностей. Кооперация и сотрудничество субъектов воспитания»;
- «Культурно-образовательное путешествие «Фейерверк Со-Бытий»;
- «Преподавание основ духовно-нравственной культуры народов России в условиях реализации требований ФГОС. Экспертиза, лучшие практики реализации»;
- «Российское культурное наследие как особый ресурс для формирования российской гражданской идентичности».
- Семинар по презентации практики реализации предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», организованный и проведённый ГАУ ДПО ИРО совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Иркутской епархии. Своим опытом работы поделился победитель конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2013, 2014, 2016 гг.), кандидат богословия, кандидат культурологии диакон Илья Кокин. В программе семинара были представлены ресурсы для изучения основ православной культуры в рамках предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.
За период с 2017 года по март 2018 года в них приняли участие 392 педагога Иркутской области. Каждое региональное образовательное событие организовано с целью диссеминации успешных практик реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР. Возможность популяризации педагогического опыта преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР предоставлена педагогам через деятельность открытого педагогического сообщества «ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА», расположенного в виртуальном пространстве.
Для российских школьников особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну. Именно поэтому в основе содержания этих предметных областей лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России. Полноценное освоение этих знаний и принятие традиционных ценностей российского общества возможно только при постоянном сотрудничестве школы и традиционных религиозных конфессий, которое проявляется в обеспечении свободного выбора родителями школьников для изучения их детьми модулей по основам религиозных культур и организации курсов повышения квалификации педагогических работников. Поэтому реализация мероприятий Дорожных карт происходит при постоянном взаимодействии с представителями традиционных религиозных конфессий. Религиозные организации в этом процессе обеспечи-
вают соответствие содержания образования по изучению религии историческим и культурным традициям той или иной религиозной культуры.
Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, невозможно без согласованных усилий всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
Список литературы
1. Кулаков А. Е. Материалы курса «История религий в России: методическое сопровождение»: лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 88 с.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_87685/ (дата обращения: 12.05.2017).
3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы : Указ Президента Рос. Федерации от 01 июня 2012 года № 761 [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_130516/(дата обращения: 22.04.2018).
4. Стратегия развития воспитания на 2025 года : Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-Р [Электронный ресурс] // сайт законодательства РФ. URL: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/ (дата обращения: 10.10.2017).
5. Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» : письмо Минобрнауки России от 19 января 2018 года № 08-96 [Электронный ресурс] // сайт Академи повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». URL: http://orkce.apkpro.ru/336. html (дата обращения: 22.06.2018).
6. Аналитическая справка по результатам мониторинга по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» [Электронный ресурс] // сайт Института развития образования Иркутской области. URL: http://www.iro38.ru/index.php/rezultaty-issledovanij-po-orkse-i-odnknr.html (дата обращения: 22.06.2018).
7. Аналитическая справка по результатам мониторинга о готовности образовательных организаций субъектов Иркутской области к изучению комплексного учебного курса ОРКСЭ [Электронный ресурс] // сайт Института развития образования Иркутской области. URL: http://www.iro38.ru/index.php/rezultaty-issledovanij-po-orkse-i-odnknr.html (дата обращения: 22.06.2018).
8. Аналитическая справка по результатам мониторинга по реализации предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» [Электронный ресурс] // сайт Института развития образования Иркутской области. URL: http://www.iro38.ru/index. php/rezultaty-issledovanij-po-orkse-i-odnknr.html (дата обращения: 22.06.2018).
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / OF TRAINING AND EDUCATION
Spiritual and Moral Education in Educational Institutions of Irkutsk Region: Experience and Prospects
M. G. Bulgakovа
Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk
Abstract. The paper is devoted to the issues of spiritual and moral education implemented in educational institutions of Irkutsk region. The article shows the state policy in the sphere of spiritual and moral education, the need to form tolerance among schoolchildren, careful and respectful attitude to representatives of other nationalities and confessions. The article deals with the opportunities and resources of spiritual and moral education in the region, and the problems hindering this process. It is shown that in the region there are positive practices of spiritual and moral education, including the methodological support of implementing the courses ORKSE and ODNKNKNR, the work of innovative educational sites, teachers' professional development. Based on the data analysis, the author concluded that the high level of schoolchildren's spiritual and moral development provides the tolerant balance in the region.
Keywords: education, social institutions of education, spiritual and moral education, tolerance, state policy on the forming the students' spiritual and moral development, religious culture, traditional religious denominations.
Булгакова
Марина Геннадьевна
кандидат исторических наук заведующий сектором воспитания центра социализации, воспитания и инклюзивного образования
Институт развития образования Иркутской области
664007, г. Иркутск, ул. Краснока-зачья, 10 А
тел.: +7(3952)500904 e-mail:
marina.bulgakova.1969@mail.ru
Bulgakovа
Marina Gennadyevna
Candidate of Sciences (History), Head of the Socialization, Education and Inclusive Education Center
Institute of Education Development of Irkutsk Region
10 А Krasnokazachiya, Irkutsk, 664007
тел.: +7(3952)500904 e-mail:
marina.bulgakova.1969@mail.ru