С. А. Муртазина, В. В. Хамматова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРА
Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная подготовка,
дизайнер.
Рассмотрены понятия «компетентность» и «компетенция» как ключевые компоненты профессионализма дизайнера. Выявлено значение компетентностного подхода в современном образовании. Предложен метод выявления уровня сформированности профессиональной компетентности будущего дизайнера.
Keywords: competency, competence, vocational training, designer.
The concepts "competence" and "competency" as key components of professionalism of the designer are considered. The value of the competentetive approach in modern education is revealed. The method of revealing of readiness level of professional competence of the future designer is offered.
Современный рынок труда, основными характеристиками которого выступают гибкость, изменчивость, высокая инновационная динамика, предъявляет новые, неартикулированные ранее требования к соискателям рабочих мест. Среди них: готовность к самообразованию и модернизации профессиональной квалификации, деловым коммуникациям, кооперации, действиям в нестандартных и неопределенных ситуациях, способность к принятию ответственных решений, критическому мышлению, самоуправлению поведением и деятельностью, навыки работы с различными источниками информации и эффективного поведения в конкурентной среде, в условиях стрессогенных факторов и т. д. Требования работодателей формулируются не только в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах способов деятельности («умение», «способность», «готовность») [1]. Если раньше обществом был востребован хороший «исполнитель», работающий в коллективе, в котором все решения принимались за него, то сейчас востребована личность, наделенная лидерскими качествами, способная как к саморазвитию, так и развитию общества. Профессионально-компетентный специалист сам ставит цели своей деятельности, определяя пути и средства их достижения, несет ответственность за последствия ее реализации. Профессиональное развитие личности предполагает рост, становление, интеграцию личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное преобразование своего внутреннего мира и дальнейшая творческая самореализация в профессии. Поэтому система образования сегодня связана с усложнением и расширением социального опыта, интеграцией страны в мировое пространство. В настоящее время система высшего профессионального образования отличается, прежде всего, тем, что она способствует развитию профессиональной компетентности; коммуникативной готовности; развитию способности к творческим подходам в решении профессиональных задач, умению ориентироваться в нестандартных ситуациях, а также разрабатывать план действий; стремлению к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию [2].
Система высшего профессионального образования нацелена на то, чтобы профессиональное развитие будущего дизайнера было тесно взаимосвязано с развитием у
него профессиональной компетенции еще в процессе обучения в вузе. В современных условиях формирование знаний и умений не является главной целью образования, хотя как единицы образовательного результата они и необходимы. Для будущего дизайнера не столь важна энциклопедическая грамотность, сколько способность применять систематизированные знания, умения и навыки для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной профессиональной деятельности. Таким образом, знаниевая ориентация сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию. Однако следует подчеркнуть, что понятие «компетенция» не исключает понятия «знания, умения, навыки», в традиционном понимании, а расширяет его, предполагая практическую направленность, личностную результативность индивидуума в любом виде деятельности. По утверждению А.И.Субетто, компетентностный подход не противостоит знаниецентричному и системодеятельностному подходу, как иногда трактуют отечественные специалисты, а интегрируют их, в соответствии с принятыми моделями качества человека и качества профессионала [3].
В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции, хотя можно говорить о складывающейся концепции компетенции. В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Понятия «компетенция» и «компетентность» трактуются по-разному. Словарь иностранных слов раскрывает понятие «компетенция» как круг вопросов, в которых кто-либо обладает познанием, опытом, а также круг чьих-то полномочий, «компетентный» - как обладающий компетенцией: competent (франц.) - компетентный, правомочный; competens (лат.) - соответствующий, способный, быть годным; competence (англ.) - способность (компетенция) [4].
В подходах таких авторов, как А.В.Хуторской, В.Г.Сотник, Т.А.Степанова понятиями «компетенция» и «компетентность» рассматривается круг вопросов, в котором то или иное лицо (компетентное) обладает познаниями и опытом. Компетенция является основой для дальнейшего формирования и развития компетентности. Компетентность же - это выраженность у конкретного человека какой-то компетенции, степень овладения ею и она проявляется только в деятельности, являясь личностной характеристикой [5].
