Научная статья на тему 'Компетентность преподавателя физической культуры в условиях профессиональной школы'

Компетентность преподавателя физической культуры в условиях профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов И. Е.

. In this article is considered one of the actual questions of modern educational system competence and its components. The author, analysing the general stages of this phenomenon in education, makes attempts of concretization of notions «competence» and «competent authority», exposing its components, which affect the whole spectrum of knowledge, abilities and skills, necessary for the teacher of physical culture in the conditions of professional school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence of the teacher of physical culture and its components in the conditions of professional school

. In this article is considered one of the actual questions of modern educational system competence and its components. The author, analysing the general stages of this phenomenon in education, makes attempts of concretization of notions «competence» and «competent authority», exposing its components, which affect the whole spectrum of knowledge, abilities and skills, necessary for the teacher of physical culture in the conditions of professional school.

Текст научной работы на тему «Компетентность преподавателя физической культуры в условиях профессиональной школы»

циалистов в области программной инженерии.— Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2005.- 244 с.

3. Журбенко Л.Н. Дидактическая система гибкой математической подготовки.- Казань : Изд-во Казан. технол. ун-та, 1999.- 160 с.

4. Кондратьев В.В. Фундаментали-зация профессионального образования в технологическом университете.— Ка -зань : Изд-во Казан. технол. ун-та, 2000.— 323 с.

5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмео-логия.— СПб.: Питер, 2003.— 256 с.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

И.Е. Коновалов, кандидат педагогических наук, доцент Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны

Ключевые слова: парадигма профессионального образования, компетентность, компетенции, личностные компетенции, социальные компетенции, профессиональные компетенции, компетентность преподавателя физической культуры.

Продолжающиеся, согласно Кон-% цепции модернизации российского

образования на период до 2010 года, позитивные изменения в сфере образования все более целенаправленно ориентируют его на «свободное развитие человека», творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность.

Состояние общества, его значительный потенциал (интеллектуальный, нравственный, функциональный и пр.) зависит от качества образования и воспитания молодежи, что неминуемо приводит к изменению образовательной парадигмы.

В рамках становления новой парадигмы профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения вхождения человека в социальный мир и его полноценную адаптацию к нему, становления духовной стороны личности, ее ценностно-смысловой ориентации,

формирования профессионально значимых умений и навыков, т.е. получение более полного образования с целью достижения личностно и социально значимого результата.

Решение данных задач возможно при условии глубокой модернизации системы образования, активного внедрения в нее инновационных технологий, а самое главное, готовности самого преподавателя к таким преобразованиям.

В качестве общего определения готовности преподавателя как показателя интегрирования, на наш взгляд, выступает понятие «компетентность».

В настоящее время вопрос компетентности преподавателя физической культуры, осуществляющего свою профессиональную деятельность в учебном заведении музыкального профиля, практически не изучен. Проведение исследования этой про-

27

блемы является актуальным, и оно имеет перспективу и востребованность.

С середины прошлого века понятие «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» широко используются в быту и литературе, его толкование приводится в словарях. Так, например, в «Кратком словаре иностранных слов» (1952) приводится следующее определение: «компетентный (лат. сошре1еп8, сошре1еп^8 — надлежащий, способный) — знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо».

В 1959 году Р. Уайт, одним из первых рассматривая категорию компетенции с научной точки зрения, наполнил ее собственно личностными составляющими, включая мотивацию.

Позже, в 1965 году, Н. Хомский впервые делает попытку разделения понятий «компетентность» и «компетенция».

Таким образом, в 1960-х годах было заложено понимание различий между понятиями «компетенция» и «компетентность», где последнее трактуется как знания, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальной и профессиональной деятельности человека. В этот же период появляется такое понятие как «коммуникативная компетентность».

1970—1980 годы характеризуются использованием категории компетентность в теории и практике обучения, профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общения, разрабатывается содержа-

28

ние понятия «социальные компетентности».

В 1984 году Дж. Равен в книге «Компетентность в современном обществе» дает развернутое толкование понятия компетентность: «это такое явление, которое состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, ... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной, ... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения».

В 1989 году в социальной психологии появляется книга Л.А. Петровской «Компетентность в общении», где не только рассматривается сама коммуникативная компетентность, но и предлагаются конкретные специальные формы тренингов для формирования этого «свойства личности».

Начиная с 1990 года, появляются работы, посвященные исследованиям компетентности как научной категории применительно к образованию. Профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения. В книге Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» на материале педагогической деятельности компетентность рассматривается как «свойство личности». Профессионально-педагогическая компетентность, по Н.В. Кузьминой, включает пять видов компетентности: специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся; социально-психологическая

компетентность в области процессов общения; дифференциальнопсихологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся; аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

В этом же году А.К. Маркова проводит исследования, посвященные изучению структуры профессиональной компетентности учителя, по итогам которого в этой структуре она выделяет четыре основных блока: а) профессиональные, психологические и педагогические знания; б) профессиональные, педагогические умения; в) профессиональные, психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

В более поздних работах А.К. Маркова (1996) уже выделяет специальную, социальную, личностную и индивидуальные виды профессиональной компетентности.

В 1998 году В.А.Кальней и С.Е.Ши-шов, проведя исследование, пришли к заключению о необходимости выделения в отдельную группу бытовой, гражданской и профессиональной компетентности.

В 2001 году в «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные компетентности, где авторы предлагают разграничить компетентности по сферам деятельности: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников ин-

формации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

В 2002 году А.В. Хуторской в докладе на отделении философии образования и теории педагогики РАО обозначил следующие ключевые образовательные компетенции: ценностносмысловые, общекультурные, учебнопознавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и ко мпетенции личностного самосовершенствования.

