УДК 7А+373.001 и. е. КОНОВАЛОВ
И. Ш. МУТАЕВА
Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма г. Набережные Челны
К ВОПРОСУ
О НЕОБХОДИМОСТИ РАСШИРЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ______________________________
В статье рассматривается один из наиболее важных вопросов современной системы образования — компетентность и ее виды. Авторы, анализируя истоки и основные этапы развития этого явления в образовании, делают попытку конкретизации понятия «компетентность» и выявления ее компетенций, которые отражают весь спектр знаний, необходимых преподавателю физической культуры в условиях профессиональной школы. Ключевые слова: парадигма профессионального образования, компетентность, компетенции, личностные компетенции, социальные компетенции, профессиональные компетенции, компетентность преподавателя физической культуры.
Продолжающиеся, согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, позитивные изменения в сфере образования все более целенаправленно ориентируют его на «свободное развитие человека», творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность [1].
Состояние общества, его значительный потенциал (интеллектуальный, нравственный, функциональный и пр.) зависит от качества образования и воспитания молодежи, что неминуемо приводит к изменению образовательной парадигмы.
В рамках становления новой парадигмы профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения вхождения человека в социальный мир и его полноценную адаптацию к нему, становления духовной стороны личности, ее ценностно-смысловой ориентации, формирования профессионально значимых умений и навыков, т.е. получение более полного образования с целью достижения личностно и социально значимого результата.
Решение данных задач возможно при условии глубокой модернизации системы образования, активного внедрения в нее инновационных технологий, а главное — готовности самого преподавателя к таким преобразованиям.
В качестве общего определения готовности преподавателя как интегрированного показателя, на наш взгляд, выступает понятие «компетентность».
С середины прошлого века понятие «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» широко используются в быту и литературе, его толкование приводится в словарях. Так, например, в Кратком словаре иностранных слов приводится следующее определение: «компетентный (лат. сошре1еш, сошре1епИ8 — надлежащий, способный) — знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо» [2].
В 1959 году Р. Уайт, одним из первых рассматривая категорию компетенции с научной точки зрения, наполнил ее собственно личностными составляющими, включая мотивацию [3].
Позже, в 1965 году, Н. Хомский впервые делает попытку разделения понятий «компетентность» и «компетенция» [4].
Таким образом, в 60-х годах было заложено понимание различий между понятиями «компетенция» и «компетентность», где последнее трактуется как знания, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальной и профессиональной деятельности человека. В этот же период появляется такое понятие, как «коммуникативная компетентность».
1970— 1980 гг. характеризуются использованием категории компетентность в теории и практике обучения, профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия «социальные компетентности».
В 1984 Дж. Равен в своей книге «Компетентность в современном обществе» дает развернутое толкование понятия компетентность: «Это такое явление, которое состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, ... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной, ... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [5].
В 1989 году в социальной психологии появляется книга Л. А. Петровской «Компетентность в общении», где не только рассматривается сама коммуникативная компетентность, но и предлагаются конкретные специальные формы тренингов для формирования этого «свойства личности» [6].
Начиная с 1990 г. появляются работы, посвященные исследованиям компетентности как научной категории применительно к образованию. Профес-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
сиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения. Так, в книге Н. В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения», где на материале педагогической деятельности компетентность рассматривается как «свойство личности». Профессионально-педагогическая компетентность, по Н. В. Кузьминой, включает пять видов компетентности: специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся; социально-психологическая компетентность в области процессов общения; дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся; аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [7].
В этом же году А. К. Маркова проводит исследования посвященные изучению структуры профессиональной компетентности учителя, по итогам которого в этой структуре она выделяет четыре основных блока: а) профессиональные, психологические и педагогические знания; б) профессиональные, педагогические умения; в) профессиональные, психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями [8].
В более поздних работах А. К. Маркова (1996) уже выделяет специальную, социальную, личностную и индивидуальные виды профессиональной компетентности [9].
В 1998 году В. А. Кальней и С. Е. Шишов, проведя исследование, пришли к заключению о необходимости выделения в отдельную группу бытовой, гражданской и профессиональной компетентности [10].
В 2001 году в «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные компетентности, где авторы предлагают разграничить компетентности по сферам деятельности: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) [11].
В 2002 году А. В. Хуторской в своем докладе на отделении философии образования и теории педагогики РАО обозначил следующие ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования [12].
В последнее время специалисты, проводящие исследования в этой области, предлагают подход, при котором в понятие «компетентность» включается широкий круг вопросов. Так, например Г. Э. Белицкая предлагает два вида компетенций — общей и профес-
сиональной. Общая компетенция определяется ими как компетенция, необходимая для успешной деятельности как в профессиональной, так и во вне-профессиональной сфере, а профессиональная компетенция — для получения и реализации умений, знаний и навыков необходимых в профессиональной деятельности [13].
Другим примером такого подхода может служить исследование В. Н. Скрябина и Т. Ю. Христич [14]. В своей работе авторы выделяют два направления компетенций: деятельностную и социальную.
Не может остаться без нашего внимания исследование И. А. Зимней, где автор предлагает разделить компетентности на три основные группы: компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми [15].
Отмечая различные подходы в разработке вопросов компетентности, необходимо все же отметить, что во многих работах компетентность и компетенции рассматриваются как синонимы, а само понятие «компетентность» часто трактуется как профессионализм в узком смысле этого слова.
В связи с этим целью нашего исследования является конкретизация понятия «компетентность», и выявление ее компетенций, которые отражают весь спектр знаний, умений и навыков, необходимых преподавателю физической культуры в современных условиях профессиональной школы.