Анализируя выше изложенное, можно сделать вывод, что компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми понятиями. Компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не сможет в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать. На этой основе развиваются предпосылки к возникновению ролевого конфликта, который весьма разрушительно воздействует на самого человека и создает конфликтные ситуации в группе и коллективе. В этой связи компетентность обучающихся является основным качественным показателем образовательного процесса в вузе и, следовательно, ее достижение можно считать педагогической целью. Если компетенцию в какой-то мере могут личности предоставить (круг полномочий), то компетентность личность, главным образом, приобретает сама, познавая действительность, приобретая опыт. Иными словами, компетентность является личностным свойством специалиста той или иной области деятельности.
При рассмотрении проблем модернизации образования и определения требований к выпускникам вузов широко применяется термин «профессиональная компетентность». Данное понятие в научных исследованиях рассматривается применительно к конкретной деятельности. По мнению К.В.Шапошникова, профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром» [6]. В.А.Козырев и Н.Ф.Радионова представляют профессиональную компетентность как совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей [7].
Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности и рассматриваются как общие для всех профессий и специальностей, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации и коммуникации. Ключевыми компетенциями, таким образом, должен обладать каждый член общества и они являются универсальными и применимыми в разных ситуациях.
Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Для дизайнерской деятельности базовыми считаются компетентности, необходимые для построения профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества. Базовые компетенции имеют системный и междисциплинарный характер, обусловленный общим профилем направлений подготовки студентов-дизайнеров.
Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, дизайнерской профессиональной деятельности
Все три вида компетентности взаимосвязаны и развиваются одновременно. Это и формирует индивидуальный стиль творческой деятельности, создает целостный образ будущего дизайнера и, в конечном итоге, обеспечивает становление его профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики.
В полной мере профессиональная компетентность может проявиться лишь у работающего специалиста. Но ее предпосылки и отдельные стороны формируются уже в период обучения в вузе. Профессиональные компетенции формируются в процессе собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы обучающийся оказывался в ситуациях, способствующих его становлению.
Таким образом, профессиональная компетентность - это профессиональная подготовленность и способность субъекта труда (дизайнера или дизайнерского коллектива) к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности. Анализ имеющихся и проектируемых профессиональных компетенций позволяет определить индивидуальные образовательные стратегии, выбрать адекватные технологии обучения, определит механизмы внутреннего и внешнего оценивания студента. Образовательным результатом при таком подходе выступает комплекс или совокупность компетенций, отражающих личностно-профессиональное развитие. Профессиональная компетентность выпускника является основным результатом его профессиональной подготовки, определяющим его конкурентоспособность на рынке услуг. Профессиональная компетентность дизайнера определяет возможность его активного включения в существующее культурное и социальное пространство, определяя его профессиональную и социальную адаптацию.
А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетенции: специальную, социальную, личностную и индивидуальную [8]. Данная классификация использовалась для оценки профессионализма и были выделены компоненты профессиональной компетентности будущего дизайнера.
Специальная компетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике. По общепрофессиональной дисциплине «История культуры и искусства» будущий дизайнер должен: ориентироваться в специальной литературе; обладать знаниями основных закономерностей развития искусства; понимать специфику выразительных средств различных видов искусства; уметь анализировать произведения в различных видах искусства; обладать знаниями методов организации
творческого процесса дизайнеров; иметь реальные представления о процессе художественно-промышленного производства; иметь навыки научно-исследовательской деятельности в области культуры, искусства и дизайна.
Социальная компетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения. К социальным компетенциям дизайнера относятся: научное мировоззрение, гражданственность, ответственность,
нравственность, законопослушание, этика поведения, культура социальных отношений, общая культура, профессиональная культура, целеустремленность, организаторские способности, креативность, уверенность в себе, способность к саморазвитию, воспитание критичности и т. п.