В последнее время специалисты, проводящие исследования в этой области, предлагают подход, при котором в понятие «компетентность» включается широкий круг вопросов. Так, например А.Н. Конюхов и З.В. Спирина предлагают два вида компетенций — общий и профессиональный. Общая компетенция определяется ими как компетенция, необходимая для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сфере, а профессиональная компетенция для получения и реализации умений, зна-

29

#

ний и навыков, необходимых в профессиональной деятельности.

Другим примером такого подхода может служить исследование

B.Н. Скрябина и Т.Ю. Христич. В своей работе авторы выделяют два направления компетенций: деятельностную и социальную.

И.А. Зимняя в своих исследованиях предлагает разделить компетентности на три основные группы: компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми.

Отмечая различные подходы в разработке вопросов компетентности, необходимо все же отметить, что во многих работах компетентность и компетенции рассматриваются как синонимы, а само понятие компетентность часто трактуется как профессионализм в узком смысле этого слова.

В связи с этим целью нашего исследования является конкретизация понятия «компетентность» и выявление ее компетенций, которые отражают весь спектр знаний, умений и навыков, необходимых преподавателю физической культуры в современных условиях профессиональной школы.

Проведя подробный анализ литературы, мы пришли к заключению, что компетентность — это совокупность компетенций (где компетенция, согласно словарю русского языка

C.И. Ожегова, — «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осве-

домлен»), отражающих знания, необходимые в повседневной жизнедеятельности и избранной профессии. То есть компетентность — это владение, обладание специалистом соответствующих компетенций, включающих его личностное отношение к ним и предмету деятельности, а компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной и продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенции по своей сути это внутренние, потенциальные и сокрытые новообразования, проявляющиеся в знаниях, представлениях, программах действий, системах ценностей и отношений, которые, взаимодействуя, и составляют компетентность.

Специалисты, исследующие вопрос компетентности, определяют от 2 до 39 групп компетентностей, выделяя при этом для различной деятельности разные ее виды.

В нашем исследовании компетентность преподавателя физической культуры как показатель готовности к осуществлению учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастающими требованиями к качеству профессионального образования носит полифункциональный характер, отражающий всю ширину спектра знаний, умений и навыков, необходимых педагогу в его повседневной жизнедеятельности и в профессии.

Для определения компетентности преподавателя физической культуры нами определены три основные группы компетенций, без которых, на наш взгляд, осуществление качественной

30

педагогической деятельности в современной профессиональной школе становится затруднительным и неэффективным:

1. Личностные компетенции:

— готовность к здоровьесбереже-нию: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности вредных привычек; знание и соблюдение правил личной гигиены; свобода и ответственность выбора образа жизни;

— готовность к ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, культуры (во всех ее проявлениях), науки, производства; история цивилизаций и собственной страны;

— готовность к гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за государство, бережное отношение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

— готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, саморазвитию; смысл жизни; профессиональный рост и развитие.

2. Профессиональные компетенции:

— готовность к профессиональной деятельности: знание теоретического и практического материала, постановка и решение образовательных и воспитательных задач; нестандартные и творческие решения, духовное развитие, физическая, психическая и функциональная подготовленность, имидж, интеллектуальная деятельность;

— готовность к педагогической деятельности: коммуникативность,

содержательное сотрудничество, субъект-субъектные отношения; средства, способы и формы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в различных смежных видах деятельности;

— готовность к инновационной деятельности: передовой зарубежный и отечественный опыт; здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии; трансформация педагогических методик в процесс физкультурного образования;

— готовность к интеграционной деятельности: межпредметные и внутри-предметные взаимосвязи, структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, взаимодействие накопленных знаний;

— готовность к использованию информационных технологий: прием, переработка и передача информации; владение компьютерной грамотностью и Интернет-технологией.

3. Социальные компетенции:

— готовность к социальному взаимодействию: с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их погашение; сотрудничество, толерантность, уважение, мобильность;

— готовность к общению: устному, письменному, диалогу, монологу, производство и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета; межнациональное общение и пр.

Предлагаемая нами расстановка компетенций имеет свою логическую последовательность, согласно которой преподаватель — это прежде всего личность, осознанно посвятившая

31

#

себя профессии педагога, стремящаяся к достижению наивысшего мастерства в своей деятельности, способная к взаимодействию с людьми, обществом и легкой интеграции в образовательное и социокультурное пространство.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующий вывод: компетентность — это совокупность компетенций, отражающих знания, умения и навыки, необходимые в повседневной жизнедеятельности и избранной профессии, где выбор компетенции подчеркивает положение о том, что человек как личность проявляется в системе отношений к себе, к профессиональной деятельности, к обществу и другим людям.

Литература:

1. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности.— М., 1994.

2. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности.— М., 1995.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос».— 2006 / www.eidos

4. Ключевые компетенции и образовательный стандарт // Интернет-журнал «Эйдос».— 2002 / www.eidos

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.— М., 1990.

6. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика.— 1990.— № 8.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма.— М., 1996.

8. Митина Л.М. Психология профессионального развития.— М., 1998.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка.— Екатеринбург, 1994.

10. «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002. № 393.

11. Петровская Л.А. Компетентность в общении.— М., 1989.

12. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. — М., 2002 (англ. 1984).

13. Скрябин В.Н., Христич Т.Ю. Модель практиконаправленной подготовки специалиста // Среднее профессиональное образование.— 2008.— № 4.

14. Стратегия модернизации содержания общего образования.— М., 2001.

15. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса.— М., 1972 (англ. 1965).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.