Проведя подробный анализ литературы, мы пришли к заключению, что компетентность — это совокупность компетенций (где компетенция, согласно Словарю русского языка С. И. Ожегова, определяется (дословно) — круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен), отражающих знания, необходимые в повседневной жизнедеятельности и избранной профессии [16]. То есть компетентность — это владение, обладание специалистом соответствующих компетенций, включающих его личностное отношение к ним и предмету деятельности, а компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной и продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенции, по своей сути, — это внутренние, потенциальные и сокрытые новообразования, проявляющиеся в знаниях, представлениях, программах действий, системах ценностей и отношений, которые, взаимодействуя, по сути, и составляют компетентность.
Специалисты, исследующие вопрос компетентности, определяют от 2-х до 39 групп компетентностей, выделяя при этом для различной деятельности разные ее виды.
В нашем исследовании компетентность преподавателя физической культуры как показатель готовности к осуществлению учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастающими требованиями к качеству профессионального образования носит полифункциональный характер, отражающий всю ширину спектра знаний, умений и навыков, необходимых педагогу в его профессии и повседневной жизнедеятельности.
Для определения компетентности преподавателя физической культуры нами определенны три основные группы компетенций, без которых, на наш взгляд, осуществление качественной педагогической
деятельности в современной профессиональной школе становится неэффективным и даже затруднительным:
1. Личностные компетенции:
— готовность к здоровьесбережению: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности вредных привычек; знание и соблюдение правил личной гигиены; свобода и ответственность выбора образа жизни;
— готовность к ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, культуры (во всех ее проявлениях), науки, производства; история цивилизаций и собственной страны;
— готовность к гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за государство, бережное отношение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
— готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, саморазвитию; смысл жизни; профессиональный рост и развитие.
2. Профессиональные компетенции:
— готовность к профессиональной деятельности: знание теоретического и практического материала, постановка и решение образовательных и воспитательных задач; нестандартные и творческие решения, духовное развитие, физическая, психическая и функциональная подготовленность, имидж, интеллектуальная деятельность;
— готовность к педагогической деятельности: коммуникативность, содержательное сотрудничество, субъект-субъектные отношения; средства, способы и формы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в различных смежных видах деятельности;
— готовность к инновационной деятельности: передовой зарубежный и отечественный опыт; здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии; трансформация педагогических методик в процесс физкультурного образования;
— готовность к интеграционной деятельности: межпредметные и внутрипредметные взаимосвязи, структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, взаимодействие накопленных знаний;
— готовность к использованию информационных технологий: прием, переработка и передача информации; владение компьютерной грамотностью и интернет-технологией.
3. Социальные компетенции:
— готовность к социальному взаимодействию: с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их погашение; сотрудничество, толерантность, уважение, мобильность;
— готовность к общению: устному, письменному, диалогу, монологу, производство и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета; межнациональное общение и пр.
Таким образом, новизна нашего исследования заключается в изучении вопроса компетентности преподавателя физической культуры, осуществляющего свою профессиональную деятельность в учебном заведении музыкального профиля. Подобных исследований в настоящее время практически нет, что подчеркивает его своевременность и актуальность.
Предлагаемый нами состав компетенций имеет свою логическую последовательность, согласно которой преподаватель — это прежде всего личность,
осознанно посвятившая себя профессии педагога, стремящаяся к достижению наивысшего мастерства в своей деятельности, способная к взаимодействию с людьми и обществом и легко интегрируемая в образовательное и социокультурное пространство.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующий вывод: компетентность — это совокупность компетенций, отражающих знания, умения и навыки, необходимые в избранной профессии и повседневной жизнедеятельности, где выбор компетенции подчеркивает положение о том, что человек, как личность, проявляется в системе отношений к себе, к обществу и другим людям, а также к профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002, № 393.
2. Лехин, И.В. Краткий словарь иностранных слов / И.В. Ле-хин, Ф.Н. Петров. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — М. : Госиздат иностранных и национальных словарей, 1950. — 454 с.
3. While R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological review, 1959, № 66.
4. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский. — М., 1972. - 144 с.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Джон Равен. — М., 2002. — 156 с.
6. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. /Л.А. Петровская. — М., 1989. — 213 с.
7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. — М., 1990. — 189 с.
8. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8. — С. 22 — 24.
9. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. — М., 1996. — 253 с.
10. Кальней, В.А. Мониторинг качества образования / В.А. Каль-ней, С.Е. Шишов. — Вологда : Изд-во Вологод. ин-та повышения квалификации. — 1998. — 203 с.
11. Стратегия модернизации содержания общего образования. — М., 2001. — 86 с.
12. Хуторской, А.В. (редактор-составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». — М., 2002.
13. Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности / Г.Э. Белецкая. — М., 1995. — 241 с.
14. Скрябин, В.Н. Модель практиконаправленной подготовки специалиста / В.Н. Скрябин, Т.Ю. Христич // Среднее профессиональное образование. — 2008. — № 4. — С. 17—19.
15. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя [электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — № 0504. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/index.htm.
16. Ожегов, С.И. Словарь русского языка /С.И. Ожегов. — Екатеринбург, 1994. — 800 с.
КОНОВАЛОВ Игорь Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент, и. о. декана факультета «Адаптивная физическая культура, сервис и туризм». МУТАЕВА Ильсияр Шафиковна, кандидат биологических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой «Теория и методика циклических видов спорта». E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.03.2009 г.
© И. Е. Коновалов, И. Ш. Мутаева
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