Личностная компетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят такие способности дизайнера, как: планировать свою профессиональную
деятельность; готовность к самообразованию; активная жизненная позиция; творчество, инициатива и самостоятельность в принятии решения; высокий уровень правосознания и правовой культуры; ответственность; художественно-дизайнерское мышление; нацеленность на результат.
Индивидуальная компетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
Отследить эффективность сформированности учебно-профессиональных компетенций у студентов-дизайнеров можно через теоретический курс «История культуры и искусства», который направлен на достижение двух групп целей:
• когнитивные, образовательные, познавательные (усвоение знаний, полученных в процессе теоретического обучения);
• социально-ориентированные (способность к саморазвитию, готовность к социальному взаимодействию, умение работать в команде).
Основываясь на данные цели, проходило теоретическое обучение студентов в рамках курса, путем активного взаимодействия в групповой и коллективной деятельности, обмена информации, создания ситуации сотрудничества и общения. На основе исследований Г.К.Селевко были определены уровни компетентностей: «от полной некомпетентности, то есть неспособности справиться с появляющимися проблемами и требованиями, до высокой компетентности - конкурентоспособности».
Эти уровни можно классифицировать следующим образом.
Низкий недопустимый уровень - учебно-профессиональные специальные и базовые компетенции неадекватны будущей профессиональной деятельности, носят бессистемный характер, обучающийся не способен и не готов выполнять профессиональную деятельность, неконкурентоспособен и немобилен. Необходимо продолжение профессионального образования.
Низкий допустимый уровень - учебно-профессиональные специальные и базовые компетенции адекватны будущей профессиональной деятельности частично, находятся в процессе систематизации, способы решения учебно-профессиональных задач частично обобщены, личностные и профессионально-важные качества разрознены, обучающийся способен и готов самостоятельно, но неэффективно выполнять профессиональную деятельность, конкурентоспособен и немобилен. Возможен переход на стадию профессиональной адаптации.
Средний уровень - учебно-профессиональные специальные и базовые компетенции доминирующих видов систематизированы и адекватны будущей профессиональной деятельности, а остальных (недоминирующих) частично систематизированы и частично
адекватны; способы решения учебно-профессиональных задач обобщены, личностные и профессионально важные качества систематизированы, обучающийся способен и готов самостоятельно и эффективно выполнять доминирующие виды профессиональной деятельности и менее эффективно все остальные, конкурентоспособен, мобилен в пределах профессии. Рекомендован переход на стадию профессиональной адаптации -возможен переход к началу профессиональной деятельности.
Высокий уровень - учебно-профессиональные специальные и базовые компетенции систематизированы и адекватны будущей профессиональной деятельности; способы решения учебно-профессиональных задач обобщены, личностные и профессионально важные качества систематизированы, частично сформированы метапрофессиональные качества, обучающийся способен и готов самостоятельно и высокоэффективно выполнять доминирующие виды профессиональной деятельности и эффективно все остальные, конкурентоспособен и профессионально-социально мобилен. Рекомендовано завершение стадии профессиональной адаптации - необходим переход к профессиональной деятельности. Организация теоретического курса проходила при помощи педагогических технологий, направленных на расширение знаний по истории культуры и искусства (эвристические беседы, проблемные задания, дискуссии, методы исследования, построение гипотез, ролевые и деловые игры) и была ориентирована на применение, усвоение знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения. Оценка уровня сформированности профессиональной компетенции основывалась на результатах тестирования, наблюдений, анализе творческих работ, индивидуальных заданий, самостоятельной работы. Наблюдение проводилось с целью определения показателей уровня сформированности учебно-профессиональных компетентностей, таких как владение профессиональной лексикой, инновационными и креативными методами профессиональной деятельности, владение основами гуманитарных наук, готовность к творческой реализации профессиональных функций, готовность к взаимодействию с коллегами, умение правильно организовать свой труд.
В результате у всех студентов отмечается повышение уровня сформированности профессиональных компетентностей: владение инновационными и креативными методами профессиональной деятельности: нулевой срез - 44,8 %; заключительный этап
эксперимента - 77,9 %; владение основами гуманитарных наук: нулевой срез - 41,9 %; заключительный этап эксперимента - 81,2 %; взаимодействие с коллегами: нулевой срез -42,1 %; заключительный этап эксперимента - 95,2 %; умение правильно организовать свой труд: нулевой срез - 30,3 %; заключительный этап эксперимента - 61,2 %.
Отсюда можно сделать вывод, что формирование профессиональных компетентностей через систему целенаправленных проблемно-эвристических технологий педагогического процесса в рамках курса «История культуры и искусства», является перспективным направлением в подготовке студентов. Теоретическая и практическая подготовка студентов-дизайнеров способствует выполнению государственного стандарта по подготовке высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, которые способны дать профессионально грамотную консультацию в области дизайна, научить других людей эстетическому восприятию дизайнерской деятельности, а при необходимости и вести научную работу в области дизайна с позиции антропологии, гуманизации среды и педагогических задач, направленных на развитие личности граждан, на рост духовного компонента общества, составляющего сущностное начало культуры страны и ведущего к повышению качества жизни людей. Дизайнер сможет успешно сочетать профессиональное мастерство с теоретическим осмыслением творческих идей и исканий. Овладение студентами всем комплексом знаний определит готовность к восприятию профессиональных умений и навыков по конкретной специализации.
Профессиональное мастерство дизайнера - первое условие в его реализации как специалиста, работающего с новейшими методиками проектирования и конструирования одежды, обладающего профессиональным мышлением, способного творчески решать профессиональные проблемы, проявляющего стремление к постоянному совершенствованию своей профессиональной деятельности [2].
Готовность к профессиональной деятельности опирается на профессиональную компетентностью компетенция определяет характер профессиональной деятельности и качество профессиональной подготовки современного дизайнера. Необходимо формировать профессионала нового типа, имеющего когнитивную базу и личностные качества, которые соответствуют требованиям современной системы общественных отношений и ценностей.
При оптимальном варианте подготовки будущих специалистов к дизайнерской деятельности профессиональная компетентность и профессиональная готовность к практической работе формируются как взаимодополняющие свойства личности в едином творческом процессе. Однако о той или иной степени готовности к дизайнерской деятельности можно судить лишь тогда, когда личностью целенаправленно и поэтапно накоплены необходимые знания и умения.
Таким образом, компетентность студента является компонентом профессиональной компетентности и представляет собой интегральное качество личности дизайнера, которое включает в себя профессиональные, личностные, коммуникативные, мотивационноценностные свойства, определяющие степень овладения профессиональной деятельностью на основе профессиональных знаний, умений и навыков. Это позволяет будущему дизайнеру осуществлять профессиональную деятельность, наиболее эффективным образом взаимодействовать с социально-культурными институтами, а также способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности в профессиональной дизайнерской деятельности.
Литература
1. Бобиенко, О.М. Ключевые компетенции профессионала: проблемы развития и оценки / О.М.Бобиенко. - Казань: КГУ, 2006. - 146с.
2. Хамматова, В.В. Педагогические технологии профессионального обучения дизайнеров / В.В.Хамматова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. - 236с.
3. Субетто, А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций / А.И.Субетто. - СПб. - М.: ИЦПКПС, 2006. - 72с.
4. Одинцов, В.В. Школьный словарь иностранных слов: пособие для уч-ся / В.В.Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голанова, И.А.Василевская; под ред. В.В.Иванова. - М.: Просвещение, 1983. -207с.
5. Баранников, А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход /
A.В.Баранников. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 51с.
6. Шапошников, К. В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной
компетентности будущих лингвистов-переводчиков: автореферат дис. канд. пед. наук /
К.В.Шапошников. - Йошкар-Ола, 2006. - 26с.
7. Козырева, В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании: монография /
B.А.Козырева, П.Ф.Родионова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 392с.
8. Маркова, А.С. Технология массового тестирования студентов: учеб. пособие / А.С.Маркова. -М., 1996. - С.31.
© С. А. Муртазина - ст. преподаватель каф. дизайна КГТУ; В. В. Хамматова - д-р техн. наук, профессор, зав. каф. дизайна КГТУ, [email protected].